Новости
- Пасхальный праздник
- 06 Май 2024
- Канон прп. Андрея Критского
- 21 Март 2024
Объявления
- 19 Апрель 2020
АДРЕС МОНАСТЫРЯ
461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.
телефон:
8(35342)2-33-15
эл.почта:(по вопросам пожертвований):
- Просьба о помощи
- 24 Октябрь 2016
Карта Сбербанка 4276460013808097
ПАССИЯ
13 Март 2021
ПАССИЯ
Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит «страдание»( по церковно-славянски-«страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Пассии обязаны своим названием тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также, иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.
В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать пассии на вечерне четырех воскресных дней Великого поста.
Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются царские врата, и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, и духовенство и все молящиеся прикладываются ко Кресту.
Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.
Пророчества в Ветхом Завете о страданиях ИисусаХриста
Вход Господень в Иерусалим. Предательство. Тайная Вечеря. Цена
предательства Христа. Против Христа будут выдвигать ложные обвинения. Христос
будет молчать перед обвинителями. Крестные страдания Христа. Предсказание о
знамениях при Кресте. Грудь Христа будет пронзена. Ветхозаветные пророчества о
распятии. Свидетельство о том, что душа Христа спустится в ад, чтобы спасти
праведников. Всемирное вечное владычество Христа. Второе пришествие.
Вход Господень в Иерусалим.
О событиях входа Господня в Иерусалим говорят три текста древних Священных
Писаний: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь
твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом
осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9–12). Апостолы прямо относили эти слова ко входу
Господню в Иерусалим. Это пророчество не может относиться не ко Христу, так как
Захария – последний царь; в это время и после не было никаких законных иудейских
царей. И когда говорится о царе, то, конечно, речь идет о Мессии, именно так понимали
этот стих все толкователи-евреи. Царь мира, потому что на осле никто никогда не воевал.
Подъяремная ослица – это символ израильского народа, а молодой осленок – языческие
народы (упрямые, как ослы). «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради
врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс. 8, 3); «Славлю Тебя, что
Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители,
соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил
Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи,
споспешествуй же!» (Пс. 117, 21–25). «Сделался главою угла», т. е. объединил два народа
– языческий и израильский. Это пророчество говорит об отвержении Христа. «О Яхве,
хоша-нá (по-арамейски буквально „помоги же!“)» – эти слова распевал народ, когда
Господь входил в Иерусалим.
Предательство.
Предательство Христа описано в 40-м псалме (Пс. 40, 5–13). Этот псалом
полностью мессианский. Здесь говорит Мессия, что он согрешил, т. е. взял грехи мира на
себя. Враги пытаются уничтожить Его, за спиной Его шепчутся. Велиал – дьявол. То же
можно сказать и о 54-м псалме (Пс. 54, 13–22). О том, что ученики разбегутсяговорится в
Книге пророка Захарии: «Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит:
от того, что меня били в доме любящих меня. О, меч! поднимись на пастыря Моего и на
ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я
обращу руку Мою на малых» (Зах. 13, 6–7).
Тайная Вечеря.
Тайная вечеря для нас важна не только как прощальная беседа Господа с
учениками, но и момент, когда был заключен Новый Завет.
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с
домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день,
когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они
нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я
заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во
внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим
народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа",
ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я
прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31, 31–34).
Законы будут написаны не снаружи, а внутри, в сердце человека. Знать Господа
будут те, кто вступит в Завет. Невоцерковленный христианин – это явление
несуществующее, так как воцерковление совершается сразу после крещения (вносят в
алтарь). По церковным правилам, те, кого мы называем невоцерковленными, –
отступники (вероотступники). Премудростью Отца является Иисус – Сын Бога, который
зовет на пир. Семь столпов – семь таинств. Слуги – это апостолы, миссионеры.
Цена предательства Христа.
Об этом подробно написано у пророка Захарии (Зах. 13, 6–7). Буду пасти овец
(еврейский народ) двумя жезлами – наградой и наказанием одновременно. Я их пасу, но
они от Меня отворачиваются, тогда и Я отвернусь и сломаю жезл благоволения. Миловать
их больше не буду (именно в этот момент Завет, заключенный с Ноем, заканчивается).
Пророчество о цене: деньги будут брошены в церковное хранилище и пойдут на землю
горшечника. Пророчество было написано за 530 лет до Рождества Христова. Почему
евреи дали именно эту сумму? Не для того ведь, чтобы пророчеству Захарии исполниться?
