Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 27 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

  • К нам пребывают святыни
  • 03 Декабрь 2017
  • Добрым попечением митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина, заботами и трудами епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия с 12 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года в Бузулукской епархии будут находиться для поклонения верующих частица Ризы Пресвятой Богородицы и ковчег с частицей святых мощей блаженной Матроны Московской.

  • Молебен 19 ноября
  • 19 Ноябрь 2017
  • Ежегодно во всем мире вспоминают жертв дорожно-транспортных происшествий. Цель Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 19 ноября 2017 года, заключается в том, чтобы почтить память погибших и выразить соболезнования членам их семей, а также еще раз обратить внимание всех людей на необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 27 глава

Глава 27

 

   1 Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день.

   Что значит «Не хвались завтрашним днем»? Все очень просто, многие говорят: «Ты знаешь, какие завтра у меня дела будут!? Ты знаешь, как я завтра смогу сделать много чего!?  Ты знаешь, какие у меня глобальные планы на завтра!? Посмотри, как у меня здорово все получится!». Но царь Соломон говорит: не надо так делать, ты не знаешь, что тебе принесет следующий день, ты не знаешь, что с тобой будет в будущем. Ты не знаешь, своего будущего, ты не знаешь, что тебя ожидает, поэтому не хвастайся своим будущем, потому что ты не знаешь, что тебе принесет будущий день.

  Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, - чужой, а не язык твой. 

   Хвалиться самому – это глупо, пускай тебя другой хвалит, а не твои уста. Человек, который хвалит сам себя, который занимается самохвальством, такой человек глупый и безумный.

   И дальше Соломон подчеркивает, что необходимо внимательно относиться к своим словам, внимательно относиться к тому, что ты делаешь.

    Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.

   Когда человек привык гневаться, раздражаться, скандалить, не умеет сдерживать себя, отношения с таким человеком тяжелы как камень, как мешок с песком и даже тяжелее,  такого человека невозможно переносить, поэтому и сравнение такое, гнев глупца тяжелее камня и песка. Невозможно перенести такое состояние, такого человека. Многие думают, что все вокруг виноваты, что их никто не любит, но причина очень проста, очень часто причина бывает в том, что человек гневается, скандалит, обижает других людей, потому и отношения с ним так же тяжелы как носка камня и песка, так же невозможно их выносить.  

   4 Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности? 

   Самое страшное, что есть, что истребляет людей, что истребляет в людях все, что хуже гнева и ярости  - это ревность человека, один человек ревнует другого. Конечно, такое состояние оно выжигает как … все что соединило бы людей. Некоторые думают, что если они будут проявлять ревность, то их больше любить будут. На самом деле, если человек отдает себя в руки ревности, то он гарантированно потеряет все, что раньше связывало этого человека с тем, кому он ревнует, кроме ненависти и обид ничего другого не получится и не может получиться, потому что ревность хуже, чем гнев и неукротимая ярость.   

   Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. 

   Здесь тоже очень важно, почему некоторые говорят: я его в душе люблю, но никак этого не проявлю. Но если ты не проявляешь любовь никак, ее никто не заметит, она никого не согреет.  Поэтому когда некоторые говорят: «я стесняюсь проявлять любовь, мне как то стыдно, неловко ее проявить, как то неуместно, неудобно», помните и не обижайтесь, что тогда вашу любовь никто и замечать не будет,  и ценить не будет, потому что как ее заметишь, если она невидимая, такая призрачная любовь. Поэтому лучше бывает открытое обличение, чем тайная любовь. Почему? Потому что открытое обличение показывает, что человек расположен к этому человеку и желает ему добра, а  скрытая любовь ничего не выражает, бесполезна и для любящего и для любимого.

     Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. 

   Когда человек любит, то его слова, даже жесткие, они не поранят человека, потому что он постарается не ранить душу, если конечно не ставит перед собой такую задачу.  Но поцелуи ненавидящего, они лживы, как поцелуй Иуды, когда он предал Христа.     И вот здесь всем надо смотреть внимательно, что стоит за ласковыми словами, за объятиями, которые часто скрывают ложь и коварство.

   Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко. 

   Здесь Соломон говорит, что человек пресыщенный даже и мед считает невкусным, а для голодного и горькое сладко. Соломон говорит, что такие вещи существуют не сами по себе, а существует они потому, в каком состоянии человек к ним находится. Есть такая поговорка: «Нет не вкусной еды, есть просто недостаточно сильный голод». На самом деле, все наши оценки во многом бывают субъективны. Если мы говорим, что вот это нам нравиться, не нравиться, этот вопрос часто бывает, связан с нашими какими-то вещами объективными: голодный, сытый. Человек пресыщенный,  ему и подарок то не найдешь, а человеку бедному и небольшой подарок покажется огромным. Здесь важно помнить, что вопрос заключается не в том, что у тебя есть, а в том в каком состоянии ты находишься.  Когда ты находишься в состоянии пресыщенности, когда ты находишься в состоянии, когда у тебя все есть, тебе всего мало, знаете такой принцип: вот если бы у меня то было, то я бы был доволен; неправда, ты не будешь никогда доволен, если ты пресыщен тебе захочется еще, а того что ты получаешь, даже замечательное, тебе все будет казаться чем-то таким нехорошим, чем-то таким недостойным тебя и т.д. Поэтому и сказано: Сытая душа попирает и сот. Это касается, в том числе и отношений, когда человек привык, что ему все услуживают, то ему любая жертва покажется маленькой. А когда человек не ждет от другого человека никакого блага, то ему любое проявление теплых чувств покажется верхом приятности. Вот как раз здесь вопрос именно об отношениях, потому что слишком часто мы пресыщены, бываем любовью, теплыми чувствами, нам всегда мало и кажется, что нас не любят о нас не заботятся и т.д. Все эти вещи связаны с душевным состоянием, пресыщенностью или, наоборот, с недостатком, внутренним.

    Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим. 

   Масть и курение как благовония могут сделать приятно сердцу. Замечено, что когда человек старается себя в порядок привести у него даже на сердце приятно становиться. Представьте себе, вы целый день работали, ходили, бегали, трудились, а потом у вас ванна хорошая, с хорошим шампунем, вы чистые выходите и сердцу приятно. Также и, сказано, какое-то благовоние, курение, на Востоке еще воскуряют фимиам, для того чтобы аромат был в доме, ну и для того чтобы воздать честь Богу, на самом деле, и они действительно радуют сердце. Христиане знают, что когда в доме воскуряется фимиам, когда человек помазывается освященным маслом, вот такое курение, фимиам, оно  радует сердце уже более в глубоком смысле, не в смысле просто приятности аромата, а  в силу того, что в человека входит духовная некая сила. Поэтому у православных принято масло брать, от икон, от мощей, помазываться им. Принято у христиан воскурять фимиам перед иконами, можно даже на лампочку кусочек ладана положить, Иисусову молитву прочитать и на душе легче становиться.    

   «…так сладок всякому друг сердечным советом своим».  Друг сладок чем? Советом, который от сердца происходит, а не просто каким-то пустым словом.  Человек, который за тебя сердечно переживает, будет сладким другом, близким для тебя.

   Славянский текст добавляет, что от бед разрывается душа. «Миры и вином и фимиамы красуется сердце, растерзаваетжеся от бед душа». Если человек много страдает, то его душа может разорваться, надорваться, в прямом смысле. Поэтому здесь Соломон говорит: смотри, остерегайся, осторожно, душа может не вынести  этого, как противоядие друг твой.

    Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое. 

