Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 28 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 28 глава

Глава 28

   1 Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев. 

   Здесь мы видим, что нечестие, не почитание Бога, отвержение Создателя является причиной не мужества.  Действительно, нечестие и трусость, они связаны. Каким образом? Очень простым. Человек нечестивый, не почитающий Бога, опирается на свои силы, а кто опирается на свои силы, он гарантированно понимает, в определенный момент, что силы его не хватит и он начинает всего бояться, у него начинается трусость. Это еще бывает связано с тем, что люди забывают, что источник всех духовных и душевных сил кроется в Боге. Именно в Боге можно найти силы для того чтобы научиться всем добродетелям. А люди нечестивые думают, что дело все только в своих силах, говорят: надо для себя стараться.

   Человек, не почитающий Бога, который надеется только на себя, будет бегать, когда никто за ним не гонится. А вот посмотрите,  разве не так поступают люди, человек в панике: а что будет завтра? Человек боится завтрашнего дня, боится и сегодняшнего дня, все время дерганый такой. Люди, не почитающие Бога,  они дерганые. А что мне тот сделает, а что мне этот сделает, а как тот меня подставит, а как этот меня подставит? Это действительно прямо связано с нечестием, т.е. не почитанием Бога.

      Человек не умеющий, нежелающий доверять Богу, он будет бегать, когда никто его не преследует, а праведник смел, как лев, говорит Писание. Действительно, человек, который праведник, который опирается на Бога, такой человек смел и ничего и никого не боится. Посмотрите на мучеников, на древних мучеников, на новых мучеников, на исповедников, они действительно ничего не боятся, никого не боятся. Почему? Раз Бог с нами, то кто против нас? Мы знаем, что с Богом везде легко, везде хорошо, с Богом мы не пропадем ни в каком месте этого мира. Кто держится за Бога, тот мудр, потому что Бог никогда  не подведет его. И поэтому сказано: праведник храбр как лев; именно поэтому мужество является одной из важнейших добродетелью христианина. Поэтому, кто желает научиться мужеству, должен понять, что мужество начинается с благочестия. С благого почитания Бога, знание Творца порождает мужество. Порядок очень простой: я знаю, что есть Бог, всемогущий, всеведущий, чьи очи направлены на весь этот мир и чья рука держит нас в этом мире. И мы знаем, что Он никогда не введет  нас в испытания, которые больше наших сил. Раз испытаний больше наших  сил не будет, то бояться нам нечего. Если Богу угодно чтобы я умер, значит пришло время, значит, Бог решил нас к себе забрать, значит, мы уходим в лучшее царство. А если Ему угодно будет нас спасти, да будет Его святая воля. В обоих случаях чего бояться? Бояться христианину нечего, кроме одного, прогневать Бога грехами своими и отступить от Него, а все остальное ему не страшно.      

   Вот, например, недавно была память одной из мучениц, святой Агнии девы, и очень древние житие начинается такими словами: Святая Агния, в возрасте тринадцати лет, сделала хорошую куплю, она ценой своей временной жизни купила жизнь вечную. И отвергшая тленный мир, нашла нетленное царство. Святая Агния отошла к Господу в тринадцать лет, но она разве что-то потеряла? Разве для нее это была трагедия? Нет, она совершила выгодную куплю, она продала землю, чтобы купить небо, и купила его, там и живет.

   И это подход, который, должен сопровождать христианина всегда, слишком много мы за землю цепляемся. Даже разговоры об земных, политических каких-то вещах, они бывают очень часто не полезны почему? Потому что они предполагают, что наши все заботы должны быть о земле, о стране или о чем-то другом, но отсюда мы все равно уйдем. По любому уйдем, не будет такого, чтобы мы отсюда не ушли, никаким образом. Очевидно, что срок, который мы здесь проведем, он очевидно меньше, чем то время, которое мы будем за пределами этого мира проводить. Просто очевидно. Глупо поступают те, которые закапываются в землю, думают только о земных вещах. Такие люди действительно бывают часто в паническом состоянии, а происходит это все от нечестия, т.е. не почитания Бога Всемогущего.

