Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 02 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 02 глава

 2 глава

 

I

Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

Так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;

 Если будешь призывать знание и взывать к разуму;

 Если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

 То уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум;

 Он сохраняет для праведных спасение;

 Он – щит для ходящих непорочно;

 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

Этот отрывок говорит о том, как должно искать Божию премудрость, как должно искать Господа.

Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои. Соломон говорит, что для начала нужно принять слова, во вторых, сохранять Заповеди. Чем отличается принять от сохранить? Принять – нужно изначально признать слова, принять в себе их, а не так как очень многие из нас делают. У нас есть сейчас такая мода, как относиться к словам Бога, к словам святых отцов и т.д.  Вот есть некая информация, с которой можно поспорить: у вас есть своя точка зрения, а у меня есть своя точка зрения; вы так считаете, а я так считаю. При таком подходе мудрости никогда человек не получит. Если человек считает себя обладающим мудростью наравне с тем, кто его учит, то естественно  никогда никто его не научит. Представьте себе, ученик в школе начнет говорить учителю: у тебя своя точка зрения, у меня есть своя точка зрения; у нас есть разные точки зрения на разные проблемы.  Такой подход – это тупиковый подход, это путь при котором невозможно обучиться.

   Вот Соломон и говорит, что нужно принять слова мои, т.е. принять их к себе, принять их как истину, как Слово Божие, которое должно изучать, которое должно исследовать без разговоров. Не так, что у нас есть свободное решение, что я могу свободно принять это Слово, могу его не принять, как хочу, так и ворочу. Очень часто многие так и поступают, но такой подход чужд истинной мудрости.

   Принять Слово Божие как Слово Божие это лишь первый этап, необходимо сохранишь при себе заповеди. Часто, люди принимают Слово Божие, но на время. Вот сейчас я буду так поступать, у меня душа расположена так себя вести, а потом душа не расположилась так себя вести и тогда человек поступает по-другому. Сегодня человек хочет так поступить, а завтра по-другому, и начинается свободное плавание в разные стороны. Недаром царь Соломон говорит, что нужно сохранишь при себе заповеди. Есть такая норма, которую говорил Василий Великий, что с детства нужно учить людей Псалмам. Это замечательная вещь, чтобы люди знали отрывки Слова Божия наизусть. Такой подход дает возможность ориентироваться в жизни без ошибок, чтобы не промахиваться, не оступаться; дает человеку возможность жить по воле Божией даже тогда, когда кажется, что все из головы вылетело.  Многие говорят, какой смысл в этом выучивании, зачем зубрить? А ответ очень простой, когда необходимо быстро принять решение, знание наизусть некоторого Слова Божия может помочь. Известно, что когда человеку плохо, он прочитает «Да воскреснет Бог» и ужас, и паника злых духов отойдут от сердца человека.  

Так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению. Заповеди нужно сохранить так, чтобы ухо было внимательно к мудрости. Здесь царь Соломон добавляет еще один важный момент в духовной жизни человека, человек должен не только знать Заповеди наизусть, держать их при себе наготове, но он должен быть всегда готов к обучению. Умный, мудрый человек должен быть всегда готов узнавать большую мудрость. Если человек считает, что он всему уже научился, значит, он не умный человек. Заведомо не умный, потому что абсолютным всезнанием обладает только Творец вселенной. Он обладает всеведением,  и не нуждается ни в каком учении. Любое сотворенное существо нуждается в большем учении. Ангелы учатся на небесах, через православную церковь, говорит Священное Писание. Через церковь стало Ангелом известно многообразие Премудрости Божией. Даже Ангелы небесные меньше знали Бога чем сейчас, до того как появилась церковь. Через церковь Христос явил Себя с иной стороны, которая раньше была неизвестна, и Ангелам в том числе. Бог никогда не раскрывает Себя во всей полноте, потому что это невместимо для человека. Именно поэтому любое сотворенное существо должно иметь ухо своевнимательным к мудрости. Нужно быть всегда готовым слушать Слово Божие, слушать мудрость Бога, прислушиваться к этому. Нужно все время заставлять себя вслушиваться, вчувствоваться, смотреть а что Бог хочет сейчас сказать, что хочет сказать через Свое Слово, через Свою Церковь, через Отцов Церкви, через священство. Что он хочет сказать даже природой. Даже голосом природы что-то может Бог нам сказать. Господь действительно учит людей, которые ищут Премудрости, учит через все.

