Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - 12. ПРОМЫСЕЛ БОГА ОБ ИЗРАИЛЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

Все новости

Объявления

  • 19 Апрель 2020
  • АДРЕС МОНАСТЫРЯ

    461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.

    телефон:

    8(35342)2-33-15

     

    эл.почта:(по вопросам пожертвований):

     buzulukjenmonastyr@yandex.ru

     

     

     

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

12. ПРОМЫСЕЛ БОГА ОБ ИЗРАИЛЕ

Какие доказательства того, что Иисус послан Богом Ветхого Завета, можно

привести из Писания? Почему православным нельзя молиться вместе с иудеями?

Промышление Бога об избранном народе. Зачем нужны жертвы? Судьбы народов в руках народов. Завет обрезания. Жертвоприношение Исаака. Почему Бог принимает одного и отвергает другого. История Лавана и Иакова. Богоборчество Израиля. Грехи. Почему Бог открывает себя язычнику фараону. Избранничество Моисея. Место перехода евреями Красного моря. Кары египетские. Почему спас

принесенный в жертву ягненок? Зачем людям был дан ветхозаветный закон?

Ритуальная нечистота. Значение праздников. Запрет определенных видов пищи.

Почему Бог повелел евреям полностью истребить хананеев.

 

 Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета – один и тот же Бог. Он действовал в

Ветхом и в Новом Завете. Мы верим в Бога – Создателя неба и земли, в Иисуса Христа, пришедшего в бытие, и в Духа Святого, говорившего через пророков. Еще во II веке гностиком Маркионом было выдвинуто учение, по которому есть два бога: бог справедливости Ветхого Завета и бог любви Нового Завета – и это разные боги. И когда святой Поликарп Смирнский с ним встретился, то, осудив, назвал его первенцем Сатаны.

 

Какие доказательства того, что Иисус послан Богом Ветхого Завета, можно

привести из Писания?

1. В Новом Завете 276 ссылок на Ветхий Завет.

2. Бог в Ветхом Завете предсказывал пришествие Сына Божия.

3. Сам Господь говорил: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть

на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то

поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5, 45–46).

 

Почему православным нельзя молиться вместе с иудеями?

Молиться православным с иудеями запрещено, потому что иудеи хулят Сына

Божия. За это Бог отошел от них, и теперь, как писал святитель Иоанн Златоуст, синагоги

– излюбленное обиталище демонов, Бог с презрением отвергает молитвы иудеев. Как может Отец принимать молитвы тех, кто убил и по сей день не признает Его Сына?

Иудеи, отвергшие Иисуса Христа – Мессию, обещанного Ветхим Заветом, виновны

против Бога Отца и против Духа Святого. Потому не принимаются их молитвы, а ихпоклонение не приносит никакой пользы. Закон иудеи не соблюдают, потому что 80% закона связано с богослужением, принесением жертв, выполнить это невозможно за отсутствием Храма. А Храм разрушил Бог.

 

Промышление Бога об избранном народе

Вся Священная история – это целая цепь избраний. Бог берет одних и отвергает

других. Сначала Бог принял жертву Авеля, отверг жертву Каина. Затем через Сифа пошла родословная детей Божиих. Затем Бог отверг все человечество и спас 8 человек (Ной и его семья). Потом Бог выбирает из трех потомков Ноя одного – Сима. Затем из потомков Сима выбирает Авраама (его предок – единственный, кто не участвовал в строительстве Вавилонской башни, кроме того, он поверил Богу, что вменилось Ему в праведность, Быт. 15, 5). В Библии упоминается несколько заветов. Первый – с Адамом, второй – с Ноем, третий – с Авраамом, потом будут заветы с Исааком, Иаковом и, наконец, завет,

данный через Моисея, – Ветхий Завет. «Завет» (евр. – берит) означает договор, причем неравноправных сторон, имеет силу с момента смерти. Завет – это договор между Богом и человеком (его потомками), который вступает в силу с момента жертвы (смерть, приносимая жизнью). Договор предполагает некие условия: это соблюдение заповедей – со стороны человека, а Бог, со своей стороны обещает хранить участников договора и дать им обещанное.