   Очень важно помнить, что наша задача ощущать себя в руках у Бога. В руке Бога хорошо, вот это вот ощущение, оно действительно нормально, хорошо для христианина. Божия рука никогда не даст нас в обиду.  Помните, Христос сказал: овцы Мои; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

   Вот поэтому мы не боимся, мы овцы Христовы и поэтому бояться нам нечего кроме как того чтобы самим выйти из руки Божей при помощи зла и нераскаянного греха, как я и говорил. Поэтому нужно учиться мужеству именно вот таким способом, не аутотренингами, ни самовнушениями, ни при помощи таблеток. Нам нужно учиться мужеству по-другому. Истинному мужеству учиться христианин именно тогда, когда он становится праведным, благочестивым, полагающимся всегда на Бога.

   Смотрите, например, как мусульмане обычно выступают, они всегда начинают свои речи с прославления Аллаха, а потом уже о чем-то говорят.  А христиане же даже формально о Боге не вспоминают. Вот в этом разница. Почему христиане часто бывают слабыми? Слабыми они бывают потому что  они забывают о Боге Творце, который держит нас, который искупил нас, который сохранил нас и который ведет нас Своим путем.

      Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна. 

   Это такая Библейская оценка демократии, причем заметьте, не сказано, что грех демократия, сказано, что многоначалие есть результат отступление от закона. Когда страна отступит от закона, имеется в виду Божьего закона, тогда много в ней начальников, и она начинает раздираться между таким многоначалием, распадаться, разваливаться, все это результат отступления от закона Божьего.  У нас обычно, когда идет речь о каком-то тяжелом периоде в жизни какой-то страны, ну например России, что говорят? «Ай, какие проклятые правители, довели такую страну до такого состояния!». Но Библия предполагает немножко другой подход, противоположный, она говорит: смотри ка как стали люди в этой стране жить, о Божьем законе забыли. Ну что ж, Бог наказывает их, многоначалие посылает. И страна начинает разваливаться, где много начальников там анархия и хаос. Хаос в стране это результат того, что в стране отступили от закона, т.е. нормой жизни большинства населения страны стало некое беззаконие. Беззаконие не в смысле нарушения конституции, а в смысле нарушения законов Божьих, данных в слове Божьем и совести. Люди, кто против совести поступает, против Бога идут ничего хорошего, естественно, не находят.  Человек, который не знает Бога, будет прибывать в хаотическом состоянии.

   « …а при разумном и знающем муже она долговечна»,  т.е. страна долговечна при разумном и знающем муже, когда правителем ее является муж разумный, и знающий Бога, и знающий людей, и имеющий опору на знания предков и опыт других государств и других людей, умеющий опираться не только на свою голову, но и умеющий решать всё сам, опираться на свои решения. Здесь подчеркивается, что долговечность страны зависит от одного человека, если правитель становится благочестивым, то от него зависит долговечность страны. Но опять-таки, почему появляется благочестивый правитель? Потому что накапливается критическая масса добра. Когда критическая масса добра накоплена, тогда Господь посылает хорошего правителя. Когда критической массы добра нет, то естественно Господь никого не пошлет.

   3 Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. То есть бывают люди бедные, но при этом они еще и более слабых притесняют. Как это бывает? Это бывает, когда человек может притеснять слабых, ну скажем так из вредности: мне плохо дайка я другим нагажу.   Некоторые рассуждают: почему им хорошо, когда мне плохо? Вот это как раз об этом случае сказано. Это крайняя стадия нечестия, когда человек и сам бедный, и вместо того чтобы в этой бедности учиться  тому чтобы воспринимать бедность как особый дар Божий. Богатство особый дар Божий и бедность особый дар Божий. Бедность дар Божий, зачем нужен? Чтобы мы не прилеплялись к земле, вот в этом смысле.  Бедность нужна зачем? Чтобы мы могли смириться, смыть гордыньку и уметь попросить, вот для этого Бог попускает некоторым людям бедность   или просто подвергает бедность своей волей, чтобы они смирились со своей гордыней. Если бедный еще начинает унижать других слабее себя, такой человек, безусловно, является проливным дождем, который выжигает. Здесь мы видим перед собой торжествующего хана, который захватил нашу страну в семнадцатом году. Те самые бедняки, помните, кто знает историю любой деревни, кто у нас там, в комитет бедноты входил?  Люди бедные, т.е. пропойцы, которые еще притесняли других.  

