Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - 19. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

Все новости

Объявления

Все объявления

19. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Таинство Крещения

Кому мы можем говорить о таинствах, а кому нет? Что такое таинство? Зачем

нужно материальное посредство в таинствах? Количество таинств. Крещение

ключевые тексты Нового Завета. Виды Крещения. Установление Таинства

Крещения. Крещение спасает человека. Крещение соединяет со смертью Христа.

Покаяние обязательно должно предшествовать Крещению. Крещение необходимо

даже тем, кто получил дары Святого Духа. Крещение является обрезанием.

Крещение неповторимо. О вторичном Крещении. При Крещении необходимо

погружение в воду. Крещение должно быть связанно с исповеданием Святого Духа.

Условия Крещения. Последование Таинства Крещения.

 

Кому мы можем говорить о таинствах, а кому нет?

 Зачастую наша миссия построена по ложному принципу: начинают рассказывать о таинствах тем людям, которые непонятно в кого веруют. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6). Если человек не имеет веру в Триединого Бога, если он безбожник, мусульманин, такому человеку о таинствах говорить нельзя (кроме Таинства Крещения). Мы можем это сделать только в том случае, если мусульманин, например, уже что-то слышал о Евхаристии. Тогда мы должны объяснить ему суть Таинства, ведь есть мнение, что христиане пьют кровь младенцев и т.п. Вообще, тем людям, которые не верят в Триединого Бога и Боговоплощение, рассказывать о Таинствах нельзя.

 

Кому нельзя рассказывать о таинствах?

Иудеям. Мусульманам. Атеистам. Свидетелям Иеговы.

 

Кому можно рассказывать о таинствах?

Верующим в Триединого Бога. Верующим в Боговоплощение. Верующим в

богодухновенность Священного Писания.

Перед нами довольно узкая группа людей, которым доступен разговор о таинствах.

Говорить о Причастии тем, кто считает Библию сборником басен, значит давать на

осмеяние это Таинство. Мы несем очень большую ответственность за то, что и кому мы

говорим. Недаром в древней Церкви при совершении Таинства Евхаристии могли

присутствовать только верные, то есть крещеные. Перед Крещением человек должен проходить пять огласительных бесед: о Боге, о

творении мира, об Искуплении, о Церкви (таинствах), о добре и зле.

В беседе о Церкви сообщается о том, какие таинства существуют, при этом

рассматривается лишь общее их значение, без детального разбора. Подробно разбирается

последование только одного таинства – Крещения. Тем, кто уже принял Крещение,

необходимо сообщить о чинопоследовании Божественной литургии. Это дисциплина

аркана, дисциплина тайны, которая была выработана еще в II-III вв. по Р.Х. Она

предполагает сокрытие неких доктрин от неподготовленного человека. Причем эта

дисциплина действует и по отношению к другим догматам. Например, догмат о Святой

Троице нельзя рассказывать тому, кто не верит в Единого Бога, потому что он воспримет

это как рассказ о существовании трех богов.

Что такое таинство?

Слово «тайна» переводится с греческого как «мистерия». Оно имеет несколько

значений: «Тайна Господня боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Пс. 24, 14).

Здесь мы видим прямую связь тайны Господа с тайной Завета между Богом и людьми.

Тайной Бога называется тайна действий в этом мире, когда Бог являет Свою силу в этой

вселенной. Поэтому Православная Церковь признает только одну тайну –

Боговоплощение: «И беспрекословно великая благочестия тайна: Бог явился во плоти,

оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире,

вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16).

Таинство до конца непостижимо, человеку остается благоговейно молчать и

принимать силу Божию. Мы не знаем, почему нужно крестить в воде, зачем надевать

медные короны при венчании – это тайна, Богу так захотелось. Таинство – это действие

Бога, поэтому оно не зависит от греховности или безгрешности их совершающих. «Я не

знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа

сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33).

Духом Святым крестит Христос. Господь Сам совершает все Таинства.

 

Зачем нужно материальное посредство в таинствах?

