Новости
- Пасхальный праздник
- 06 Май 2024
- Канон прп. Андрея Критского
- 21 Март 2024
Объявления
- 19 Апрель 2020
АДРЕС МОНАСТЫРЯ
461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.
телефон:
8(35342)2-33-15
эл.почта:(по вопросам пожертвований):
- Просьба о помощи
- 24 Октябрь 2016
Карта Сбербанка 4276460013808097
07. О ТРОИЦЕ - О СЫНЕ ХРИСТЕ.
О Пресвятой Троице. О Боге Сыне – Христе
Свойства Божии. Зачем Бог открыл нам тайну Пресвятой Троицы? Действия
Троицы. Объяснение догмата о Пресвятой Троице. Свидетельства Библии о
Пресвятой Троице. Свойства Бога Отца. Упоминание о Боге Сыне (Христе) в Ветхом Завете. Упоминание о Боге Сыне (Христе) в Новом Завете. Божество Сына. Действия Сына в истории человечества до пришествия в мир. Божие триединство.
Одна из самых сложных тем – учение о Пресвятой Троице. Когда мы рассказываем
о каком-либо догмате, то сначала должны дать его описание, а потом его
проиллюстрировать. Когда мы говорим о Троице, то должны сказать: «Бог – единая
Сущность (одно царство, одно могущество, одна власть, одна сила), пребывающая в трех
Личностях (трех Я, трех Самосознаниях)».
Свойства Божии
Вечносущий, бессмертный, нетленный, неподвластный изменениям, благой,
праведный, святой, милосердный. В Библии содержится 80 имен Божиих, и все они
описывают сущность (природу) Бога, отвечают на вопрос: кто такой Бог? Священное
Писание, Предание и наш личный опыт говорят о том, что Бог – это три Личности, но не
три отдельных бога, а Один Бог. Эти три Личности отличаются друг от друга, это разные
Я. В Боге есть познаваемое и непознаваемое. Тайна Троицы была открыта людям Богом.
Отличия между Личностями (ипостасями) святой Троицы следующие: Бог Отец не
рождается, Бог Сын (Христос) рождается, Святой Дух исходит от Отца. Нельзя сказать,
что Бог старше Сына. Он первичней Сына в смысле бытия, но не старше.
Я включаю свет в помещении. Что возникает первым: накаливание лампочки или
свет? Если мы пренебрежем временем накаливания, то они сосуществуют одновременно,
но лампочка первичней, чем свет, от нее идущий. Поэтому Отец всегда начало, Сын
всегда от Отца, но при этом Они сосуществуют в вечности. В Божественной природе нет
времени, поэтому категории «старше–моложе» по отношению к Лицам святой Троицы
некорректны. Православное учение говорит о монархии Отца – единоначалии. Бог – один,
так как один источник Божества обеспечивает единство Божественной сущности.
хорошо визуализирует учение о Пресвятой Троице пример со свечками. Берем три
свечки. Сначала зажигаем одну, потом от нее одновременно зажигаем две других,
соединяем их и оставляем гореть вместе. Сколько огней? Один. Сколько горящих свечей?
Три. Это яркий пример, на котором легче понять, что Троица – один Бог. Рождение непредполагает отделение Сына от Отца, так как Бог нематериален. Исхождение
Святого Духа не предполагает отделения по тем же причинам нематериальности. А раз
Бог вездесущ (вездесущ Отец, вездесущ Сын и вездесущ Дух Святой), то они находятся
один в другом. Нельзя сказать, что здесь сфера Отца, там сфера Сына, а еще где-то сфера
Духа Святого.
Зачем Бог открыл нам тайну Пресвятой Троицы?
Бог открыл нам тайну пресвятой Троицы для того, чтобы мы знали своего Творца и
правильно поклонялись Ему для нашего спасения.
Зачем нам знать, что есть Бог Отец? Он остается нашим Отцом и в крещении.
Зачем нам нужно знать, что Иисус – это Сын Божий? Мы остаемся сынами
Божиими в соединении со Христом. Соединяясь с Сыном, мы становимся сыновьями.
Зачем нам нужно знать, что Дух Святой исходит от Отца? Мы получаем помазание
при Крещении и становимся людьми Исхода. Поэтому главный праздник христиан –
Пасха (Исход).
Действия Троицы.
Бог триедин в вечности и всегда действует как Пресвятая Троица. Бог Отец –
замышляющая причина, Бог Сын – творящая сила, Бог Дух Святой – сила, приводящая к
совершенству. Это касается творения: Отец задумал, Сын сотворил, Дух Святой приводит
в совершенство. Это касается дарования закона, гибели Содома и Гоморры,
боговоплощения и так далее. В боговоплощении Отец отдает своего Сына в жертву за
людей. Но почему не Сам Отец воплощается? Потому что Он не рожден, и если бы Он
родился на земле, то изменилась бы Его природа, ипостасные свойства. Если ли бы Дух
Святой родился, он перестал бы быть Духом. В силу этого воплощается именно Сын,
чтобы Божественная природа не изменилась. Это говорит о том, что человеческое
рождение сродственно Божественному рождению, это один из отпечатков образа Божиего
в человеке. Даже рождение животных – далекое эхо Божественных отношений. Весь мир
пронизан духом Божественной жизни.
