Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 29 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

  • К нам пребывают святыни
  • 03 Декабрь 2017
  • Добрым попечением митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина, заботами и трудами епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия с 12 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года в Бузулукской епархии будут находиться для поклонения верующих частица Ризы Пресвятой Богородицы и ковчег с частицей святых мощей блаженной Матроны Московской.

  • Молебен 19 ноября
  • 19 Ноябрь 2017
  • Ежегодно во всем мире вспоминают жертв дорожно-транспортных происшествий. Цель Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 19 ноября 2017 года, заключается в том, чтобы почтить память погибших и выразить соболезнования членам их семей, а также еще раз обратить внимание всех людей на необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 29 глава

Глава 29

 

   1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

   Здесь возникает вопрос,  как человек относится к обличению, как человек относится к тому, как его оценивают другие люди. Господь установил так, чтобы люди людьми же вразумляемы были.  

   Известна была история:

«Один старец святой жизни служил Литургию еретическим чином по ошибке и незнанию, но ангелы всегда присутствовали с ним. И вот по Промыслу Божию пришел к нему диакон, который указал на то, что старец ошибается. Старец не хотел верить, а потом вопросил ангелов:

- Вот что говорит мне диакон. Правда ли это?

- Послушайся его, он правильно говорит - ответили ему ангелы.

- Почему же вы не сказали мне этого?

- Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же, - отвечали ангелы.

С тех пор старец исправился в службе и воздал благодарность Богу и брату».

   Это Божье установление, которому послушны даже ангелы Божии. Здесь мы видим принцип, что люди для нас зеркала. Если человек, когда его обличают, он ожесточает свою шею, он внезапно будет сокрушен, и не будет ему исцеления. Что это значит? Если человеку обличают его злодейства, а он начинает оправдывать свое зло, начинает зло называть добром, он жестко говорит: а я все равно буду злодействовать, буду творить беззакония, чего-бы вы мне ни говорили.  Такой человек будет внезапно сокрушен и не будет ему исцеления, он просто будет разбит Богом и никто ему уже не поможет в его падении. И здесь как раз принцип, которому мы должны как-то внимать, потому что действительно мы не должны сообразовываться с веком сим. Но обличение бывает не даже от людей внешних, оно может быть и правильным и неправильным, но если нас обличают согласно с волей Божьей, а мы говорим: а я буду все равно по своему поступать! Если человек не умеет слушать других людей, не умеет корректировать свое поведение в зависимости от справедливых слов другого человека, такой человек будет сокрушен и никто ему не поможет.

   Из этого следует, что мы должны учиться слышать, что нам говорят другие люди. Люди нам говорят иногда правду, иногда ложь, иногда бывает справедливо, иногда несправедливо. Мы должны уметь вычленять правду от неправды, справедливое от несправедливого отделять, как раз для того чтобы не  встать против истины, чтобы не упереться и не считать себя единственным, неповторимым, непогрешимом во всем человеком, как часто случается у нас. Уж очень многие люди с большим удовольствием считают, что только моя точка зрения правильна, это и есть то, что Писание называет «ожесточает выю свою», т.е. человек, который не может поклониться.

   На самом деле бывают люди, которые не могут извиняться, просто в принципе не умеют.  Есть люди, которые считают, что для них извиниться, это значит уже что-то оскорбительное и унизительное. Есть люди, которые совершенно не умеют слушать другого человека.

   Когда человек сознательно противится явной Божьей истине, вот это и есть то самое противление, которое является грехом не прощаемым. Не прощаемым именно потому, что человек неспособен попросить прощения. Человек, который считает, что он всегда прав, как он будет исповедовать грехи свои? Поэтому для него невозможно прощение, потому что он никогда его не попросит.

   Поэтому Соломон говорит, что нужно уметь слушать обличения, не бояться обличений.

   Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.