   Царь Соломон, как говорит Книга Царств, он сказал в Притче обо всем мире, начиная от иссопа, который растет в стенке, оканчивая кедрами ливанскими. Для царя Соломона мудрость была разбросана во всем творении. Мы должны учиться мудрости Бога через все существующее, чтобы во всем разглядеть отпечатки премудрости Творца. К этому мы должны себя побуждать, но этому мешает суета. К сожалению сейчас очень мало говорится о той страшной угрозе, которую представляет собой, для нас, суета. На самом деле не так часто люди отходят от Бога из-за пьянства,  как от суеты. Более того, люди, которые отошли от Бога из-за пьянства, вначале засуетились, а потом уже спились. Сначала человек засуетился, суета стала пожирать его жизнь, человеку стало плохо, у него не хватает сил, он устает психологически, он пытается эту усталость свою снять алкоголем. Но если бы он не засуетился,  у него необходимости такой бы не возникло, не суетясь он бы смог все сделать. Поэтому царь Соломон и говорит: нужно приклонить, сделать свое ухо внимательным к мудрости. Не просто иметь ухо внимательным к мудрости, а сделать, т.е. понудить свое ухо слышать Бога. Мне не хочется, а я заставлю. Мне кажется, что я все понял, а точно ли я все понял? Знаю ли я сейчас голос Бога, смогу ли я прислушаться к Его Слову или нет? 

II

В Божиих делах суеты не бывает. Божье дело, даже если оно быстро делается, оно всегда делается без суеты. Суета часто проявляется в том, что человек  ничего хорошо толком не делает.  Человек может делать дело быстро, но если он делает это по Божии, то он делает быстро, аккуратно, точно и без лишних телодвижений.

   Нужно ухо свое сделать внимательным к мудрости и наклонишь сердце свое к размышлению. Нужно понудить свое сердце, что бы оно размышляло, наклонить его. Почему наклонить? Наше сердце не любит двусмысленно наклонятся. Наше сердце говорит: я буду ходить с гордо поднятой головой, я и так все знаю, не надо меня учить. Но надо свое сердце взять и наклонить к размышлению: а точно ли это так, поступаю ли я по воле Господа в этом деле? Сердце мое готово размышлять о Законе Бога день и ночь, или я суечусь?

   Необходимо понуждать сердце размышлять. Для этого необходимо выделять время для богомыслия. Мы с вами часто слышим совершенно справедливые слова, что во время молитвы нельзя фантазировать. Когда вы молитесь, вы не имеете права представлять себе Христа, Богородицу, Святых Угодников. Фантазировать во время молитвы не допустимо, иначе получится молитва не Богу, а моим фантазиям. Получается, что человек молится не Богу, а тому образу, который он себе в голове сделал. При этом часто люди думают, что размышлять о предметах Бога вообще не надо. На самом деле это ошибка, необходимо каждый день выделять определенное время для той добродетели, которая называется – богоугодное размышление, о котором говорит сейчас царь Соломон, к которому нужно склонять свое сердце. 

    Часто люди говорят: почему у меня не бывает внимательной молитвы? Почему я никак не могу собраться на молитву? А потому что ты к ней не готовишься, ты не исполняешь даже ту норму, которая написана в обычном нашем молитвослове. Вспомните, как нужно начинать молиться? Встал, конечно же для начала умылся, успокоился пред лицом Бога, сказал «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», потом постоял, подождал пока утишатся вся чувства и начал молится Богу.

Есть старый ритуал, который был еще в Ветхом Завете, который хранят, например, православные греки, что приходя в храм Божий, люди при входе умывали руки. Чистота рук, была знаком чистоты души. 

