Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 01 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 01 глава

Традиционно, Священное писание в нашем катехизисе подразделяется на четыре вида книг: законоположительные, исторические, учительные и пророческие.  Такое традиционное разделение восходит к европейским схоластам. Само Священное Писание имеет три вида книг. Господь, помните, говорил: «Что написано в законе Моисеевым, пророках, псалмах обо мне».

Разделение на три вида священных книг – это уже библейское деление, которое было из древности. Например, исторические книги они всегда считались просто разновидностью, так называемых ранних пророков. Но к псалмам относились также книги, те которые обучают нас основам нашей жизни. Если задача закона дать общую, как-бы законодательную базу, дать норму общую. Если задача пророков указать - куда нам идти и показатькак раньше люди ходили в прежние времена. Показать и их успехи и их провалы, их добродетели, которым мы должны подражать, их падения, за которые Бог их наказывает.

(То задача учительных книг) Когда мы говорим с вами об учительных книгах: задача учительных книг показать, если угодно, принцип применения Законов Божьих. Чтобы показать, каким образом правильно поступать в конкретных каких-то ситуациях жизненных. Если угодно, учительные книги предназначены для того, чтобы мы с вами могли уметь применять нормы закона в нашей обыденной жизни. Именно этому посвящены учительные книги.

Особое место среди всех учительных книг, которые нам даны в Ветхом Завете, занимает Книга Притчей Царя Соломона – это первая из его книг, которая помещена в Священном Писании. В Священном Писании есть три основных книги, так называемых, канонических.  Потому что они находятся и в Еврейском Каноне и в Каноне Новозаветной Церкви - это Книга Притчей, книга Экклезиаста и Книга Песнь Песней.  Христианами она сохранилась и в древней иудейской церкви, в истинной церкви, когда церковь верна была пророкам.

Первые три книги – основные, они являются как бы ступеньками в путях духовного совершенства. Вот Книга Притчей Царя Соломона – эта книга для начинающих, для самых таких «первачков», для «первоклассников». Те люди, которые начинают учиться духовной жизни они должны начинать с Книги Притчей Царя Соломона. Потом, когда человек приучил себя к различению добра и зла, к самым начаткам этого - начинается второй этап. Второй этап различения добра и зла заключается в том, что человек должен отлепить себя от мира этого. Человек должен оторвать себя от мирских привязанностей, потому что, как говорит апостол Иаков: «Кто хочет быть другом миру, тот будет врагом Богу. Невозможно одновременно угождать Богу и миру сему». Вот Экклезиаст показывает (на самом деле), что все эти земные различные привязанности, удовольствия которые так многими ценится все они, на самом деле, крайне недолговечны и являются суетой и томлением духа. Помните главную мысль Книги Экклезиаста «Всё суета и томление духа и нет ничего вечного под солнцем». Как раз, чтобы показать, что человек должен стремиться за пределы этого мира, написана книга Экклезиаста - Царя Соломона.
Третья книга Царя Соломона - самая удивительная и таинственная книга Ветхого Завета называется Песнь Песней – то есть Сверхпесня. Величайшая из песен. Эта книга чем удивительна? Это единственная Книга Ветхого Заветав которой ни разу не упоминается имя Божие. Библейская книга, в которой имени Бога нет. Там есть некто Возлюбленный и его Невеста, их взаимоотношения там описывается. Возлюбленный – это Иисус Христос. Помните, сам Господь Бог Отец сказал «Это Сын мой Возлюбленный, в котором моё благоволение». Возлюбленный Вечный Сын Отца, который именно так называется в Книге Пророка Исаии, в нашем святом Евангелие. Он вступает в духовный брак с душами людей, которые уже приучились к добру, которые отлепились от этого мира, они находят вот этот удивительный союз между Богом и человеком. Потому что часто люди говорят: «Зачем нужно православие?». Я вам задам вопрос: «Зачем надо быть православным? Мы, почему православные? Вот вы, например, почему православные?». Я помню, был фильм (такой) Радонеж снимал, на мой взгляд, очень неудачный фильм. Назывался он «Почему мы православные?», может многие видели. И главная мысль этого фильма была такая: мы православные, потому что боимся попасть во ад. На самом деле этого, конечно же, маловато будет. Вот как раз Царь Соломон нам показывает, каков путь: сначала нужно научиться Закону Бога, отлепиться от земли, а потом уже достигать удивительного Богообщения. Не просто Богообщения, а такого союза с Богом, который есть у мужа с женой. Когда Бог опекает нас также, как муж опекает жену. Когда Бог к нам также же требования высокие предъявляет, которые муж предъявляет к жене. И который ведёт нас в те дали, которые находятся за пределами времени. Собственно православие в том и заключается, что люди любят Христа, его Отца и Святого Духа, а Бог любит нас. Во взаимной любви Бога и людей сердцевина Православия. Взаимной, подчеркиваю. Это на самом деле вещь немыслимая, например для мусульман. Мусульмане вообще не верят, что можно каким-то образом, чтобы Бог полюбил человека. Максимум, что может сделать Бог там для человека – он  может к нему быть милостив. И больше ничего. Но чтобы полюбить его как муж полюбил жену, такого не может быть точки зрения мусульман. В этом смысле наше христианство гораздо выше: оно утверждает высочайшую любовь Бога к человеку и человека к Богу. Вот эту именно любовь таинственно описывает в притчах Царь Соломон, а раскрывается его любовь во всей полноте в Святом Евангелии. Помните, Господь Христос, что сказал «Если любите меня – заповеди мои соблюдете». Видите, для чего нужно заповеди соблюдать. «И Отец Мой возлюбит ни  вас и войдет и обитель к вам и сотворит». Таким образом, отношения «Зачем нужно заповеди выполнять, зачем нужно быть православным» нужно отвечать именно так - чтобы Бог полюбил нас и мы полюбили Бога. Вернее, потому что Бог уже полюбил нас, Богу не нужно потом нас любить – Он возлюбил нас ещё заранее, до начала времён. Он по любви нас сотворил. И мы должны ответить на его любовь. Понимаете, чтобы войти с ним в теснейший союз.
Теперь переходим к самой Книге Притчей. Она церковью очень любима. Более того, само слово «притча» по-гречески звучит как паремия. Постоянно ходящие в храм знают, что есть такое понятие – паремии.  Перед большими праздниками и во время Великого поста на вечернем богослужении читаются отрывки из Ветхого Завета, которые называются паремиями. Паремии – это отрывок из Книги Притчей Царя Соломона, который преподавался людям во время Великого поста, потому что люди готовились к принятию святого крещения в Пасхальную ночь и потому что сами христиане, которые уже были раньше крещены в пасхальную ночь должны были проверить, а они правильно идут путём добра или неправильно. Проверка для новоначальных.
         Книга Притчей Царя Соломона распространяется как бы на три части: первая часть – описание пути премудрости. Вот интересно с чего начинает Царь Соломон. Он начинает не с того, что расскажет, что такое добро и зло, нет, он начинает с источника добра и который противится злу, а именно с Божественной премудрости.

Вторая часть посвящена подробностям того, как дело премудрости  осуществляется в обычной жизни. И последняя часть Книги Притчей посвящена показу того, каким образом совершается удивительная, таинственная разгадка путей промысла Божьего в этом мире.

Слово «притча» означает некую непрямую речь, то есть в Книге Притчей содержатся и гиперболы (преувеличения), содержатся такие описания - сравнения Божественных и человеческих реальностей с некими явлениями материального мира. Всё это не случайно, это нужно для того, чтобы человек легче усвоил технологию добра. Потому что человеку легче усвоить всё это в образах, символах, чем просто на уровне обычного зазубрения конспекта. Представьте, если у нас бы в храмах не было бы богослужений обычных, а были бы одни лекции, согласитесь, что было бы несколько сложно учить добру для нас. Я же не говорю, что молитва необходима как воздух человеку, но и даже понимание добра, понимание жизни оно не сводимо к лекциям. Есть вещи, которые можно передать только притчей. Загадкой.