   Опять мы здесь видим подчеркивание связи жизни общества и количества праведников, которые в этом обществе есть, они напрямую взаимосвязаны. Чем больше праведников, тем лучше для народа. Когда определенное количество праведников возникает, тогда народ начинает радоваться, начинается нормальное состояние жизни человека, потому что праведники становятся как-бы ориентиром для людей. Расцвет праведности приводит к радости народ. Если не будет праведников страна обречена на распад, если будет много праведников, наоборот, она расцветет.

   «…а когда господствует нечестивый, народ стенает», нечестие правителя приводит к горю среди народа. Когда человек, убежденный злодей приходит к власти, то беда падает на весь народ. Поэтому когда наши люди говорят, что нам нужна крепкая рука, они просят себе наказание.  Нужна не крепкая рука, а праведники, которые по справедливости Бога поступают. А не тот, кто готов во имя чего-то, каких-то земных целей, начинает ломать окружающих. Здесь опять мы видим, что связь существует, в общественной жизни и жизни частной. Духовная жизнь формирует общество. Для Библии не экономика определяет политику. Для Библии не политика определяет религию, как нам часто говорят.  А для Библии наоборот, религия определяет и политику, и экономику, и в реальном мире именно так и происходит. Реально все мировые процессы происходят или из-за того что увеличилось количество праведников, или наоборот, из-за того что нечестивые становятся у власти.

   Все духовные законы реально работают до сих пор, где нечестивые становятся у власти там беда, а где нечестие долго держится у власти там вообще кошмар. 

   Если люди направлены на праведность, на святость, то весь народ счастлив, потому что такой человек умеет быть счастливым вне зависимости от внешних обстоятельств, потому что все его стремления устремлены к небесам, такому человеку всегда хорошо.

   А если человек нечестивый правит обществом и ставит нечестие, не почитание Бога,    в качестве нормы, то в такой ситуации люди начинают стенать, им всегда становится все плохо, начинается ропот. 

   Кто определяет мировоззрение общества, тот и определяет, будет ли общество радостным или недовольным.

   3 Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.

   Здесь противопоставление есть: есть люди, которые любят мудрость, а есть люди, которые любят проводить время с блудницами, это противоположно.

   Человек, который любит мудрость, он радует отца своего, такой человек радует Бога и людей, ему все всегда хорошо и хорошо тем людям, которые с ним.

   «…а кто знается с блудницами, тот расточает имение», такой человек теряет имущество, которое ему было вручено Богом не для этого. Когда человек общается с блудницами, такой человек развратничает, то есть разворачивает свою личность,  он теряет целостную мудрость и поэтому он неспособен становится к целостному  воспринятию решений, он не может собраться что-то сделать, он весь в разгуле.          С блудом связано пьянство, он спивается. Вот эти явления приводят к деградации человека, потому что у него имение всё теряется.

   4 Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее.

   Правитель, царь должен утверждать землю ничем иным как правосудием. Опять мы с вами подходим к той мысли, которую Библия всегда подчеркивала:  главная задача царя заниматься восстановлением правосудия между людьми. Не предотвращением спаивания населения, не заботой о земле, это вообще не заботы царя. Царь должен элементарно обеспечить безопасность и правосудие, ни для чего другого он не нужен, это главная задача. Когда правитель занимается какими-то другими делами, забывши о правосудии, забывши про безопасность, то его дела все бесполезны, потому что он не выполняет Божью волю.

         «…а любящий подарки разоряет ее», если правитель любит взятки брать, если правитель коррумпирован, то он гарантированно разорит землю.

    Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.