   Здесь подчеркивается что? Здесь очень важно понять, что для Библии сама по себе бедность не является как таковым положительным качеством, я еще раз это подчеркну, потому что в Библии очень много мест, в которых восхваляется бедность, самое известное «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное». Но бедность имеется в виду, в каком смысле? Как признание, что у тебя нет ничего своего, а все, что у тебя есть это дар Бога. Вот в этом смысле бедность, понимаете?     А бедность в смысле отсутствия денег может быть: нейтральной – просто элементарно погорели или просто  человек вырос в такой ситуации, что у него нет возможности заработать или он инвалид, вещь нейтральная и если человек терпит ее, принимает с благодарностью, такой человек получает награду от Бога. Бывает бедность, которая является добродетелью, когда человек обеднел, раздавая все нищим, раздал все чтобы идти за Христом – это высшая бедность, священная бедность.  А есть бедность зла, которая происходит от безделья, пьянки, лености, праздности, о которой все время говорит царь Соломон. Библия четко говорит, что бедность как таковая неположительное качество и не отрицательное.  Надо смотреть из-за чего эта бедность, как и богатство, оно само по себе не может помешать войти в Царство Божие.  «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23) – сказал Господь, но идет речь о том кто надеется на богатство.  «Трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!», уточнил Христос. Кто считает богатство своим, тому трудно войти в Царство Божие, а не просто богатство само по себе лишает человека спасения. Мы помним, что ничто земное, никакая материальная вещь она ни добра, ни зла сама по себе.   Никакое состояние человека ни добро, ни зло само по себе, все зависит от использования, отношения к этому человека.

   - Можно ли считать бедность грехом?

- Нет, нельзя. Бедность сама по себе грехом не является, но то, что в некоторых случаях к ней приводит, является грехом, но сама бедность грехом не является. Ну, например, Писание не говорит, что развод есть грех, но, безусловно, грехом является то, что к разводу приводит. То есть скандалы, ненависть, измены, любодеяния, побои, все это является злом, а развод это как результат. Точно также как грехом является отравление, а смерть грехом не является, это результат отравления.

    В Библии, и даже в  этой главе мы увидим примеры того как бывает  злая бедность, т.е. не сама по себе бедность злая,  а зло это то, что к ней приводит, т.е. праздность, лень. Помните, немножко раньше, мы читали замечательные слова Соломона: Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. Эти слова Соломона очень легко запоминаются, чуть-чуть отдохнул, прикорнул и все, и к тебе в гости нищета пришла. Понятно, что виноват ты, ни правительство, ни подлая власть, ни подлые демократы, ни подлые коммунисты, а виноват только ты, исключительно в этом деле. Это очень важно помнить, потому что часто люди  на самом деле впадают в бедность, имея возможность работать. Господь требует от нас работы. Господь дал нам заповедь, которая смиряет нас, господь сказал:  В поте лица твоего ешь хлеб твой. Труд помогает человеку собраться, спасаться. Конечно, труд бывает греховным, когда труд становиться самоцелью или труд в праздники, в праздники и является грехом. Сам по себе, однако же, труд полезен, трудолюбие оно хорошо, потому что трудолюбивый человек, во-первых  исполняет прямую заповедь Бога, а во-вторых он не имеет времени для того чтобы заняться всякой гадостью. Недаром говорят праздный бездельник, который безобразиями занимается: от безделья пошел напился, от безделья пошел дебоширить, от безделья пошел подрался, от безделья утонул в телевизоре, всякой гадости насмотрелся, до самых ушей испачкался. Причина в чем? В отсутствии труда. 

   Очень часто даже уныние от чего происходит? От безделья! Поэтому лекарство от уныния – молитва, перемежаемая физическим трудом, ощущаемым физическим трудом. Труд помогает от саможаления.

   Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них. 

   Вот очень важный момент, кто хвалит нечестивых? Тот кто сам отступил от закона Бога. Вот это очень важный принцип. У нас принято под предлогом не осуждения называть зло добром, это грех. Зло добром называть – большой грех. И говорить, что мы не имеем права осудить беззаконие беззаконника, это глупость, значит нам головы надо на полки сложить. Здесь надо помнить, что мы можем осудить злодеяние, злодея же предав на суд Божий. 