 Сам автор Книги Притчей - Царь Соломон, он был сыном Царя Давида. И когда он воцарялся над народом Израиля, уже после смерти своего отца Царя Давида-святого пророка он пошёл в Гаваон, чтобы там помолиться перед Ковчегом Завета, где являл себя Бог. И вот он заснул перед Ковчегом Завета в ночь и Бог явился ему и говорит: «Соломон, что ты просишь у меня? Ты сейчас вступаешь на царство и ради твоего отца Давида я тебе даю возможность что угодно получить».
Что бы вы попросили? Царь Соломон попросил мудрости. Он говорит: «Я у Тебя ничего не прошу, я прошу только мудрости, чтобы управлять столь великим народом как Израиль, который Ты сам взял себе в удел». И Господь говорит: «Ты правильно сказал. Ты не просил богатство, душ врагов твоих, силы, власти, я тебе дам это тоже, но я дам тебе самое главное, дам тебе мудрость, что бы управлять  народом». И действительно, эта мудрость, она проявилась в том, что как говорит Книга Царств, Царь Соломон написал три тысячи притч и тысячу песней. Он даже разгадал тайны мира. Известно, что он говорил в притче даже о травах: начиная от иссопа, который растёт из стены и заканчивая кедром в Ливане. Действительно, перед его глазами развернулась вся полнота прекрасного созданного Богом мира, в котором лежит жизнь человека. Вот эта мудрость, которая была вдохновлена Богом, она проявила себя вот в этой книге.

Стоит сказать о самом понятии «мудрость» – премудрость. Часто сейчас говорят, что христианин должен жить просто. Что якобы христианину свойственно быть таким глупым человеком, простым. Только верить необходимо, больше ничего. Мы забыли простою вещь, что Дух Святой, который послан на землю в виде семи золотых, огненных светильников, которые горят перед лицом Бога. Семь даров Духа Святого пришедшего на землю – этидары, они все связаны с разумом. Как говорит Царь, пророк Исаия «На Христе почило семь даров Святого Духа. Дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и дух страха Господня». Семь даров Святого Духа почти все связаны с разумом. Это не случайно, потому что само свойство человека как разум – это один из высочайших даров данных Богом человеку. Причём этот дар уподобляет человека самому Творцу.  Сам Господь наш – это Бог разума. Не Бог неразумия, а Бог потрясающего разума, сверхразума. Собственно говоря, сверхразум Бога и называется премудростью. Превосходящую превосходнейшую мудрость. Мудрость, которая выше чем, что бы то нибыло на земле и это мудрость она настолько велика, что она даёт возможность человеку судить обо всём, что происходит во вселенной, а о нём судить никто не может. Если человек нахоедится в премудрости Духа Святого то, как говорит святой апостол Павел в Послании к Коринфянам «Такой человек не судится никем, а сам может судить обо всём». Понимаете, у него есть такой дар – рассуждать обо всем. Видеть все тайны этой вселенной.

Книга Притчей Царя Соломона. Притча Соломона, сына Давидова, Царя Израильского.

«Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; Простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы. Чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.Начало мудрости - страх Господень; доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения; глупцы только презирают мудрость и наставление».

Вот первые слова Книги Притчей, с которой начинается Великий пост, начнётся наше с вами изучение этой удивительной книги.

 Зачем даны эти притчи? Сначала, что бы познать мудрость и наставления. Чем отличается мудрость от наставления? Наставление – это способ получения мудрости. Необходимо знать способ, каким получается мудрость. Нужно знать саму мудрость, кто и что это такое. Откуда она берётся? Где корни мудрости? Вот именно по этому плану Соломон пишет свою работу. Надо начинать, во-первых понимать, откуда берётся мудрость? Мудрость, она берётся у Бога. Многие люди, которые хотят достигнуть высокого ума говорят: «Что нам для этого нужно?».  Для этого необходимо читать много книг, надо заниматься интеллектуальным трудом, надо думать, надо употреблять стимуляторы для мозга, чтобы «разогнать» свои интеллектуальные способности. Надо больше общаться, надо сидеть в интернете, читать больше свежей научной или философской литературы. Заниматься  культурой мысли, заниматься логикой, заниматься изучением того, каким образом берётся знание, заниматься гносеологией. Всё это систематизировать и таким образом ты достигнешь мудрости.

Но Царь Соломон говорит – это не так. Это всё хорошо, но это не будет премудрость. Это будет земная мудрость, которая апостолом Иаковом называется душевной, плотской и бесовской. Потому что она (во-первых) не даёт совершенства. Понятно, откуда совершенства знаний у людей, которые все могут ошибаться? Есть поговорка «Человеку свойственно заблуждаться». Представьте себе, есть один заблуждающийся человек, есть два заблуждающихся человека, есть три заблуждающихся человека. Если десять заблуждающихся людей между собой соберутся, значит ли это, что их заблуждения они друг друга нивелируют, уничтожат? Это совершенно не факт. В чём-то, может быть и уничтожат, а в чём-то наоборот усилится. К примеру, собирается десять людоедов. Один людоед может и думает, что у него жизнь не очень-то правильная, а десять людоедов собрались – у нас такой национальный обычай, обычай нашего племени - быть людоедами. Они вместе, подумавши, решат там, подберут правильные технологии, что бы людей кушать. Так людоедские племена и возникали. А здесь ещё и бесы помогут, которые будут говорить: «Вот, ты ничего не понимаешь, самая возвышенная вещь угодная Богам - это людоедство». И в результате получится – на земной ошибке, на неё наложится  сразу же заблуждение сатаны. Дело в том, что действительно, хоть и говорится, что человеку свойственно заблуждаться, но надо помнить, что ему свойственно заблуждаться в падшем состоянии. Вот Адам до грехопадения не заблуждался. Пока не заблудил сам себя во время грехопадения. До этого Адам всё знал, был мудрым человеком, он знал волю Бога обо всём. И поэтому само заблуждение обязано своим происхождением дьяволу. Именно дьявол отец заблуждений. Как я уже говорил, дьявол, по словам Иоанна Златоуста, короновал человека чёрным венцом глупости. Поэтому глупость – есть грех, греховное состояние, результат греха прямой. И поэтому, чтобы человек достиг настоящей мудрости, чтобы он знал предназначение каждой вещи, знал смысл знания, знал правильную технологию знания, знал, что будет с ним, откуда он взялся, куда он идёт, каким образом он идёт. Как правильно идти, как неправильно идти. Почему так правильно, почему так неправильно. Важнейшие для нас вещи. Необходимо, чтобы его слабый разум был подключён к сверхразуму, к разуму Бога. Возникает вопрос, а это возможно? Человеческий разум может быть связан с Божьим разумом каким-то образом? Может. Это связано с тем, что человек по образу Божьему сотворён, то есть по Христу. Раз человек сотворён по образу Божьему, можно сказать, что он подходит как ключ к замку. То есть наш ум к Богу подходит как ключ к замку. Бог – это замок, наш разум – это ключик. Но на нашем ключике налип гипс, воск, грязь всякая, ключ ещё погнутый. Чем? Какая грязь? Грех. А погонь это что такое? Это ложная вера. Ложная вера – это изогнутый ключ, который никогда не войдёт. А грязь – это грехи. Поэтому, когда люди говорят, что наш разум не может ошибаться – это глупость. Сначала вы очистите свой разум, сначала выпрямите свой разум, сделайте его прямым, по Богу чтобы он мыслил. А затем необходимо его к Богу подсоединить и вот тогда он обогатится премудростью. Назначение притчи именно в этом: научится мудрости и наставлению, чтобы научиться принимать наставления. А вы понимаете, что это на самом деле тоже искусство. Умение слушать - это очень большое искусство, а чтобы не отбиваться от слушания. А то у меня есть знакомая, которой когда что-то там рассказываешь, может даже нейтральное, этот человек мне сразу говорит: «А ты что на меня наезжаешь?». То есть это подход человека, который не умеет слушать наставление. Это результат того, что человек заблудился. Он сбился с пути и он поэтому, даже вещи, которые к нему не относятся он всегда на себя переносит, у него такой сбой в программе. Поэтому и сказано, что притчи нужны для того, чтобы научиться наставлению и понять изречения разума. Тоже очень важный момент.  Дело в том, что очень часто изречения разума не понимают. Помните, когда Златоуст проповедовал, ему кричала одна женщина: «О, Иоанн, у тебя золотые уста! Ты так говоришь красиво, но мы тебя не понимаем». Действительно, понять изречения разума – особое искусство, которому приучает даже светская наука, светская культура, образование может в некотором смысле имеет право на своё название – светское. Потому что, если это нормальное образование, приучает в чём-то немножко мыслить. Поэтому, например, отцы церкви не брезговали светским образованием, хотя не считали, что оно способно привести к познанию разума, к настоящему.