О чем идет речь? Птица покинувшая гнездо, летает но место покоя не находит, т.е. если человек не нашел свое место в жизни, то он как птица покинувшая свое гнездо, летает в разные стороны, то это схватит, то за это схватится, а чем ему заняться он просто не знает, вот такое вот состояние дерганья. Это происходит, когда человек уходит с места, на которое Господь его поставил и начинает метаться в разные места, это касается и работы и каких–то отношений с людьми. Бывает, что человек просто говорит: «а я хочу вот так!», просто так, просто, без всяких мотивов, без повода, без всего, ему хочется самоутвердиться и вот тогда такой вот результат бывает.    

   10 Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали. 

   Здесь Соломон советует обрастать друзьями, т.е. дружи, не теряй своего друга, а то у нас часто бывает, что мы друзей детства теряем, школьных друзей. Когда речь идет просто о приятельстве это одно дело, другое дело, когда бывает человек, бросает друзей ради карьеры, ради того чтобы в избранный круг пробиться. Он начинает бросать своих друзей, говорит: других найду, но Соломон говорит: не только своего друга не бросай, но не бросай и друга своего отца, учись дружиться с друзьями отца своего. Интересный момент: учись иметь как можно больше друзей, не покидай друзей отца, они тебе помогут. Учись быть в дружбе со всеми людьми. Не умеющий дружить человек - духовно нищ, он действительно ничего сделать не может, он не способен ни к любви Божий, ни к чему другому.  Человек, который с человеком земным не смог наладить дружеских отношений, если человек достоин этого, то такой человек в отношения доверия с Богом вряд ли войдет. Конечно, есть исключения, бывают люди склонные к одиночеству от природы, им Господь дает особый дар дружбы с самим собою при условии, что они конечно ради него от всего отрекаются, и они идут высшим путем монашества. Именно таким людям дается высший, особый путь отшельничества, монашества. Но это особый путь для единиц, обычный человек должен уметь обрастать друзьями. Если человек не умеет обрастать друзьями, это означает, что у него в душе есть, какой то порок, какая-то язва, которая разрушила его дух.

   «…и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего…», здесь речь идет о том, что мы должны уметь оценивать свое состояние. Есть люди, которые все время жалуются, чуть у них малейшая проблема, они ее обязательно на всех вываливают, а Соломон говорит: не надо так делать, если тебе плохо потерпи сам, потерпи, помолись Богу. Другое дело, когда тяжелая ситуация, но старайся все нести сам. Чем провинился перед тобой тот человек, которому ты сейчас будешь все «помои» свои рассказывать. Здесь такой принцип деликатности, которой очень многим людям не хватает. Многие люди думают, если я честный, то я сейчас вывалю на всех  все и т.д.

Нет, говорит Соломон, постарайся свои несчастья держать при себе. Почему? Для того чтобы не потерять брата своего, друзей своих. Здесь надо учиться смотреть, сможет ли тот человек вынести твоего несчастья. Это очень важный момент, сможет ли он вынести? Вот об этом надо подумать. Просто у нас люди в состоянии несчастья думают только о себе, а Соломон здесь говорит, что нам должно думать и об окружающих в дни собственного несчастия.

- А вот немощи друг друга носить?

- «Друг друга немощи носите» это когда сможете терпеть, скорби, когда человека унижают другие люди, это именно об этом сказано. Не сказано друг на друга немощи взваливай, так не сказано нигде.  У нас очень любят взваливать свои немощи на другие, чужие плечи, но Господь говорит, носи чужие немощи, а не взваливай их. 

    «лучше сосед вблизи, нежели брат вдали…», тот, кто рядом тот и является твоим ближним, как говорит Господь. Лучший, в каком смысле,  на него бывает лучше опереться, чем на брата, который вдали. Поэтому здесь Соломон предупреждает, старайся не портить отношения ни с соседями, ни с теми, кто рядом с тобой, потому что он может быть и лучше чем тот, кто вдалеке находится от тебя. 

    11 Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня. 