Мы знаем случаи, когда Господь принимает Крещение без воды, но это

исключение, так как Господь сказал: «…кто не родится от воды и Духа, не может войти

в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Человек нуждается как в освящении духа, так и в

освящении тела. Именно поэтому таинство дается нам через вещественное посредство.

Если мы обратимся к Библии, то увидим, что Бог всегда использовал вещественное__ посредство. Неужели Бог не мог спасти Ноя без ковчега? Мог бы конечно, но Ему угодно

было, чтобы Ной построил ковчег, и в нем спаслись бы люди. Неужели Бог не мог

разделить Красное море без удара жезла Моисея? Конечно же, мог, но Бог использовал

жезл Моисея.

И в Новом Завете Господь исцелял через прикосновения или плевок, или грязь. В

чем смысл? Когда Бог использует вещество, оно не одушевлено, не способно Ему

сопротивляться. Если бы Бог использовал для наших Таинств только волю человека, у нас

никаких гарантий спасения не было бы. У нас воля меняется постоянно – то хорошая, то

плохая. А вода, например, всегда покорна воле Бога. Именно поэтому Бог всегда

использовал неодушетворенные вещества для передачи чистой Божией силы.

Количество таинств.

Главных таинств – семь. Надо помнить, что семеричное число таинств возникло в

Православной Церкви только в XV веке. В древней Церкви словами «таинство» или

«священнодействие» описывали не только известные сейчас таинства, но и другие. При

этом брак как таинство до VII века на Востоке не описывался, хотя вмешательство Бога

здесь бесспорно (это хорошо видно по ветхозаветному периоду).

У Феодора Студита (IX век) в список таинств входили: Крещение, Миропомазание,

Евхаристия, монашество, освящение Престола, погребение. В древней Церкви таинством

также считалось Священство. С XV века (времена Симеона Солунского) установились

таинства, которые известны нам сейчас: Крещение, Миропомазание, Причастие,

Покаяние, Соборование, Брак, Священство.

Согласно традиционному догматическому богословию таинства отличаются от

священных обрядов богоустановленностью.

 

Крещение: ключевые тексты Нового Завета.

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и

Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Существует непосредственная

взаимосвязь Крещения и веры. Корень Крещения – Божественная любовь Отца, Сына и

Святого Духа и распятие Господа. Крещение – это новое рождение от Бога, когда человек

приобретает возможность видеть Царствие Божие. Вода омывает тело, дух омывает душу,

но Крещение одно, в воде, которое совершает Дух Святой. «Рожденное от плоти есть

плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6). Из этих слов видно, что человек

становится богоподобным существом, подвластным Святому Духу. В Крещении человеку

даются новые духовные чувства (зрение, слух, и т.д.).

 

Виды крещения.

Мы знаем восемь видов крещения:

Всемирный потоп. Когда был крещен весь мир, смыто было зло.

Крещение евреев при Моисее в облаке и в море.

Ритуальное еврейское омовение.

Иоанново крещение, покаяние.

Крещение Христово. Таинство Крещения.

Крещение кровью мучеников.

Крещение слезами, покаяние.

Крещение огнем. Погружение в огонь навсегда. В огненном озере будут крещены

все без исключения, кроме крещеных водой.

 

Установление Таинства Крещения.

Таинство Крещения установлено со смертью и Воскресением Господа. «Итак

идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Из этой заповеди вырос наш Символ Веры. Крестит Сам Господь через священника.

Крещение – это «банею водною посредством слова» (Еф. 5, 26).

Крещение спасает человека.

В послании к Титу Господь говорит, что спасает нас через «баню возрождения»:

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости,

банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3, 5). Этот текст говорит о

спасающей роли Крещения. И об этом же говорит текст: «Так и нас ныне подобное сему

образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести,

спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21). В этом тексте говорится, что

крещение подобно ковчегу при всемирном потопе. Как никто не спасся помимо ковчега,

так никто не может спастись от огненного крещения, не погрузившись в воду Крещения.

Поэтому и сказано: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не

будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Крещение соединяет со смертью Христа.