Дело в том, что само по себе образование оно приучает человека к некоторой культуре. Культуре правильного мышления. Человек приучается каким-то образом стройно мыслить, заставляет себя мыслить логично. Само по себе это к Богу не приводит. С другой стороны, когда человек приходит к Богу, Богу не нужно заново его переучивать. Бог использует всё это как полуфабрикат.

Но само по себе искусство слушать поучения разума – это тоже искусство даваемое Богом. Вот как раз Царь Соломон и говорит «Для того и нужны притчи, чтобы научиться понимать изречения разума». Понимать то, что было сказано. Не выворачивать наизнанку, а понимать. Потому что бывают совершенно дикие вещи. Например, я как-то разговаривал со свидетелем Иеговы и мне этот человек говорит: «Вот, где в Библии сказано, что Иисус Христос истинный Сын Божий?». Я ему говорю: «Вот смотри, ведь написано же «Единородный Сын Сущего ныне в лоне Отчем. Он явил». Он говорит: «Видишь, написано «Единородный» - значит он сотворённый». Это значит - человек видит книгу и видит комбинацию непонятно чего. Потому что слово «родить» он понимает как «творить». У него настолько извращён разум, что даже родить он понимает, как творить. Я ему говорю: «Прости, своих  детей ты что, по винтикам скручивал? По чертежу вычерчивал? Припаивал всё аккуратненько? Глупость же говоришь!» Родить, очевидно, родить своей природой, а не с чужой. Вот это пример того, что понимание изречения разума без Бога оно действительно часто пробуксовывает. Ещё Паскаль хорошо сказал «Если бы таблица умножения затрагивала чьи-либо страсти, её бы отвергали с высочайшим презрением».

Царь Соломон дальше говорит «Притчи нужны, чтобы усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты». Что такое правила благоразумия – это правила благоразумного поведения. Чтобы вести себя соответствующим образом, с благим разумом. Не вести себя как негодяи необразованные, а вести себя как образованные в Боге люди. Известно, что наши святые, хотя и бывали необразованные в светском смысле, невоспитанные в светском смысле - они вели себя чрезвычайно благородно и понимали других людей очень тонко. С чем это связано? Они были научены правилам благоразумия. Они всегда знали, что сказать, кому сказать, при ком сказать, какие могут быть последствия.
Дальше Соломон говорит «Нужно определить правила правосудия». Тоже понятно почему. Потому что правосудие может быть не от Бога. Человек может считать, что правосудно будет признать аборт или на судах, их исполнить – это последняя подлость.
И чтобы отличить эти законы друг от друга необходимо руководствоваться притчами Царя Соломона. Необходимо также знать правила суда. Что значит правила суда? Правила, каким образом оценивать всё. Судить самому судье, но и нам судить окружающий мир. Мы же должны судить: где добро, где зло. Мы не можем не судить поступки людей. Это враг наш – дьявол, учит нас не оценивать поступки, но при этом оценивать людей. А Господь наш говорит «Оценивайте поступки, но не оценивайте людей». Заметьте, сейчас часто люди враждебные Богу говорят «Нельзя судить поступки людей. Людей, пожалуйста». А Господь говорит «Нельзя судить людей». Потому что Суд над ними принадлежит Богу. А поступки необходимо. «Проклят, кто добро называет злом, а зло называет добром» - помните, в Книге Пророка Исаии сказано «Кто сладкое называет горьким, а горькое сладким». Действительно, мы обязаны это делать, потому что иначе что получится? Иначе мы сами упадём в яму, сами впадём в тоже зло, которое мы  не осудили, не оценили как зло. Если мы считаем пьянство нормой – мы напьёмся. Если мы осудим этого пьяницу, то мы, таким образом, скажем то, чего мы не знаем: внутреннего сердца состояние.
И наконец, правило правоты. Тоже очень важный момент. Сколько у нас прав на земле? Ровно столько, сколько людей и немножко больше. Есть настоящее, объективное правило правоты. Здесь как раз Царь Соломон говорит, что настоящая правота не бывает субъективной. Настоящей правоте учит мудрость Божия. По настоящему прав тот, на чьей стороне правда Божия.  А чтобы определить – необходимо обучиться искусству премудрости.

Дальше говорит Царь Соломон «Простым дать смышлёность». Царь Соломон говорит - не надо простым оставаться простыми, простым нужно быть только в грехе. Я незнаю, что такое грех, а влезть в него не хочу, изнутри изучать его не буду. Врага знать в лицо я знаю, вон, зараза идёт рогатая, хвостатая. А вот как внутри он устроен – я не лезу. Но при этом я никогда не буду влезать в грех изнутри.

Но в другом отношении простым нельзя быть. Простой человек, который не знает тайн Божьих, он упадёт. Поэтому сказано  - простым нужно дать смышлёность. Простые люди должны научиться познавать тайны Божии. Как говорил наш недавний святой святитель Филарет митрополит  Московский в 19 веке «Никакую премудрость, даже в тайне Божей сокровенною мы не должны считать для себя чужою. Напротив, всё Священное Писание мы должны исследовать с вами как наше богатство, которое мы с вами должны изучить и сделать своим». Более того, он говорил некоторым людям, которые повторяли те же глупости, которые сейчас некоторые повторяют, что православный не должен ничего знать, только вера и всё – достаточно. Он говорил «Если вы не хотите учиться словам Божиим, значит вы не ученики Божии».  Вы не помните, в день апостолов, кто должен называться христианами? И там ученики Христа в Антиохии стали впервые называться христианами. Значит раз так, если ты не хочешь учиться у Христа, значит ты не христианин. Логично, так ведь? Если ты у Христа учиться не хочешь. Ведь Господь послал учеников своих-апостолов, чтобы они сделали всех учениками Христа. А если ты отказываешься учиться тайнам Божиим скрытым в Священном Писании и в Откровении Божиим то в такой ситуации ты не ученик, ты ничего не познаешь.
«Юноше нужно дать знания и рассудительность». Кстати, вот очень интересный подход: у нас сейчас люди говорят «Надо заниматься миссией среди молодых, в том смысле, что нужно пытаться говорить с ними на их языке».  Царь Соломон говорит «Не надо обожествлять молодых, не надо молодых обожествлять». Молодые не имеют ни знаний, ни рассудительности. Этому их надо учить. Это нормальный здравый подход: не подлизывание под людей, не подхлимаж, а подход последования, точного следованияуважительного отношения к человеку. Когда незнающему говорят: «Да, ты незнающий, ты невежда. Становись знающим».

IV


Ты безрассудный, становись рассудительным! Учись этому.  Интересно, когда читаешь древних отцов церкви, читаешь древних учителей церкви пишущих очень простую вещь, они говорят о каком-то грехе, например о зависти, вот у Василия Великого есть замечательная проповедь о зависти, он объясняет почему она гадость, а потом говорит, « Так что больше так не делаете». Ему просто в голову даже не приходило что могут быть люди которые скажут: я вот понимаю, что это плохо, но вот мне технологию надо какую-то.   Древние люди были проще в том смысле, что если они понимали, что это нехорошо они брали и не делали, или делали когда видели, что это доброе дело наоборот. Вот эта простая решительность, к сожалению, сейчас утрачена. Сейчас у людей воля стала более расшатана. Поэтому нашей воле требуются такие гипсовые накладки, которые усилят нашу волю.  А у древних этого не было. И не только у древних, вот в 1938 году на горе Афон умер преподобный Силуан Афонский. Так вот, удивительный пример, обычный русский мужик, крестьянин, который пришел по совету Иоанна Кронштадтского на гору  Афон чтобы оплакивать свои грехи и на него начали нападать блудные помыслы, он пошел к своему духовнику и тот ему говорит: никогда больше эти помыслы не принимай. Он встал и с этого момента помыслы эти никогда больше не принимал, ни одного помысла. Вот это нормальная, здравая решительность. А у нас любимая фраза «Я постараюсь». « Ну так и быть, я постараюсь больше не принимать». А Силуан взял и не принимал до конца жизни.

