Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - 06. КТО ТАКОЙ БОГ?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

  • Молебен 19 ноября
  • 19 Ноябрь 2017
  • Ежегодно во всем мире вспоминают жертв дорожно-транспортных происшествий. Цель Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 19 ноября 2017 года, заключается в том, чтобы почтить память погибших и выразить соболезнования членам их семей, а также еще раз обратить внимание всех людей на необходимость соблюдения правил дорожного движения.

  • В последний путь
  • 24 Октябрь 2017
  • Бузулук. 23 октября 2017 года епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил заупокойную Божественную литургию и отпевание новопреставленного протоиерея Василия Илларионова в храме Всех Святых Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря.

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

06. КТО ТАКОЙ БОГ?

Кто такой Бог?

Доказательства Бытия БожияБог – Творец всегоБог – ЛичностьБог

нематериаленБога Отца изображать нельзяБог не имеет физического обликаБог

бессмертенБог – ДухПричина существования БогаБог – Создатель всегоКто

сотворил БогаБог является началом всегоБог вечныйБог – единственныйна

кого можно полагатьсяБог вне времениБог – жизньБог вседовольныйУ Бога

есть желанияБог бесстрастен – Он не может страдатьВ Боге нет недостаткаБог ни

в чем не нуждаетсяБог вездесущий и всенаполняющийЕсть особые местав

которых обитает БогБог все видит и все слышитБог имеет характерБог всеведущ

– Он все знаетБог называется премудрымБог хочетчтобы все люди спаслись.

Воля БогаЧувства БогаУ Бога есть эмоцииУ Бога есть бесстрастная ненависть ко

грехуУ Бога один закончтобы все люди и ангелы были такими жекак и Он.

Молитва человека может всё изменить.

 Сначала необходимо изложитьчто мы понимаем под словом «Бог», а потом уже

переходить к томуКто Он такой.

Доказательства Бытия Божия.

Существуют пять основных доказательств Бытия БожияХотя на данный момент

(2008 годесть двадцать одно неопровергнутое доказательство Бытия Божиявсе они

сводятся к пяти основным: 1) онтологическому; 2) этическому (Декартову); 3)

телеологическому; 4) космологическому; 5) историко-психологическому.

Онтологическое доказательство. От слова «онтос» – от гречὤν (родпὄντος)

— сущийОнтология – учение о томчто существуето бытииВ Боге как существе

всесовершеннейшем не может отсутствовать такое качествокак бытиеибоесли

существо всесовершеннейшее не имеет бытияоно уже не всесовершенноСуществует

некая иерархия бытияв которой есть более совершенные и менее совершенные вещиМы можем говорить о более или менее совершенном при условиичто у нас есть понятие

высшего СовершенстваВысказывание «абсолютная истина в томчто не существует

абсолютной истины» не имеет смыслаесли нет абсолютной истиныне может быть

абсолютно истинного сужденияследовательносамо это суждение тоже не может быть

абсолютно истиннымТеперь возникает вопросявляется ли это предельное совершенство. иллюзорнымАбсолютное совершенство не может не иметь бытияа иначе оно не будет абсолютным совершенствомЕсли говорить про реальный миронтологический аргумент Ансельма Кентерберийского является самым убедительныму нас существует мышлениеоценивающее все происходящееБез чего процесс мышления вообще не возможенБез рассужденияА рассуждение предполагает оценку.

Космологическое доказательствоВсе в этом мире имеет внешнюю причину по

отношению к себеСледовательновся Вселенная тоже должна иметь внешнюю по

отношению к себе причинуЭта причина и называется БогомЛогика очень простаесли

каждая из частей целого имеет внешнюю по отношению к себе причинуто и само целое

должно иметь внешнюю по отношению к себе причинуМожно поспорить с этим

аргументомсказавчто представление о причинно-следственных связях – это иллюзия.