   Когда человек имеет мудрого сына, который радует сердце отца. Когда человека ругают, он может сказать: вот сына какого я воспитал, который мудрый, который знает Бога, который знает пути добро делания, вот им я могу, как бы загородиться от клеветы. Как Апостол Павел, помните, делает, он говорит: если для других я не Апостол, то для вас я Апостол (1Кор.9:2). Потому что: Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор.4:15), сказал Апостол Павел, обращаясь к Коринфской пастве. Вот также и здесь, речь идет о том, что человек, который умеет воспитать своего сына так чтобы он жил по Божьи, такой человек имеет, чем загородится от злословия других людей.

   12 Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются. 

   То есть благоразумный заранее видит беду и от нее скрывается. Что значит благоразумный? Благоразумный – человек, который умеет по Божьи рассуждать обо всем, умеет предвидеть будущее исходя из слов Божиих.  Почему исходя из слов Божиих? Потому что часто так бывает, кажется, что человек такой богатый, он не может упасть, у него все схвачено, за все заплачено, он явно такой, на него можно положиться. Я на него положусь, человек полагается на него и валиться. А вот здесь сказано: Благоразумный видит беду и укрывается, он заранее предвидит то, что может с ним произойти тяжелого. Интересно, когда к Иову подошли беды, что Иов сказал? «Все то страшное, что я ожидал, то пришло ко мне».  Не «неожиданно пришло ко мне», а «то, что я ожидал, то пришло ко мне». Поэтому благоразумный знает, какие могут впереди находится капканы. Знает почему? У него благой разум, он научился уму-разуму у Бога, поэтому он видит беду и прячется.

   А неразумный идет вперед и наказывается.  Здесь  идет как путаница, есть такая поговорка: бодался теленок с дубом. Некоторые считают, что нужно все время идти прямо, в лоб, ничего не обходить, только прямо идти, как танк на толпу и все получится. Но когда идешь в лоб, что с тобой будет? Сказано: А неразумный идет вперед и наказывается. Человек, который непрерывно прет как танк, ломая все вокруг, он получает наказание и от Бога и от людей. А благоразумный умеет вовремя отойти в сторону, умеет вовремя отступить. Человек прячется где? Он прячется в Боге, в защите Бога, отходит в сторону. Умеет отойти в сторону, умеет не лезть в конфликт, в драку. Помните, в прошлый раз мы говорили про человека, который хватает собаку за хвост? Точно также как человек лезет в чужую свору. Точно также глупые  поступают.

   13 Возьми у него платье его, потому что он поручился за чужого, и за стороннего возьми от него залог. 

   Здесь Соломон говорит, человек который поручается за чужого, все, он попал, он и одежду потеряет, берите с него все, потому что он уже попал в клещи. Соломон напоминает о том, что надо бояться поручительства. Не поручайся за людей, тем более за чужих, берегись этого, не вверяй себя людям, не опирайся на людей. Помните, об этом Писание сколько раз говорит? «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс.145:3). 

    У нас, почему считают очень этичным на людей надеяться: «Ну как же? Не опираться на людей как-то не благородно, не этично». Соломон говорит, если человек поручился за ближнего, он попал, пропащий человек.  И раньше Соломон говорил: если ты поручился за чужого, то с раннего утра иди к нему, кланяйся, умоляй, чтобы он тебе обратно твое поручительство отдал, чтобы таким образом человек мог остаться в нормальном состоянии, чтобы человек не погиб.

   Есть такой надежный способ потерять друга, знаете? Дайте другу взаймы крупную сумму, все, гарантированный способ. Человек не отдал крупную сумму, ему стыдно, что он не может отдать, он начинает из-за этого злиться на человека который дал ему взаймы и поэтому он или пропадает, или еще гадостей всяких про этого человека наговорит. Это давно уже проверенная, известная  наша подлость такая человеческая. Вот поэтому поручишься, все, потерял друга, дал денег взаймы, все, потерял друга, лучше подарить денег. Есть такой принцип, хочешь помочь, да подари ты ему эту сумму, сразу скажи: я тебе дарю, ты мне ничего больше не должен. Если сможет отдаст, не сможет не отдаст, по евангельски и друга не потеряешь. А иначе его гордыня замучает и все.