   Человек, который одобряет злодеяния, сам злодей. Апостол Павел в Послание к Римлянам говорит, что те люди, он говорит про язычников, они не только злодействуют, хотя и знают, что дела их достойны смерти, но и еще делающих одобряют, как бы давая им импульс к творению зла. Мы здесь поэтому должны понять, что злодейство одобрять нельзя, никогда ни при каких условиях. Чаще всего злодейство одобряется обычным человеком, каким образом? Есть действительно отступники от закона, которые принципиально отступили от Бога, которые не хотят каяться Богу, и такие люди есть. Такие люди являются мятежниками нераскаянными, и они начинают говорить обычному человеку: ну мы-то с тобой понимает, мы-то с вами люди прогрессивные, понимающие, ну чего там особенного все так делают, мы же понимаем, что это так принято. И так втягивают в самые темные дела. Вот именно таким способом, когда зло оправдывается не напрямую, а замазывают. Любимое дело зла замазывать себя. Замазывать очень просто, сказать что: так принято, это нормально, в нашем обществе все такие, ты что чужак что ли? Вот это такой подход, который используют злодеи. Мы должны помнить, Писание нас предупреждает, что существуют злодеи, которые являются воинствующими мятежниками, которые выступают против Бога на земле и с такими людьми водиться не должно, их общества надо избегать. И заповедь Господа «не осуждай», ни в коем образе не означает, что мы должны быть глупыми и не оценивать людей, с которыми мы общаемся. Те люди, которые принципиально не желают исполнять закон Бога, они должны знать, что порог вашего дома для них закрыт. Ваш номер телефона должен быть для них заблокирован, а они должны быть внесены в черную книжку вашего телефона. Мы должны ставить ограничение для общения, есть люди, с которыми просто нельзя общаться, потому что они принципиальные злодеи. Это просто самооборона, защита самого себя от  распада, от разложения, от заражения.       

   «…а соблюдающие закон негодуют на них», т.е. на нечестивых, так говорит Писание. То есть, все эти поступки нечестивых, они должны вызывать негодование, возмущение у тех людей, которые исполняют закон. Вот здесь как раз мы что видим? Тот момент, который я уже раньше говорил, гнев, зачем нужен? Для того чтобы отторгать зло. Гнев нужен для того, чтобы отторгать нечестие и злодейства, в которые вас хотят втянуть.

     Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все. 

   Человек не может понять справедливости, если он злой. Вот как это важно, у нас люди кричат: «нарушена справедливость!».  А кто это кричит? Где она нарушена? Бывает, действительно нарушается, а где критерии нарушения справедливости или не нарушения. Люди говорят: ну как же, где же справедливость, он богатый, а я бедный? В разнице социального положения несправедливого нет ничего. Каждый на своем месте находится. Почему люди возмущаются вот этой разницей уровня? Проблема заключается в том, что богатые считают, что богатство делает их более умными, а бедные считают, что бедность является добродетелью. На самом деле в разнице социального расслоения никакой проблемы нет. Почему должна быть проблема, почему все должны быть равны? Я не понимаю. Я не понимаю, почему должно быть равенство, но с другой стороны я считаю, что вот это существующее неравенство должно проявлять себя каким образом? Очень простым: бедный должен получать помощь от богатого, но помощь должна быть с милостью сердца богатого, но при этом бедный должен отплачивать богатому молитвой за него. Вот будет нормальное христианское решение вопроса. В результате возникнет не формальное равенство коммунистов, а равенство любви, о которой говорил Иоанн Златоуст и говорил Апостол Павел. Вот это равенство любви является действительно преодолением этой проблемы, а не какое-то принудительное налогообложения кого-то или еще что-то, это не выход, это пустота, это на самом деле проявление того, что злые люди судят о справедливости. А то, что люди, которые судят о справедливости они злые это видно, посмотрите  на благообразные лики бабушек коммунисток на  митингах. Озлобление, человек просто озлобился, из-за этого кричит и возмущается и из-за этого о справедливости он судить просто не может никак. Настоящая справедливость проявляется через праведность Божию. Сказано: а ищущие Господа разумеют все. Как Апостол Павел сказал, что душевный не понимает, что происходит с духовным человеком, а духовный человек судит обо всем, но о нем судить никто не может.   Вот так и сказано, кто ищет Господа, тот понимает все, потому что через Господа можно найти ключ ко всему.