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его

крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес

из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием]

воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было

тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос,

воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что

Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы

почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе

нашем» (Рим. 6, 3–11). Крестившиеся во Христа крестились в Его смерть. Господь был в

гробу три дня, и троекратное погружение в воду при Крещении не только символизирует

Отца, Сына и Святого Духа, но и погружение в три дня телесной смерти со Христом. Тело

греха – совокупность грехов, между собою связанных. С грехопадения Адама и Евы

любой человек рождается как бы в договоре с сатаной, а Крещение разрывает этот

договор и изгонят диавола из сердца человека.

Покаяние обязательно должно предшествовать Крещению.

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса

Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит

обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (Деян. 2,

38–39). Перед Крещением необходимо обязательное покаяние. Обетование – исполнение

пророчества Михея в Ветхом Завете о том, что Господь возьмет все наши грехи и

выбросит в море. Исполняется переданное через пророка Иезекииля обещание: «окроплю

вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших» (Иез. 36, 25). Исполняется

пророчество об источнике живой воды, текущей из Иерусалима, пророка Захарии.

Исполняется пророчество – «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян. 2, 17).

 

Крещение необходимо даже тем, кто получил дары Святого Духа.

«Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили

Святаго Духа(Деян. 10, 47). Дар Святого Духа предшествовал Крещению. «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22, 16). Крещение смывает грехи.

 

Крещение является обрезанием.

«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела

плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли

верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во

грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от

среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2, 11–14).

 

Крещение неповторимо.

«Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес. 4, 5).

 

О вторичном Крещении.

«Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается

более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового

пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех

свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете,

наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню

Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет(Евр. 10, 26–29).

 

При Крещении необходимо погружение в воду.

«Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и,

услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал:

как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с

ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на

заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В

уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли

жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя [сказать]: о ком пророк говорит это? о

себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания,

благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух

сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если

веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть

Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и

крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа

восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деян. 8, 29–39).

 

Крещение должно быть связано с исповеданием Святого Духа.

«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл

в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа,

уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им:

7

во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн

крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть

во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел

возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками

и пророчествовать» (Деян. 19, 1–6).

 

Условия Крещения.

Покаяние – освобождение от власти диавола.

Необходимо погружение в воду.

Призвание имени Отца и Сына и Святого Духа.

Крещение совершается преемниками Апостолов (при обстоятельствах,

угрожающих жизни человека, любой христианин имеет право совершить Крещение).

Вера в Бога Отца.

Вера в Иисуса Христа – Сына Божия.

Вера в Святого Духа.

 

Последование Таинства Крещения.

Наречение имени (Откр. 2, 17; 3, 5; 13, 8; 17, 8; 20, 12; Фил. 4, 3; Ис. 62, 2). Имя

означает личные отношения между Богом и человеком. Просьба включить человека в

число спасенных.

Отречение от сатаны (Ефес. 2, 1–4). Освобождение от власти диавола,

предполагается наш личный отказ от союза с диаволом.

Исповедание Символа Веры (Деян. 19, 1–6; 2 Тим. 1, 13; 2, 2).

Помазание елеем (маслом) – (Ис. 61, 3; Пс. 44, 8).

Троекратное погружение в воду – (Деян. 8, 29–39.

Надевание креста (1 Кор. 1, 18; Гал. 6, 14; Мк. 8, 34). Впервые упоминается во II веке. Знак нашей радости, силы Божией. Знак верности Христу.

Надевание белой одежды (Мф. 16, 5; 17, 2; Откр. 3, 4–5; 4, 4; 6, 11; 7, 9). Белая

одежда напоминает о Царстве Божием. Знак радости и спасения. Воскресение Господа.

Белая одежда – награда мученикам. Награда для спасенных из всех народов. Очищение

кровью Христа.

Дается светильник (свеча) в руки крещаемому (Иов. 29, 3; Пс. 118, 105; Мф. 5, 16;

25, 1–11). Знак того, что Бог наблюдает за человеком. Человек горит перед Богом. Бог

просвещает тьму человека. Человек причастен слову Божию. Светильник – сердце человеческое, а огонь – благодать Божия, порождаемая добрыми делами человека.

Светильник – знак добрых дел.

 


Назад к списку