Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - 04. СВЕРХЕСТЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

  • Молебен 19 ноября
  • 19 Ноябрь 2017
  • Ежегодно во всем мире вспоминают жертв дорожно-транспортных происшествий. Цель Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 19 ноября 2017 года, заключается в том, чтобы почтить память погибших и выразить соболезнования членам их семей, а также еще раз обратить внимание всех людей на необходимость соблюдения правил дорожного движения.

  • В последний путь
  • 24 Октябрь 2017
  • Бузулук. 23 октября 2017 года епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил заупокойную Божественную литургию и отпевание новопреставленного протоиерея Василия Илларионова в храме Всех Святых Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря.

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

04. СВЕРХЕСТЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ

 

Значение сверхъестественного Откровения. Как нам дается Божественное Откровение? Задача пророка. Пророчество есть тайна. Бог контролирует точность передачи пророчества. Для кого Бог дает Откровение? Кто такие пророки? Что открывает Бог? Для чего даются пророчества? Формы Божественного Откровения. Кто является автором Библии? Как доказать, что Библия – Слово Божие? Вопрос подлинности Ветхого Завета. Текстология Нового Завета. Вопрос подлинности Нового Завета. Подлинники Нового Завета. Ранние копии Нового Завета.

Значение сверхъестественного Откровения.

Если бы для нас познание Бога ограничивалось естественным Откровением, мы

знали бы только то, что знают язычники. Тогда бы самым распространённым «символом веры» стало бы разделяемое сейчас очень многими исповедание вроде «ну, что-то там есть». Как мы можем узнать о Боге иным образом? Мы с вами знаем, что вся

древнееврейская религия и вся религия христиан, которая является ее продолжением,утверждают, что Бог Сам вмешивается в этот мир, Сам открывает Себя людям. Почему Бог всем Себя не открывает? Очень популярные и распространенные вопросы: «Почему

вы говорите, что Откровение только у вас истинное? Почему другим людям Бог не может открыться? Почему всем Бог не является, Ему что, жалко, что ли?!» Мы отвечаем:«Преградой для восприятия Откровения Бога является грех».

Неспособность человека воспринять Откровение Бога – это не вина Создателя. Но нельзя и впадать в крайность, утверждая, что для того, чтобы Бог человеку открылся, необходима абсолютная праведность человека. Тогда мы будем вынуждены признать, что Откровение возможно только через Богочеловека, и будем вынуждены отвергнуть все

Откровения, данные через пророков и апостолов, потому что мы знаем, что пророки и апостолы –люди заведомо грешные.

 Моисей убил человека,сомневался в делах Божиих.

Авраам струсил и жену свою отдал фараону, чтобы выжить.

Идеально святых в этом смысле у нас на Земле нет, или только Один, как мы поем: «Един свят, един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца!». Однако действие греха делает человека неспособным принять Откровение Бога. Греховная страсть пускает человеческий разум по определённой колее (в Библии это называется стезей). Наезженная колея – это

укоренившаяся привычка человека думать и жить в подчинении страсти. Страсть вгоняет человека в ступор, и он становится неспособным познать Откровение Божие. Человек не поднимается от земли, закапывается в земных делах.

Вопрос такой: в нормальном, непадшем мире было бы записано Божественное Откровение? Нет. Все бы

сами видели и слышали Бога. Святитель Иоанн Златоуст в Первой беседе на Евангелие от

Матфея говорит: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи

Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и

наставление чрез них. И так было не только со святыми в ветхом завете, но, как известно,

и в новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа».

Сверхъестественное Откровение – это то, что сам Бог нам открыл о Себе, и то, что мы никогда и ни при каких условиях не могли бы постичь сами. Именно поэтому сверхъестественное Откровение должно восприниматься сверхъестественным путем. Как

говорит об этом апостол Петр: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы

хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте,

доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная

прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.

Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его

святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 19–21). Этот текст

является ключевым в разговоре с сектантами и иноверцами в споре об интерпретации

Священного Писания, потому что всякая ересь возникает тогда, когда человек начинает

воспринимать Священное Писание по-своему. Священное Откровение содержит в себе те

истины, которые человек никогда бы сам не узнал, и потому недопустимо «подгонять» Божественное Откровение под падший разум. Это огромная духовная ошибка, приводящая к гибели человека. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «если человек не

верит Писанию, то беги от него с омерзением, ибо знаешь, что такой восстал против Бога

и есть враг собственной жизни».

