Новости
- Пасхальный праздник
- 06 Май 2024
- Канон прп. Андрея Критского
- 21 Март 2024
Объявления
- 19 Апрель 2020
АДРЕС МОНАСТЫРЯ
461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.
телефон:
8(35342)2-33-15
эл.почта:(по вопросам пожертвований):
- Просьба о помощи
- 24 Октябрь 2016
Карта Сбербанка 4276460013808097
27. О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
О вечной жизни
Участь грешников после Воскресения. Аргументы против вечных мучений.
Царство Небесное. Меры награды. Место Рая. Описание Рая.
Участь грешников после Воскресения.
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). По
словам Спасителя, грешников, не пожелавших на Земле принести покаяние и жить по-
заповедям Божиим, ожидает вечное мучение. Их ждет вечное удаление от Бога. Их ждет
страшное состояние – ощущение вечного геенского огня: «где червь их не умирает и огонь
не угасает» (Мк. 9, 44).
Почему мучения будут вечными? Очень много мест в Библии, говорящих о вечных
мучениях грешников. Сам Бог в Писании называется поядающим огнем. «Ибо Господь,
Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор. 4, 24). «Знай же ныне, что
Господь, Бог твой, идет пред тобою, [как] огнь поядающий; Он будет истреблять их и
низлагать их пред тобою, и ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе
Господь» (Втор. 9, 3). «…потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29).
На Суде ничего нельзя будет уже изменить. «Когда же пошли они покупать,
пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились» (Мф. 25, 10).
Изменить на Суде ничего нельзя, покаяние и добрые дела принимаются только на земле.
«Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в
двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю
вас, откуда вы» (Лк. 13, 25). Это образ великого отвержения. Вы видите Царствие Божие,
а войти не можете.
Геенна огненная. «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону;
а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 22). «…и если глаз твой
соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь,
нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18, 9). Есть много
других мест в Священном Писании о геенне огненной. Геенна – это долина снов возле
Иерусалима, в Библии называется еще долина Тафет. В этом месте идолопоклоннические
цари Израиля устроили место для человеческих жертв. Там сжигали детей в жертву
диаволу. Стоял огромный идол с бычьей головой, в которой находилась печка для
сжигания. Тафет был уничтожен благочестивым царем Осией, жрицы были там же убиты.
А на месте капища появилась всенародная свалка, куда выбрасывали трупы казненных людей, лишенных погребения. Чтобы не распространялась эпидемия,там постоянно горел
огонь, и из трупов выползали черви. Если посмотреть на Иерусалим со стороны горы
Елеонской, то долина находилась с левой стороны. «И будут выходить и увидят трупы
людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они
мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66, 24).
Печь огненная. «И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов»
(Мф. 13, 50). Печь – это ограниченное пространство.
Тьма кромешная. «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там
будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12). «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и
ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.
22, 13). «…а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет
зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25, 30).
Кромешная – внешняя, эти люди будут находиться вне общения с праведниками.
Озеро огненное и серное. «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший
чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся
его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр. 19, 20).
Ада после Суда не будет. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это
смерть вторая» (Откр. 20, 14).
Времени больше не будет. «И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил
небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже
не будет» (Откр. 10, 6). Именно поэтому наступит вечность.
Люди не смогут больше никому вредить, даже себе. «Тогда сказал царь слугам:
связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и
скрежет зубов» (Мф. 22, 13). Человек не сможет никому навредить.
Разная мера наказания. «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с
Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16, 27). «Который
воздаст каждому по делам его» (Рим. 2, 6). «Раб же тот, который знал волю господина
своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и
сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и
потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47–48). Город, где не
было миссионеров, меньше подвергнется наказанию, нежели город, отвергший
миссионеров. «Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в
день суда, нежели городу тому» (Мф. 10, 15).__ Все мучения будут вечными. Об этом писал пророк Исаия (Ис. 66, 24), пророк
Даниил говорил, что грешники восстанут на вечное поругание (Дан. 12, 20). Писали об
этом также Матфей (Мф. 25, 46), Иуда (Иуд. 1, 7), апостол Павел (Фес. 1, 9).
