Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - 20. ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

20. ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

Верующие должны получить благодать Святого Духа. Действие благодати Святого Духа в человеке. Дары Святого Духа. Две крайности: возвеличивание и умаление плотского. Что дает миропомазание? Плоды Святого Духа. Каким образом подавался Дух Святой? Дары Святого Духа Коринфской Церкви. История происхождения миропомазания. Откуда взялся обычай помазываться миром? Сложности, связанные с миропомазанием. Состав мира. Упоминание елея в Священном Писании.

 

Верующие должны получить благодать Святого Духа.

В Новом Завете сказано, что верующие должны получить Святого Духа. «Сие

сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа

Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 39).

Действие благодати Святого Духа в человеке.

В Православной Церкви Святой Дух подается двумя видами: через миропомазаниеи через возложение рук епископа. Дух Божий дает жизнь человеку, Дух Святой соприсущ человеку с момента Творения. Он не нечто постороннее, приходящее извне, Он Тот, Кто был в человеке. После грехопадения человеческая структура изменилась, и Дух Святой стал посторонней силой для человека. В Священном Писании есть два вида текстов: одни говорят о том, что человек несет на себе отпечаток Святого Духа, другие подчеркивают,

что этот образ искаженный, испорченный. Этот образ истлен был страстями, но он возобновляется Богом.

«И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам» (Суд. 11, 29). «И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал» (Суд. 14, 6). Здесь мы видим, что действие Духа Святого внешне дает человеку силу, как Самсону. Или как Гедеону дает способность организовать, собрать воедино разрозненную армию. Или дает способность к правлению народом, как Моисею. Это все внешние действия Духа Святого,

Он извне приходит к человеку, а не изнутри. Все дары Святого Духа, о которых говорится в Ветхом Завете, действуют извне, они не могут преобразить человека изнутри.

«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучамиоттого, что [Бог] говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вотлице его сияет, и боялись подойти к нему (Исх. 34, 29–30). Лицо сияет – это неточный

русский перевод, в еврейском подлиннике – «кожа лица Его стала светиться», свет шел снаружи, а не изнутри,

Миропомазание связано с Крещением, так как после Крещения человек принимает Духа, но Дух Святой может приходить и до, и после Крещения в смысле исповедания веры.

Действия Святого Духа:

Человек возрождается Святым Духом в Таинстве Крещения. Христиане получают

печать дара Святого Духа в Таинстве Миропомазания.

Дары Святого Духа.

Причастники Святого Духа. «Ибо невозможно однажды просвещенных, и

вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго» (Евр. 6, 4).

Дух Святой запечатывает нас. «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым

вы запечатлены в день искупления» (Ефс. 4, 30).

Становимся храмом живущего в нас Святого Духа. «Не знаете ли, что тела ваши

суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои(1 Кор. 6, 19).

Обогащаемся надеждой через Духа Святого. «Бог же надежды да исполнит вас

всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15, 13).

Святой Дух – залог нашего спасения. «Утверждающий же нас с вами во Христе и

помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21–22). Эти слова являются основанием нашей формулы миропомазания.

Личная Пятидесятница.

Тайна будущего века. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух

Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если

Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, ОтчеСей самый Дух__свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» (Рим. 8, 9–16). Существует закон плоти и закон Духа, они противоположны друг другу. Закон плоти – это плотская жизнь.

Если главное ставится вне Бога, то это плотская жизнь. Если люди следуют закону мира сего, то они становятся говорящими животными.

Две крайности: возвеличивание и умаление плотского.

Мы должны уйти от двух крайностей: возвеличивания плотского и в то же время

ругания всего телесного. Были такие движения – катаров, альбигойцев, богомиров,

павликиан, манихеев, вальденсов, теософов. Все эти ереси утверждали, что материальный

мир есть творение злого начала, что вещество, материя – это зло. Это, конечно, ложное

учение. Все материальное, в том числе и наслаждения, созданы Богом. «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13, 4).

Золотая середина: не возвышать потребностей плоти над духом, помнить, что задача тела – быть рабом души, но и о рабе надо заботиться.

Бесовские учения об умалении брака в конце времен. «Дух же ясно говорит, что в

последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и

учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (Тим. 4, 1–4).

Например, учение Порфирия Иванова.

 

Что дает Миропомазание?

Святой Дух поселяется в сердце человека. Миропомазание дает главную

жизненную силу человеку. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). Дух Божий живет в человеке – это и есть главная жизненная сила человека.

Дух вводит в нас Христа, а Христос – Бога Отца. Это путь вхождения в нас Святой

Троицы. «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8, 10).

Дар Миропомазания связан с будущим Воскресением. «Если же Дух Того, Кто

воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых

оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8, 11). Есть два

Воскресения: в осуждение (в вечную гибель) и в оправдание (в вечную жизнь).__ Усыновление. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8, 14).

«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 16–17). Святой Дух является гарантом того, что мы наследники Божии.