ДаможноПравдамы в таком случае должны отказаться от органов чувствпотому что

мы в наблюдаемом мире видим глазамислышим ушамивоспринимаем другими

органами чувств причинно-следственные связиТакова реальность нашего мираВпрочеми от нее можно отказатьсязаявивчто мир – это результат моей галлюцинацииТогда я буду внешней причиной по отношению ко всему мируВнешняя причина останетсятолько ею буду яИ тогда теория неопровержима в принципеС ней невозможно споритьпотому что кто будет со мной споритьЕсли все – моя внешняя галлюцинацияспорить невозможноС галлюцинациями не спорятОднако что же делатьесли галлюцинация вдруг ударит тебя по лицуВедь на сон не обидишься.

Самый красивый аргументкоторый чаще всего приводится в Библии – это

телеологическое доказательствоОт созерцания красоты творений сравнительно

познается красота Рододелателя (Прем. 13, 5, церковнославянский текст) – автора этой

природыАргумент звучит очень простоМир настолько сложенчто он не может

появиться случайноСледы разумного замысла настолько явнычто проигнорировать их

практически невозможноОб этом пишет Книга премудрости Соломона.

Естьнапримерзамечательная штукамобильный телефонМожет ли он

получиться случайноНетконечноналичие разумного замысла очевидноМожет ли

случайно возникнуть тот мозгкоторый телефон спроектировалНетВ науке есть так

называемый антропный принципСогласно антропному принципуВселенная устроена

такчтобы в ней могла возникнуть разумная жизньМировые постоянные настолько

точнычто любое их изменение приведет к невозможности существования жизни во

ВселеннойНапримеризменение тяжести электронов всего в три раза (а электрон имеет

ничтожный вес), приведет к томучто не смогут существовать никакие элементы тяжелее

гелияИ таких примеров очень много

Бог – Творец всего.

Все эти аргументы приводят нас к мысли, что разговор о Боге удобней всего

начинать с понятия Творец. Бог – причина мира, Он – Творец мира, Он – художник

мироздания. Бог сделал нечто иное, чем Он сам. Поэтому, когда мы говорим о Боге, мы

говорим, что есть Создатель мира, иной, чем мир. Почему мы говорим о Создателе, а не

просто о некой силе? Здесь как раз вступает в действие онтологический аргумент. Если

мы говорим об уровне совершенства, то существо, которое себя осознает, более

совершенно, чем существо, которое себя не осознает. Верховное Совершенство,

абсолютное Совершенство, никак не может быть не самоосознающим. Иначе оно будет

менее совершенно, чем человек.

Бог – Личность.

Верховное, абсолютное совершенство должно быть личностным. Когда мы

говорим о личности, мы говорим не о лице в смысле физиономии. Личность – это тот, кто

может сказать – Я.

Итак, когда мы говорим о Боге как о Творце, мы имеем в виду, что Бог не есть мир,

следовательно, Он не описывается теми характеристиками, которые существуют в мире.

Бог нематериален.

Каковы основные характеристики мира? Пространство, время, материя, энергия.

Следовательно, Бог – вне пространства, вне времени, вне материи и вне энергии. Он иной

– Он Дух. Дух есть нематериальное существо по определению. Нематериальность

означает, что у Бога нет формы, цвета, вкуса, запаха, объема. Он не передвигается с места

на место. У Него нет веса. Его нельзя измерить никакими приборами.

Бога Отца изображать нельзя.

Часто задают вопрос: Почему у вас в храме изображают Бога Отца? Это

неканонично. Это нарушение. Это запрещение VII Вселенского собора и Большого

Московского собора 1667 год. Откуда же взялись такие изображения? В Библии, в

Книге пророка Даниила, есть следующее описание: «Видел янаконецчто поставлены

были престолыи воссел Ветхий днямиодеяние на Нем было белокак снеги волосы

главы Его – как чистая волнапрестол Его – как пламя огняколеса Его – пылающий

огоньОгненная река выходила и проходила пред Нимтысячи тысяч служили Ему и

тьма тем предстояла пред Нимсудьи селии раскрылись книги» (Дан. 7, 9–10). И дальше

к Нему приведен был Сын Человеческий. Здесь нужно понимать, что святой Кирилл

Александрийский эти слова понимал как относящиеся к Богу Сыну (Христу), а не Богу

Отцу. Именно в этом виде апостол Иоанн Богослов созерцал Христа. В Апокалипсисе Бог

Отец упоминается, и апостол Иоанн Его видел, но видел так, что описать Его невозможно.