  То есть человек, который льстит, лжет своему другу, он на самом деле губит его. Что это значит? Часто люди хотят, чтобы их хвалили, людей  хвалить надо, потому что только ругать это неправильно, но с другой стороны есть понятие льстить, когда человек все время занимается тем, что хвалит человека в том в чем он даже и не виноват, даже в том чего он и не делал никогда. Вот эта лесть она губит человека, он ставит сеть для ног его, поэтому и говорит Писание: знайте, что льстящий вас губит. Если человек вам льстит, если он всегда вас хвалит, по шерстке гладит, то очень возможно, что он вас погубить хочет. Даже если он этого не хочет,   если у него такая привычка льстить, он вас все равно погубит. Почему? Потому что у вас будут неточные, неадекватные представления о самом себе. Вы будете думать, что вы великий человек, а в результате вы окажетесь в дурацком положении. Вы окажетесь в тяжелой ситуации, окажется, что все ваши представления о себе были ложными, и окажутся у вас под ногами сети, вы попадете в собственные же привычки,  которые вы не замечали. Вам казалось, что вы хороший, вредных привычек у вас нет, а потом как «припрет» так называется, человек такое о себе узнает.

   Очень часто вот эти вот ложные представления создаются при помощи так называемых «друзей», которые только и умеют, как льстить человеку. Лесть очень часто связана с корыстными интересами, с желанием просто человека загубить.

   6 В грехе злого человека - сеть для него, а праведник веселится и радуется.

   Когда человек злой, он согрешает, то он сам себе сделает проблемы на дальнейшее, т.е. человек согрешающий, он ставит сеть себе перед ногами, он обеспечивает себе проблемы в будущем, сам себе в будущем копает яму. Человек солгал, ложь накопилась и взорвалась, когда дошла до критического уровня. Но это касается не только лжи, это касается вообще любого греха, взятки, убийства и т.д. Вот как в прошлый раз мы разбирали, Соломон говорил, что убийца будет бегать до самой смерти, боясь, как бы кто не погубил его.

   «…праведник веселится и радуется», признак праведности то, что человеку всегда хорошо, праведник умеет быть довольным всем.

   Я вот рассказывал на проповеди, про одну мою родственницу, которая умеет везде, умеет за все похвалить, это и есть настоящий хороший признак, когда человек умеет хвалить, находить хорошее во всех событиях, во всех ситуациях, во всех людях, когда человек не допускает себе впасть в уныние. Вот интересно, я замечал, с ней когда общаешься, очень интересно что когда  что-то плохое при ней говорят, про людей, про правительство, про погоду, у нее вдруг глухота начинается. :) Когда у нее спрашиваешь, что она об этом думает, она отвечает: милый я же старая уже, глухая, ничего не слышу.  :)  Человек на уровне рефлекса уже отторгается от всяких таких вещей. Вот такой вот нормальный подход, человек настолько привыкает жить в этой ситуации, жить веселясь и радуясь, что у него внутри как бы иммунитет такой, автоматическая система группировки всех вот этих злых попыток вторгнуться в его сознание. Это правильная ситуация, которой нам нужно тоже учиться подражать. Это не просто счастье, это результат многолетней работы. Вот это очень важный момент, нужно конечно уметь вот так вот делать, а то действительно, почему-то принято среди православных всегда всех ругать, всегда быть всем недовольным, это же неправильно. Нормальный христианин должен быть доволен тем, что Бог дал ему.

   7 Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.

   Вот здесь опять мы видим эту разницу,  «праведник тщательно вникает в тяжбу бедных», заметьте, опять мы не видим, чтобы он их сразу оправдывал или сразу осуждал, но он вникает, разбирает все, никогда не стыдится в суде поступать максимально внимательно к тому делу, которое он рассматривает.

   Здесь мы опять сталкиваемся с тем явлением, с которым мы можем столкнуться  в любой ситуации. Каждого из нас могут вызвать на суд присяжных, я убежден, что каждый христианин обязан пойти, кроме священника, который не имеет права на это просто по церковно-каноническим нормам. А вот любой христианин, если он не монах, он должен участвовать в суде присяжных, но он должен как это сделать? Он должен тщательно вникать в дело, в тяжбу бедных, как сказано в Писании. Он должен осуществлять дело Бога, потому что судья называется в Библии Богом, одно из имен судьи -  это Бог, потому что он на месте Бога восседает. Поэтому сказано: Бог стал посреди богов, посреди же богов производит суд.  Поэтому это дело Божие которое, если человек осуществляет по совести, по слову Божию, он получит за него великую награду. Потому что одесную правосудие на земле, таким образом проявил Божию власть на земле. Если же человек невнимательный к тяжбе, а решает так: а, как в голову пришло, так и решу.  Такой человек нечестивый, он не думает, он не почитает Бога, он не почитает Того, Кто фактически  является верховным судьей вселенной. Вот это принципиальный момент, потому что судья, который выносит заведомо беззаконный приговор - он нечестив. Судья, который невнимательно судит – нечестив, потому что он нарушает волю Бога.

