Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - 16, ОБ ИСКУПЛЕНИИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Объявления

Все объявления

16, ОБ ИСКУПЛЕНИИ

Об искуплении

«Распятого при понтийском Пилате». Как понимать слова «искупление»,

«выкуп»? Зачем нужна Богу эта жертва? Кровь Христа очищает нас от греха.

Христос стал за нас проклятьем. Жертва является жертвой завета. Искупление распространяется на народ Бога. Почему Христос умирает на Кресте? Будущий мир будет материальным.

 

Эта тема основная и самая сложная. Апостол Павел говорит: «Слово о Христе для

погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия, ибо написано: погублю

мудрость мудрецов и разум разумных отвергну» (1 Кор. 1, 18–31). Скандал для

осуждаемых, но вызывает радость у тех, кто спасается. Не при помощи учения и

примеров, за нашу жизнь Христос отдал Свою кровь, без которой нельзя спастись – эта весть самая скандальная.

 

«Распятого при понтийском Пилате».

«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер

за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по

Писанию» (1 Кор. 15, 3) – эти слова – сердце Евангелия. Если человек не верит в

искупительную жертву Христа, то он не христианин. Невинный умер за виновных.

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овецКак

Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овецНикто не

отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять

принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10, 11–18).

Как понимать слова «искупление», «выкуп»?

«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой

свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на

всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией,

получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого

Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды

Его в прощении грехов, соделанных прежде, во [время] долготерпения Божия, к

показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим

верующего в Иисуса» (Рим. 3, 21–26). Человек участвует в смерти Господней через Крещение, в Завете с Господом в

Причастии, – тем самым спасается. В Крещении мы спасаемся. Если Крещение не

воспринимается как Таинство, значит, перед нами не спасенные люди. Писание не

говорит, что нужно просто поверить, нужно еще и спастись.

Что значит выкуп? Слово «выкуп» означает плату за пленника, выкуп Богу за

первенцев: «Все, разверзающее ложесна у всякой плоти, которую приносят Господу, из

людей и из скота, да будет твоим; только первенец из людей должен быть выкуплен, и

первородное из скота нечистого должно быть выкуплено» (Числ. 18, 15).

В Ветхом Завете описан также выкуп военнопленных и рабов (Лев. 19, 20–22; 25,

50–55). Выкуп для того, чтобы освободиться от смерти (Исх. 21, 29–31). Тот, кто платит,

называется Искупителем – тот, кто совершает чин кровной мести, и тот, кто выкупает

пленника из плена. Ценой собственной крови: «Зная, что не тленным серебром или

золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною

Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде

создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Петр. 1, 18–20).

Также написано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за

нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не

было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал,

но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо,

дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2,

21–24).

Смерть Христа уничтожает власть дьявола (но это не жертва для дьявола), жертва

принесена Богу.

Зачем нужна Богу эта жертва?

Для спасения необходимо избавить человека от власти дьявола, грех совершается

перед Богом. Бог гневался, потому что человек нарушал его заповеди. Нужна ли Богу

Кровь Сына Божия? Для собственного Бытия Божия она не нужна, а для нашего – нужна.

Человек, творящий зло навлекает на себя наказание. Бог никогда со злом не смирится.

Такая любовь, которой все равно, – это не любовь. Настоящий Бог зло не щадит. Христос

грехи не выкупал, Он человека из-под греха выкупил. Бог вылечил больного, но не

болезнь. Бог берет на Себя наказание за наш грех, а не наш грех. Образ брака в Библии:

человек берет в жены женщину и берет на себя все ее долги.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава

жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуетсяХристу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос

возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною

посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна,

или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 22–27).

Ветхозаветная церковь была отвратительна, когда ее взял Христос. «Ибо сказываю

вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то,

что о Мне, приходит к концу» (Лк. 22, 37); «Посему Я дам Ему часть между великими, и

с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям

причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался

ходатаем» (Ис. 53, 12).

Стена зла не дает Богу миловать людей, необходимо было поменять отношения

Бога и человека, но и не только. «Ранами его мы исцелились». Кровь Господня сняла с нас

наказание и исцелила нас от наших грехов. Произошла переделка, переплавка самого

человека. Кровь Христа переплавляет человека изнутри: «Иисус отвечал: истинно,

истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие

Божие» (Ин. 3, 5).