В Откровении описан Некто, сидящий на троне, подобный блеску драгоценных камней:

«Сидящий видом был подобен камню яспису и сардисуи радуга вокруг престолавидом

подобная смарагду» (Откр. 4, 3). И все. Самого Бога Отца изобразить невозможно, Его вид

непередаваем. То, что видели пророки – это образ будущего. Даже если вам скажут, что

это изображение Бога Отца, это все равно будет изображение образное, некое

отпечатление этой Небесной Славы в уме человека. Но не описание той реальности,

которая есть в действительности.

Из-за неправильного понимания текста пророка Даниила в западной церкви (Римо-

католической) возникло представление, что пророк Даниил видел Бога Отца. Затем это

символическое изображение, вопреки постановлениям VII Вселенского собора, под

западным влиянием появилось в Русской Церкви.

Миссионер должен уметь объяснить, почему эта практика возникла. Почему

возникла ошибка? В наше время много икон пишут неканонически. Это делают

раскольники. Вопрос изготовления кем-то незаконных изображений – это вопрос скорее

церковной дисциплины, чем вопрос догматики.

Бог не имеет физического облика.

Была такая ересь антропоморфитов, которые утверждали, что у Бога есть в прямом

смысле ноги, голова, живот, руки, борода, крылья и т. д. Она была осуждена еще в IV

веке. Этой ереси сейчас придерживается такая секта, как Адвентисты седьмого дня.

Свидетели Иеговы разделяли эту точку зрения, но сейчас уже от нее отказались. Как

опровергнуть представление о том, что у Бога есть физический облик? «И славу

нетленного Бога изменили в образподобный тленному человекуи птицами

четвероногими пресмыкающимсято и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте,

так что они сквернили сами свои телаОни заменили истину Божию ложьюи

поклонялисьи служили твари вместо ТворцаКоторый благословен во векиаминь»

(Рим. 1, 23–25). Это проявление язычества. Они образ нетленного Бога изменили в образ,

подобный человеку. Нетление – неизобразимость. Природное нетление предполагает

неизобразимость.

Бог бессмертен.

Природное нетление обозначает бессмертие. Нетленный – значит не подверженный

смерти. Принципиальная невозможность смерти означает, что существо не имело начала.

Возможность смерти связана с изменениями. Все, что изменяется, может умереть. Что

имеет начало, должно иметь и конец, что не имеет начала, конца иметь не может. Наши

души могут иметь конец. Души бессмертны по дару Творца, а не по природе, как ангелы

бессмертны не по дару Творца, а по природе. Бог подарил нашим душам бессмертие, это

свойство, которое базируется на силе Бога, а не на нашей природе. Возможность

исчезнуть заложена в факте возникновения.

 

Бог – Дух.

Когда, например, адвентисты спрашивают, откуда православные взяли, что Бог не

является телом, можно ответить цитатой: «Бог есть духи поклоняющиеся Ему должны

поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24). Может быть, «дух» означает некое высшее

существо? Как обосновать, что дух не может быть плотяным? «Посмотрите на руки Мои

и на ноги Моиэто Я Самосяжите Меня и рассмотритеибо дух плоти и костей не

имееткак видите у Меня» (Лк. 24, 39). Духовность предполагает нематериальность.

 

Причина существования Бога.