- …нечестивым и несправедливым, а вот часто говорят, что в мире больше несправедливости, чем справедливости?

- Неправда, в мире больше справедливости, чем несправедливости. Просто на самом деле добро не нуждается в рекламе, его все не рекламируют, а зло все время рекламируют.

   Вот сколько добра в этом мире знаете? Солнышко, луна, звезды, воздух, вода, ангелы Божии, земля, сколько порядочных людей на земле, очень много.

- Это можно не считать.

- Ничего себе, не считать! Мы не считаем девяносто девять процентов то, что есть в мире, а в остальном, одном проценте, большинство зла. На самом деле отзывчивых людей очень много. Очень много хороших и порядочных людей, к  которым можно обратиться за помощью. Причем их много везде, даже там где не ожидаете.

- А как же мир лежит во зле?

- Мир лежит во зле, да, но, тем не менее, добра в этом мире больше, потому что добро имеет сущность, а зло не имеет. Зло это болезнь, а добро это здоровье.

   Бог есть сущность добра и все что  сотворил  это добро и зло. Когда говорят что больше зла, это всё равно что сказать,  вот в нас с вами больше болезни или больше здоровья? Здоровья! Иначе мы еще не дошли бы сюда. Вот если бы в вас болезни было больше чем здоровья, вы лежали бы сейчас пластом и очень бы даже радовались что вы лежите пластом где-нибудь в  красивом деревянном ящике, но никак не то, что вы здесь бы находились. А так конечно, естественно, что болит голова, но пальцы не болят, руки не болят, ноги не болят.

   Добро оно масштабнее зла, поэтому не нуждается в рекламе.  

   8 Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.

   Очень интересная мысль. Факт связи разврата с мятежом прямая, поэтому сказано: люди развратные возмущают город. Отбросы общества, люди которые стали отбросами из-за своего разврата, они развратили себя и в смысле блуда, и в смысле головы, развратные идеи приняли в голову, они естественно возмутили город. Когда возможна революция? Она всегда возможна. Развратные люди всегда есть, они как бациллы ждут, пока ослабеет общество.

   «…а мудрые утишают мятеж», как утешить мятеж? Мятеж утишается не при помощи резни, как некоторые думают, а при помощи мудрости.

   Мятежи все преодолеваются исключительно мудростью. Нельзя уничтожить мятеж, это зло,  которое охватывает вселенную, резней, резня порождает только резню, а именно слово, именно мудрость, способны преодолеть и остановить этот натиск зла.

    Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, - не имеет покоя.

   Когда умный человек судится с глупым покоя ему не будет никогда, сердится он или смеется это неважно. Человек который вступил в контакт с глупым, покоя он не получит, потому что способ мышления у людей совершенно разный. В одном случае мыслей нет, в другом случае человек мудрый заранее все видит. Наверное, сталкивались с таким явлением, объясняешь человеку, объясняешь, а ему хоть кол на голове теши.

   10 Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.