Как нам дается Божественное Откровение?

Когда Бог обращается к человеку, Он открывает себя различными способами.

Некоторые из них описаны в Книге Чисел (Чис. 12, 1–15).

1. В Книге Чисел (Чис. 12, 6–8) говорится об отличии Моисея от других пророков.

Другие пророки имеют видения в снах, в гаданиях, в образах, Моисей же видит Бога лицом к лицу, «образ Господа он видит» (Чис. 12, 8). Для нас, христиан, понятно, кого он видит – Христа. Он видит Сына Божия, «Который есть образ Бога невидимого,

рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1, 15).

Бог обращается к Аарону и Мариам, которые упрекали Моисея: «Как же вы не убоялись упрекать раба Моего, МоисеяУ Моисея было две жены: Эсифора и Ефиоплянка. По еврейским преданиям, отчасти подтвержденным сейчас данными

археологии, Моисей, еще в бытность свою кронпринцем Египта, участвовал в войне с

эфиопами. Во время войны он вступил в брак с принцессой из Кушидского царства, негритянкой. Позднее она присоединилась к нему во времена Исхода, и у него, таким образом, оказалось две жены. Его упрекали за то, что он взял жену-эфиоплянку – своего рода бытовой расизм. Как у нас сейчас говорят о том, что нельзя вступать в брак с представителями других наций, иных рас – именно так и выступали Аарон и Мариам против Моисея. «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис 12, 3).

2. Есть несколько уровней Откровения. Откровения даются в видении, во сне и наяву. В чем их особенность? Как пишет святитель Василий Великий в книге «Беседы на Псалмы», когда Бог открывается человеку, человек усиливается разумом. Бог очищает

разум человека в ответ на движение к Нему самого человека. Если человек движется навстречу Богу, Бог движется навстречу человеку. Бог Сам открывает человеку Свое Слово, которое, как в зеркале, отражается в его очищенном уме.

3. Какое же слово говорит Бог? На каком языке? Когда Бог обращается к человеку, Он передает ему чистое знание – невербализованное, т. е. не изложенное в человеческих словах. Слова Бога всегда одни и те же. Когда Он говорил «да будет Свет» (Быт. 1, 3), «да будет твердь» (Быт. 1, 7), да будет Солнце и Луна (Быт. 1, 16), Он разве на каком-то языке говорил? Нет. Он вкладывал свои идеи в этот мир, и они становились законами мира. И когда Бог обращается к человеку, Он вкладывает в него Свое знание. И человек понимает это знание, а уже потом передает его на человеческом языке.

Задача пророка – быть транслятором Божественного Откровения. При этом пророк в момент дарования ему Откровения не находится в трансе. Если мы обратим внимание на оккультных тайновидцев, то заметим интересное явление – автоматическое письмо.

Человек берет в руки ручку, и та начинает сама писать, а человек даже не понимает того,

что пишет. Или человек говорит нечто, как Пифийский оракул (Пифия – жрица Аполлона,

которая сидела над трещиной с ядовитыми газами, впадала в транс, начинала говорить не своим голосом вещи, которые сама не понимала). Все это – проявления духа зла, духа неразумия. Святитель Василий Великий говорит так: «Не подобает думать то, что бы Дух премудрости оглуплял, Дух разума делал неразумным, Дух ведения делал невежественным».

Пророчество есть тайна.

Таким образом, пророки видели тайну. Они понимали то, что они видели, и разум у них при этом сохранялся. Более того, у них сохранялась свобода воли. Про это прямо говорит Священное Писание. Бог является Моисею у горы Хорив в терновом кусте. Бог

спрашивает, а человек Моисей отвечает: «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал [Бог]: Я буду с тобою,

и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх. 3, 10–14). Потом Бог объясняет, как вывести евреев из Египта. Моисей отвечает: «И отвечал Моисей и сказал: а

если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь(Исх. 4, 1). Эти слова совершенно не похожи на слова человека, находящегося в трансе, не владеющего собой, человека, на которого что-то нашло, который находится в исступлении.