      Все системы социальной защиты, которые сейчас существуют, они возникли в христианстве именно как результат того, что богатые добровольно, подчеркиваю, не при помощи террора или революции, а добровольно помогали беднякам, для спасения собственной души. А бедняки не считали их обязанными это делать, а принимали как милостыню, как проявление милости и молились за них. Это вот и есть хорошее христианское решение. Высшим проявление это стало в Иерусалимской общине, где мы знаем, что ничего не было своего, все было общее, и не потому что была принудиловка, а любовь была настолько сильна, что все люди раздавали, продавали все что имели, отдавали Апостолам и делили все поровну, но опять таки по любви, потому что никто не принуждал к этому.  Апостол Петр сказал: Анания! Ты мог принести, сколько хотел, тебя никто не заставлял и …

   Здесь очень важно помнить, что все эти попытки говорить о несправедливости, надо спрашивать: а кто о ней не говорит? Если злой человек говорит о несправедливости, значит его и слушать нечего. Человек, который зол на всех, он врет. Он может не врать только в одном случае, если идет речь лично о нем, он просто может быть конкретно обижен в каком то деле. Но вообще судить о глобальной несправедливости он просто не способен по определению.

   Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат. 

   Здесь мы видим опять, что бедность не порок. Бедность не мешает войти человеку в Царство Божие, а часто и помогает.  Если человек верен Божьему закону, Божьей воле, несмотря на то, что он беден, т.е. не идет на кражу, не идет на махинации какие-то, не злобиться на других людей а пребывает в своей непорочности, он лучше чем богач, который извращает свои пути чтобы любым способом добиться денег. Идеология, что главное  денег побольше добиться совершенно антибиблейская. Мы знаем с вами, что это страсть сребролюбия, которая бессмысленно убивает душу человека. Она убивает и делает человека фактически моральным уродом.

   Хранящий закон - сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего. 

Опять здесь отношение к родителям и между родителями и детьми. Как должны дети отплачивать родителям, чем они могут показать свое почтение к родителям? Кроме обычных знаков почтения они должны показать тем, что хранят закон Божий. Вот если вы из уважения к своим родителям храните Закон Божий, то таким образом славите и Бога и родителей. Мы сколько знаем родителей, которые были прославлены за своих детей.  У святой равноапостольной Нины родители Завулон и Сусанна были прославлены за их дочку, равноапостольную Нину. Святые Кирилл и Мария Радонежские, прославлены были за святость своего сына Сергия Радонежского. То есть мы знаем примеры, когда фактически праведность сына  она озаряет и родителей, является похвалой в глазах Божиих и родителей. Это не значит, что родители могут жить как хотят, а сын будет праведник и их вытащит, это значит другое, что яблочко от яблоньки недалеко падает.  Если родители приучили ребенка к Закону Божию и ребенок сознательно творит Закон Божий, желая таким образом сделать приятное своим родителям, таким образом, он является похвалой отцу своему, как говорит Писание.

   «…а знающийся с расточителями срамит отца своего». Что значит «знающийся с расточителями» или по славянски «а иже пасет несытость»? Человек, который привык жить «живу один раз» и так живет до конца своей жизни стремясь только к удовольствиям и при этом общается с такими же, потому что расточать в одиночку не интересно.  Здесь говорится, что кто общается с такими людьми, которые привыкли расточать то что они не получали, жить в разнос, такой человек позорит, бесчестит отца своего. Он является позором для своего отца и таким образом грешит против пятой заповеди.

  Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных. 

   Здесь Библейская оценка ростовщической системы. Кто свое имущество умножает тем, что дает деньги под проценты и занимается тем, что вымогает деньги из людей, такой человек, собирает не для себя, а для другого, который будет потом благотворить бедным, ведь Господь отнимет у него имущество, в наказание. Чтобы сделать и раздать его нищим. Библия запрещает ростовщичество категорически, давать деньги под проценты запрещено, это тяжелый грех.

- А если в банк вкладываешь деньги под проценты?

- Библия говорит о простых вещах, банк под проценты, я бы разделил четко, есть процент, который фиксирует инфляцию, чтобы держать некую сумму, здесь я не вижу греха, просто сохраняешь ту сумму, потому что государство не обеспечивает ту вещь, которую оно обязано обеспечивать. Государство обязано иметь, чтобы цена денег была одинаковая, всегда. Например, в Византии с IV по XV век цена монеты была одинаковая, представляете. Тысяча лет,  между прочим, даже одиннадцать веков, неплохо так. А знаете, с чем это было связано? С тем, что в Византии были запрещены банки. Византия никогда, принципиально, не брала займа, никогда, ни при каких условиях. Даже во время войн, лучше  продавали какое-то имущество лишнее, и не лишнее имущество продавали, но никогда денег не брали под проценты ни у кого.