   Минимальная подготовка к молитве нужна, но ее часто недостаточно, потому что для нас язык бывает часто непонятным во время молитвы. Часто бывает такое явление, что  люди не понимают каждого слова молитвы. И некоторые начинают во время молитвы размышлять, что каждое слово молитвы означает. Но разве это время для этого? В молитве мы должны с Богом разговаривать, а не думать, что означает то или иное слово, значит должно быть время для того чтобы предварительно его разобрать. Необходимо понять каждое слово молитвы, но для этого нужно выделять себе специальное время для богомыслия и к этому нужно склонять свое сердце.

   Есть такая хорошая традиция у людей в определенный день, посвящать какое-то определенное количество времени богомыслию. Этот день установлен не человеком, а Богом, называется  - воскресением. День покоя у нас начинается с вечера субботы до вечера воскресения. В этот период времени необходимо обязательно найти время для богомыслия, для размышления о тайнах Бога, о молитве, о словах Священного Писания, о состоянии своей души. Этими делами нужно заниматься и понуждать к этому свое сердце, склонять свое сердце к размышлению, как говорит царь Соломон. Это очень важная добродетель, которую мы забыли, а потом мы удивляемся, почему нас понесло, почему у нас совершенно нет возможности ни о чем подумать и т.д. А Бог говорит: остановитесь на всех путях ваших и посмотрите, где путь угодный мне. Надо остановиться, надо не загонять себя. Дьявол всегда сделает так, что нам некогда будет. Если мы будем его слушать, то у нас всегда будет столько дел, что никогда ничего не сделаем. Мы должны сказать: все хватит, точка; пусть все горит синим пламенем, но у меня будет время когда я буду служить Господу, когда я буду думать о Его словах.

 

III

   Если царь Давид, будучи правителем, умудрялся размышлять о Законе Бога день и ночь, почему мы, не правители, у которых забот немножко меньше чем у государя, себе для этого время не находим. Нужно иметь возможность сесть и подумать о Боге, о Слове Божием? Когда человек начинает думать о Боге у него часто мысли расползаются, человек не хочет ни о чем думать, вот тут и нужно склонить сердце свое к размышлению, склонить его, наклонить, заставить его. Не хочешь, а надо, изволь размышлять, мало ли чего тебе не хочется.

Если будешь призывать знание и взывать к разуму;

Если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

 То уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

Нужно призывать знание, нужно призывать Господа, чтобы Он дал знание. Призывать знание, от Премудрости идущее, от Христа Спасителя. Нужно призывать знание, потому что без молитвы все размышления это пустышка. Просите о знании, о том, что бы Господь вразумил, т.е. дал разум. 

Взывать к разуму, с одной стороны призывать знания от Бога, а с другой, взывать к своему разуму. В Великом каноне Андрея Критского поется: Душе моя, Душе моя, востани что спише? Конец приближается и  имаше смутитися. Мы должны к себе обращаться, взывать к разуму. Когда читаешь Иоанна Златоустого, Василия Великого, Отцов пустынников, у них все аргументы которые направлены для исцеления какой-то страсти, они направлены к разуму. Например, Василий Великий говорит: какой смысл завидовать? И начинает объяснять почему бессмысленно завидовать. Получается, что страсти, которые кажутся неконтролируемые разумом, именно лечатся через взывание к разуму человека. Слишком часто мы свой разум недооцениваем, считается, что разум человека настолько слабенький, но Отцы церкви так не считают. Святые Отцы считают, что наш разум должен быть пробужден и к нему нужно взывать. Разум бывает слабым, потому что мы его не используем. Если человек будет непрерывно лежать на диване, то его мышцы атрофируют за ненадобностью. То же самое будет и с мозгами человека, если их не использовать.

   Феофан Затворник говорит: необходимо заставить свой разум понять каждое слово Священного Писания.

Если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище. Здесь очень интересное отношение к Слову Божию, догматам веры и к учению о добре и зле. Для нас часто чтение Слова Божия воспринимается как некоторая каторга.  А нужно относиться так, как к месту, где зарыт клад. Его нужно искать как серебро и как сокровище отыскивать. Мы должны найти Божественные сокровища и относится к Слову Божию, Священному Писанию,  именно так как относятся к сокровищам, драгоценностям, которые отыскивает человек. В Евангелие сказано, что Царствие Божие подобно человеку, который нашел сокровище, скрытое на поле.