Далее описываются три чуда, сотворенные Господом, чтобы убедить Моисея: чудос жезлом, чудо с прокаженной рукой, чудо с водой, которая стала кровью (Исх. 4, 2–9).

Даны три явных чуда – вопреки тем, которые говорят, что не может быть явных чудес, иначе произойдет насилие над свободой волей. Моисей, несмотря на предъявленные чудеса, отвечает Богу: «О, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и

третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя,

что тебе говорить. [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать»(Исх. 4, 10–13). Другими словами, Моисей просто хочет отказаться от этой миссии. Разве он похож на человека в трансе?! Моисей получает Откровение от Бога и все прекрасно

понимает.

Бог контролирует точность передачи пророчества.

Кроме того, Бог обещает Моисею, что будет при устах его (Исх. 4, 12), когда тот станет говорить. Бог не только дает знания, но и контролирует точность передачи знаний.

Это очень важно, потому что некоторые говорят: «Ну мало ли, что там кому-нибудь пригрезилось!». Обратим внимание на то, что книги пророка Моисея отличаются по стилю от Книги пророка Исаии, или Книги пророка Амоса, или Книги пророка Иеремии.

В Книге пророка Амоса Бог обращается к знатным женщинам: «Слушайте слово сие,телицы Васанские» (Амос. 4, 1). «Телицы Васанские» по-русски – жирные коровы. Амос был пастухом, и он говорит свойственным ему языком. Но Откровение Божие он передает точно, потому что Бог при устах его. Прямое свидетельство того, что человек властен над

собой и сохраняет себя, когда говорит Слово Божие, мы встречаем в Новом Завете, в первом послании Коринфянам (1 Кор. 14, 32–33). Духи пророческие послушны пророкам, Бог сохраняет все силы человека и даже усиливает их: разум человека усиливается, и

человек видит то, чего не видел раньше.

Для кого Бог дает Откровение?

Для одного ли человека? Нет, Откровение дается для народа Завета. Народ Завета – ключевое понятие Священного Писания. Завет, то есть договор, предполагает действие двух сторон. Божественное Откровение есть одно из проявлений действия Завета. Высшее проявление – в Боговоплощении. Боговоплощение – вершина Откровения. Бог обещает со своей стороны хранить Завет, а мы отвечаем тем, что следуем заповедям. Именно поэтому Откровение дается для Завета.

Кто такие пророки?

Бог призывает пророков для передачи Откровения двумя путями: «от утробы матери» (заранее) или в определенный момент жизни. От утробы матери были пророки Иеремия (Иер. 1, 4–10), Иоанн Креститель, Илья Пророк (по преданию), Самсон.

Когда младенцы дрались в утробе Ревекки, то некто (по преданию, Мельхиседек) сказал ей, что два народа во чреве ее, и больший будет порабощен меньшим (Быт. 25, 23). Таким образом, Иаков тоже был избран от чрева матери. В послании к Галатам написано, что

апостол Павел избран от утробы матери. Но так бывает не всегда. Например, Исайя был призван, когда вошел в храм помолиться (Ис. 6). Пророк Амос, как большинство пророков, просто призывается Богом: «Но Господь взял меня от овец и сказал мне

Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю(Амос. 7, 15). Бог всегда на первом месте, а человек – на втором. Поэтому Бог всегда призывает, а пророк исполняет:

«Лев начал рыкать, – кто не содрогнется? Господь Бог сказал, – кто не будет пророчествовать(Амос. 3, 8).

Мы знаем один пример, когда пророк очень сильно возмущался и не хотел пророчествовать. Это пророк Иона, который пытался сбежать от Бога. Пророк Иеремия очень интересно описывал свое состояние, когда пророчествовал: «Ты влек меня, Господи,

и я увлечен; Ты сильнее меня и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: "не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя

Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20, 7–9).

Что открывает Бог?

Есть целая теория, что Библия – это богочеловеческая реальность, созданная как продукт сотрудничества Божественного разума и слабого человека, который что-то в Библии изменял, искажал. Выше говорилось, что Бог обещал быть при устах пророков.