Объяснение догмата о Пресвятой Троице.
Самый главный пример, который мы должны использовать, чтобы объяснить
догмат о Пресвятой Троице, особенно мусульманам – это пример человека. Человек – ум,
слово, душа (т. е. жизнь, которая оживляет тело, или дыхание, которое выражает слово).
Дыхание связано с жизнью (живешь – дышишь), но дыхание дает нашему словувозможность себя проявить. Также наш разум: он всегда имеет в себе способность
словесного выражения и имеет, собственно, жизнь, но при этом жизнь и разум – не одно и
то же, и разум без жизни не существует. Есть слово, свойственное разуму; не может быть
разума, не обладающего способностью к говорению. Если мы не можем мыслить, то мы и
не существуем. Бог Отец – это ум, поэтому Он называется мирородным Умом. Ум,
который выражается через Свое Слово (Христа) и Дух (дыхание), который это слово
передает людям. Мы верим в одного Бога, Его Слово и Его Дух.
Свидетельства Библии о Пресвятой Троице.
Библия говорит о действиях Пресвятой Троицы в течение всей истории жизни мира
(Быт. 1, 1–25). Мы читаем «сказал, создал, назвал» – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой,
и то же самое второго, третьего, четвертого дня. Мы видим одно действие, но
исполняемое тремя Личностями. Когда мы говорим о творении человека, то можно
упомянуть слова Книги Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по
подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами
небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по
земле» (Быт. 1, 26). В оригинальном тексте глагол стоит во множественном числе. Так же
он переведен и на русский язык. Это говорит о действии всех Лиц Пресвятой Троицы.
Свойства Бога Отца.
Согласно ранним Отцам Церкви, при упоминании Бога не в смысле природы, а в
смысле Личности без какого-то предиката имеется в виду Бог Отец. Его ипостаное
свойство – нерожденность. «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального»
(1 Ин. 2, 14).
Упоминание о Боге Сыне (Христе) в Ветхом Завете.
Его главное имя, отличающее Его от других Личностей, – Сын. О рождении Сына
говорится еще в Ветхом Завете, например, в греческом варианте 109-м псалма. В русском
переводе не совсем точно передан смысл: «Из чрева прежде денницы подобно росе
рождение Твое» (Пс. 109, 3). Греческий подлинник звучит так: «Из чрева прежде денницы
Я родил Тебя». Прежде Денницы, т. е. прежде сотворения «Утренней звезды» –
Люцифера_______. Из чрева значит из сущности Отца. Во 2-ом псалме очень много говорится о
Сыне Божием: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя… Почтите Сына,
чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его
возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2, 7–12). В Ветхом Завете, у пророка Исаии, прямо говорится о Сыне: «Ибо младенец
родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный,
Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9, 6). Здесь слово «мир»
употреблено в смысле примирения, потому что князем мира сего в смысле владычества
называют дьявола. В Книге Притчей также говорится о Сыне Божием: «Кто восходил на
небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто
поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?» (Прит. 30,
4). В Книге Иисуса сына Сирахова тоже есть упоминание о Сыне Божием: «Воззвал я к
Господу, Отцу Господа моего, чтобы Он не оставил меня во дни скорби» (Сирах 51, 14).
Бог Отец Бога. О Слове Божием (Сыне) в Ветхом Завете упоминается около 2500 раз.
Упоминание о Боге Сыне (Христе) в Новом Завете.
Нет смысла приводить все места Нового Завета, где упоминается о Сыне Божием,
потому что такие упоминания имеются в любой главе. Имя Сына Божия упоминается в
Священном Писании Нового Завета 83 раза.
Рождение. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1).
Сын вечно стремится к Отцу, а Отец вечно отдает Себя Сыну. Здесь говорится о вечной
любви между Отцом, Сыном и Духом Святым. «Оно было в начале у Бога. Все чрез Него
начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и
жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 2–4). В Сыне был Дух Святой. «Он не был свет, но
[был послан], чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который
просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 8–9). Свет истинный
просвещающий – это Сын Божий. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное
благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1,
14). Единородный – единственный у Родителя, отличный от усыновленного. «Бога не
видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18).
Личности пребывают одна в другой – Отец в Сыне, Сын в Отце.
Сын обладает полным знанием Отца. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не
знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет
открыть» (Мф. 11, 27).
Сын – полнота Бога. «И от полноты Его все мы приняли и благодать на
благодать» (Ин. 1, 16). Какой полноты? Об этом говорит послание к Колоссянам: «Ибо в
Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9).
Бог Сын обладает такой же властью, как и Отец. «Иисус же говорил им: Отец Мой
доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, нои Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это
Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от
Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела
больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так
и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы
все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего
Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего
Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5,
17–24). Сын говорит, что не может Сам от Себя творить, потому что Отец – причина. Сын
есть Слово Отца, разум Отца полностью проявляется в Сыне. Сын знает все. «Господи! Ты
все знаешь» (Ин. 21, 17).