   Кровожадные люди ненавидят непорочного, почему? Потому что непорочность оскорбляет жестокость. Что такое кровожадные люди? Мужи кровей, так их называет Писание. Мужи кровей это люди, которым нравиться пролитие крови, нравиться жестокость, нравиться смерть, которые находят удовольствие в насилии. Такие люди есть, известные люди, которые, к сожалению, встречаются  и в обычном обществе, те же самые люди которые убивают или избивают своих родных и близких, это кровожадные люди, им необязательно быть у вершины власти или маньяками, они присутствуют среди нас. Они ненавидят непорочного, для них человек, живущий по законам Бога отвратителен, он вызывает у них ярую ненависть в связи с тем, что его жизнь не такая как у них. Их кровожадность находит какое объяснение обычно? «Все мерзавцы, поэтому я имею право». А тут перед глазами человек, который не мерзавец, и на него они обрушивают ненависть.  Это связано с кровожадностью неслучайно, потому что кровожадность приводит к осатанению человека, вот если блуд приводит к тому, что человек становится на животного похож, на бычка или на коровку, на свинушку или на собачку. Кровожадность приводит к тому, что человек становиться похож на дьявола, который стремиться убить, уничтожить, для него особенно ненавистен непорочной жизни человек.    

   А праведник наоборот заботится о его жизни, заботится, чтобы сохранить его непорочность, поэтому существует такое понятие, как общения святых.                         В богословской литературе есть такое понятие «общение святых». И существует понятие солидарности, святые, они друг друга поддерживали, они поддерживали тех людей, которые желали быть святыми. Именно на этом принципе построена молитва к святым. Почему мы молимся святым? Потому что мы знаем, что праведные заботятся о жизни непорочного. Если мы хотим стать непорочными, праведными, богоугодными существами, тогда праведные, непорочные святые будут заботится о его жизни, если же нет, то такой человек   наоборот окажется чужим для праведника.

   Вот что касается праведника, который заботится о жизни непорочного, дело в том, что действительно, легко упасть, тяжелее стоять. Вертикальное положение одно, а упасть можно под любым углом. Поэтому мужественен православный, трус еретик, мужественен праведник, трус грешник, это вещи которые надо просто понимать и чувствовать.

   11 Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

   Человек, который всегда выливает весь гнев свой - он глуп, потому что мудрец сдерживает свой гнев, чтобы не дать ему разрушить все вокруг.

   12 Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.

   Почему такое происходит? А все очень просто, потому что к такому правителю и пойдут на работу только те люди, которые сами нечестивые.

   13 Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь.

   Бедный и вымогатель встречаются друг с другом, лихоимец считает себя вправе грабить, бедный находится в порабощение у него, но свет глазам того и другого дает Господь, т.е. Бог дает и тому и другому жизнь, поэтому Он взыщет. Взыщет с обоих из того как они себя вели и поэтому не надо думать что Господь спокойно попустит безобразие. Раз Он дал жизнь, значит Он потребует за нее отчет. Раз Он дал свет для глаз их, посмотрит, как глаза использовали себя.

   14 Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.

   Если правитель управляет землею исходя из норм правосудия Бога, если он опирается не на свои какие-то там идеи, а на праведность Божию, и это касается особенно бедняков, которые не могут нанять себе адвоката, которые не могут обеспечить себе какую-то профессиональную защиту, но и к ним обращено правосудие, то его престол стоит навеки. Почему навеки? Потому что его  царство принесет плод в вечность. Здесь идет речь о том, что властные полномочия человека имеют отношение к вечной жизни человека.

   Правитель не только отвечает за народ, он отвечает за свою собственную душу, но как спасается правитель? Имеет ли отношение к его спасению вопрос  его политики? Самое наипрямейшее. Если правитель выбирает беззаконие, то он погибнет навсегда. Хотя бы  он лично был милосердным и праведным, но если он осуждает праведного или оправдывает нечестивца, то это послужит ему к гибели. Если правитель сделал так, что для бедного суда справедливого нет, такой человек, хотя бы он там и милостыню раздавал, и лично много молился, его ждет вечное наказание.   

   Есть такой эпизод в Книге пророка Иеремии  там Иеремия обращается к царю Иоакиму:

   Иоаким, ты думаешь, что станешь великим царём, имея палаты из кедра великого? Твой отец Иосия довольствовался едой и питьём и всегда был справедлив.

  Иосия всегда помогал нуждающимся и бедным, и ему было хорошо. Иоаким, что значит "Знать Господа?" Это значит быть праведным во всём. Так говорит Господь.