В Книге Исход говорится, что цена убитого раба – 30 серебренников. На момент распятия
за один серебренник давали 4 динария (1 динарий – дневная плата простого работника).
Против Христа будут выдвигать ложные обвинения.
Об этом говорят четыре псалма. 26-й: «Научи меня, Господи, пути Твоему и
наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; не предавай меня на произвол врагам
моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою» (Пс. 26, 11–12).
У пророка Иеремии Мессией является Давид, это значит, что судьба Давида –
живой прообраз жизни Христа. Второй псалом – 34-й. Этот псалом также является
мессианским. То, что не происходило с Давидом (ему никогда в жизни не приходилось
быть подсудимым), исполнилось над Христом. Без вины нападают на праведника, воздают злом за добро. 108-й псалом – одно из ярчайших предсказаний о распятии. В нем имеются предсказания об издевательстве над Господом на суде и у Креста. В этом же псалме есть прямое предсказание об Иуде. Последний из четырех – 2-й псалом: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их"» (Пс. 2, 1–3). И суд Пилата, и суд Ирода, и суд народа.
Христос будет молчать перед обвинителями.
Об этом свидетельствуют псалмы, например: «Друзья мои и искренние отступили
от язвы моей, и ближние мои стоят вдали» (Пс. 37, 12). В этом стихе речь идет о том, что
близкие и друзья Христа будут смотреть на Него издалека. У Креста стояли только
Богородица и апостол Иоанн.
Крестные страдания Христа.
«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он
был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим
за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на
Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих;
как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не
отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он
отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Емуназначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не
было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению;
когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное,
и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он
будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает
многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с
сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям
причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался
ходатаем» (Ис. 53, 4–12).
Этот текст относится только к Иисусу Христу, и все попытки отнести его к кому-
нибудь другому не удались.
21-й псалом описывает крестные страдания Христа. Сам Господь произносил слова
этотого псалма на Кресте. Текст написан за 1015 лет до Рождества Христова: «Я пролился,
как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди
внутренности моей» (Пс. 21, 15) – Он умрет от разрыва сердца; во время распятия
происходит вывих суставов. «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к
гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной» (Пс. 21, 16) – страшная жажда от
большой кровопотери. «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили
руки мои и ноги мои» (Пс. 21, 17) – ноги и руки будут пробиты гвоздями (во времена
Давида распятия еще не было, оно было изобретено персами спустя 500 лет). «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21, 19) – трое солдат
разделили между собой одежды Христа, а багряницу, чтобы не рвать, делили, кидая кости
(жребий).
«Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя»
(Пс. 21, 23). «Скажи им [братьям Моим]: восхожу… к Богу Моему» (Ин. 20, 17). Христос
обещал Отцу принести спасенное человечество. Перед Христом будут преклоняться не
только верные Богу, но и мятежники, и злодеи. «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял
меня, Господи, Боже истины» (Пс. 30, 6).
В 68-м псалме также описаны страдания Христа (Пс. 68, 2–37). «Я изнемог от
вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]» (Пс. 68, 4)
– вопль жажды. «Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен
отдать» (Пс. 68, 5) – Невинный страдает. «Да не увлечет меня стремление вод, да не
поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего» (Пс. 68, 16) –просьба о том, чтобы Господь не остался навсегда в аду.
«И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68, 22) –
прямое предсказание, что Господу дадут пить желчь и уксус. «Излей на них ярость Твою,
и пламень гнева Твоего да обымет их; жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не
будет живущих, ибо, кого Ты поразил, они [еще] преследуют, и страдания уязвленных
Тобою умножают. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду
Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс. 68, 23–
29) – исполнилось над Иерусалимом. «А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да
восставит меня» (Пс. 68, 30) – это пророчество о воскресении.
Предсказание о знамениях при Кресте.
«Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» (Амос. 5, 20).
«И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу
землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач,
и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу [в] [стране] плач,
как о единственном сыне, и конец ее будет – как горький день» (Амос. 8, 9–10). При
смерти Христа явилась тьма. Праздник Пасхи превратится в плач (многие били себя в
грудь и плакали).
Пророк Амос жил в IX веке до Рождества Христова.
Также предсказания о знамениях во время распятия есть у пророка Захарии
(Зах. 14, 1–9) и в 33-м псалме: «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится»
(Пс. 33, 21).
Грудь Христа будет пронзена.