Послушает мудрый – и умножит познания. Видите, какой подход, если человек считает себя мудрецом, он должен понимать, что раз он мудрец, значит ему нужно больше. Все эти идеи, что нужно приостановиться на пути развития разума духовного, это предложение сатаны. Святой Иоанн Лествиничек говорит, что на пути к святости любая остановка – начало падения. Нельзя останавливаться даже на одной ступенечке. Ну это как по эскалатору подниматься, если ты поднимаешься по эскалатору, который идет в противоположную сторону, то если остановишься – начнешь сползать. Так вот и здесь сказано: Послушает премудрый – и умножит познания.

И разумный найдет мудрый совет. Человек должен возвращаться к этой книге, если человек считает себя разумным, в первую очередь для тебя книга, ищи мудрые советы. Здесь очень интересный подход, здесь Господь не говорит через царя Соломона, что нужно себя дураками считать. Он говорит, что нужно стремиться к большей мудрости.  Как раз одна из уловок врага была в том, что он предложил нам смирением называть клевету на себя. Вот я скажу, что я дурак, хотя я умный, потом я якобы буду смиренный. Я должен сказать: Бог дал мне разум таких- то возможностей, средних, больших, маленьких и я их должен применять во славу Божию. Если я буду говорить, что я ничего не имею, то в один прекрасный момент Господь скажет: вот таланты я тебе дал, а где они? А они там, закопаны в земле.

Чтобы разуметь притчу и замысловатую речь. В дальнейшем человек должен научится разгадывать притчу, загадки которые дает людям. Загадки и притчи бывают не только словами. Для христиан, для посвященных в Божественную мудрость, для нас сама историческая ткань является источником притч. По учению церкви Священное Писание имеет как минимум три уровня смысла. Буквальный, то, как написано, так и есть на самом деле. Уровень  нравственный, который относится к каждому человеку, например, царь Давид согрешил с Вирсавией, нравственный уровень какой? Ты так не делай, это касается не тебя. Уровень типологический или прообразовательный,  когда в Священном Писание в реально происшедшем событии есть прообраз будущего. Например, Авраам идет реально на гору принести в  жертву своего сына Исаака, но это является реальным прообразом смерти Христа Спасителя. Потому что само Писание имеет в себе элемент притч. И не только Писание, сама история является образом  невидимых вещей. Например, Никита Хрущев был снят на Покров Божией Матери. Он гнал русскую церковь и был снят в день, который особо почитает русская церковь.  Бог сбросил его в тот день, когда он поднимал свои наглые брови против Бога, особенно, по молитвам  Богоматери. Чтобы увидеть здесь смысл необходимо иметь мудрость, не без Бога естественно, не свою. Подчеркну очень важный момент, правило толкования никогда не разрешает толковать Библию так, чтобы отменять первый смысл ради второго. Бывают случаи, когда нет, например буквального смысла, просто нет. Например, книгу Песня Песней царя Соломона буквально просто невозможно понять. Там жених называется брат родной, а невестой сестрой. Это абсурд для Библейского мышления. Есть случаи когда просто нет буквального смысла, есть прообразовательный смысл сразу же, есть места которые  прямо нравственного смысла, например, Нагорная Проповедь – напрямую имеет нравственный смысл. Не бывает так, чтобы сказано было:  «и был вечер, был утро, день – один» В буквальном смысле день творения был един, но одновременно является образом будущего последнего дня суда, когда для одних наступит вечный день, а для других наступит вечная ночь. Без второго смысла никак не отступит отмена первого 07:37 воскресенье 1 марта 5008 года до рождества Христова реально, в 6 часов утра и при этом также реально нам в неизвестный день придет Христос и наступит последний день один, когда будет для одних вечная тьма, а для других вечный свет, как сказано отделил Бог свет от тьмы. Но они связаны между собой таким образом, Бог рисует свою волю события. События которые происходят в мире, они являются образом невидимых вещей, замысел Бога который прорезается в этих событиях: громады исторических событий, нашей личной жизни, жизни в мире животных, растений, космических огромных материальных предметов которые носятся в космосе. Все эти вещи, это образы невидимых вещей которыми руководит Бог, которые не влияют на судьбу человека, потому что судьба человека находится в руках Бога, а не в его свободной воле, но который указывает на волю человека. Я это подчеркиваю, чтобы не было у нас соблазна из наблюдения замыслов Бога, притчей Бога которые заложены в окружающем мире вынести   будто бы там звезды нас влияют – это глупость.

Нужно разуметь будет так же замысловатую речь, сказано будет дословно извитие словес, если мы посмотрим в греческий перевод и еврейский подлинник, извивающиеся речь. Что это такое? Дело в том, что бывает настолько сложная реальность, которая описывается в Слове Божием, у отцов церкви, у людей которые видели Бога, то она описывается чрезвычайно сложным словом. Например, Дионисий Ареопагит описывает некоторые свойства Бога и чтобы понять эту страницу, необходимо читать несколько раз, очень вдумчиво.  Действительно извитие словес.И дело не в том что Дионисию хочется как то особенно показать себя, нет, просто настолько сложная реальность, настолько сложно описываемая, что для описания нужна сложнейшая речевая конструкция. Необходима мудрость, чтобы в это вникнуть, чтобы наш разум прошел путем святых и обогащенный мудростью взял и вот эту мудрость. Поэтому если вам попадается в Слове Божием или у святых отцов что то непонятное не надо считать это глупостью, а надо сказать: пока я не дорос, но на заметку беру, вернусь когда подрасту чтобы разгадать и это извитие слов, потому что Бог не   открывает ничего того чего не нужно человеку, Бог требует от человека быть чрезвычайно могущественным существом подобным ему, его силе.

 

 

V

Притчи нужны для того чтобы разуметь слова мудрецов и загадки их. Нужно чтобы  мы приучились слушать слова мудрецов, живых, которые живут до сих пор. Мы знаем, что дух пророчества не покинул церковь, дух мудрости тоже церковь не покинул, и мудрецы до сих пор встают, которые открывают волю Бога и поэтому чтобы  понимать их загадки необходимо быть к этому причастным, чтобы человеческий разум тоже поднимался выше к тайнам Бога. 

И где же начало этой мудрости? Соломон говорит: Начало мудрости ­- страх Господень. Это очень важная мысль, которая проходит леймотивом  наверное по всему Писанию. Такие же слова есть в книге Псалмов Царя Давида, такие же слова есть у апостола Петра в его послании – это не случайно. Дело в том, что тот, кто встречается с реальным Богом, он не может не чувствовать страха. А если человек не чувствует страха, значит он с реальным Богом не встречается. В книге Псалмов  есть такие замечательные слова, Давид говорит: «Он Бог наш, Он сотворил нас, а не мы Его».

У нас сейчас появляются богословы, особенно в интернет пространстве, или обычные люди на улицах, особенно грешные, они, что любят говорить? Ну мы должны понимать, что самое различное представление о Боге то что Бог - любовь. Давайте мы возьмем  представим самое возвышенное, что у нас есть - это и будет Бог. Получается, давайте мы сконструируем Бога,как Он нам кажется.  Это процесс делания идола из головы, а какая разница из деревяшки он будет сделан или из головы будет придуман, какая разница? Да никакой нет разницы. И именно этим занимаются те люди, которые не имеют страха Божия. Они придумывают Бога такого, какой Он им удобен. Естественно они Его не бояться. Интересно, что у этих людей обычно Бог никогда не вызывает трепета, благоговения. Я был однажды на собрании одной протестантской организации, меня поразило как они обращаясь ко Христу говорят: Ты нам лучший друг Христос, Ты конечно нас по дружески выслушаешь, Ты обязан нас выслушать, Ты же клевый приятель.(это дословная цитата). А я спрашиваю их: вы читали, что сказано в Книге Притч Царя Соломона : Начало мудрости ­- страх Господень. Страх где ваш Господень? Как вы трепещете перед Богом? Богом во плоти. Иоанн Богослов увидев Христа, упал замертво от ужаса, от благоговейного восторга. Сказано, что когда увидел  каждый глас – возрыдают все, восплачут все, особенно кто пронзили Его. Писание говорит: Работайте Господу со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Где здесь трепет? Это хамство называется, а не молитва к Богу. Вот это молитва, которая в грех, самая настоящая греховная молитва, по-другому ее просто нельзя никак назвать. Без благоговейная, без страха, просто оскорбление величия Божьего.