Главное имя Бога – Сущий. «Бог сказал МоисеюЯ есть СущийИ сказалтак

скажи сынам ИзраилевымСущий [Иеговапослал меня к вам» (Исх. 3, 14). Об этом же

говорит Евангелие от Иоанна: «Ибокак Отец имеет жизнь в Самом Себетак и Сыну

дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин 5, 26). Бог, в отличие от людей, имеет жизнь в Себе

Самом. Он источник жизни. И Божий Сын Христос имеет жизнь в Себе Самом. Ему Отец

это дал в рождении – не подарком, а в рождении. В Книге пророка Исаии говорится: «Кто

сделал и совершил этоТотКто от начала вызывает родыЯ – Господь первыйи в

последних – Я тот же» (Ис. 41, 4). И другое: «Мои свидетелиговорит Господьвы и раб

Мойкоторого Я избралчтобы вы знали и верили Мнеи разумеличто это Япрежде

Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43, 10); «Так говорит ГосподьЦарь

Израиляи Искупитель егоГосподь СаваофЯ первый и Я последнийи кроме Меня нет

Богаибо кто как ЯПусть он расскажетвозвестит и в порядке представит Мне [все]

с того временикак Я устроил народ древнийили пусть возвестят наступающее и

будущее» (Ис. 44, 6–7).

Бог говорит, что Он первый и последний. Бог – изначален. Бог абсолютно

бесконечен. Абсолютная бесконечность может только актуально существовать, она не

может возникать. Бог говорит: «Я первый и Я последний». Поэтому Бог один. И другой

бесконечный бог возникнуть не может.

Бог – Создатель всегоКто сотворил Бога?

Бог – Творец времени. В Библии Бог очень часто называется вечным,

безначальным, вездесущим. Вечность означает (как говорит святитель Григорий

Богослов)  бесконечность во все стороны. Мы можем сказать, что мы бесконечны, но мы

не вечны. Мы не можем сказать, что у нас вечная душа, но бесконечная – да. Наша душа

имеет начало, но никогда не будет иметь конца. Мы будем вечно жить в будущем, наша

душа не может быть названа вечной, потому что она имеет начало. А вот Бог не имеет

начала, поэтому, как говорит святитель Григорий Богослов, Бог – это некое бесконечное

море сущности. Когда я смотрю на Него и простираю свой разум к началу времен, я вижу,

что бытие Его не имеет начала. Он называется Богом первым, потому что до Него нет

ничего. Он и есть начало. Поэтому вопрос, кто сотворил Бога, не имеет смысла. Его имя

Несотворенный.

Бог является началом всего.

Когда мы говорим о вечном Боге, мы должны говорить, что Он является Началом

создания Божия, которое упоминается в Откровении Иоанна Богослова. Там о Христе

сказано: «Так говорит Аминьсвидетель верный и истинныйначало создания Божия»

(Откр. 3, 14). Говорится здесь, что Христос первое Творение? Нет. Он – Начало создания.

Он не творение, Он – Начало творения, Альфа.

Бог вечен.

Он называется безначальным, бессмертным, неуничтожимым. Если все это свести

вместе, получится, что Бог – вечен. Есть очень интересный текст, которым спекулируют

Свидетели Иеговы и адвентисты. Он имеет прямое отношение к нашим рассуждениям.

«Единый имеющий бессмертиеКоторый обитает в неприступном светеКоторого

никто из человеков не видел и видеть не можетЕму честь и держава вечнаяАминь»

(1 Тим. 6, 16). Что значит «Единый имеющий бессмертие»? Бессмертие по природе

принадлежит только Богу. Свидетелям Иеговы нужно отвечать так: да, бессмертен по

природе только Бог, но Он сделал подарок людям – подарил бессмертие. Как об этом

сказано в Евангелии от Матфея: «И не бойтесь убивающих телодуши же не могущих

убить» (Мф. 10, 28). Неуничтожимость души связана не с ее природой, а с подарком Бога.

Из того, что Бог вечен, следует еще одно Его очень важное свойство – неизменяемость.

Бог – единственныйна кого можно полагаться.

Об этом сказано в Книге пророка Малахии: «Ибо Я ГосподьЯ не изменяюсь;

посему высыны Иаковане уничтожились» (Мал. 3, 6). Об этом же очень подробно

говорит Книга псалмов царя Давида: «Я сказалБоже мойНе восхити меня в половине

дней моихТвои лета в роды родовВ начале Ты, [Господи,] основал землюи небеса 

дело Твоих рукони погибнута Ты пребудешьи все оникак ризаобветшаютикак

одеждуТы переменишь ихи изменятсяно Ты – тот жеи лета Твои не кончатся.