Кровь Христа очищает нас от греха.

«Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с

другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1, 7);

«Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и

Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему

Его, как и Моисей во всем доме Его. Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем,

чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его» (Евр. 3, 1).

Отступившие от Моисея погибли, тем более погибнет тот, кто отступил от

Первосвященника. Бог не гарантирует, что шансы будут всегда, можно и не успеть. Саул

хотел исправиться, хотел просить прощения у Бога, но Бог ему не отвечал. Исав желал

поменять благословение у отца, но уже не был принят. Главная мысль послания к Евреям

– нужно торопиться, чтобы не опоздать. Бог оставляет этих людей для назидания другим

людям. Воскресение из мертвых – ответ Отца на молитву Христа. Жертва была принесена

и Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Каким образом Христос стал совершеннее через

страдания? Он стал неподвластен беспорочным страстям: страданию, смерти, печали.

Получил новую власть – власть перерожденного человека.

«То лучшего завета поручителем соделался Иисус. Притом тех священников было

много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающийвечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих

чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен

быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от

грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те

первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо

Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого. Ибо закон поставляет

первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона,

[поставило] Сына, на веки совершенного» (Евр. 7, 22–28).

Апостол Павел сопоставляет Христа и Мелхиседека, он показывает, что

священство по чину Мелхиседека выше, чем по чину Аарона, потому что предок Аарона

Авраам принес десятину Мелхиседеку.

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем

сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5, 21).

Христос стал за нас проклятьем.

«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ибо

написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3, 13).

Чаша, о которой молился Христос, – это чаша гнева Божия, чаша проклятия,

которая падает на грешников. И невинный добровольно выпивает чашу проклятия, сам

становится проклятым, получает наказание как грешник за грехи других. Замена

невинным виновных – сердцевина христианства. Люди не представляют нормальной

картины прощения грехов. Послание к Евреям говорит, что у нас есть гарантия – сам

Христос умер за нас, Он и есть гарантия прощения наших грехов. На проповеди мы

должны заострять на этом внимание. Многие говорят, что у православных все легко:

согрешил, покаялся, простили. Отвечаем: да, у нас легко, потому что Невинный берет

наши наказания. Иудеев Он искупил от клятвы закона, язычников – от того, что они

сделали против совести.

Жертва является жертвой завета.

Суть Нового Завета в том, что закон Бога пишется внутри сердца человеческого. И

Бог больше не вспоминает неправд людей. Об этом написано в 8-й главе послания

апостола Павла к Евреям.

«Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего

Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» (Евр. 8, 6).__ Искупление распространяется на народ Бога.

«Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление

грехов» (Мф. 26, 28).

Кровь изливается за многих. В возможности – за всех, в реальности – за многих. Те,

кто не захотел, будут сами отвечать за свои поступки. Крещеные гибнут за свои поступки.

Некрещеный, который слышал проповедь Евангелия и отверг ее, будет отвечать еще и за

это. Те, кто не слышал проповедь Евангелия, также не свободны от вины. Об этом пишет

апостол Павел в 1-й и 2-й главе послания к Римлянам.

«И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо

устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение

хлебов, и которая называется "святое". За второю же завесою была скиния, называемая

"Святое святых", имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом

ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали

завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь

говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники

совершать Богослужение; а во вторую однажды в год один только первосвященник, не

без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. [Сим] Дух Святый

показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она

есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие

сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и

различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были

только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с

большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,

и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и

приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через

окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь

Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу

от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному(Евр. 9, 1–14).

В этом Послании говорится о превосходстве жертвы Нового Завета над жертвой

Ветхого Завета. Ветхозаветные жертвы не могли никого очистить до конца.

Ветхозаветные жертвы должны были быть тенями будущего, готовить людей ко времени

исправления. Жертва Христа – это причина нашего входа в Царство Небесное. На Голгофе

открылись двери Царства Небесного для людей. В Книге Чисел говорится об обряде

жертвоприношения (Числ. 19, 9–17), но после распятия Христа он потерял силу.