Начало премудрости  в том, что человек понимает потрясающую могущественную силу Бога, он понимает Его мощь, он понимает Его славу.

Правильно говорят, что начинать спасаться с того, что ты не боишься попасть в ад – это значит не начинать спасаться, это просто необъективно оценивать себя самого. Если ты не понимаешь, что у тебя есть реальный, хороший шанс попасть совсем не туда куда  надо, реальный по твоим заслугам  - это значит не оценивать себя вообще никак. Значит, ты себя не видишь. В каноне Андрея Критского, который Великим постом поется, сказано: Плачь над собою, над своею умирающей душею, так как плакали Марфа и Мария над Лазарем, умершем. Вот этот плач над собою, над тем как ты оскорбил Бога, как ты разрушил себя, как ты изуродовал свою душу, изувечил. Призывать Бога чтобы Он Сам воскресил тебя, Сам, как Христосвсевластный – вот это здравое начало духовной жизни. Бесстрашное начало духовной жизни – это начало гибельное, которое приводит к состоянию которое называется в православии прелестью. Прелесть – это сверх ложь, пре – сверх, лесть – ложь, сверх ложь. Поэтому, пожалуйста, барышни, когда вас называют «моя прелесть»  обижайтесь, вас в сверх лживости обвиняют. Прелесть заключается в том, что человек выдумавший Бога, сделавший истукана, вместо Бога себе поставившего, принося Ему фантастические жертвы в своих фантазиях, он никогда мудрости не найдет.

Страшное явление, когда люди без страха Божьего входят в Божий Дом. Когда наши предки подходили к храму Божьему, они входили в него с благоговением. Я знаю рассказ про моего прадеда, у него были специальные сапоги, только для храма. Он жил в деревне, он в любое время года босиком шел до храма, даже зимой, два километра. Около храма он специально садился, обтирал себе ноги, надевал сапоги, специальные, храмовые – это особая одежда, только в храм. Целовал притолки дверей, там Ангелы стоят, смотрят как мы в храм входим, и потом входил в храм Божий. Это правильное отношение, не потому что босиком надо ходить, хотя  и это хорошо есть. Есть известный святой – Иоанн Сан-францисский. Его так и называют Иоанн босой чудотворец Сан-францисский. Он был Епископом Русской Зарубежной Церкви, тогда она еще не находилась в разделение с другими поместными церквами, которая была в 80-70 гг. Он служил Литургию всегда босиком. Так его и звали - Иоанн босой. Служил Литургию он каждый день, служил Богу,  правда часто опаздывал, потому что периодически, то кого то из канала вытаскивал, то кого то подходил утешал, людей. Был потрясающий человек. Зафиксировано несколько сотен исцелений. И воскрешение из мертвых по его молитвам совершались. Он всегда благоговел перед Богом, когда он служил,он всегда служил с трепетом, со страхом Божиим. Это отношение крайне важно. Вот это благоговение, трепет и ужас от лица Бога. Когда человек чувствует присутствие невидимой силы, перед которой трепещут небо и земля. Когда мы совершаем молитвы крещения или когда освящаем воду в день Богоявления Господня мы говорим страшные слова – Тебе поют умные силы, Тебе присутствуют звезды, Тебя слушается  свет, для Тебя работают источники, Тебя воспевает солнце, Тебя славит луна. Ты создал небо как шатер, Ты землю утвердил на водах. Вся тварь воспевает и трепещет пред Тобою, потому что Ты Бог наш. Литургия Василия Великого когда  совершается жертвоприношение тела и крови Господа мы говорим: Ты восседаешь на престоле славы и смотришь на бездны, которые перед тобою трясутся. Ты держишь все могущество в руке своей, все обнажено перед Тобой. Ощущаете? Ощущение немного другое чем «мой близкий друг Иисус».

VI

…Да, конечно, они чувствуют Его силу. Они и ангелов видят  и умерших людей видят, а Бога они знают в некотором смысле непосредственнее, чем мы, потому что наша воля очень часто мешает нам. Бог к нам часто стучится а наша воля блокирует его стук, а у животных нет такой воли, которая бы противилась воли Божией. Поэтому когда Бог что-то говорит, животный всегда слушаются. Все творение перед Богом трепещет, ощущение этого трепета - это начало, это начало мудрости, с чего все начинается. Начало узнавания что такое холод и что такое жар, начинается с того, что ты отдернешь руку прикоснувшись к льду или к пламене. Вот так же наш ум, прикоснувшись к Божественному пламене как бы отдергивается, отступает в благоговейном ужасе. 

Икона изображает Моисея, когда он увидел Неопалимую Купину. Помните, что он сделал? Ему Бог сказал: сними обувь свою, место на котором ты стоишь - святое. Он снял с себя обувь, упал и закрыл лицо, потому что как сказано в греческом тексте стыдился взглянуть на Бога.  Он вроде не сделал никакого греха, но ему было стыдно, что он смертный перед бессмертной жизнью, он тленный перед нетленным могуществом, вот этот вот трепет нашего слабого существа перед бесконечным могуществом Бога  - это начало мудрости, начало реального опыта. Реальный опыт это соприкосновение с  первой мудростью. Почему именно премудрости? Потому что понимает это разум. Мы с вами знаем, что как покаяние начинается с изменения разума, сознания, что креститься нельзя, принять крещение христианину нельзя, если он не верует согласно Символу Веры Никео Цареградского. Если он не верит Святой Троице …  Христа. Точно также и мы с вами соприкоснувшись с реальностью жизни трепещем.

Доброе разумение у всех водящих с ним. Доброе разумение, доброе познание получают те, кто водится  с ним. Не тот кто однажды прикоснулся и на этом закончилось, а кто в дальнейшем изучая Бога сохраняет чувство трепета. Макарий Великий удивительный Святой IX века говорил: даже когда я с Тобой Боже встречаюсь, я всегда помню, что ты Бог, а я творение, Ты Владыка, а я Твой раб. Даже когда Ты объединяешься со мной, даже когда Ты охватываешь меня Своими руками нетленными, когда Ты охватываешь меня Своей Божественной жизнью, я всегда  это сохраняю. Трепет перед лицом Бога должен быть всегда, поэтому сказано: доброе разумение тех, кто вводит с этим страхом, кого ведет страх Божий по жизни, кого руководит страх Божий. 

И о благоговение  к Богу начало разумения. Благоговение перед Богом. К Богу устремленного благоговения, заметьте, не к человеку.Почему мы часто боимся, трепещем у людей, потому что по-настоящему страха Божьего не имеем. Если человек знает страх Божий то ему не страшно будет, будет страшно Бога потерять. Ему будет страшно столкнуться с гневом Бога. Одновременно и потерять и с гневом столкнуться. Есть не записанное изречение Господа, оно зафиксировано было во II веке, сказано было там: кто близок ко Мне, тот близок к огню, а кто далек от меня, тот далек и от Царства и боится Его потерять, и боится что эта Слава опалит и сожжет его и вот это состояние должно быть постоянно с человеком, оно на самом деле является источником нашей православной духовной жизни, потому что без нее ничего не получится. Почему столько святых говорят о своих грехах, почему они их оплакивают, почему они говорят, что видеть свои грехи выше, чем гневить ангелов, откуда берется такое отвращение грехов. Потому что человек трепещет перед Богом всегда.

Глупцы только презирают мудрость и наставление. Те кто говорят, что нам мудрость не нужна, нам нужно что попроще, царь Соломон прямо говорит: отойди от нас. Те, кто не хочет изучать Слово Божие – глупцы! А самым главным глупцом является – сатана. А на земле самым главным глупцом является безбожник или богоборец. Глупость это синоним греха. Глупый человек грешит. Даже человек со слабыми умственными способностями, если он служит Богу, он умудряется, у него разум развивается, в прямом смысле этого слова. А у грешника - распадается.

Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,

Потому что это –прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Соломон говорит, что для того чтобы правильно послушать, узнать тайны, необходимо слушать наставления отца и матери. И должны ими гордится, и носить как прекрасный венок на голове и украшение для шеи. Это самое прекрасное, что украшает человека. Человек по молитве получает разум, не по одиночке просто, а в единстве с иерархией установленной Богом. Первичная иерархия – иерархия родителей. Те, которые слушают родителей, послушны Богу, должны гордиться наставлениями отца и матери, так же как хвастаются украшениями на голове и на шеи. Здесь идет речь и напрямую о родителях и идет речь также о величайшем духовном отцовстве. Господь в Евангелие говорит: Никого не называйте отцами, один Отец ваш,  который на небесах. Здесь речь идет именно о том, что слушай наставления отца своего, не просто отца земного, отца земного можно и не слушать, он говорит противное Богу, но Бога Отца всегда нужно слушать. А вот отца земного постольку, поскольку он реализует Его отцовство. Священники в церквах отцами называются постольку ниш, поскольку они участвуют в отцовстве Бога, Являются инструментами, через которые Бог возрождает таинство крещения, через которые он обучает нас добру и злу. Обучает нас добру в исповеди и очищает нас от зла, помогает духовному росту человека, вот только в этом смысле. Поэтому не принято у православных христиан называть отцами священников, даже законно рукоположенных, если они находятся в запрещение за вероисповедальные  какие-то нарушения. Я никогда не называю отцом Георгия Кочеткова за то, что он исказил откровение Божия. Потому что называнием отцом, как апостол Павел говорил: У вас много наставников, но не много отцов, я родился во  Христе… Но только тот кто находится во Христе, кто покорен Богу отцу и слушается только Его достоин участвовать в этом отцовстве Отца небесного. Как сказано в Послании к Ефесянам: От Бога Отца всякое отечество на земле и на небесах называется. Кто выставляет себя вместо Бога, т.е. мой авторитет равен Богу или вместо Бога, ты Его не слушай, меня слушай. Такой человек напрямую попадает под заповедь Господа,  не называют никого отцами, потому что Отец один, Небесный. 

Мать наша – Церковь. Кому Церковь не мать тому Бог не Отец.  Не могут назвать Бога Отцом те, кто отвергают как мать свою Церковь. Церковь – Невеста Христова, тело Христово, Его жена, которая рождает нас для Отца Небесного, в которой мы возрождаемся, в которой мы питаемся.  Поэтому и сказано: Слушай наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей. Интересное слово завет. Церковь участница заветов Бога. Потому что это – прекрасный венок для головы твоей, украшение разума.  И украшение для шеи твоей. Почему для шеи? Потому что человек, который идет путем Церкви, который участвует в завете Бога, он носит на своей шее ярмо, ярмо заповедей Христовых. Господь  говорит: Иго мое благо и бремя мое легко.  Это бремя есть украшение для человека.

 

VII

 

Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;

Если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,

Живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как как нисходящих в могилу;

Наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;

Жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас»,-

Сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,

Потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.

В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,

А делают засаду для их крови и подстерегают их души.

Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

В начале 90-х годов люди массово бросились зарабатывать деньги, каким угодно способом. Появилась толпа людей, которые стали воспевать злодейства. Это страшное явление стало массовым явлением в нашей жизни. 

Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся. Первый момент - мы обязаны оценивать тех людей, с кем мы общаемся. Нам это сейчас запрещают делать, нам говорят  нельзя осуждать, поэтому нельзя оценивать. Но если этого не делать получается заведомая и гарантированная гибель. Дьявол как всегда искажает Священное Писание, искажает Слово Божие Ветхого и Нового Заветов. Мы знаем, что он Христу цитировал  слова 90 псалма, чтобы каким-то образом соблазнить Его. Также дьявол действуе сейчас, он пытается обернуть заповедь Евангелия против Христа. Он говорит: не осуждайте и не будете осуждены. Дьявол говорит: вы не должны осуждать чтобы участвовать в злодействах. Дьявол говорит: как ты смеешь оценивать, осуждать человека, нельзя осуждать людей, нельзя зло называть злом, нельзя высказывать свое мнение о злодействах. Надо уважать каждого человека, выбор каждого человека. В результате кто в выигрыше? Только злодеи. 

Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся. Как определить человек грешник или нет? Необходимо посмотреть на его жизнь. Если человек живет вопреки Заповедям Бога, если для него нормально нарушение Заповедей, то надо от него отстраниться. Слушать его нельзя, он злодей и только злодейскому научит.

Есть очень важная норма, которую у нас забыли и которой надо учить. Детей с самого раннего возраста нужно учить подбирать себе друзей. В нашей современной культуре совершенно утрачено искусство выбора подбора друзей. Люди у нас совершенно забыли о том, что друзей, близких людей необходимо максимально подбирать. Быть максимально осторожным в отношении к друзьям. Как говорил апостол Павел: Дурные сообщества портят добрые нравы. Одиночество великолепно, но если искать себе общение, то его нужно искать целенаправленно, а не просто хвататься за первого попавшегося.

Если они будут говорить нечто, то не ходи в путь с ними. Они будут говорить: иди с нами.  Интересный порядок описания, начинается с того, что мы с тобой друзья, мы все свои, как ты можешь быть против нас, у нас общее дело. Так говорят грешники. 

Давай сделаем засаду для убийства. Человек  повязан кровью со злодеями. Они говорят: ты же свой человек, ты же настолько сильный, что не остановишься перед убийством. Это же проявление твоей воли, твоей силы, если не сможешь – ты хлюпик. Воспевание физической силы – силы злодейской, силы ненависти и злобы.

Давай сделаем засаду, говорят они. Почему засаду? Ну тебе то ничего не угрожает, говорят злодеи, мы из засады убьем. И ты не попадешься, и тебя не захватят и все у тебя будет замечательно. Ты покажешь, что ты сильный человек, что ты имеешь право власть переступить. Как у Достоевского Раскольников говорит: кто я? тварь, дрожащая, или право имею? Это гордостное желание, готовность переступить через жизнь другого человека, во имя того, что якобы ты право имеешь. Это гордыня сатанинская такая. Самое страшное, что она бывает массовая. По отдельности взятые бандиты могут оказаться хорошими людьми. Существует психология толпы, когда отдельный человек в толпе всегда будет глупее, чем он по отдельности. Самые великие преступления делают всегда коллективно, начиная с преступления Адама и Евы в раю, которое выражаясь юридическим языком, было совершено в сговоре.

IX

Человек говорит: как же, я для семьи работаю, мне нужно детей кормить и т.д.

Жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас. Мы же с тобой команда, мы же с тобой близкие люди. Ты нас не уважаешь?  Ты против нас пойдешь? Ты что не свой человек что ли, ты что глупый что ли? У нас общий жребий, ты будешь с нами наравне. Склад один будет у всех нас. У нас общее имущество будет, у нас все будет здорово! Но Соломон говорит: Сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их. Не обсуждая уходи. Если у тебя такие приятели появились, разорви с ними всякий контакт. Не давай им злодействовать, не участвуй в стези их. Я считаю, что если тебе предлагают идти на убийство, ты обязан сообщить в милицию в обязательном порядке, использовать государственные власти, созданные для предотвращения злодейства, иначе кровь убитого Господь с тебя взыщет. Все разговоры о том, что грех доносить – лживые. Доносить на злодейства – это наш долг, иначе злодеи будут распоясаны.

Удержи ногу твою от стези их. Стезя это колея, т.е. удержи свою ногу от подражания их пути. Не подражай их привычкам. Повадки и привычки злодеев для вас должны быть чужды. Если выяснится, что злодеи ведут некий образ жизни, вы должны этот образ жизни отвергнуть полностью, иначе вас это затянет. Чтобы жить как бандит, надо быть бандитом. Если ты хочешь жить не вылезая из казино, без бандитизма ты не обойдешься, поэтому необходимо  обязательно пресекать.  Необходимо пересмотреть все стези свои, колеи, привычки жизни. Образ жизни должен быть сменен и не похож быть на них.  Это важнейший момент чтобы человек был чужим для бандитизма. Если человек живет так же как бандиты, но он не бандит, то очень быстро бандитизм схватится.