Сыны рабов Твоих будут житьи семя их утвердится пред лицем Твоим» (Пс. 101, 25–

29). Господь – единственный, поэтому Он является неизменным, следовательно, Он

единственный, на кого можно полагаться. Ведь стоит полагаться только на Того, Кто

неизменяем. Здесь чистая формальная логика. Из того, что Бог – Творец, мы можем

вывести такие Его свойства, как вечность и неизменность.

Бог вне времени.

Как вечность Бога соотносится с нашим временем? В каком смысле Бог вечен?

Ошибочно думать, что вечность – это много-много лет. Сколько лет живет Бог?

Нисколько. Он вне времени. Характеристики времени к Нему не относятся, Он – Творец

времени. Он стоит над временем. Он внешняя причина. Он Владыка всех веков. Он не

описывается такой характеристикой, как время.

Бог – жизнь.

Священномученик Дионисий Ареопагит говорит: «Бог никогда не жил, не живет, и

не будет жить» – в смысле участия в чужой жизни. Он – Сама жизнь. Нельзя сказать, что

Он от кого-то берет жизнь. Это очень важно. Все языческие мифологии построены на той

мысли, что Бог в чем-то нуждается. Даже в исламе намаз воспринимается как

обожествление Аллаха, т. е. нечто, нужное Аллаху. Богу христиан ничего не нужно, Он

самодостаточен.

Бог вседовольный.

Из вечности Бога вытекает такое свойство, как вседовольство. Ему ничего не

нужно для Его собственного существования.

 

У Бога есть желания.

Богу нужно что-то от нас Ему не для того, чтобы Ему стало лучше, а потому, что

Он нас жалеет. Он жалеет нас, любит нас, заботится о нас, гневается на нас. Наши чувства

есть отражение чувств Бога, только у Него чувства чистые, а у нас нет.

Бог бесстрастен – Он не может страдатьБог бесстрастен, он не имеет порочных страстей. Он не подвержен действию страдания. Бог, будучи всесовершенным, ни в чем не нуждающимся, не может страдать. Христос страдал по человеческой, а не Божественной природе. Как же это: Христос – одна Личность, но по одной природе Он страдал, а по другой нет? Представьте себе, говорит святитель Григорий Богослов: рубят дерево, освещенное солнцем. Разрубается ли луч? Нет. Божество Иисуса Христа не испытывало страданий, когда страдало Его тело. Страдание Божеству приписывать не должно. Если мы это сделаем, то у нас получится, что Бог подвержен изменениям, а значит, и смерти. Значит, Он имеет начало, значит, он не Бог. Боль – признак тленности. Нетленные существа не болеют. Боль – признак недостатка.

 

В Боге недостатка нетБог ни в чем не нуждается.

«Если бы Я взалкалто не сказал бы тебеибо Моя вселенная и всечто наполняет

ееЕм ли Я мясо волов и пью ли кровь козловПринеси в жертву Богу хвалу и воздай

Всевышнему обеты твоии призови Меня в день скорбиЯ избавлю тебяи ты

прославишь Меня» (Пс. 49, 12–15). Аргумент очень понятен. Бог, если бы захотел

покушать, нас бы не спрашивал, но Он в этом не нуждается. Очень многие по-язычески

пытаются подкупать Бога. Они говорят: «Я сделаю то или иное, и тогда Ты станешь мне

обязан, я Тебе заплатил – изволь обеспечить». Но спастись люди могут только одним

единственным образом – Кровью Господа Иисуса Христа. Другого способа спасения не

было, нет и не будет.

Всегда, когда миссионер говорит о Боге, он должен переводить разговор на

личность человека. Не просто рассказывать о Боге, а спросить: можно ли на людей

надеяться? Нет. Псалтырь об этом прямо говорит: «Всякий человек ложь» (Пс. 115, 2), «Не

надейся на князейна сына человеческогов котором нет спасения» (Пс. 145, 3). На

святых тоже нельзя надеяться, а нужно надеяться на Бога. Молитвы святых могут помочь,

но не сами святые.