   Здесь же нужно помнить, что мы не имеем права сами давать в рост и лихву. Бывают такие проценты, которые связаны с аферами, игры на курсах валют, виртуальные игры с виртуальными деньгами, они вот к этому относятся, я думаю что напрямую. Вкладывание денег в предприятие, получение процента с производства, это грехом не является, потому что ты вложил свои деньги в реальную работу, которая таким образом реально оплачивается. Но в первую очередь, конечно, запрещено давать денег в рост самому, т.е. непосредственно человеку. Очень часто бывает, что люди берут и другим дают под проценты  деньги, и ничего, и не считают за грех.

   Если мы говорим про организации, которые грешат против этой заповеди, конечно в первую очередь это ломбарды. Ломбарды это как раз то использование беды человека, совершенно прямое нарушение заповеди.

   Рост и лихва развращают человека, он привыкает жить за счет того, что он фактически обирает других людей. Такой человек обрекает себя на то, что его деньги будут отняты от него и переданы тому, кто их раздаст бедным.  Бог обещает так поступать и обычно так поступает.

   9 Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость. 

   Человек, который не желает изучать закон,  слушать, и слушаться закона, здесь именно изучать закон, того и молитва – мерзость. Некоторые люди говорят, что неважно знаешь ли ты или не знаешь, изучаешь ли Писание или не изучаешь, это вещь необязательная, главное молиться и все, а все остальное не важно. Но Господь говорит, что молитва – мерзость тогда, когда человек отклоняет свое ухо от слушания закона, он не желает изучать закон и его молитва потому неугодна бывает в очах Божьих.  Человек, не слушая закона, наверняка сделает что-нибудь беззаконное и молитва будет отвергнута Богом. Есть ряд случаев, когда молитва бывает человеку в грех, она вызывает ярость Божию.   Ну, например, человек молиться, не прощая обиды, эта молитва вызывает гнев Божий, Бог не принимает такую молитву. Или, например, обирает бедняка, угнетает сироту, вдову, а потом идет молиться, его молитва неприемлема Богу.  Человек, который делает явное беззаконие и считает это нормой, такого молитва будет мерзостью.

   10 Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро. 

   Если человек,  праведного человека сбивает с пути добра,  он сам упадет в свою яму, он будет также наказан. Бывают люди, которые видя человека, который всегда старается поступать по Закону Божию, они его пытаются обязательно как-то втянуть в беззаконие.  Почему? Потому что само по себе существование праведника, в глазах у этого злодея является уже осуждением. Об этом хорошо в Книге Премудрости Соломона написано: он осуждает нас тем, что его жизнь непохожа на нашу. Очень точная фраза. Многие люди, вот такие вот злодеи, пытаются человека затащить в свое же зло, споить, втащить в блуд, злобу, ненависть, обсуждение, в кражи и подобные вещи, чтобы человека тоже замарать, тоже запачкать, чтобы сказать: и ты такой же как мы. Сказано, что такой человек упадет в свою яму. Конечно, это касается тех людей, которые втянут в любое беззаконие.

   «…а непорочные наследуют добро». Те, кто устоят, несмотря на то, что их подстрекали к этому,  они унаследуют добро, получат в наследство Божье добро.

   11 Человек богатый - мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его. 

   Человек богатый, он думает, что уже богатство делает его мудрецом. У меня есть много людей богатых, которые считают, что раз мы богатые – мы самые умные, я же заработал, я в жизни состоялся. Но в Писании сказано: «он мудрец в глазах своих», заметьте, он себя считает умным. «… но умный бедняк обличит его», умный бедняк сможет его обличить, каким образом? Не то, что он будет напрямую ругаться с ним, он обличит его в чем? Просто жизнь покажет что умный, даже бедняк, он окажется мудрее в реальном мире, чем этот богатей, который оказался глупцом.

      12 Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются. 