Современные иудеи совершают беззаконие, вкушая опресноки, совершая обрезание.__ Делая невольные грехи, иудеи должны очищаться водой с пеплом рыжей телицы, а так

как храма нет, рыжую телицу нельзя приносить в жертву, но раз они не очистились, то

они оскверненные, значит, они кощунствуют, совершая свои ритуалы. Когда евреи были в

изгнании, то Господь через пророка Иезекииля сказал: «На это скажи: так говорит

Господь Бог: хотя Я и удалил их к народам и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них

некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (Иез. 11, 16).

В VIII веке была предпринята попытка восстановить скинию в Хазарском каганате.

Но по Закону храм может быть только в одном месте, избранном Богом – Иерусалиме.

Кровь Господня обладает силой очищать нашу совесть от мертвых дел. Не просто

освобождает нас от наказания за грех, а освобождает от греха внутри нас и от привычки;

от тяги ко греху Кровь освобождает. Для того чтобы спастись, нужно покаяться и

причащаться (это знает любой христианин). Без пролития крови не бывает прощения.

Исправить жизнь можно только ценой жизни, так как грех выходит из самых глубин

человеческой жизни. Кровь лечится только кровью. Мы прощаем друг друга просто так,

но не очищаем друг друга от греха. Мы прощаем друг друга без жертвы, подражая

Христу, как и Он простил вас.

Реинкарнации не существует.

«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27).

Однажды человек умирает, а потом Суд. И однажды человек очищается. Очищение

проявляется в том, что человек теряет сознание сделанного греха, перестает воспринимать

свой грех как свое собственное. Одной жертвой Бог делает совершенными освящаемых.

«Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается

более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового

пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех

свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете,

наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню

Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет(Евр. 10, 26–29).

Апостол Павел в послании к Ефесянам пишет, что мы освободились от власти

дьявола – ему нечем за нас держаться (Еф. 2, 4–22). Крещаемого помазывают маслом, и

дьявол не может за него ухватиться. Распятие открывает нам любовь Божию с новой,

немыслимой стороны, о которой иначе никто и не узнал бы (даже ангелы). Для апостола

Павла искупление есть новое творение человека, новое создание человека. Иисус – мир

наш. Он примирил иудеев и язычников и сделал их единым целым. Он упразднил вражду

евреев и язычников. А закон заповедей Он упраздняет учением. На Кресте прекращает

действие моисеев Закон. Все кашерности, запреты закончились. Из двух народов Он делает одного нового человека, таким образом, устраивается мир между людьми. И евреи

враждовали с Богом, потому что нарушали заповеди, и язычники, потому что поступали

бессовестно. Но и тех, и других Христос в Себе примиряет с Богом. Дальние – это

язычники, близкие – иудеи, мир благовествуется обоим. Через Крест Господа и иудеи, и

язычники одинаково получили доступ к Богу Отцу в одном Духе – в Святом Духе.

Почему Христос умирает на Кресте?

Святитель Афанасий Великий говорит, что если кто-то выходит на бой, то победа

бывает тогда, когда он играет по правилам противника. Дьявол придумал крестную

смерть для Господа (самая позорная казнь). Господь побеждает дьявола по правилам

дьявола. Крест – эта казнь, которая сочетает в себе и висение в воздухе, и пролитие крови.

Пролитие крови нужно для прощения грехов; повешенье нужно, чтобы уничтожить власть

воздушного князя (Сатаны); повешение на дереве – чтобы деревом послушания вылечить

дерево преслушания (первородный грех Адама).

«И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая

разуметь, какою смертью Он умрет» (Ин. 12, 32–33).

Раскинутые руки Господа пробиты гвоздями, чтобы исцелить руки Адама,

простертые ко злу; ребра пробиты копьем, чтобы исцелить преступления той, которая

взята из ребра; коронован терновым венцом, чтобы снять проклятье с земли (терние и

волчцы). Все это есть в богослужении Страстной Пятницы, Великой Субботы. Где умер

Адам, там и распят был Христос.

Будущий мир будет материальным.

В будущем веке будет воскресение плоти. Господь спустится на Елеонскую гору.

«Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду,

чтобы судить все народы отовсюду» (Иоил. 3, 12). Соберет всех в долину Иосафата. Ад

будет в мертвом море. Сатана говорит, что духовное – хорошее, а плотское – плохое. Это

не так. Бог – Творец и плоти, и духа. Ему дорого то и другое.


Назад к списку