«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и
они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об
единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10); «Ему скажут:
отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: от того, что меня били в доме
любящих меня» (Зах. 13, 6).
Ветхозаветные пророчества о распятии.
Такие пророчества есть у пророка Исаии (Ис. 52, 13 – 54, 3). Этот отрывокиспользовался апостолами в богослужении на Страстную Пятницу. Это был главный
богослужебный текст, потому что еще не было записано Евангелие. В синагоге он не
используется (изъят из текстов). В пророчестве говорится, что Господь будет изувечен
больше любого человека. При изучении Туринской плащаницы посчитали, что у Христа
на теле было 296 ран.
«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы
отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял
на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем,
наказуем и уничижен Богом» (Ис. 53, 3–4) – отвращение от него еврейского народа; Он –
заместительная жертва вместо нас, был неправедно осужден. «От уз и суда Он был взят;
но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа
Моего претерпел казнь» (Ис. 53, 8) – о божественном происхождении; Господь
действительно умрет, но не останется в смерти. «Ему назначали гроб со злодеями, но Он
погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 9) –
Он был распят вместе со злодеями, предсказание, что Господь будет погребен у Иосифа
Аримафейского.
«Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся
родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа,
говорит Господь» (Ис. 54, 1) – неплодная жена – языческая церковь.
Во 2-й главе Песни песней (Пес. 2, 8–14), дается пророчество, что Гроб Господень
нужно искать за пределами города: описана встреча Церкви и Христа в ущелье скалы
весной, и также есть пророчество о воскресении. «Я сказал Господу: Ты – Господь мой;
блага мои Тебе не нужны» (Пс. 15, 2) – человеческие дары Богу не нужны. «Господь есть
часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой» (Пс. 15, 5) – мою судьбу
Ты держишь в руках, говорит Христос Отцу. «Межи мои прошли по прекрасным
[местам], и наследие мое приятно для меня» (Пс. 15, 6) – мне приятно то, что Ты дал мне
в наследство (Церковь). «Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночьюучит
меня внутренность моя» (Пс. 15, 7) – Христос получает знание изнутри. «Всегда видел я
пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15, 8) – Отец всегда по
правую сторону от Сына, и Сын всегда по правую сторону от Отца.
Свидетельство о том, что душа Христа спустится в ад, чтобы спасти праведников.
«Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им. Из того узнаю,
что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною, а меня
сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки» (Пс. 40, 11–13);
«Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты вывел из ада душу
мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу» (Пс. 29, 3–4); «Не умру, но буду жить и
возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня.
Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа;
праведные войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением»
(Пс. 117, 17–21).
«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "пойдем и
возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши
раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред
лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря –
явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю". Что
сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и
как роса, скоро исчезающая. Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст
Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения
более, нежели всесожжений» (Осия. 6, 1–6); «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не
дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей
пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15, 10–11); «Сказал Господь
Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»
(Пс. 109, 1); «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет
Царь славы!» (Пс. 23, 7); «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков,
так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» (Пс. 67, 19).
Всемирное вечное владычество Христа.
«Когда исполнятся дни твои, и ты отойдешь к отцам твоим, тогда Я восставлю
семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его. О__Он
построит Мне дом, и утвержу престол его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне
сыном, – и милости Моей не отниму от него, как Я отнял от того, который был прежде
тебя. Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол его будет тверд
вечно» (1 Пар. 17, 11–14); «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня,
и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс. 2, 6–8); «Не много
Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8, 6); «Остры стрелы
Твои, [Сильный], – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя. Престол
Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего» (Пс. 44, 6–7); «Он будет
обладать от моря до моря и от реки до концов земли» (Пс. 71, 8).
«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в
подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов
Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде
денницы подобно росе рождение Твое» (Пс. 109, 1–3); «Умножению владычества Его и
мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и
укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает
это» (Ис. 9, 7); «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и
языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и
царство Его не разрушится» (Дан. 7, 14).
Второе пришествие.
«Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его
сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: "соберите ко Мне
святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве". И небеса провозгласят правду
Его, ибо судия сей есть Бог» (Пс. 49, 3–6). «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам;
владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец
вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле
Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою
отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис. 9, 6–7).
Также пророчества о втором пришествии Христа есть у пророков Исаии, Даниила,
Захарии (Ис. 66, 18; Дан. 7, 13–14; Зах. 14, 4–8).
назад к списку новостей