 

Бог вездесущий и всенаполняющий.

Он вездесущий и всенаполняющий. Что значит вездесущий? Он везде есть

целиком! Не так, что вот здесь одна часть Бога, а вот здесь другая, Он не газ – одна

молекула здесь, другая – там. Вездесущности Бога посвящен 138-й псалом. «Куда пойду

от Духа Твоегои от лица Твоего куда убегуВзойду ли на небо – Ты тамсойду ли в

преисподнюю – и там ТыВозьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука

Твоя поведет меняи удержит меня десница Твоя» (Пс. 138, 7–10)Этот псалом

описывает вездесущность Бога.

 

Есть особые местав которых обитает Бог.

Библия подтверждает в очень многих местах вездесущность Бога. Тем не менее,

там говорится и об особых местах пребывания Господа Бога. «Какая совместность храма

Божьего с идоламиИбо вы храм Бога живагокак сказал Богвселюсь в них и буду

ходить [в них]; и буду их Богоми они будут Моим народом» (2 Кор. 6, 16). Бог особым

образом вселяется в человека. «Я живу на высоте [небеси во святилищеи также с

сокрушенными и смиренными духомчтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца

сокрушенных» (Ис. 57, 15–21). Бог прямо называет место, где Он живет – высота Небес – а

также во Святилище и в сердце сокрушенном и смиренном. Что это значит? Язычники

считали, что боги живут в храмах в прямом смысле этого слова. Языческие храмы так и

были устроены: колоннада, все верующие стоят снаружи, а внутри статуя, там приносят

жертвы. Считалось, что это и есть жилище бога в прямом смысле. Так ли это? У

истинного Бога особая благодать. В Третьей Книге Царств объясняется, как Бог действует

во святилище. «ПоистинеБогу ли жить на землеНебо и небо небес не вмещают Тебя,

тем менее сей храмкоторый я построилНо призри на молитву раба Твоего и на

прошение егоГосподи Боже мойуслышь воззвание и молитвукоторою раб Твой

умоляет Тебя ныне» (3 Цар. 8, 27–30). Перед нами повествование о том, в каких

обстоятельствах Бог слышит нас: если люди будут приходить в храм за разрешением

клятвы, если будут в плену, в болезни и в других тяжелых ситуациях. Место особого

присутствия Божия – место, где Бог особенно являет Свою Славу.

Через всю Библию красной нитью проходит рассказ о Славе Божией. Есть особое

место присутствия Божия, где живет и является Слава Божия. В главе 40 Книги Исход

говорится о Славе Божией. Она опускается на скинию в виде огненного столпа – того

самого огненного столпа, который вывел евреев из Египта. Этот огненный столп висит

над скинией и перемещается вместе с ней. Он ведет Израиль, ищет стоянку и руководит

Израилем на пути. Потом столп исчезает на некоторое время, и остается скиния. Но если

кто-то из недостойных касается Ковчега Завета, он умирает, так как Слава Божия – Сила

Божия, Благодать Божия остается с этим местом. Бог являет Себя в Святилище. Когда

Соломон молится и просит, чтобы Бог освятил храм, с неба сходит огонь и сжигает

жертву на жертвеннике, и в Храм входит Слава Божия (2 Пар.). В Книге пророка

Иезекииля говорится (8-я и 9-я главы Книги Иезекииля), что самое страшное, что было с

Храмом незадолго до взятия Иерусалима – пророк Иезекииль это видел – это то, как Слава Божия покидала Храм через херувимов. Затем Слава Божия возвратилась, когда Храм был освящен.

О том, что Слава Божия навсегда покидает Храм Соломона, говорится в 27-ой

главе Евангелия от Матфея. Слава Божия остается в Храме Тела Господня, т. е. в Церкви.

Церковь есть жилище Святого Духа. Та самая Слава, которая в свое время являлась в

Скинии, теперь является в нас.