Аргументы против вечных мучений.
Бог – любовь. Как Он может вечно мучить человека? Бог – и любовь, и
справедливость одновременно, и каждому воздает по делам. Григорий Нисский говорит,
что «в день Суда все люди признают абсолютную справедливость Бога». Любовь не
радуется неправде, а радуется истине. Любовь и справедливость – это одно и то же.
«Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.
3, 14). Любовь – есть исполнение закона: «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь
есть исполнение закона» (Рим. 13, 10). У любви нет радости неправды, и она не
противоречит наказанию (1 Кор. 13, 1–13).
Выражение «мука вечная» нужно понимать аллегорически. Слово «вечная»
означает «век» или другой период времени, обязательно конечный. Библия аллегорически
не толкуется, за исключением иносказательных притч. Слово «вечный» в одной и той же
библейской цитате стоит и перед грешниками, и перед праведниками. Тогда что же
получается – праведники не будут в раю вечно? Аргумент направлен против вечного
блаженства праведников. Учение об отвержении вечного наказания осуждено на V
Вселенском Соборе и другими соборными постановлениями. Человек, который
придерживается этого аргумента, подпадает под осуждение этих соборов и должен быть
лишен Святого Причастия и православного погребения, если он не покается.
Если Бог кого-то накажет, получается, что Он не смог его исправить. Что же, Бог
проиграл? Да, Бог проиграл, человек не захотел Его слушаться. Виноват в этом сам
человек, Бог не хотел наказания, но свобода воли такова, что человек может навсегда
отвергнуть волю Божию.
Как праведники будут блаженствовать, когда их близкие будут в аду? Родственные
связи кончаются со смертью. Человек должен будет на земле сделать выбор: «Кто любит
отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более,
нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37).
Несправедливо наказывать всех вечным наказанием. Наказания будут разные. Мера
наказания зависит от меры греха человека. А вечность – это отторжение человека от Бога.
Августин Блаженный писал, что наказание в тюрьме намного дольше по времени, нежели
совершение какого-либо греха: кражи, убийства, прелюбодеяния. И это считается
нормальным. «Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными__ стрелами, – идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами!Это будет вам от
руки Моей; в мучении умрете» (Ис. 50, 11). Вечный огонь зажигает сам человек.
Царство Небесное.
Праведники после Воскресения удостоятся Царствия Небесного, которое не от
мира сего: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было
Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан
Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18, 36). Смотри также у апостола Матфея
(Мф. 5, 3; 7, 21; 8, 11; 11, 11; 19, 14; 25, 1).
Писание говорит о трех Царствах Бога: природы, благодати и Славы.
В Царстве природы Бог царствует над всем творением.
Царство благодати начинается со времен искупления, но предначиналось тогда,
когда Бог царствовал над своим народом Израилем.
Царство Славы – это Царство Небесное, которое начнется со Второго Пришествия
Христа.
Царство Небесное в силе. «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4, 20).
В Царство Небесное призваны все. «Мы просили и убеждали и умоляли поступать
достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1 Фес. 2, 12).
В Царствии Божием люди будут в вечном состоянии праведности. «Ибо Царствие
Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).
«И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и
радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и
воздыхание удалятся» (Ис. 35, 10). «И возвратятся избавленные Господом и придут на
Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и
вздохи удалятся» (Ис. 51, 11). «За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут
радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у
них» (Ис. 61, 7).
Дух Святой – источник Царства. Он вводит людей в Царство Небесное, где люди
будут богами: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и
благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы
нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками
Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то
вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели
рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в
терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего
Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних
грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и
избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный
вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 1, 3–11).
6) Христос – Вечный Царь, который будет царствовать над людьми. Суть жизни
вечной заключается в следующем: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого
истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Здесь узнавать не о
Боге, а узнавать Бога, через личный контакт. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и
имели с избытком» (Ин. 10, 10). Избыток – это те дары, которые Господь дает помимо
жизни, помимо общения с Собой.
Меры награды.
Бог похвалит человека. «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в
малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего»
(Мф. 25, 23).