В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Представьте себе, вы пытаетесь поймать птицу перед ней силок кладете, она не сядет. Точно так же когда ставят капкан на медведя, его обкуривают специальным дымом, чтобы запаха железа не было. Если вы будете прямо перед волком ставить волчью западню, вряд ли волк туда попадет. И мы должны быть предупреждены. Нас Соломон предупреждает, если мы знаем, что от нас ждут, тогда эта сеть нас не поймает. Мы должны заранее знать, что с нами будет.

А делают засаду для их крови и подстерегают их души. Те люди, которые думают сами погубить других людей, которым бесстыдно пролитие крови, в которых нет никакого внутреннего комплекса для убийства, они сами губят свою душу. Для них ставится сеть на самом деле, они попадают в собственные сети, которые они и рассеяли. Они убийцы, но их кровь будет пролита, потому что Слово Божие действует. Человек, который даже не убивает, но не имеет ступора, если он муж кровей, то таких людей Господь ненавидит, гнушается, стирает с лица земли. Помните, что произошло с родом царя Саула? Бог сказал, что моя душа возмущается кровожадностью дома Саулова , поэтому пришел голод на Израиль, пока не были убиты все потомки царя Саула. Кровожадность дома царя Саула привела к гибели всех его детей, которые тоже имели привычку, унаследованную от отца. Если у человека сильные родители, то он ими порабощается. Особенно страшно если сильные родители какое-нибудь злодейство одобряют: убийство, разврат, гордыню, ненависть и подобные вещи.

Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. Если вы жаждете чужого добра, воруете, помните, что оно отнимет у вас жизнь. Эти слова очень жесткие, но они действительно правы. Ворующий человек, грабящей людей, который спокойно относится к отъему чужого имущества, он лишится жизни по приговору Бога. Есть греческая поговорка: Самый надежный способ обеднеть раз и навсегда и никогда не подняться из бедности - это воровать или работать в воскресный день.

Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,

В главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:

«Доколе, невежды,  будете любить невежество? Доколе буйные будут услаждаться буйством? Доколе глупцы будут ненавидеть знание?

Обратитесь к моему обличению: вот, яизолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;

 И вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;

Когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота,

Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,

Не приняли совета моего, презрели все обличения мои;

За то и  будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,

А слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».

Здесь уже выявляется та премудрость, которая вдохновила царя Соломона. Эта премудрость не далекая, эта премудрость ходит по земле и возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой. Она действительно преследует человека везде, она не дает человеку спать спокойно. Премудрость Божия, она  сходит и отыскивает людей, и обличает их. Что это за премудрость такая таинственная,

X

Ходящая по улицам города? Мирового города. Которая отыскивает людей, вразумляет и обличает всех злодеев и праведников. Премудрость говорит, что она возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, т.е. в храмах и при входах в городские ворота говорит речь свою. Вход в городские ворота в древнем мире это наше СМИ (средства массовой информации) и одновременно место суда. Грубо говоря, по телевизору выступает.  Это такое место, где собиралась вся толпа вместе и вот сюда приходит премудрость, которая не боится, что она осквернится, не боится что она каким то образом запачкается этой жизнью, которая создала эту жизнь и которая наоборот людей пытается вырвать из тенёд смерти. 

Премудрость говорит: Доколе, невежды,  будете любить невежество? Невежды, вы не знаете Слова Бога, но почему же вы любите своё незнание.  Как вы смеете любить невежество? Сколько сейчас людей, которые говорят: мы православные, нам ничего знать не надо, самое главное добрые дела делать и все, достаточно. Но премудрость говорит:   Доколе, невежды,  будете любить невежество? Как вы смеете любить невежество? Я премудрость создала вас, я вас держу в своих руках, почему же вы отворачиваете свой ум от меня? Как вы смеете хвалить невежество? Культ невежества, который сейчас многие пытаются делать, иногда бывает, при монастырях листовки распространяют с культом  невежества. Этот культ ненанавистен Иисусу Христу, потому что премудрость требует, чтобы ученики премудрости были мудры. Вот кто должен быть премудрым? Каждый, у кого крест на шее! Каждый христианин обязан искать премудрости. Если человек гордится невежеством, он делает тяжелый грех. Почему у нас на исповеди про невежество не говорят, а ведь это же грех, страшный грех. Невежество – неведение тайн Бога. Как говорил Милостивый Феликс: не знать Отца всего, такой же грех, как и сражаться с Ним. 

Доколе буйные будут услаждаться буйством? Бывают люди, которые делают, что хотят и услаждаются этим: я вот сильный, что хочу то и ворочу, смотрите на меня, гордитесь на меня. Буйный, если он услаждается буйством, получает соответственно кулак. Премудрость, ходящая по улицам великого мирового города, которая обходит и Россию, и Америку, и Африку, и Азию, она не выносит когда буйные услаждаются буйством, они быстро получают по голове, за буйство. Премудрость говорит: сколько вы будете услаждаться буйством? Заметьте, часто у нас благоговеют перед этим буйством: он сильный, он все что хочет  делает, его нужно уважать. Сделали гения из Наполеона. Из злодея сделали гения. Сделали гениев из Ленина и Сталина. И Гитлера тоже гением называют. Сколько людей благоговеет перед культом силы. Какое-то совершенно немыслимое почитание силы. Премудрость говорит: хватит вам буйные услаждаться буйством. Мы не должны одобрять буйства. Почему, например, христиане выступают за свержение идолов, истуканов революционной эпохи, чтобы люди не идеализировали террор. У нас сейчас удивляются: почему у нас терроризм? Да потому что террор культом у нас был всегда. Декабристы, мятежники революционеры и почему то их считают идеалом, улицы в честь них называют. Если у нас злодеев считают героями и люди любуются, услаждаются буйством, как говорит премудрость Божия, то долго ли будет Господь терпеть такое? Нет, конечно же.

Доколе глупцы будут ненавидеть знание? Говорит царь Соломон, в том числе и православным, которые говорят: нам много знать не надо, мы люди маленькие, глупенькие, тупые, необразованные, у нас памяти нет, у нас мыслей не хватает, лучше уж мы ничего знать не будем, лучше быть попроще. Вот премудрость и говорит: сколько глупцы будут ненавидеть знание? К нему надо стремиться! Вы знаете, как церковь оценивает мнение, что богословские знания человеку не нужны для спасения? Как ересь гнесеомахии, осужденная в VII веке еще. Гнесеомахия -  борьба со знанием.

Обратитесь к моему обличению. Мудрость обличает человека. Обличает – показывает человеческое лицо, облик. Премудрость выявляет то, что в реальности в человеке. Почему часто христианских миссионеров не любят? Потому что голос премудрости обличает человека. Мудрый рад услышать обличение премудрости, потому что он видит, что можно исправить, как можно исправить. А немудрый наоборот возмущается: как меня такого хорошего посмели тронуть? Он думал, что он ангел во плоти, а тут оказалось, что он не совсем такой. Обидно конечно же жутко и вообще неприятно.

Обратитесь к моему обличению. Мудрый человек должен сам искать, чтобы мудрость его обличила. Искать, чтобы получить обличение от Бога, чтобы получить от Него силы.

Вот, я изолью на вас дух мой. Какой дух? Святой Дух, Дух Христа, Он изливается на людей, которые готовы внимать обличению. Человек обличенный, принявший обличение премудрости чувствует покровительство духа. Если человек выслушал справедливый упрек и раскаялся из-за этого, он умывается, в прямом смысле этого слова, очищается. Поэтому, например, были монахи, которые нанимали  себе людей, которые их ругали. Причем было условие обязательно, что их ругают внезапно. Дураком себя назвать не так уж и сложно, а когда тебя внезапно ругают это немножко другое.