Авраам вырывается Богом из обычной жизни, и Авраам Богу доверяет и слушает

Его (Быт. 12, 1–3). Авраам отказывается от родины, от родства, от всех земных

привязанностей, он идет просто за Богом несмотря ни на что. Так начинает

формироваться новое сообщество – народ Завета. Начинается он с верности одного

единственного человека, и Бог вот уже 4000 лет хранит верность, данную Аврааму.

Понятие договора также предполагает некую соразмерность человека и Бога. Отношения

человека и Бога строятся на личной основе, на этой основе действуют все таинства.

Крещение детей у нас существует с Авраама: завет вступает в силу с 8-го дня жизни ребенка. Вера, которая спасает, – это доверие вопреки здравому смыслу. Верить Богу вопреки науке , национальной культуре, обществу. Полное доверие Богу несмотря ни на что и есть путь праведности для человека. Особенность появляющегося Завета – это история полного, абсолютного доверия Богу.

 

Зачем нужны жертвы?

Убийство жертвенных животных в Ветхом Завете – это прообраз смерти Христа.

Христос умер за нас, а должны были умереть мы. Животные умирают вместо нас. Этообраз Христа. Невинный умирает вместо виновного. Ценой жизни может быть только жизнь. Жизнь не покупается иной ценой. Принесением жертв прощались грехи, сделанные по неосторожности. Ветхий Завет знал единственный способ прощения сознательных грехов – смерть самого грешника. Поэтому за убийство предполагалось единственная жертва – казнь убийцы, но бывали и исключения. Бог прощал человека, например, царя Давида, Манассию и других. Это происходило в силу того, что Бог лично прощал человека. Смерть животных означает договор между Богом и людьми. Кровавые жертвы, бывшие в Ветхом Завете, напоминали об одной истине: жертвенная кровь вылечит болезненные глубины жизни людей.

 

Праздник Пасхи в Иерусалиме в Ветхом Завете.

Подходя к Иерусалиму вы бы почувствовали запах крови. Переходя через поток

Кедрон, вы бы увидели кровяную реку. За один день приносилось в жертву 225 000 овец.

Огромный двор Храма Соломона (100х100 м) был по щиколотку залит кровью. Вы бы услышали звуки, которые были слышны даже до Хеврона: на ступенях Храма, стояли 3 000 певцов, которые пели в унисон, их пение сопровождалось игрой 300 арф и 150 огромных труб, звучали десятки больших тарелок – кимвалов. Громадным ковшом священник высыпал кадильный ладан на жертвенник, клубы ладана покрывали Иерусалим. Пение, толпы людей, пляшущих от радости вокруг. Левиты топорами рубят мясо, сотни священников режут быков. Неподалеку быки целиком сжигаются на жертвеннике (8х8 метра), причем стоит вой от огня, на нем горят целые деревья. Но это лишь тень будущего. Истина (православный храм) отбрасывала такую тень.

Главнейшая мысль ветхозаветного человечества: умение пожертвовать умом,

волей, чувствами – жизнь за жизнь. Глубины человека могут быть исцелены только жертвой. Память необходимости жертвы сохранилась и у языческих народов. Посмотрите на мусульман – они режут баранов, хотя и не знают зачем.

Разные виды жертвы – это разные аспекты жертвы Христа: за грех – искупление; за милость – благодарение.

 

Судьбы народов в руках народов.

Бог обещает Аврааму землю, но не дает ее. Сила земли – образ Небес, Бог показал,

что обещанная земля, это символ будущего Небесного Царства. Бог также говорит, что

существует некая чаша беззакония для каждого народа. Эта чаша наполняется злыми

делами народа. Есть коллективная ответственность людей. Существуют народные

традиции, и, если народ не живет в Боге, традиции становятся все хуже и хуже.

Происходит деградация людей, которые отделены от Бога, зло разъедает их душу. Бог_говорит: «Ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15, 16), т. е.

судьбы народов – в руках народов и в руках Божиих – как следствие. Бог смотрит на беззакония и стирает народы с лица земли или милует их.

 

Завет обрезания.

«Я вот завет Мой с тобою» (Быт. 17, 4). Бог – источник завета. Мы не боимся

сожжения всех Библий, потому что наш завет не в Библии, а в Боге. Вся Церковь стоит на личном договоре. Крещение – личный договор, вступление в личный контакт; Причастие – личный контакт, без этого контакта ничего не работает. «И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за

серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой» (Быт. 17, 9–14).