Если мы обратимся к Священному Писанию, то узнаем, что «все Писание богодухновенно

и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»

(2 Тим. 3, 16). Бог открывает свою волю. Есть пророчества о будущем, есть пророчества о

настоящем: «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то

он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог»

(1 Кор. 14, 24–25). А есть пророчества о прошлом, когда человек знает и видит то, что не видел никто. Например, шестоднев: кто из людей видел, как творился мир? Никто. А Моисей видел! И когда нам предлагают выбрать между творением и эволюцией, нужно сказать: Дарвин видел, как творился мир? Ради чего мы должны отказываться от свидетельства пророка Моисея?

Для чего даются пророчества?

Писание написано для исправления людей. Откровение дается для пользы людей, поэтому оно не содержит вещей, не нужных для нашего спасения.

Формы Божественного Откровения

Божественное Откровение передается двумя способами. 1. Священное Предание – самая древняя форма Откровения, то, что в Святом Духе

люди передавали из уст в уста: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). Гарантия Священного Предания, помазание, которое мы получили от Бога – Дух Святой, который учит нас

всему. «Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же,которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас.Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2, 24–27). Нужно пребывать в том, что получено от начала. Пребывающий в Предании пребывает в Отце и

Сыне и получает награду: жизнь вечную.

О важности Священного Предания мы также можем прочитать в Новом завете:

«Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и

говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1, 12); «Многое имел

я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью» (3 Ин. 1, 13). Для апостола предпочтительней передача устного Откровения. Предание Церкви – это жизнь Святого Духа, обитающего в народе Завета. Откровение обращено к людям, которых Бог очистил и отделил, которые понимали смысл Откровения, знали, что они говорят, транслировали неизреченные Божественные слова человеческой речью под контролем Бога. Эти слова

предназначались для народа Бога, для народа Завета.

2. Священное Писание (Ветхий и Новый Завет). Библия есть высшая каноническая

часть Священного Предания. Библия дана из-за греховности людей, она нужна, чтобы не

произошло путаницы между Словом Божиим и словом человеческим. Высшая часть

Предания была кодифицирована Святым Духом. Священное Писание – это документ

народа Завета, и он принадлежит двум сторонам – Богу и народу Завета. Церковь не властна что-либо добавлять к Библии, так как это документ договора, который исходит от Бога, а не от людей.

Структура договора. Сначала в документе говорится, кто договаривается, дается определение двух договаривающихся сторон. Затем излагается история, предшествующая договору. Потом описывается заключение договора. Далее излагается содержание

договора. Затем – что будет в случае расторжения договора. Это древняя схема, она

полностью сохранена в Библии. В ней применен договор-завещание (завет), который

исходит из воли одной стороны. Поэтому Книга Бытия начинается с описания одной

стороны, а дальше, в 66 книгах, подробно излагается история с точки зрения Бога.

Таким образом, Библия содержит все элементы договора. В ней упоминается, кто заключает договор, рассказывается предшествующая история, история договора, его условия, санкции в случае нарушения договора, обещания в случае исполнения договора,

продолжение исполнения договора, совершенствование договора. Высокая

Договаривающаяся Сторона сама приходит к людям. Вершина договора – вступление в силу последнего окончательного завещания, которое наступает с момента смерти завещателя. Поэтому Библия стремится к Голгофе, Завет стремится к тому моменту, когда он окончательно вступит в силу. Завет окончательно вступает в силу с момента смерти

Христа Спасителя. Смерть и воскресенье Христа – это сердце Библии. Библия заканчивается повествованием о Царстве Божием, которое наступит.

Интересно, что стройная, логичная система создавалась 40 авторами на трех

языках, на трех континентах в течение 1700 лет. В некотором смысле это совершенно

уникальная книга. Есть версия, что древнейшей книгой Библии является Книга Иова, по

другим данным – книга Бытия. Иов жил до Моисея, и Книга Иова более древняя, чем книги Моисея.

В Библии выражение «так сказал Господь» употребляется более 2500 раз.

Сердцевиной Библии является чудо, без чуда нет христианства. Библия – книга великих

дел Бога. Слова же есть порождение человеческого ума (примышление).

Кто является автором Библии?