Божество Сына.
Сын точно являет нам Отца. Об этом говорит вся первая глава послания апостола
Павла к Евреям (Евр. 1, 1–14). На нее можно опираться, когда речь идет о Божестве Сына.
Писание специально подчеркивает, что Сын – не ангел по своей природе, что все ангелы
поклонились Сыну (Евр. 1, 4–5). Бог говорит, что высшее Откровение – через Сына
(Евр. 1, 1–2). Отец не может быть без Сына, и Сын – «сияние славы и образ ипостаси Его»
(Евр. 1, 3). Сын – Образ Личности (ипостаси) Бога, поэтому Христос говорит: «Я есмь
путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня… Видевший
Меня видел Отца… Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14, 6–10). Христос – Путь, потому что
подражающий Ему идет к Отцу, Он – Истина, потому что Он – мерило всего, что есть в
этом мире, Он – Жизнь, потому что дает все виды жизни. Видевшей Его видел и Отца.
Далее о Сыне говорится, что Он держит «все словом силы Своей» (Евр. 1, 3).
Господь весь мир держит словом силы Своей, а в греческом подлиннике написано
«вращает все одним пальцем, Словом Своей Силы». Вселенная держится одним пальцем
Бога Сына. Сын – Вседержитель, Правитель, Искупитель, Ему поклоняются все ангелы,
Он вечно сосуществует со Отцом, Он – точный образ Отца. Божество во Христе – это то
же Божество, которое свойственно и Отцу, и Святому Духу. Небо и землю сотворил Иисус
Христос: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр. 1, 10).
Господь говорит в Откровении: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се,
жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 17–18). «Я первый и Я
последний» (Ис. 44, 6), говорит Иегова – Тот же, Кто говорит, что первый и последний
есть Иисус. Очень важное место есть в первом послании к Коринфянам: «Для самих жепризванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1,
24). Иисус Христос есть Божия сила и Божия премудрость. Слово «премудрость» в
Ветхом Завете означает Христа (например, в притчах царя Соломона», Прит. 8, 22–36).
«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву,
растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с
возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она
сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие,
и живите, и ходите путем разума"» (Прит. 9, 1–6). Дом – православная Церковь, семь
столпов – семь Таинств, жертва – человеческая природа Христа, трапеза – святое
Причастие, слуги – миссионеры. Описание сущности Христа Бога (что Он такое) есть в
Притчах царя Соломона (Прч. 7, 21–27; 8, 1). Самый главный аргумент в пользу
Божественности Христа очень простой. Когда спрашивают, кто такой Христос, можно
ответить словами Евангелия: «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем
Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог
и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20). Двух истинных богов не бывает. Аргумент против
Свидетелей Иеговы: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святаго Духа» (Мф. 28, 19). У Ветхого и Нового Завета один и тот же Автор.
Действия Сына в истории человечества до пришествия в мир.
Сын участвовал в творении, Сын создал человека по образу Своему, т. е. по образу
Сына и по подобию Духа; образ Отца – Сын, который уподобляется Отцу. Когда Адам
согрешил, именно Сын искал Адама в раю: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в
раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между
деревьями рая» (Быт. 3, 8). И нашел его после своего вочеловечения и Воскресения на дне
ада. Ветхий и Новый Завет – одна линия Откровения, ведущая к одной цели. Адама из рая
изгнал Бог: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и
теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и
не стал жить вечно» (Быт. 3, 22). Отец повелел изгнать Адама, Сын изгнал, Святой Дух
поставил охрану у ворот рая. К Каину Бог обращался голосом (Словом), другими словами,
Сыном. В Ветхом Завете находятся несколько тысяч свидетельств о действиях Христа.
Божие триединство.
«Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого»
(Быт. 11, 7). Сойдем и смешаем – множественное число. Отец повелел, Сын смешал
языки, Дух рассеял народы по всей земле. Также Агарь встретилась в пустыне с Сыном(Быт. 16, 7–14). И Сын посылает мусульман на христиан за наши грехи. В главах 18 и 19
Книги Бытия тайна триединства описана очень ясно: «Три мужа стоят против него… И
сказали ему… сказал Господь… Он сказал… И встали» (Быт. 18, 2–16). Далее: «И пролил
Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Быт. 19, 24).
«Господь от Господа» – речь здесь идет о Сыне, именно Он сжег Содом и Гоморру.
В Книге Исход в 3-й главе сказано, что именно Сын вывел евреев из Египта,
первенцев египетских тоже истреблял Сын (Прем. 18, 12–17). Величайшее Откровение
имени Яхве – Иегова было дано именно Сыном Божим: «И сказал Моисей Богу: вот, я
приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они
скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И
сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх. 3, 13–
14). Именно Иисус сказал, что Он есть Яхве. Триединство Отца, Сына и Святого Духа
хорошо видно и в Книге пророка Исаии в 63-й главе (Ис. 63, 7–14). Вся Священная
история – это история действия Отца, Сына и Святого Духа.
Назад к списку