IV

      Он его нашел и никому ничего не говорит, покупает поле по бросовой цене и потом выкапывает сокровище, и живет, этим пользуется. Так же и мы должны стараться отыскивать драгоценности, которые выше всего в мире. В Библии скрыты драгоценности, которые важнее всей вселенной. У Святых Отцов Церкви тоже самое, скрыты тайны, которые неизвестны никому из внешних.

   Отцы Церкви знали Библию наизусть, потому что в ней каждое слово было для них драгоценностью, которую они рассматривали со всех сторон.   Если вы почитаете толкование Отцов Церкви  на Священное Писание вы увидите, как он рассматривал каждую буковку Слова Божьего. Что означает это слово, какой оттенок смысла, а с чем это перекликается? Вся Библия это цельная, единая книга, где например, слова из Книги Притч могут быть изъяснены в Книги Бытия, или например, в Откровение Иоанна Богослова. Вся Книга –одна Книга Бога, который Сам по себе драгоценность для разума. И еще драгоценна, потому что тайны Божией воли о нас открываются.

То уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Пути познания тайн Бога доступны только для тех, кто очарован познанием Слова Божьего, кто рассматривает Слово Божье как драгоценность, для которого Слово Божие драгоценнее, чем золото и топазы. Вот как Скупой Рыцарь берет и копается в золоте, играет драгоценными камнями, любуется, вот так и мы должны к Библии относиться, к учениям Бога. Вот тогда ты страх Господа поймешь. Поймешь, почему боязно потерять Бога. Потому что ты уже узнаешь Его, потому что для тебя страх Божий станет живой реальность, ты поймешь, кто такой Бог, насколько Он велик, страшен, могуч, прекрасен. Выражение «страшен ужасен» будет для тебя понятным. Тогда ты будешь трепетать, бояться потерять Бога, потому что для тебя реальность Его слова будет живой реальностью.

   И найдешь познание о Боге. Не познание Бога, а о Боге познание. Ты найдешь по- настоящему кто такой Бог. Ты не будешь сам в своей голове строить представления, каким бы мне хотелось бы видеть Бога, а ты узнаешь кто на самом деле таким является. Лишь при этом условие возможно получить настоящее познание о Боге.  Сейчас многие люди пытаются познание о Боге сделать своими руками, придумать, выдумать, сфантазировать, но для того чтобы не ошибиться необходимо вот эти условия соблюсти.

Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум. Здесь очень важно от кого идет источник мудрости. Именно от Господа. Господь дает мудрость. Все наши усилия, о которых мы сейчас говорили, нужны нам, чтобы мы могли открыть свой разум для Бога. Открыть свой интеллект для Господа Всемогущего, который обогатит человека Божественной мудростью. Внешнее образование не плохая вещь, но оно само по себе мудрости не дает. Для того чтобы узнать  премудрость от Бога человеку необходимо вникать в Заповеди Господа. Господь дает мудрость, Он обучает человека мудрости, Он делает человека сверх мудрым.

Из уст Его – знание и разум. Именно из уст Бога настоящие знания, настоящий разум. Когда люди говорят, что есть некие открытия науки, которые противоречат Богу, нужно помнить, что Богу ни знание, ни разум не противоречат. Но вот, например, наука может Ему противоречить, не потому что наука плоха, наука, которая пытается подменить собой Откровение, она фальшивая, лживая.  Если наука из себя изображает систему познания всех вещей, если она пытается создать картину мира, это ошибочная наука, она поддельная, она ничего хорошего не даст. Так же и мы должны понимать, что знание и мудрость дает Господь и знание разума от Господа. Если человек хочет настоящий разум иметь, а не поддельный, не фальшивый, он должен у  Бога учиться. Все, что противоречит воле Господа должно быть отброшено, как чуждое настоящему разуму и знанию. Из уст Его выходит знание и разум, и поэтому все наше мировоззрение должно быть проверено, Словом Бога. Все, что вышло из уст Бога является камнем проверки, об который мы должны пробовать все наши мысли. Мировоззрение у нас должно быть полностью  основано на Откровении Бога. Антоний Великий говорил: я читаю книги Неба и Земли, и читаю книгу Откровения, в них я нахожу все.  В книге Неба и Земли говорится о том, что есть Бог, что Он есть просто, факт Его существования. А что есть Бог – говорит Откровение. 