 

   Понимаете, от правителя не требуется, чтобы он был бедным, в троллейбусе ездил, от правителя требуется справедливость и безопасность. Если бедняк не обеспечен справедливостью, если не обеспечена защита для беззащитного человек, то правитель получит наказание в вечности за это, это тоже важно помнить. Мы об этом забываем часто, думаем, что Господь сквозь пальцы смотрит на это, нет, Бог сквозь пальцы на это не смотрит никаким образом.

   15 Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.

   Писание говорит, что мудрость дает розга и обличение. Запомнили? Розга – это порка, обличение – когда человеку ставят на вид его злые дела - от сюда возникает мудрость. Но если человек оставлен расти как сорняк, им не занимаются родители, то такой человек  потом доставит скорбь своей матери. Он же  отплатит ей тем, что будет глупцом, и фактически будет как-то унижать ее. Мы это видим на самом деле в реальности, сколько у нас есть примеров, когда мать оскорбляют дети именно потому, что в свое время, как говорили люди на Руси, их не допороли.  Причина в чем? В том, что люди невоспитанны, необузданны, именно поэтому получилось, что они такими выросли.

   16 При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.

   Здесь опять Соломон подчеркивает, что когда критическая масса нечестия увеличивается, то умножается беззаконие, т.е. люди глядя на них начинают тоже делать. Вот такая логика: им можно, а мне нельзя!?

   «…но праведники увидят падение их», праведники смогут пережить нечестивых.       И это мы тоже видим, можно погулять по кладбищу и там посмотреть на могилы нечестивых, которые умножали беззаконие и наполнили кладбище своими телами.   

   17 Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.

   Здесь опять Соломон подчеркивает, после наших либеральных норм воспитания, пользу от  физического наказания, чтобы там не говорила современная общественность, чтобы не говорил там доктор Спок и другие наши великие педагоги, Писание говорит истину которую знает человечество в течение многих тысяч лет.

   Не забывайте простую вещь, сказано не просто пороть, Писание говорит, что розга и обличение, т.е. должна быть обязательно двойная вещь.  Есть общий принцип такой, наказание обязательно должно сопровождаться объяснением «за что». Наказание это восстановление справедливости.

    Вот я помню, я много разговаривал с матерями, с матерями конечно тяжелее, но бывает просто неизбежно, когда семья неполная, возникали вопросы наказания ребенка. Одна говорит, я когда срываюсь, я его избиваю, а потом прощения прошу. Вы понимаете, что это полное безобразие? Так нельзя делать! Если ты в гневе, ты не имеешь права наказывать. Но если человек сделал достойное наказания, то он не должен его избегать. Ты должен успокоиться, а потом наказывать. «А я так не могу», говорят многие матери, но для этого собственно отцы и нужны.  Опять-таки принцип справедливости, причем вещь, которая хорошо понятна и подросткам, и детям.           

   18 Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.

   Народ не обуздан, если он не руководствуется откровением свыше. Вот если законы идут от людей, в такой ситуации любой человек может сказать: да, но ведь это люди придумали, так ведь. Вот сейчас говорят: надо воевать за конституцию. Но люди прекрасно знают, каким образом эта конституция принималась и как ее можно уважать, это же человеческое изобретение, сейчас оно одно, а завтра другое. Поэтому и народ не обуздан, потому что он презирает все те законы, которые выдуманы людьми и это справедливо. Был такой великий генетик Тимофеев-Ресовский и он говорил, что селекцией баранов должен заниматься человек, а селекцией людей должен заниматься Господь Бог. И он очень правильно на самом деле говорил, потому что   если человек пытается навязать свою волю, именно свою а не Божию волю, другому человеку, то у другого человека возникает вопрос: а с какой радости я должен его слушаться? Поэтому сказано: Без откровения свыше народ необуздан. Именно потому, что народ такой не имеет критерии добра и зла.