Христос исповедует человека перед Отцом Своим. «Итак всякого, кто исповедает
Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32).
Венец правды. «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне
Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление
Его» (2 Тим. 4, 8).
Праведники облекутся в сверкающие одежды. «Радостью буду радоваться о
Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения,
одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил
убранством» (Ис. 61, 10). «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду
свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16, 15). «И
дано было ей [Церкви] облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность
святых» (Откр. 19, 8). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится,
мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и
воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не
оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому
что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие
самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2 Кор. 5, 1–5).
Конец мира. «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда
упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть,
потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то
ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам
Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 24–28).
Люди будут подобны ангелам. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих;
ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного»
(Мф. 18, 10).
Люди будут видеть Бога лицом к лицу: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога
узрят» (Мф. 5, 8); «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда
же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор.
13, 12). «…когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»
(1 Ин. 3, 2).
Праведники будут сиять, как солнце в Царстве Отца Небесного. «Тогда праведники
воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.
13, 43).
Праведники будут восседать на престоле Христа Спасителя. «Побеждающему дам
сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его»
(Откр. 3, 21).
Праведники будут царствовать вместе с Христом. «Верно слово: если мы с Ним
умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если
отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2, 11–12).
Праведники не будут ни алкать, ни жаждать. «Они не будут уже ни алкать, ни
жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди
престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую
слезу с очей их» (Откр. 7, 16–17).
Награда праведников не будет одинаковой. Евангелист Матфей пишет: «ибо
приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст
каждому по делам его» (Мф. 16, 27). «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14, 2).
Каждый получит награду по своему труду, пишет апостол Павел: «Насаждающий же и
поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду». (1 Кор. 3, 8).
«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот
малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим
наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо
и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6). Награда миссионерам. «Итак сказал: некоторый человек высокого рода
отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав
же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я
возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не
хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел
призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему:
хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять
городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и
этому: и ты будь над пятью городами» (Лк. 19, 12–27).
Образ вечного пира. Смотри у пророка Исаии (Ис. 25, 6–11). Пир будет
заключаться, в первую очередь, в богообщении, а не во вкушении пищи.
Место Рая
Ириней Лионский говорит: «одни будут жить в возвращенном раю, другие будут
жить на земле кротких, иные будут жить в горнем Иерусалиме, другие будут жить в
Небе, некоторые будут жить выше всех Небес, но все будут созерцать сладчайший лик
Иисусов и видеть Бога Отца». Разные обители у Отца.
Описание Рая
Иоанн Златоуст говорит: «Представь состояние той жизни, насколько возможно
представить его себе: ибо вполне изобразить ее по достоинству не в состоянии никакое
слово, но из того, что мы слышим, как бы из каких-нибудь загадок, мы можем получить
некоторое неясное о ней представление. Отбеже, говорит (Писание), болезнь, и печаль, и
воздыхание (Ис. 35, 10). Что же может быть блаженнее такой жизни? Не нужно там
бояться ни бедности, ни болезни; не видно ни обижающего, ни обижаемого, ни
раздражающего, ни раздражаемого, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого
непристойною похотию, ни заботящегося о приобретении необходимого для жизни, ни
мучимого желанием власти и господства: ибо вся буря наших страстей, затихнув,
прекратится, и все будет в мире, веселии и радости, все тихо и спокойно, все день, и
ясность, и свет, – свет не этот нынешний, но другой, который настолько светлее этого,
насколько этот блистательнее светильничного. Свет там не помрачается ни ночью, ни
от сгущения облаков; не жжет и не палит тел, потому что нет там ни ночи, ни вечера,
ни холода, ни жара, ни другой какой перемены времен, но иное какое-то состояние,
которое познают одни достойные; нет там ни старости, ни бедствий старости, но все тленное отброшено, так как повсюду господствует слава нетленная. А что всего
важнее, это – непрерывное наслаждение общением со Христом, вместе с ангелами, с
архангелами, с горними силами». Подробное описание Царствия Небесного имеется в двух
последних главах Откровения Иоанна Богослова (Откр. 21, 1–27; 22, 1–20).
Назад к списку