Но в Церкви есть еще более великая реальность, чем люди: там – Причастие, то

самое Тело Господне, через которое в нас входит Слава. Главное, что есть в храме –

святая Евхаристия, Причастие. Евхаристия – сердцевина Церкви. Поэтому храм

называется местом особого присутствия БожьегоГде Христос – там и Слава. Господь

говорит: Я живу на высоте Небес среди ангелов. Поэтому, когда говорится Отец наш

Небесный, имеется в виду, что Он действует в Небесах. Ангелов миллиарды, но у них

одна воля – воля Божия. Слава Божия среди ангелов на Небесах являет себя

беспрепятственно.

Бог все видит и все слышит.

Вездесущность Божия означает не только то, что Бог находится везде. Бог все

видит, все слышит. Поэтому, как говорит святой Ириней Лионский, «Бог есть целиком

око», целиком слух. Поэтому Он и называется Всевидящим Оком. И скрыться от Него

невозможно.

Бог имеет характер.

Теперь несколько слов о характере Бога. Что такое характер? Буквально это

очертание. У человека это характеристика воли, чувств. Когда мы говорим о Боге, мы

говорим, что у Него есть ум, воля, чувства. Мы сотворены по Его образу. Ум Божий,

однако, отличается от нашего.

Бог всеведущ – Он все знает.

Ум у Бога обладает таким свойством, как всеведение. Бог знает все, «ибо если

сердце наше осуждает настокольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего

и знает все» (1 Ин. 3, 20). Бог испытывает сердца людей и воздает каждому по делам его.

«И уразумеют все церквичто Я есмь испытующий сердца и внутренностии воздам

каждому из вас по делам вашим» (Откр. 2, 23). Об этом же говорится в Книге пророка

Иеремии: «Они опять обратились к беззакониям праотцев своихкоторые отреклись

слушаться слов Моих и пошли вослед чужих боговслужа имДом Израиля и дом Иуды

нарушили завет Мойкоторый Я заключил с отцами их» (Иер. 11, 10).

 

Бог называется премудрым.

О премудростях Божиих очень много говорит Книга притчей Соломона. Бог знает

все. Он знает все существующее, все прошлое, все будущее, все возможные варианты

развития всех событий. Что означает выражение, которое мы встречаем в Псалтыри: Бог

не знает путей грешников? Это значит, что Бог не желает участвовать в их делах. Бог не

соучаствует во зле. Бог обладает предведением. Он заранее знает, какой выбор сделает

человек. Бог знает, какой человек пойдет в ад, а какой не пойдет. Это не значит, что Бог

определяет это заранее. Как говорит апостол Павел, Он «хочетчтобы все люди спаслись

и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4).

 

Бог хочетчтобы все люди спаслись.

Бог желал бы, чтобы все люди спаслись, но реальность такова (и Бог это знает), что

спасутся не все. Возможность спасения имеет любой человек, если он этого пожелает. В

каждого человека вложено чувство Бога, желание идти к Богу и знание о том, чего хочет

Бог (совесть). Это все дано человеку при сотворении. В день Суда все люди окажутся без

ответа перед правдой Божией. «И не сообразуйтесь с веком симно преобразуйтесь

обновлением ума вашегочтобы вам познаватьчто есть воля Божияблагаяугодная и

совершенная» (Рим. 12, 2).

 

Воля Бога.

Воля Бога сводится к благости, справедливости, долготерпению, святости,

кротости, целомудрию, всемогуществу.

 

Чувства Бога.

Господь любящий, милосердный, долготерпеливый.

 

У Бога есть эмоции.

Страстей у Бога нет, а эмоции есть. Бог, которого мы знаем из Писания, очень

эмоционален. Бог совсем не похож на Солнышко, которое греет всех, а в ответ кто-то от

Него отворачивается, а кто-то – нет. Такого Бога мы в Писании не найдем. Бог гневается

или, наоборот, кого-то жалеет. У пророка Осии мы читаем: «Узами человеческими влек Я

ихузами любви» (Ос. 11, 4). Или, как Господь говорил, «ИерусалимИерусалим… сколько

раз хотел Я собрать детей твоих» (Матф. 23, 37). Бог обладает ясным характером: есть

вещи, которые Он любит, а есть вещи, которые Он ненавидит.