Решили монахи (братия) испытать авву, пришли к нему и говорят: до нас дошло, что ты алкоголик. Правду вам говорят, помолитесь за меня. Дошло до нас, что ты еще и с бабами живешь? Виноват я братия, виноват, помолитесь за меня. Дошло до нас, что ты еще и воруешь, что ворюга ты жуткий? Правда, правда, помолитесь за меня. Дошло до нас, что ты убивец, разбойничаешь? Виноват я братия, виноват, помолитесь за меня. Дошло до нас, что ты еретик?  А это вранье. Они удивились, спросили, почему ты на все соглашался, а на это нет? Все эти грехи в себе мне признать полезно, потому что мне мысли приходят, с которыми я борюсь, и смиряет меня это. А ересь - это зло, еретик отлучен от Бога, он воюет против творца. Еретиком  я не буду. Пусть я убийца, вор, блудник, кто угодно, но не еретик.

В чине погребения, в чине на исход души говорится: аще согрешихом не отступихом от Тебе, не пристирали мы рук наших Богу чужому. Православный христианин, который не уходил в секты, который твердо держит православное вероисповедание, не бегает по различным религиозным организациям, он имеет надежду на оправдание на Страшном Суде в силу православной веры. Если человек бегает по сектам, по разным религиям, он такой надежды не имеет, пока он не раскается, не прекратит это злодейство.

ХI

Я изолью на вас дух мой, т.е. я вложу в вас силу. Часто бывает, человек подходит на исповедь, совесть грызет жутко, стыдно до невозможности, покаялся и лёгкость. Как премудрость и обещала премудрость изливает на нас Свой Дух. Кто принимает исповедь реально? Та самая премудрость Бога и Отца, которая ходит по всем улицам мира. Премудрость Божия сотворившая вселенную стоит у аналоя и принимает исповедь, невидимо, а бывает и видимо, для некоторых. Поэтому она изливает свой дух на покаявшегося. 

Возвещу вам слова мои. Смотрите, какой интересный порядок, сначала изливает дар прощения, а потом мудрость учит как правильно себя вести, дает свои слова таким людям. Но, говорит мудрость, вот в некоторых случаях происходит по-другому,  Я звала, и вы не послушались, говорит мудрость. Господь обличает вас.  

Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего.

Вся рука с одной стороны в ораторском жесте, а с другой стороны протягивает руку помощи. Вы влезайте, говорит премудрость, я вас вытяну: говорит мудрость Отца. А не было тех кто слышал, все отворачивались. Нам не нужно мы без тебя сами спасемся, нам это не нужно мы каким-то образом сами все это сделаем. Поэтому дальше сказано: И вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. Это уже суть наступает. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас. Совершается мщение,  восстанавливается мировая справедливость, злодей получает возмездие.  Во втором  Псалме сказано: Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я. Бог скорбит о всех, но если человек не хочет каяться, если человек считает себя абсолютно правым, если человек выставляет свои злодейства за норму жизни и пытается ее навязать всем, в такой ситуации Бог смеется, смех печальный бывает. Помните, как Бог сказал Адаму, когда он согрешил: вот Адам стал как один из нас, знает он теперь, что такое добро, а что такое зло. Это же такая насмешка, за что он боролся на то он и напоролся. Поэтому и сказано, что я буду торжествовать и радоваться, когда придет на вас ужас. В Библии есть несколько подобных страшных мест, там сказано, что если вы выбросите все мои слова назад, если вы отвернетесь от меня, и не будете исполнять всех повелений моих, в такой ситуации я пойду против вас войной. Как я радовался, делая вам добро, так я буду радоваться, сокрушая вас.  Это страшное явление, если вы его не чувствовали, я вам не советую,  вот такое злорадство Бога почувствовать.  

Когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота, Тогда будут звать меня, и я не услышу. Страшно, когда Бог говорит: если ты решил для себя, что ты все можешь, ты сам себе мера всего, ты отверг все Мои Слова, Я тебя звал и советовал, а ты не хочешь, всё, Я посылаю на тебя все боли,  и Я не услышу когда ты будешь звать. Пример такой мы знаем, когда царь Саул дошел до того, что Бог отверг его, ему становится страшно, он боится, что он погибнет, он обращается к Богу, но Бог  не отвечает ему ни через первосвященника, ни через урима и  туммима, ни через сновидения, ни через пророка. Пророки замолчали, снов нет, у первосвященника ничего не получается ответить. Бог отвернулся. Тогда он обращается к Индорской волшебнице, и Бог тогда посылает ему грозного вестника Самуила.  Из под земли выходит Самуил обличает его и говорит: Что ты там меня зовешь, Бог тебя оставил, ты завтра будешь вместо со своими детьми со мной в аду. Вот пример оставления Богом, когда человек, окостеневший во зле, отвергается Господом окончательно и всесовершенно. У него воля окостенела во зле настолько, что человек уже не признавал себя виновным. Он так и говорил: тяжело мне очень, а мне никто не отвечает. Не то, что я виноват. Страшно, что в такой ситуации человек уже не может раскаяться. Я не раскаялся, а ты мне помоги. Я не буду тебя слушаться, а ты мне все равно помогай.

Руссо, когда умирал, говорил: Бог меня помилует, это его работа. Человек совершенно не желает каяться, он не считает для себя нужным каяться, он считает, что у него и так все хорошо. И тогда Бог посылает ему наказание, кару.  Бывают люди, которые умирают в страшных муках и при этом богохульствуют чудовищно, а потом удивляются, почему Бог не помогает.

Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. Бога нужно слушать тогда, когда Он зовет. Люди говорят, Он потом позовет. А это еще не факт, Бог вам подписку давал, что еще раз вас позовет? Он какое-то обязательство вам давал? Нет, Бог никому ничего не обязан, Бог никому ничего не должен. Бог всемогущий властелин, который свободен в Своих делах, который свободен в Своём величии.

За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,

Не приняли совета моего, презрели все обличения мои;

За то и  будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

В чем их вина? Первое, в том, что они возненавидели знание, они не желали знать волю Бога, они не желали знать Его Слово, они не желали знать Его обличений. Они не слушали ни совести, ни Слова Божия, ни Писания, ничего. Говорили, что это не нужно, я лучше своим умом буду жить. «Зачем мне ум Божий? У меня свой ум хороший! Это только трусы, слабаки, Заповеди Божии слушают».

Другие люди говорят: Бог не может никого наказывать, это ересь, это хула, что Бог кого-то наказывает. Вот и сказано: Они не избрали для себя страха Господня. Люди говорят, что Бога бояться незачем, Бога  не нужно бояться, Бог не накажет, все это устаревшая теория христианства. Эти люди не приняли совета Бога, презрели все обличения Бога. Когда Бог обличает их, они только злятся. За то и  будут они вкушать от плодов путей своих. Как говорил Льюис: всякий получает, что он хочет, но не всякий потом этому рад.  Даже в Раю так было. Дьявол обещал:  другие глаза откроются – открылись; станем как Боги – стали; знаем добро и зло – знаем. Хорошо нам от этого стало? 

За то и  будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Придумали – насыщайтесь, питайтесь этими помыслами.

Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,

А слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла.

Те люди, которые упорно пребывают в невежестве, которые гордятся невежеством  и упрямые -   упорство невежд убьет их. И беспечность глупцов погубит их. Современные беспечные глупцы, которые считают, что все нормально, расслабься, живи спокойно, бери от жизни все. Они погибнут из-за этого, они растеряют все свое время и толку никакого не будет. Кто слушает же премудрость, тот будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла. Премудрость Божия делает человека живущем в покое, в мире. Посмотрите на людей, которые живут по заповедям. Каждая добродетель есть новый уровень свободы. Кто свободен кроткий или гневливый? Кроткий, он контролирует свою жизнь, его гнев с головы не собьет. Кто свободен себялюбивый или нестяжательный? Нестяжательный, он может иметь имущество, но имущество не может иметь его. Поэтому и сказано, что такой человек будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла. Не страшась зла с одной стороны, своего, т.е. не страшась упасть в зло. У нас очень хорошее состояние, вы живете, не боясь упасть в грех, потому что вы привыкли слушаться Бога. А с другой стороны, не страшась зла  со стороны, т.е. не боишься порчи, сглаза, не боишься что какое-то колдовство на тебя наведут, что тебя убьют, ты свободен. Ничего не боишься, потому что ты в полной   свободе пребываешь, потому что ты слушаешься Бога полностью.  Нельзя быть глупцом, глупость – это религиозное преступление. Глупость это не состояние ума, не айкью наше, а нежелание слушаться Бога.

 

 


Назад к списку