   14 Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего. 

   Это на самом деле очень даже точно, вдумайтесь, психологически точно. Если человека сильно хвалить, хвалить, хвалить. Хвалят его, хвалят, человек думает что, видать, он с этого что-то поиметь хочет.  Он явно с него что-то хочет забрать, чем-то воспользоваться, это же очевидно. Есть интересный момент, который нужно внимательно услышать: Кто громко хвалит друга своего с раннего утра. С чего должно начинаться раннее утро? С молитвы! У евреев есть такое правило, никто не здоровается, не совершив утренней молитвы, ибо первое выражение принадлежит прежде всего Богу.  Поэтому если человек начинает с человекоугодия, то его сочтут за злословящего.

   15 Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны: 
     16 кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей,    дающую знать о себе. 

   Что значит капель в дождливый день? Многие думают, что капель – это на улице капает с крыши. Нет, Палестина устроена как? Там дома плоские, крыши плоские, по ним гуляют, шалаши ставят, и крыша промазывается известкой или глиной, а во время сезона дождей бывает, что глина протекать начинает, вода капает прямо в дом. Приятное ощущение? Представьте, что вашу квартиру залило, и сверху капает, приятно? Вот точно так же и сварливая жена,  это равные явления. Как капающая с потолка капля, которая портит все, так и сварливая жена, равны. Скрыть ее абсолютно невозможно, кто хочет скрыть ее тот хочет спрятать ветер, и хочет спрятать ароматическое благовоние в своей правой руке, дающую знать о себе.

    А славянский текст говорит еще жёстче:   Капли изгоняют человека в день зимен из дому его, тако и жена клеветливая из своего дому. Север жесток ветр, именем же приятен нарицается. Как человек убегает из дома, который протекает, даже зимой, так муж убегает от своей жены, если она клеветливая и сварливая. Помните, как Соломон раньше говорил, что лучше жить с медведицей в одной клетке, чем со сварливой женой и т.д. Много таких похожих мест, которые говорят о том, что сама большая беда приходит к человеку из дома.

   17 Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего. 

   Вот как железо о железо затачивают, так и человек затачивает взгляд, изощряет взгляд друга своего, т.е. дружеские отношения между людьми улучшают обоих, как железо в железе, так человек становится мудрее при взаимном общении. Таким образом человек развивается.

   18 Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести. 

   Как человек, который охраняет свою смоковницу, будет есть ее плоды, а кто не смотрит за своим огородом, его всего оберут, также человек будет в чести, если он будет беречь, заботиться о господине своем. Кто такой господин? Здесь имеется в виду не столько господин, в смысле господин раба, сколько начальник. Если человек бережет начальника, то он будет в чести. А не так как у нас принято, что если начальник, то обязательно за спиной   нашепчем, наговорим,  чтобы о нем гадостей как можно больше было. Нет, конечно, здесь сказано: Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести. Такому честь отдадут люди, и Бог такого благословит. Апостол Павел говорит, что мы должны работать господам своим не за страх и за совесть, работаем не им, а Христу. Просто отношение изменить и все, на работе вы работаете не человеку ругающемуся, скандальному, а  Христу Спасителю, так и скажите: я ради Христа работаю, ради Христа честно все делаю. Вам это и за добродетель зачтется, и гораздо легче будет переносить даже нехорошего начальника, иначе не набегаешься нормальную работу искать.

   19 Как в воде лицо - к лицу, так сердце человека - к человеку. 

   Как в воде лицо отражает лицо, так человек устремлен к человеку. Человек стремиться найти близких себе по сердцу людей, это естественно явление, которое Бог вложил в человека, не надо думать, что человеку как бы нормально быть в одиночку.  В одиночку могут быть, как я уже говорил, только избранные, а так  обычному человеку лучше быть с людьми, общаться с людьми.

   В славянском тексте: Якоже суть неподобна лица лицам, сице ниже сердца человеков.