 

У Бога есть бесстрастная ненависть ко греху.

В Боге есть святая бесстрастная ненависть ко греху, к тому, что удаляет от жизни,

от Него Самого. Активная воля Бога очень ясно выражена в Писании. Есть понятие

антропоморфизма (человекоподобия), но антропоморфизм не означает отсутствия каких-

либо качеств в Боге. Например, святитель Иоанн Злотоуст говорит: Не думай, что Бог

гневается, как человек, это написано для людей грубых, написано же это потому, что Бог

яростно ненавидит зло. Элементом антропоморфизма здесь является представление о

том, что в Боге есть гневная страсть. На самом деле никакой страсти в Боге нет, а яростное

отторжение человеческой злобы в Нем есть.

У Бога один закончтобы все люди и ангелы были такими жекак и Он.

Бог, которого мы знаем из Писания – это Бог, которому не безразлично, что делают

люди. Совсем не безразлично. Есть такая удивительная и очень страшная книга – Плач

Иеремии. Эта книга посвящена гибели Иерусалима. В 3-й главе этой книги оплакивается

сожженный Иерусалим (Иер. 3, 25–39). Не думайте, что Богу нравится наказывать, но, с

другой стороны, Он не будет спокойно смотреть на беззакония людей. У Бога один закон:

чтобы люди и ангелы были такими же, как Он.

В этом смысле и Ветхий, и Новый Завет одинаковы: ни в ветхозаветное время, ни

теперь Богу не безразлично, что делают люди на земле. Об этом же говорится у пророка

Исайи: «Я образую свет и творю тьмуделаю мир и произвожу бедствияЯГосподь,

делаю все это» (Ис. 45, 7). Господь – Творец бедствий, которые приходят в наказание

человеку. Бог такой, как Он отражен в Писании.

 

Молитва человека может все изменить.

Молитва может изменять все. Бог – Властелин, который наказует и который

милует. Бог – Личность. У Него меняется отношение к нам, когда меняемся мы. Когда мы

каемся – Он прощает, когда мы просим – Он дает. Но характер у Бога не меняется. В

какой ситуации Бог слышит нас? «Воззови ко мне, – говорит Он, – и Я услышу».

Удивительна милость Божия. Преподобный Никодим Святогорец рассказывал, как одна

женщина, блудница, шла после блуда и увидела умершего, единственного сына одной

вдовы. Она упала на колени и взмолилась: Господи, я знаю, что я скверная, мерзкая

блудница, но не ради меня, а ради слез матери воскреси ей сына. И сын воскрес. Вот какой наш Бог! Бог, который слышит кающихся. Известен случай, когда один блудник

регулярно блудил, а потом ходил в Церковь и просил прощения. И однажды он опять впал

в блуд, а после пошел в Церковь и по дороге умер. Дьявол стал радоваться, что грешник

не успел покаяться. А Бог говорит: он шел просить прощения, Я его прощаю. Дьявол

говорит: как же так, Ты что, у меня хочешь всех забрать? Бог говорит: конечно! Живой

Бог именно такой.

Вольтер говорил: «Бог нас помилует, у Него такая работа». Но когда умирал, все

стало для него стало гораздо страшнее. Люди обходили дом Вольтера, потому что его

жуткие вопли были слышны в соседнем квартале. Представление, что Бог – некая

безликая сила, излучающая тепло – это не библейское представление о Боге. Почему не

могут спастись люди, не знающие Бога и не любящие Его? Для них любой бог станет

огнем. Полыхающий огонь Божией любви невыносим для того, кто не любит. По

отношению к Творцу нельзя быть нейтральным: «Кто не со мнойтот против меня»

(Мф. 12, 30). Здесь нейтралитет невозможен.


Назад к списку