V

  Господь сохраняет для праведных спасение;

 Он – щит для ходящих непорочно;

   Люди часто говорят: как мы можем Быть уверены, что Господь нас спасет; почему мы уверены, что мы можем надеяться на свое спасение? Сказано: Господь сохраняет для праведных спасение. Человек, который желает быть праведным, о нем Бог заботится, чтобы привести  его к спасению. Заметьте, Писание не говорит, что человек своими силами может пробиться к спасению, что может сам себя спасти, что может создать себе условия, в которых сможет сам себя спасти. Нет, Господь дает праведному спасение. Господь ведет человека к спасению, если человек сам желает стать праведником. Если вы захотите праведности, Господь вас приведет к спасению, но не в силу того, что вы праведник, не в силу ваших заслуг, а в силу того, что вы захотели этого, что стремитесь к этому всем сердцем. И Господь расположит жизнь так, что спасения вы достигните. Но потом, когда достигните спасения, как говорит Писание, вы скажите: теперь я понимаю, что я не заслужил этот чистый подарок, чистый дар Бога, который незаслуженно дан Господом.

Господь – щит для ходящих непорочно. Щит нужен чтобы никакой враг не погубил человека. Тот, кто хочет непорочность сохранить нужно обратиться к Господу, чтобы защититься. Каким образом можно уберечься от нападений дьявола - Молитвой! Молитва – обращение к живому Богу. У нас люди считают, что дьявола можно каким- то образом заговорить. Молитва воспринимается не как обращение к живому Богу, который Сам защищает человека, а как некоторый текст. Я произнесу некоторый текст, и он меня автоматически защитит. Есть даже такое мнение, что нужно некоторые тексты как можно больше переписывать, вешать в себе в ладанки, чтобы Господь, таким образом, защищал человека. Если человек, например, носит 90 псалом, как вы считаете, 90 псалма дьявол боится?  Именно 90 псалом дьявол цитировал Христу на горе искушения, т.е. самого текста он не боится. Поэтому если мы носим этот текст просто, считая, что сам текст, без молитвы нашей, нас защитит – это отношение как к амулету. Зачем принято носить? чтобы напоминать о молитве. Четки, пояс, крест на груди – напоминает нам о Боге и призывает нас к молитве. Призывает нас жить под покровом, под защитой Бога.

   По церковному правилу, по правилу Никейского Собора если человек носит текст из Псалмов  как амулет, то он подвергается отлучению от Церкви. Защищает именно Господь, Он - щит для ходящих непорочно. Молитва должна быть не неким текстом, который нас защищает сам по себе, в этом наше отличие от магии. В магии считается, что если ты произнес некую формулу, веришь, не веришь, но сработает. 

 

VI

 

Защищает нас в силу того, что мы верим в Иисуса Христа как Искупителя нашего. И эта вера и наша любовь ко Христу привлекает к нам помощь Божию через реальный крест. Реальный крест защищает именно в силу веры. Крест означает наше доверие ко Христу, нашу любовь к Искупителю, но если нет веры в искупителя, то никакой пользы не будет. Поэтому сказано: Господь -щит  для ходящих непорочно

Щит для тех, кто хочет ходить непорочно, кто ходит непорочным путем, кто старается выбирать дорогу непорочную, не сбивающуюся. Если человек сознательно грешит, то он лишается этого щита. Если человек оступается, то он должен прибежать к Богу, чтобы Он его защитил. Как только человек возвращается к Богу, он сразу же попадает под Его защиту. Когда люди говорят, что боятся порчи, сглаза, нападения демонов, это неправильный подход. Если я с Господом, я сильный, мне никакой враг не помешает. Если же я без Господа, то моя вина, моя беда в том, что я не под защитой. 

Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. Очень хорошие слова о нашей надежде. Сам Господь охраняет пути правды. Многие люди говорят: где надежда, что Церковь сохранится, где надежда, что не все отступимся, где наши гарантии, что Господь нас защитит? Ответ очень простой -  Господь охраняет пути правды. Наша надежда не на людей, наша надежда на Бога, который охраняет Свою Церковь, охраняет пути ведущие к Нему, который охраняет истину в веках, свое Слово в веках, Свое понимание Слова в веках, который Сам охраняет пути правды. Когда нам говорят, что Откровение Христа потеряно было – это ложь, Сам Господь охраняет Откровение. Оно не может быть искажено в силу того, что Сам Господь хранит его. Мы не верим, что кто-то может быть сильнее Бога. Люди могут сами отойти от этих слов, но Слово Божие остается Словом Божием в независимости от того люди придерживаются его или нет, оно охраняется Самим Богом. Наша вера в то, что мы находимся в истинной церкви связана именно с тем, что Бог Сам хранит Свою веру, Сам хранит Свою Церковь.

Он оберегает стезю святых Своих. Бог сам оберегает колею, жизнь Своих святых.

Колея – привычный образ жизни святых, оберегается Господом. Сам Господь оберегает пути святого, чтобы он не упал. Когда мы читаем жития святых, мы думаем, что святые сами по себе достигли праведности, потом Бог их наградил. Но если мы будем внимательно читать настоящее жития святых, подлинное, мы увидим, что сам по себе человек упадет очень легко. Но Господь охраняет его до тех пор, пока он не надеется на себя. Как только человек понадеется на себя, то сразу же падает, гарантированно, в силу того, что Господь сразу отступает, говорит: ну что же хочешь сам попробовать? делай, действуй! И человек падает.  А если человек надеется на Бога не надеясь на себя, то Господь Сам хранит его так, как считает это нужным.

Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

Когда Господь  начнет тебя охранять, твою дорогу, то ты сам уразумеешь правду и правосудие и прямоту. Правду, т.е. праведность, правду Божию узнаешь, отличишь ее от своей правды. Наша правда – вещь не надежная. Обычно наша правда с праведностью  часто бывают противоположной вещью. Не случайно во всех скандалах считают себя правыми сколько сторон? Все, сколько бы их не было.  Но такого же быть не может. Реальную правду показывает Бог. Он показывает ее тем, кто не надеется на себя, а кто надеется на защиту от Господа.

И  правосудие ты узнаешь, т.е. ты сможешь рассудить где правда а где ложь, где ошибка а где не ошибка, где справедливое решение а где несправедливое. В обычной жизни это необходимо бывает на самом деле. Мы не должны осуждать людей, потому что мы не знаем их сердец, но мы должны оценивать поступки. Когда люди говорят, что нужно всегда считать себя неправым, такие люди говорят на самом деле вещь несоответствующую Священному Писанию. Себя – да, а вот поступки – нет. Можно ли сказать, что то, что мы храним православную веру – дело неправое? Нет. А нам сейчас часто говорят: вы говорите, что вы православные, значит вы гордитесь. Нет, даже если это назвать гордость, значит это правильная гордость. Будет несколько дерзновенно, но скажу. Точно также проявление милосердия, снисходительности, и других добродетелей, можно ли сказать, что эти добродетели неправы? Нет, они правы. И тут правосудие необходимо, необходимо правосудное решение, которое идет от Бога, от Его воли. 

   И прямоту. Прямой путь. Умение прямо исполнить волю Божию без вихляния в разные стороны,  которое у нас часто получается, но оно идет от Бога, который дает нам уразуметь правду и правосудие и прямоту.

   Всякую добрую стезю. Человек начинает понимать, где ему найти возможность сделать добродетель, где ему, возможно, подняться к высотам праведности.

Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

Тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя.

   Здесь речь идет о том, что мудрость должна стать сердечным свойством. Интересно, у нас мудрость часто ассоциирует с головой. У него умная голова, говорят. Для Библии, мудрость находится в сердце, начиная с головы.  То самое учение, которое есть у наших отцов церкви об умной сердечной молитве, оно отходит к Писанию, и говорит, что мудрость должна охватить и разум и сердце одновременно. Мудрость должна находиться в сердце так, что человек должен быть одновременно и мудр в смысле ума, и мудр в смысле сердца. Должны быть воспитанное сердце с воспитанным умом одновременно. Мудрость должна поселиться в сердце. Сердце человека должно быть привычно к мудрому поведению. Не так как у нас бывает, голова говорит одно, сердце говорит другое, и нас уносит в разные стороны, а должны быть вместе. 