   Славянский текст дает другой смысл не предположенный, а иной просто, дополняющий Он говорит, как лицо на лицо не похоже, нет одинаковых лиц, кроме как двойняшек, также и сердца у людей совершенно разные. Не надо думать, пытаться оценить другого человека по себе. Каждый человек должен помнить, что другой человек по-иному устроен, иное сердце у него, он должен по-другому жить. Мы должны понимать, что другой человек живет по-другому, по другим законам,  сердце у него другое и это надо просто учитывать, не пытаться всех под одну гребенку загрести, а нужно просто отличать одно от другого.

   20 Преисподняя и Аваддон - ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие.

   Как ненасытна преисподняя, т.е. ад, который пожирает всех мертвых и Аваддон, (Аваддон – господин ада, злой дух, охранник ада, король ада), который пожирает всех людей и не может спокойно пропустить мимо никого. Все люди после смерти  в ад идут, говорит Соломон, но это было в его время, когда все люди без исключения сходили в ад, место содержания душ. Также и глаза человеческие ненасытны, не надо думать, что можно насытить человеческие глаза, они ненасытны абсолютно, человеку всего будет мало, человек всегда будет недоволен, ему всегда будет всего не хватать: я этого хочу,  этого хочу и того хочу. Глаза у него как преисподняя, поэтому и сравнение такое некрасивое, потому что человек должен уметь контролировать глаза, уметь держать глаза в узде, чтобы не разбегались, чтобы были на месте.

   [Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком.]

   Человек, который дерзко поднимает глаза, утверждая очи, то есть который пытается взглядом жечь, пытается взглядом оскорбить, обидеть, такой человек мерзкий пред Господом. Это отвратительно для Господа, когда человек пытается уничтожить человека взглядом как василиск. Вы знаете такой тип людей, с железным взором, они гордятся, что у них такой взгляд. Писание говорит, что мерзок пред Господом такой человек. Человек, у которого железный взгляд, у него злое сердце. Прямая связь, потому что глаза  это зеркала души, окна души, говорят так.

   «…и неразумны невоздержанные языком», те, кто не хранит своего языка, они неразумны, глупы. Следите за своим языком, говорит Соломон. Язык небольшой член, но много делает. Как те, кто управляет маленьким рулем, они управляют всем кораблем, так человек, который управляет языком своим. Человек должен уметь контролировать свою речь, уметь контролировать себя, иначе ничего хорошего не получится.

   21 Что плавильня - для серебра, горнило - для золота, то для человека уста, которые хвалят его.

   В каком смысле? Это проверка. Вот в славянском тексте хорошо сказано:  Искушение сребру и злату раздежение: муж же искушается усты хвалящих его. Как золото и серебро проверяется на качество когда идет его переплавка, так и человека когда хвалят, то проверяют, кто он есть на самом деле. Если человек только за похвалами  гоняется, то пустой человек, если человек спокоен к похвале, спокойно принимает похвалу – он мудр.

    [Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания.]

   В глубинах человека беззаконника, у него уже заложено как-бы, он заложил в себя поиск зла, он стремиться к злу, ему нравиться делать зло, этот весь процесс его вдохновляет. Это происходит на уровне сердца, внешне он может казаться хорошим, нормальным, приятным человеком, но внутри у него стремление к злу есть, к злодейству.

«…сердце же правое ищет знания», человек, сердце которого выправлено по заповедям Божиим, оно ищет, как узнать Бога, как познать Его волю, как узнать Его судьбы, как узнать Его Тайну. Это очень важный принцип, потому что очень часто нам говорят: все хотят того же; нет, все хотят разного: злые хотят одного, правые сердцем хотят другого. Разные направления сердец у людей, люди по-разному распределяют свои сердца и вот в зависимости от этого они себя так и ведут.

   22 Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его. 

   Чтобы ты не делал с глупцом, глупость так и останется с ним, говорит Соломон. Не пытайся переубедить глупцов. Это очень важный момент, потому что многие люди занимаются полной ерундой.