   Здесь прямая связь общества с личной праведностью, когда праведник торжествует, когда праведник оказывается перед глазами даже людей явно прославлен Богом, тогда бывает великая слава. Им слава и слава для окружающих. И это касается не только живых, но и  умерших праведников. Поэтому мы празднуем память праведников с великой славой, торжеством, потому что знаем, когда торжествует праведник,  великая слава, люди торжествуют и радуются вокруг праведности. 

  «… но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются», когда нечестивые приходят к власти, возвышаются, становятся могущественными, люди начинают разбегаться, в прямом смысле этого слова. Это нормальная реакция нормального человека.  

   13 Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. 

   Человек, который пытается скрывать свои преступления, не будет иметь успеха перед глазами Бога, и в этой жизни. Действительно, бывает такая ситуация, очень тяжелая для священников, когда люди делают явные грехи, явные беззакония, но при этом на исповеди в этом не каются. Мы не можем, конечно, человека пытать, но по опыту знаем, что человек, который в нераскаянных грехах пребывает, он,  конечно же, хорошего ничего не получит. Такой человек деградирует духовно, он сваливается в отчаяние и уныние, которые Бог ему посылает в наказание. Это прямой результат того, что человек пребывает в состоянии нераскаянности и не желает каяться в грехах.

    Исповедь это не просто перечисление грехов, это раскаяние грехов. Очень глупо поступают иногда родители или дети, когда за них пишут грехи, это безобразие, так нельзя делать. Это не исповедь, а подделка.  Исповедь должна от сердца идти,  а не от того, что там человеку приписали. У меня были случаи, очень часто бывают, придешь к какой-нибудь бабушке, а там сидит ее доченька, у которой конфликт с бабушкой и там пишет «обижала дочку» и написано дочкиным подчерком J список грехов. Но это не исповедь, простите, а сведение личных счетов называется.  

   «…а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован»,  это речь, конечно же,  об исповедании грехов, которое было в древности и сейчас есть таинство исповеди. Исповедай перед Господом беззаконие твое и Он оставит грехи твои, говорит Писание. И поэтому и мы, называем в слух грех свой, оставляем его и такой человек будет помилован Богом, это обещание исполняется до сих пор. Если человек прекратил грешить, раскаялся в этом грехе на исповеди, он бывает помилован, это мы все чувствуем.

    14 Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду. 

   Счастлив тот, кто всегда благоговеет перед Богом, который всегда пребывает в благоговении, потому что всегда имеет  Бога перед своими глазами, он почитает, благоговеет перед лицом Создателя, вот такой человек блажен.

   Человек помнит, что он перед лицом Бога находится, трепещет перед ним, (не в смысле паники, а в смысле того, что трепет страха пере Его величием), чувствует, что Бог всегда его видит, всегда Его чувствует, помнит Его закон, услаждается Его словом, живет и думает Богом, все остальное считает вторичным чем-то, вот проявление благоговения.  

   Благоговение - это состояние воли человека, а результатом особого состояния, результатом благоговения является действие Божие, то есть человек чувствует действие Божье в себе.

   «… а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду».  Кто делает жестоким свое сердце, у кого сердце жесткое, которое ни Бога не почитает, ни людей, такой человек попадает в беду обязательно, говорит Писание.

   15 Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом. 

   Сравнение идет уже правителя, что властелин, который не почитает Бога, он как  рыкающий лев и голодный медведь, бедный народ, который получил такого правителя, говорит Писание.

   16 Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни. 

   Правитель, который неразумен, не почитает Бога, он угнетает, притесняет всех подряд, а кто ненавидит взятки, тот продолжит свои дни.

   17 Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. 

   Помните, Каин что сказал? «…и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Это вот Каиново чувство, что человек не имеет покоя до самой могилы, оно действительно лежит на кровопийцах, которые проливают человеческую кровь, на убийцах. Некоторые люди думают, что: «ой, так легко убил, но ничего страшного, буду жить спокойно», но Писание говорит, что такой человек будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его, потому что на нем Каинова печать лежит, печать Каинового проклятья.

   18 Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них. 

   Смотрите за своими путями, говорит Писание. Если пути у вас кривые, то на одном из них вы свалитесь. Не говорите, что вот я же ведь ходил, по одному пути кривому и не свалился, по другому пути кривому сходил, не свалился. То есть понятно, одно дело злое сделал - выгорело,  другую аферу злую провернул, тоже выгорело, ничего говорит Писание, на третьей свалишься.