VII

    И знание будет приятно душе твоей. Человеку должно быть приятно, узнавать волю Бога. Человек должен чувствовать удовольствие от того что поступает по воле Господа. Представление о том, что христианин это человек который всеми силами себя ломает, это неправильное представление. Я читал книгу отца Андрея Кураева, где он говорил, что настоящий подвиг поста возможен только в миру, когда люди делают волевое усилие, когда они постятся в институте или на работе, а вот монастырях и семинариях настоящий пост  невозможен. Это неправда. На самом деле добро, которое вошло в привычку, более ценно в глазах Господа, чем добро, которое приводит к тому, что человек себя ломает. Ломать себя в начале не грех, когда человек привык делать зло он естественно должен себя ломать.  Но для Бога более ценно, что добро становится незаметным по причине его привычности.

Почему святые всегда считали себя грешниками? Очень просто, они говорили: а что я хорошего сделал? да ничего я хорошего не сделал. Милостыню все дают, молиться каждый день - да что это за доброе дело? это же такое удовольствие! Пощусь много? да и есть то некогда просто, как тут не поститься, наоборот, желудок мной не командует, я им командую, все удобно, здорово.  Бдения? так скучно спать то много, столько времени уходит на сон, когда более интересные вещи есть. Прощать? Так все нормальные люди прощают, где христианин, который не прощает? Так святые говорят, поэтому получается, что по большому счету ничего хорошего то и не сделали. Для них это настолько естественно становится, что они не воспринимают добрые дела, как что то доброе. Как вы считаете, что лучше, воспринимать как доброе что-то или не воспринимать?  Состояние святых, оно более нормальное, когда человек естественным образом творит добро, по привычке, норма жизни. Вот именно это норма, а не то, что человек делает каждый раз с надломом, как часто люди думают.

   Есть особый вид духовных наслаждений которые даны христианам. Духовные наслаждения более сильные, чем мирские наслаждения. Говорят из храма вышел как на крылышках летаю. Что это такое? Настоящее духовное наслаждение. Наслаждение от того, что человека, например, помиловал; что хотел нахамить – сдержался, Господь поддержку дает. Наслаждение бывает, оттого что человек может утешить другого человека, забываешь о себе и наслаждаешься. Каждый раз новый уровень свободы от каждого вида добрых дел. И человек становится все более свободным и более сильным человеком, потому что  духовные силы в нем увеличиваются. Нет такого греха – духовный эгоизм. Духовный эгоизм, это когда Заповедь Божия требует от меня, например, помочь нуждающемуся, а я не буду так делать, я лучше помолюсь.

Тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,

   Дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

  От тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы.

   Заметьте, что человека охраняет рассудительность. Рассудительность оберегает и разум охраняет. Заметьте, насколько важную роль разум играет для Библии, для Писания. Не похоже на современную логику. Некоторые православные христиане говорят: голову надо выкинуть; думать не надо. Нет, сказано, рассудительность будет тебя охранять. Христианин должен быть рассудительным, отличать добро от зла, правду от неправды, истину ото лжи. Именно рассудительность будет охранять, но выходящая не от моего гордого разума, а от разума преображенного Богом. Апостол Павел говорит: совершенных разум навыком приучен к отличению добра от зла. То есть человек понимает тонкие моменты, когда зло прикидывается добром, прикрывается добром или добро кажется внешне чем то злым. Просто случаи бывают, когда, например человека нужно обуздать, очень жестко, люди некоторые думают, что это зло, на самом деле это добро. Чтобы этого не произошло необходимо чтобы рассудительность поселилась в сердце.

   Рассудительность спасает разум от пути злого, от человека, говорящего ложь. Таким образом, другой человек тебе не собьет, и злой путь не погубит тебя.

От тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы. Разум нужен для того, чтобы выбрать себе компанию. Научись говорить нет. Необходимо тем людям, которые хотят нас  сбить с правого пути сказать: я не пойду с тобой; я с тобой не буду общаться; я отбрасываю тебя как злодея, пока ты не вернешься к Богу, я с тобой общаться не буду. Нужно жестко отсекать, для этого нужен разум. И который должен преодолеть всякие разговоры, разговоры сердца, именно сердце часто мешает нам делать. Разум говорит – делай, а сердце – ну не надо, это не хорошо, это не порядочно.

   От тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,

Которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих.

   Разум помогает избавиться от тех кто радуется творя зло. Они блуждают на путях своих, они не знают ни добра, ни зла, они не могут четко поступать по воле Божией, они все время дергаются, все время вихляют.

Дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

Которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

   Здесь речь идет и о чужой жене, конечно же, как избавится от любодеяния и прелюбодейства, когда действительно очень большой соблазн есть у людей. Человек, который блудит  - далек от пути Бога, потому что он оскверняет свою душу, свое тело, вступает в союз с врагом. Мы знаем, что здесь идет речь не только и не просто о прелюбодействе телесном, хотя и это конечно же в первую очередь имеется в виду, но идет речь о страшном прелюбодействе духовном. Библия, Книга Притч, говорит о двух женщинах: премудрой жене, т.е. премудрости, Божественной премудрости и о жене прелюбодейке, жене развратнице  - это та самая вавилонская блудница из Апокалипсиса, великая совокупность людей, живущих по законам зла, по законам смерти и тления, которые считают нормой разврат, как и телесный. Здесь не противоречие, здесь проявление некоего единства -  разврат телесный, разврат души, разврат ума, воли. Жена прелюбодейка это то что называют миром сим т.е. совокупность людей живущих вопреки воли Бога. Этот мир оставил руководителя юности своей Бога, он оставил Господа Творца своего и пытается человека обольстить фальшивой любовью. Фальшивой любовью к миру, к этой земле, чтобы развратить тело человека через разврат, через блуд, через прелюбодейство. Развратить ум человека через лжеученья, развратить волю человека через согласие со злом, развратить чувства человека через фальшивые удовольствия, через фальшивую любовь. Развратить всего человека. И чтобы уберечься, нужен разум, который оберегает человека. Недаром мир сей направил удар свой против разума.

   Божья премудрость входит в сердце, подчеркиваю, не человеческая премудрость, а Божия, она приходит из ума, сначала начинает очищать разум, затем очищает сердце человека и потом человек, таким образом, достигает свободы. Он освобождается от тьмы этого мира. Разврат ума еще больший грех, чем разврат тела.

Которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

Лже жена, черная жена, жена блудница великая забыла завет Бога и человека подбивает на это, чтобы разорвать завет с Творцом.

Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;

   Никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

   Кто входит в союз с этим миром, он идет к смерти. Колея этого мира ведет к мертвецам. Никто из людей, который решил жить  по-мирски, решил жить в разврате этого мира, он не возвращается, не вступает на путь жизни. Если человек решил жить «как люди живут», все, путь его к мертвецам. Видите, какой страшный приговор Бога. Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

   Потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней.

   Чтобы идти праведным путем, нужно ходить так же как поступали святые. Мы должны читать жития святых, с детства воспитывать своих детей на житиях святых, чтобы они ходили путями праведников. Часто люди говорят, что все Заповеди не выполнишь, а когда почитал жития святых, думаешь: нет, вполне выполнишь. Как говорилось в одном древнем изречение: слова Отцов читай делами.

   Потому что праведные будут жить на земле. Вечно на земле будут жить только праведники, грешники не будут вечно жить на земле.

   И непорочные пребудут на ней;

   А беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

   Не надо думать, что зло сильнее добра. Помню, один человек на исповеди заявил: дьявол правит миром, дьявол. Нет. Бог правит миром, Он всемогущий властелин мира. А дьявол врун и будет искоренен из земли со всеми теми, кто вместе с ним идет. Грешников в конце ждет вечный огонь, они будут сброшены с земли. Земля очистится от них, стрясет их и все. Поэтому мы должны выстраивать свою жизнь на основе подражания праведникам.

 

 


Назад к списку