Автор Библии (и Ветхого, и Нового завета) – Дух Святой. Символ Веры говорит:

«[верую] в Духа Святаго… глаголавшаго пророки». В Новом Завете есть 276 цитат из Ветхого Завета. Наш Бог – он Бог и Ветхого, и Нового Завета. Ветхий Завет говорит о Христе грядущем, а Новый Завет – о Христе пришедшем.

Также важно помнить, что авторами книг Библии, которые подписаны и вошли в канон, являются именно те, кем они и подписаны. Если, например, вы не верите, что Екклесиаст был написан Соломоном, вы не христиане.

Как доказать, что Библия – Слово Божие?

Пять аргументов: 1) высота учения (нетривиальность); 2) нравственная чистота; 3)

чудеса; 4) сбывшиеся пророчества; 5) мощное воздействие на людей вплоть до наших дней.

Вопрос подлинности Ветхого Завета.

1. Доверие Богу. Мог ли Бог сохранить Свое Слово в веках? Конечно да.

2. Бог повелевает написать слова Закона. «И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной» (Исх. 17, 14).

 Второй раз Господь повелевает: «И сказал Господь Моисею:напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем»

(Исх. 34, 27). «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет

свидетельством против тебя» (Втор. 31, 24–26). По повелению Господа вся книга была закончена, и подлинник ее положен по правую сторону Ковчега Завета. И в каждом из 48 левитских городов был список Закона.

3. Археологические подтверждения существования древних текстов Библии. Есть

текст, датируемый началом VII века до Рождества Христова: жалоба из Гезера, найденная

на остраконе (часть стенки разбитого глиняного сосуда, использовавшейся для записей), в

котором имеются ссылки на действующий Закон Моисея. Еще один текст, самый древний

из сохранившихся библейских текстов, датируемый VII-VI веками до Рождества Христова

– текст cеребряных cвитков, найденных в Иерусалиме в 1979 году. В них содержится Аароново благословение (Числ 6. 24-26). Следующий по времени текст (II-I века до Рождества Христова) – папирус Нэша из Элефантины (остров на реке Нил), в нем содержится текст 10 заповедей. Начиная с конца III века до Рождества Христова и до I века по Рождестве Христовом, существует огромное количество текстов (Кумранские рукописи), которые были опубликованы в 1998 году. В них содержатся все канонические книги или отрывки из книг Ветхого Завета, за исключением книги Есфирь, кроме того,

есть тесты из Книги Товита, отрывки из Книги Премудрости и из Книги Иисуса сына Сирахова.

Вышеизложенное говорит о том, что канон Ветхого Завета, принятый православной Церковью – это тот же канон, который был принят в еврейских общинах ко времени прихода Христа. Существуют три версии текстов Ветхого Завета: протомасоретский текст, протосептуагинта и самарянский текст. Все они

засвидетельствованы в Кумранских манускриптах.

Первый блок текстов был спрятан примерно в 70-м году по Рождестве Христовом при штурме Иерусалима. Есть мнение, что Кумранские тексты – это часть библиотеки Иерусалимского Храма. Второй блок рукописей был спрятан перед восстанием 135 года.

Тексты, которые были спрятаны в 70-м году, ближе к текстам Септуагинты (еврейский или арамейский языки). Подлинники Библии спрятаны на горе Нево (современная Иордания) пророком Иеремией. По пророчествам, их найдут только в конце мира.

Даты написания книг:

– Книга Иова – 1850 год до Рождества Христова;

– Книга Моисея – 1756–1716 годы до Рождества Христова;

– 2-я Книга Паралипоменон (написана Ездрой) – 400 год до Рождества Христова.

Текстология Нового Завета.

Новозаветные тексты говорят о пришедшем Христе. Написаны они в следующем

порядке (точная дата рождества Христова – 4 год до новой эры):

– Евангелие от Матфея – 38 год по Рождестве Христовом;

– Евангелие от Марка – 40 год по Рождестве Христовом;

– Евангелие о Луки – 45 год по Рождестве Христовом;

– Евангелие от Иоанна – 100 год по Рождестве Христовом.

Все остальные книги Нового Завета были написаны с 58-го по 90-ый года после Рождества Христова.

Вопрос подлинности Нового Завета.