   19 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою. 

   О чем мы тоже  с вами сегодня говорили. Тут уже о бедности, которая является пороком. Кто подражает праздным, тот насытится нищетою, в наказание.  

    20 Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. 

   Человек, который верен Богу, верен людям, он богат благословениями, его люди благословляют, хвалят и Бог его благословляет. А кто, знаете, бывают такие люди, которые всех расталкивают локтями, лишь бы пробиться, вот такой человек не останется ненаказанным.

     21 Быть лицеприятным - нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.

   В славянском тексте сказано:  Иже не срамляется лица праведных, не благ: таковый за укрух хлеба продаст мужа.

  Такой человек за кусок хлеба продаст любого человека. Все происходит из-за лицеприятия, человек привык смотреть на лица, привык говорить: «А как он обо мне подумает?» Такой человек будет на людей наступать, топтать их будет.   

   22 Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. 

   Завистливый хочет богатства и получает нищету. Завистливый никогда ничего не получит. Хорошая иллюстрация это сказка о золотой рыбке, прямая иллюстрация к этим словам Библии. Когда человек хочет больше, больше, получает нищету. Это прямой результат,  его зависть, завистливость.

   23 Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. 

   Лучше человеку правду в лицо скажи, к тебе лучше будут относиться, чем тот, кто льстит языком. Некоторые думают, что можно  хорошо … подлизываясь под начальство, подлизываясь к людям, а при этом думая о них совершенно по-другому. Никакой пользы в результате не получат. Лучше сначала правду сказать, тогда  будет легче. Вопрос только как ее сказать. Одно дело сказать правду с выражением хамства и дерзости, другое дело сказать правду с соображением любви к Божественной справедливости, с любовью к человеку. Подлизывание на самом деле неприятно для людей, люди прекрасно понимают, одно дело, когда им правду говорят, а другое дело, когда к ним просто подлизываются. Есть, конечно, глупые люди, которые покупаются на подлизывание, но умный человек всегда это распознает.

   24 Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех", тот - сообщник грабителям.

   Очень знакомая картина, многие грабят родителей и говорят: «ну это типа и так мое», вот такой человек сообщник грабителям, говорит Писание, т.е. разбойник с большой дороги, он бандит просто.

   25 Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. 

   Надменный старается поскандалить. Надменный – гордец, который пытается организовать ссору, чтобы стравить людей, ему приятно стравливать, когда скандалы, когда ненависть, он от этого удовольствие получает. 

   Человек, который надеется на Бога, он спокойно пройдет через все ссоры, Господь его выведет.

   26 Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел. 

   Очень современная фраза. Люди говорят надо надеяться на себя, надо верить в себя, тренинги устраивают, но Библия говорит: глупцы! Кто учится Божественной мудрости, тот цел будет, а не тот, кто на себя надеется.

    27 Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. 

   Человек, который привык не подавать нищему, на том много проклятий, а кто дает нищему, тот не оскудеет никогда. Бывает, что он оскудевает на время, но потом Господь дает ему за это куда больше. Пример, мы знаем Святого Филарета Милостивого, который раздал все, даже последнего вола отдал бедняку, и когда он вернулся домой, то там уже были сваты, которые сватали его дочь за императора.

    28 Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники.

   Здесь важный такой момент, действительно Библия очень объективна. Действительно, мы можем теоретически сказать, и это будет правда, что нечестие человека и благочестие человека зависит только от него самого. Формально это чистая правда, мы можем быть благочестивым, мы можем быть праведным в любую эпоху. Праведники и святые, они были и будут в любую эпоху, и когда злодей у власти, и когда наоборот, благочестивый у власти. Но с другой стороны Библия знает другую вещь, что если в обществе как норма принято зло, то праведником стать тяжелее. Почему тяжелее? Потому что у него изначально положение, оно как бы низшего уровня, ниже с которого подниматься начинать надо.  Именно поэтому сказано, что очень хорошо, когда падают нечестивые. Когда мы видим, что олигарха сажают, это вразумляет многих, точно также как бандита вразумляет, когда бандит знает, что его пристрелят при задержании.

   Уровень того, что принято в данном обществе бывает разным. Когда у власти злодеи, уровень нравственности, общепринятый, ниже получается.

 

 


Назад к списку