    Здесь говорится о том, что нужно увидеть, если человек глупец, в Библейском смысле,  в Бога не верит и верить не хочет и заповеди исполнять не хочет, т.е. поступает как дурак, такому хоть кол на голове теши (наш вариант этой притчи), от него глупость не отделится, поэтому не занимайтесь пустым делом. Надо быть совершенно прозаично трезвыми людьми. Я повторюсь еще раз, Библия очень прагматичная книга, очень прагматичная, очень практичная книга, поэтому не тратьте силы напрасно. Если видите, человек не хочет слушать, ну и не надо, ну а что с ним сделаешь. Лучше чем ни будь другим займитесь, а то у нас очень часто уходят дела, уходят все наши усилия в пустышку и человек, оказывается, тратит свое время, тратит свои силы, а все бессмысленно.

   Славянский текст немножко по-другому говорит: Аще биеши безумнаго посреде сонмища срамляя его, не отимеши безумия его. Даже если ты будешь глупого бить палками посреди собрания чтобы опозорить его, ты все равно его безумия не отнимешь от него. Знаете, такого человека хоть палками, хоть в ступе толки, бесполезно. Надо своими делами заниматься, заниматься своим сердцем, выправлять себя, а не заниматься спасением того человека, который спасаться не хочет. А то у нас любимое занятие спасать других, не спасая себя.

   23 Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах; 

   24 потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род?

   25 Прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы. 

   26 Овцы - на одежду тебе, и козлы - на покупку поля. 

   27 И довольно козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним твоим и на продовольствие служанкам твоим.

   О чем идет речь? О том, что человек должен довольствоваться тем, что у него есть. Не надо гнаться за многим всем, ты наблюдай за тем, что у тебя есть, хорошо заботься о том, что у тебя есть. Богатство, ведь оно не навсегда. В могилу с собой богатство разве утащишь? И власть разве всегда из поколения в поколение переходит? Все разговоры о легитимных властях, нелегитимных властях, это пустышка, в Библии об этом ничего нет. Библия знает власть, которая как власть всё время действует,  или как банда разбойников, других делений Библия не знает.  Если правитель поддерживает справедливость, он от Бога, если он не поддерживает справедливость, значит, он будет Богом наказан.  

   Старайся таким образом, чтобы было необходимое для жизни, одежда, еда, питье, роскошной еды не надо, говорит Соломон. Если будешь гнаться за многим, за какими-то излишествами, то всю жизнь свою за этими излишествами прогонишь, а зачем?  

    Зачем порабощаться одеждой, зачем порабощаться пищей? Есть нужно для того, чтобы быть сытым, одеваться нужно для того, чтобы было тепло и не стыдно, все.      А какие-то выкрутасы, которые вокруг этого делаются, это просто средство для того чтобы лишить тебя времени, чтобы ты бежал как осел за морковкой, в этом бесконечном потреблении общества.  Погоня за бесконечной прибылью изводит и окружающую среду, и воздух загрязняет и человека гонит. Нельзя человеку остановиться, подумать, почитать просто, помолиться, ничего такого нельзя, человек бежит, бежит, бежит, потом бах, упал, все, умер. Итог?

   Представьте себе, человек говорит: я оторвусь в молодости. Ну, оторвешься ты в молодости, хорошо, походишь ты по всем клубам, посадишь ты себе печень, ну и что дальше? Даже если доживешь ты до семидесяти лет, сильно будет тебя греть то, что в двадцать пять лет ты в каком-то модном клубе потратил всю получку?

   Поэтому здесь Соломон говорит: будь умеренным, умей быть довольный тем, что у тебя есть, достаточно тебе нормальной одежды, нормальной пищи.

   Здесь Библия говорит очень простые, прагматичные вещи: умей отличать, что тебе реально нужно, а что тебе не нужно.

 

 

 
 


 

 

 

 

 

 

 

  
 

 

 

   

 


 


 



 


 

 


Назад к списку