Самым древним найденным папирусом был текст, содержащий отрывок 24-й главы

Евангелия от Матфея и датируемый 60 годом по Рождестве Христовом (к тому врпемени

греческий перевод Евангелия был уже выполнен). В Кумране сохранился (правда, очень плохо) отрывок из Евангелия от Марка, 6-я глава, датированный тоже 60 годом.

Следующий текст – это папирус (П 64) 120 года по Рождестве Христовом, содержащий

отрывок из 18-й главы Евангелия от Иоанна. Cуществует текст, который имеет две

датировки – 150 или 210 год по Рождестве Христовом, он содержит в себе все пастырские

послания, отрывок послания к Евреям и отрывок из послания к Колоссянам.

С III века (с 200-го года) по Рождестве Христовом имеется огромное количество рукописных текстов – их уже несколько сотен. Полный текст Нового Завета – это Синайская рукопись 335 года и Ватиканский кодекс, датируемый 340 годом. В документах Отцов Церкви первых трех веков мы можем найти весь Новый Завет, за исключением 13 стихов! Если бы даже у нас не было рукописей Нового Завета, мы могли бы его восстановить по цитатам Святых Отцов. Первое цитирование мы находим в Дидахи (70 год по Рождестве Христовом). Канон Нового Завета еще не составлен, но Он уже цитируется. Блестящая сохранность новозаветных текстов!

Подлинники Нового Завета.

Согласно историческим данным, ко времени жизни Тертуллиана (217 год) подлинники посланий апостола Павла (Римлянам, Фессалоникийцам, Филлипийцам,

Коринфянам) хранились в апостольских Церквях. Согласно свидетельству священномученика Петра Александрийского (311 год), к этому времени подлинник Евангелия от Иоанна хранился в Ефесе.

Во время великих гонений IV века была устроена охота на библейские тексты и выпущен специальный эдикт о сожжении Библии. В 1978 году в стене монастыря Святой Екатерины были найдены 15 страниц Синайского кодекса, которые считались

утерянными. На Афоне есть огромное количество не описанных, не исследованных никем текстов. Текст «Дидахи» (I век по Рождестве Христовом, в рукописи XI века) был обнаружен в XIX веке в одном экземпляре.

В 389 году святитель Иоанн Златоуст, произнося проповедь в Антиохи, упомянул,что в его время в Музеуме (библиотеке в Александрии) хранился подлинник текста Семидесяти (Септуагинты). Этот подлинник точно не сохранился: мусульмане сожгли

Музеум.

Существует 36 000 текстов Нового Завета, из них проанализировано 24 000 текстов.

На 80% это тексты Византийской редакции (общепринятый текст). Это тот текст, который

мы слышим на православных богослужениях. Синодальный перевод сделан на основе

Византийской редакции. Оставшиеся 20% представляют собой две редакции: Западную и

Александрийскую, близкие друг к другу. Эти две редакции содержат добавки к текстам.

Например, кодекс Безы (конец IV века), говорит, что на надгробии (на Гробе Господнем), лежал камень, который не могли отвалить 20 человек.

Православная Церковь сохранила греческий подлинник Нового Завета, который продается у нас в любой лавке. Этот текст именно такой, каким он вышел из рук апостолов.

Ранние копии Нового Завета.

Нам известно, что еще в поздней античности и раннем Средневековье существовали два текста, собственноручно переписанные апостолами. Первый текст – тот, что нашел Пантен в 180 году – еврейский текст Евангелия от Матфея, который хранился в

Индии, у индийских христиан апостола Фомы. Возможно, в Индии когда-нибудь и обнаружат эти тексты. Блаженный Иероним Стридонский (IV век) свидетельствовал о втором тексте – Евангелии от Матфея на еврейском языке – который, по словам

блаженного, хранился в Кессарийской библиотеке. В 476 году на острове Кипр в Соломине были открыты мощи апостола Варнавы, и на груди апостола было обнаружено Евангелие от Матфея, собственноручно переписанное апостолом. Подлинник хранился в

Константинополе до 1204 года. Возможно, он украден крестоносцами, как многие другие рукописи, и хранится до сих пор в западных библиотеках.

 

 


Назад к списку