Одна из высших клятв в Ветхом Завете была клятва семенем Авраама, клятва

будущим Спасителем. Обрезание означало обуздание похотливости, и это было знаком обрезания греха. Восьмой день – знак будущего века. Обрезание провело черту между возникающим народом (евреями) и другими народами. Бог занимается селекцией, Он берет одного человека (угодившего Ему) и начинает селекцию святости. В Израиле происходит постепенный подъем духовности. Бог не сразу дает заповеди во всей полноте, Он постепенно обучает человечество – в той мере, в какой народ это может усвоить.

Сначала Бог запрещает идолослужение, убийство, взятие в жены иноплеменниц, затем, во времена Моисея, было запрещено прелюбодеяние, браки с родственниками, ко времени Христа исчезает многоженство.

 

Жертвоприношение Исаака.

Бог повелевает Аврааму принести в жертву сына Исаака (Быт. 22, 1–24). Зачем это

было нужно?

 1. Это было нужно Аврааму, а не Богу. Бог хотел, чтобы Авраам дошел до края,

чтобы он понимал: Исаак – дитя обетования, которое Авраам родил в сто лет, и дитя – не его, он Божий.

2. Бог выявил в Аврааме верность.

3. Жертвоприношение Авраама не только является прообразом жертвы Христа (это происходило на соседней горе, Исаак сам нес на себе дрова, на месте, где нашли овна для жертвоприношения, теперь храм Гроба Господня), но и показывает причинно- следственную связь. Бог как бы говорит, что если человек ради Меня не пожалел сына своего, то и Я не пожалею Сына Своего ради человека. Выбор Христа сформировался

выбором его предков, происходит как бы накопление добрых дел. В чем был для Авраама особый ужас этого жертвоприношения? Авраам мог усомниться в Боге. Бог обещал ему умножение потомков, но в то же время приказал принести в жертву единственного сына.

Апостол Павел пишет о вере Авраама: Авраам верил, что Бог может воскресить Исаака (Евр. 11, 8–20).

 

Почему Бог принимает одного и отвергает другого.

«Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. Исаак был

сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из

Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. И молился Исаак Господу о жене своей,

потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились» (Быт. 25, 19–26). Иаков и Исав еще в утробе, но Бог говорит, что один из них будет больший, а другой меньший. Он предопределил одного быть большим, другого меньшим. Господь видел их выбор, поэтому Он зарание выбирает одного и отвергает другого. Спасение – это дар Бога, человек может быть достоин спасения, но без воли Бога спастись невозможно.

 

История Лавана и Иакова.

Почему Иаков обманул Лавана? Иаков пас стада Лавана почти без всякой платы, и

ангел Господень открыл Иакову, как могут рождаться здоровые овцы, а как – слабые. Иаков хотел взять заработок, и воспользовался этим. Бог повелевает распределять имущество так, как угодно Ему (Быт. 30, 32–43).

 

Богоборчество Израиля.

«И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать

сынов своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все,

что у него [было]. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и,

увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у

Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал:

не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И

сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков

одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты

спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому:

Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло

солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны

Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что [Боровшийся] коснулся

жилы на составе бедра Иакова» (Быт. 32, 22–32).

Богоборчество Израиля – это борьба за богопознание, поэтому Иаков требует

открыть имя Бога. Иаков борется с Богом в темноте и начинает понимать, что с ним

борется Сильнейший. Сильнейший не может победить Иакова: здесь идет речь о свободе

воли. Бог дает раскрыть Себя Иакову полностью, с другой стороны, Он показывает Свое

могущество и то, что ему угодно желание познать его волю до борьбы с ним. Имя Израиль

имеет два смысла – богоборец и боговидец. Израиль может быть видящим Бога,

борющимся вместе с Богом, а может быть – борющимся против Бога. В судьбе Израиля

так и получается, современный Израиль – богоборец, который борется против Бога, а

должен был бороться вместе с Богом.

 

Грехи.

Библия честна и никогда не приукрашивает своих героев, поэтому в Библии

встречаются места, повествующие о грехах. Библия рассказывает о том, что есть на самом

деле. Бог показывает, что Он действует даже через грешников, Его воля все равно

продолжает действовать несмотря ни на что. И Бог зло людей оборачивает в добро.