Плоды Святого Духа.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22–23). Эти плоды вырастают

из дара Духа Святого, Которого мы получаем в Миропомазании. Поэтому и христиане

называются письмом Христа: «вы показываете собою, что вы письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3, 3).

Каким образом подавался Дух Святой?

«Которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не

сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда

возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян. 8, 15–17). «Во время

пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя

[там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же

сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы

крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение... и, когда Павел возложил на них руки,

нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать»

(Деян. 19, 1–3, 6).

Дары Святого Духа Коринфской Церкви.

Этим дарам посвящена вся 12 глава 1-го послания Коринфянам: «Одному дается

Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом;

иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному

различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие

производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 8– 11). Самый главный дар Святого Духа – любовь (1 Кор. 13, 1–13). До сих пор в Церквм сохранились все дары Святого Духа, которые были даны в день Пятидесятницы.

 

История происхождения миропомазания

Древнейшее Святое Предание говорит, что помазание восходит к святым

апостолам, которые помазывали пресвитеров по образцу Ветхого Завета. «Впрочем, вы

имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, [равно как] и то, что всякая ложь не от истины» (1 Ин. 2, 20–21). Миропомазание дает человеку возможность распознавать то, что он уже знает. Истина дается в помазании.

«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это

антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2, 22). Отрицание, что Иисус есть

Христос – это отрицание того, что Он есть помазанник Божий. Антихристами являются те, кто отвергает воплощение Христово, кто утверждает, что Христос по плоти не еврей (не Мошиах, Мессия). «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Ин. 2, 23). Это прямой стих про мусульман, которые отвергают Христа как Сына Божия.

«Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас

то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» (1 Ин. 2, 24). Догмат сам по себе обладает спасающей силой, так как передается от Христа. «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (Ин. 2, 27). Помазание получено от Бога, оно учит нас всему. Церковь должна отказаться обучаться вероучению от внешних источников. Она может брать формулировки, но само содержание учения во всей полноте содержится в Церкви изначально. Дух Святой, пребывающий в Церкви, учит ее всему.

Откуда взялся обычай помазываться миром?

Миро взято по обычаю Ветхозаветной Церкви: «И сказал Господь Моисею, говоря:

возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию

собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все

принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все

принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня

великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне» (Исх. 30, 22–30). «А из сыновей священнических

[некоторые] составляли миро из веществ благовонных» (1 Пар. 9, 30).

«Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и

фимиамом, всякими порошками мироварника(Пес. 3, 6). Это образ Церкви. Образ же

Христа описан так: «От благовония мастей твоих имя твое как разлитое миро;

поэтому девицы любят тебя» (Пес. 1, 2). Разлитое миро, потому что до воплощения миро

было закупорено, а после стало разлито, то есть действенно, и благоухающие Его

наполнили вселенную: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам

торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во

всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних

запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто

способен к сему(2 Кор. 2, 14–16).

Сложности, связанные с миропомазанием.

В древней Церкви существовало две традиции, связанных с миропомазаниемДо

IV века (до Лаодикийского собора, 47 канонического правила), миропомазание

обязательно совершалось, но часто совершалось до Крещения. Помазание миром всегда сопровождало Крещение, но было или до, или после.

7-е правило II Вселенского Собора говорит о помазании: лба, глаз, ноздрей, рта,

ушей. Более поздняя Церковная традиция добавила к этому: грудь, руки, ноги.

Главное – это органы чувств, у христианина создаются новые органы чувств.

Почему до Крещения и почему после? В Писании есть два эпизода, когда Святой

Дух сошел до Крещения: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Пречистая Мария получила Духа Святого до своего Крещения. И в Писании рассказывается еще об одном случае: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» (Деян. 10, 44). Здесь мы видим, как на язычников, которые научились основам веры, сначала сходит Святой Дух, а потом уже они крестятся.

В следующий главе Апостол Петр говорит: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале» (Деян. 11, 15). Петр отождествляет схождение Святого Духа, бывшее здесь, со схождением в день Пятидесятницы.

Почему здесь Дух Святой сходит прежде Крещения? Это было первое Крещение

язычников. Эта практика была внедрена в некоторых Церквях Востока, например, в Антиохийской Церкви, когда миропомазывали после Символа Веры, но до Крещения. И последним из святых отцов, кто говорил о такой практике, был Иоанн Златоуст.

 

Состав мира.

Традиция варения мира идет от Апостолов. Сейчас при мироварении используют

33 вещества и каждый год добавляют миро с предыдущего года. Основа миро – оливковое масло, белое и красное вино, разные масла, ладан. «Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли»

(Быт. 8, 11). Масленичный лист – конец гнева Божия.

 

Упоминание елея в Священном Писании.

Елей упоминается во многих местах Священного Писания: «Возвестить

сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача елей

радости, вместо унылого духа славная одежда, и назовут их сильными правдою,

насаждением Господа во славу Его» (Ис. 61, 3) «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44, 8).


Назад к списку