Иосифа братья продали в Египет, а он стал визирем Египта и спас не только Египет, но и

израильтян от голода. Царь Давид согрешил, когда прелюбодействовал с Вирсавией, и

отправил ее мужа на смерть. Но интересно: в Книге Царств еще до этого греха пророкпредсказал, что у Давида родится сын, который построит Храм (Соломон). Вся Священная

история – это указание на то, как Господь управляет миром – Он и грех, и добро

использует. Грех оборачивает к добру, зло пресекает.

 

Почему Бог открывает себя язычнику фараону.

Сердце царя в руке Божьей. Господь управляет всеми правителями народов.

Человек, который поставлен на такое место, даже если он нечестивый, язычник, не знающий Бога, все равно открыт для Бога, потому что Господь через него управляет миром.

 

Избранничество Моисея.

Почему Бог выбрал Моисея, ведь он был убийцей египтянина? Библия не

осуждает Моисея за убийство египтянина. Мы должны научиться понимать Библию по- библейски. Бог часто призывает в пророки не в награду за что-то, а тогда, когда человек может воспринять призыв Бога. У Бога такая воля – Ему так хочется.

Почему Моисей пререкался с Богом? Потому что свободная воля человека

сохраняется перед лицом Бога. И Моисей пререкался с Богом, и Иеремия. В 4-й главе Книги Исхода есть много моментов, которые требуют уточнения: «И пошел Моисей, и

возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не

отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой,

первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а

если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. Дорогою на

ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора,

взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала:

ты жених крови у меня. И отошел от него [Господь]. Тогда сказала она: жених крови

по обрезанию» (Исх. 4, 18–26).

Почему Бог хотел умертвить Моисея? Потому что Моисей нарушил завет, хотя и

был призван Богом. Завет нарушил, потому что послушал Сепфору, а она настаивала на__том, чтобы не обрезать сына, подождать. За это Господь хотел даже умертвить своего

пророка (вот что бывает с теми, кто задерживает крещение своих детей).

Почему Израиль называется сыном? Речь идет о предуказании на будущее,

усыновление в Ветхом Завете было, но усыновлялся целый народ. Бог сделал Израиль

народом своих детей, поэтому Он и говорит, что Израиль – Мой первенец, затем уже идут

другие народы.

Почему Бог ожесточил сердце фараона? Божие действие усиливает в человеке его

внутренние склонности. Ожесточение сердца фараона означало, что Бог выявил его

жестокое сердце, глубины его сердца. Поэтому христиане не должны обращать внимание,

если от их слов люди становятся еще большими богоборцами: Бог ожесточает сердце их,

выявляет то, что в глубинах сердца. В 10-я главе Книги Исхода объясняется: «Ибо в этот

раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты

узнал, что нет подобного Мне на всей земле; так как Я простер руку Мою, то поразил бы

тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли: но для того Я сохранил тебя,

чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле; ты

еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, – вот, Я пошлю завтра, в

это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня

основания его доныне» (Исх. 9, 14–18).

Традиционная хронология исхода, установленная в XIX веке, противоречит

библейской хронологии. Согласно традиционной хронологии, исход произошел или при

Рамзесе II, или при Меренптахе, что датируется XIII веком до Рождества Христова.

Согласно Библии, исход евреев из Египта произошел в XVI веке до Рождества Христова.

Конец среднего царства в Египте ознаменовался страшной катастрофой, описанной в

«папирусе Ипувера» Лейденской рукописи (сохранилась копия VI века до Рождества

Христова): река превратилась в потоки крови, описываются библейские казни египетские.

Поэтому, когда говорят о противоречии между Библией и историей в этом отношении,

речь идет о противоречии между ложной хронологией и Библией. Фараон Мернефта

погиб в водовороте, бросившись вслед за евреями.

 

Место перехода евреями Красного моря.

В районе Суэцкого канала перейти море было невозможно, потому что на его дне

углубления и скалы. Море Ям-Суф (евр. «Море Тростника» или), которое упоминается в Писании, – это не Красное море. Скорее всего, место перехода произошло в районе Средиземного моря. У многих народов сохранились воспоминания о громадных волнах, высотой около шести километров, и катастрофе, относящимся ко времени исхода евреев из Египта.

 

Кары египетские.

Почему кары распространяются на всех египтян? Египтяне отвечали за то, что они

убивали еврейских детей (топили еврейских мальчиков в воде). Что посеет человек, то и пожнет. Почему было десять кар? Эти кары последовательно падали на всех богов Египта (животных, солнце и др.).

 

Почему спас принесенный в жертву ягненок?

Ягненок был символом Иисуса Христа, кровь ягненка означала спасение.

Зачем людям был дан ветхозаветный закон?

Для диагностики. Чтобы показать, в каком духовном состоянии они находятся. Для

этого даны были все заповеди. Заповеди нужно было исполнять, и Бог показывал, что без

Него люди не смогут эти заповеди исполнить. Заповеди в Ветхом Завете были более

легкими, чем заповеди Евангелия. Если ветхозаветные заповеди требовали изменения

только внешнего человека, то новозаветные – изменения человека внутреннего.

Почему Бог разрешил смертную казнь, дав при этом заповедь «не убей»? Убийство

и казнь принципиально разные вещи. Убийство – это преступление, злодейство, а

наказание за него – казнь.

Что означает скиния (шатер)? Скиния – образ Тела Христова. В скинии действовал

Сын Божий, Он стоял в облачном столпе. Святой Григорий Нисский в произведении «О

жизни Моисея Законодателя» подробно описывает символику скинии. Самая святая часть

скинии – ковчег завета (место над крышкой, из которого являлся голос Бога и говорил с

Моисеем), завесы – ангельские силы (ангелы были вышиты). Ковчег означал весь мир,

управляемый Богом. Главной задачей было очищать грехи людей через кропление крови

на крышку ковчега. А крышка ковчега символизировала Христа Спасителя. Все

Священные сосуды в скинии – прообраз Христа. Семисвечник – символ семи даров

Святого Духа. Скиния – прообраз Небес, как и наш храм.

Ритуальная нечистота.

К видам ритуальной нечистоты относятся: 1) месячные у женщины; 2) время после

родов у женщин; 3) после близости; 4) в случае поллюций; 5) после проказы и других болезней; 6) появление плесени на домах. Все эти виды нечистоты связаны со смертью, а смерть является прямым результатом греха. Первородный грех передается через близость. Месячные женщины и поллюции у мужчин – это несостоявшиеся жизни.

 

Значение праздников.

1. Суббота – день покоя, благодарения Бога за творение.

2. Пасха – праздник в честь избавления от египетского рабства, прообраз

воскресения Христова как избавления от смерти.

3. Опресноки – знак чистоты жизни.

4. Праздник первых плодов – напоминание будущего воскресения мертвых (на

второй день Пасхи).

5. Праздник Пятидесятницы – дарование закона и завершения жатвы, прообраз

будущего сошествия Святого Духа.

6. Праздник кущ – прямых параллелей не имеет, означает будущее Царство Божие,

когда люди будут жить в обновленных телах.

7. Праздник труб – гражданский Новый Год (трубили в трубы и вспоминали о Суде

Божием).

8. Йом Кипур – день очищения, один день в году евреи постились, ничего не ели.

Единственный раз в году священник входил в Святая Святых и отсылался в пустыню козел для отпущения. Этот день символизирует жертву Иисуса Христа (Воздвижение Креста Господня).

 

Запрет определенных видов пищи.

Это знак отделения еврейского народа от других народов. Это средство дано для

для того, чтобы народ Божий не вступал в дружеские отношения с язычниками: чтобы дружбы не было, чтобы вместе нельзя было есть. Пример запрещенных животных: свинья (нельзя быть чревоугодным как свинья), волк (нельзя быть хищным, как волк), верблюд (нельзя быть злопамятным, как верблюд). Об этом подробно пишет святой Кирилл Александрийский в книге «Глафира, или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия (Исход)».

 

Почему Бог повелел евреям полностью истребить хананеев?

«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не

научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя

проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 9–14); «Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор. 9, 4–5). Бог

повелел Израилю сделать то же самое, что Сам обычно делал через наводнения, потоп, огонь, и др. Мера беззакония наполнилась и кара должна прийти.

В следующем отрывке ошибка перевода: «А народ, бывший в нем, он вывел и

положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим» (2 Цар. 12, 31). Он поставил их не под молотилки, а к молотилкам, бросил их не в обжигательные печи, а к обжигательным печам.


Назад к списку