   «…а соблюдающий закон блажен». Кто соблюдает закон, имеется в виду какой? Конечно же Божий. Тем более здесь стоит слово Тора, то есть Пятикнижие.

    19 Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.

   Здесь идет речь о рабовладении и подчеркивается, что есть такая ситуация когда человека невозможно учить просто словом, он понимает эти слова но не слушает.

    20 Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.

   Если человек за свои слова не отвечает, лучше с глупым связываться, чем с ним. Если человек не умеет свое слово держать, исполнять, то с ним лучше не иметь никаких дел.

   21 Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.

   Здесь тоже говорится о рабовладении. Есть свое отношение к каждому человеку  и неподабает смешивать разные виды отношений. У нас рабовладения сейчас нет, к счастью, благодаря христианству, и как мы можем использовать эти слова? А очень просто, есть принцип отношения  работника, в некотором смысле отношение господина и раба, а в некотором смысле имеет аналогию  отношения начальника и подчиненного. Здесь нужно подчеркнуть, что христианский начальник не обязан быть  кашей,  безвольным существом, который только все разрешает и т.д. Это понятно, что он будет очень популярным среди своих подчиненных, но он ничего не добьётся, не сможет ничего сделать. Начальник должен уметь быть и строгим и справедливым одновременно, потому что иерархия устроена Творцом и должна выполняться. А если начальник попустительством занимается, то ничего хорошего не будет, человек просто  обнаглеет и все. И очень сложно не обнаглеть человеку, если его распускают.

   22 Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.

   Здесь Писание опять подчеркивает недопустимость гнева, именно гневливый человек заводит ссору. К вопросу о том кто виноват в ссоре, если человек скандальный, если он известен как скандалист, знайте, что он виноват. Даже если формально все было по-другому, но на самом деле все равно он, он подведет дело так, чтобы обязательно ссора состоялась. Многие люди, вспыльчивые и гневливые, которые делают грех  по Писанию, они как бы душевно питаются за счет вот этих ссор, злобы, ненависти. Таких людей нужно просто остерегаться.

   23 Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.

   Это как раз то, то, что полностью противоположно современным представлениям. Сейчас считается, что если ты не будешь себя уважать, добиваться чтобы твои достоинства как-то уважали, то тебя все презирать начнут, но Писание сотни раз говорит одно и тоже:  Гордость человека унижает его. Унизительно быть гордецом. И гордость действительно унизит тебя, потому что Бог сбросит тебя с пьедестала, на который ты себя взбирал. Бог низлагает гордецов, это правда, до сих пор низлагает. А тот, кто смирен духом, чей дух не думает о себе много, тот приобретает честь от Бога.

   24 Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.

   Что значит, делится с вором? Имеется ввиду соучастник воровства, помогает вору укрывать украденное, или скрывает от властей, что человек ворует, тот ненавидит свою душу. Понятно, что если, например вы знаете, что рядом с вами торгуют наркотиками, но не донесли до государственной власти, как вы думаете, что Господь вам за это скажет? Соучастник. Господь с вас взыщет.  Это очень важный принцип, потому что некоторые говорят: «Ну как же доносить? Это же ведь недопустимо!». Ага, а убивать допустимо? А воровать допустимо? Допустимо ли покрывать воровство? Допустимо ли покрывать убийство? Недопустимо, совершенно, ни по Божеским, ни по человеческим законам.  И это естественно, потому что такой человек ненавидит свою душу и слышит он проклятие, но не объявляет о том. Слышит проклятие, которое падает на воров, а дело в том, что Бог проклинает воров, и не объявляет об этом, сам под это попадает.

 25 Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.

   Если человек боится людей, боится того что люди ему навредят, такой человек попадает в сеть, в ловушку. Он погибает сам от этой боязни. Он боясь людей не может ничего сделать, он связан по рукам и ногам,  «а что обо мне тот подумает? А что обо мне этот подумает? А как на меня посмотрят, косо, криво? А что обо мне скажут?». Человек такой парализованный, в сети, в буквальном смысле, замотан в сетку и не дергается никуда. Чем больше он боится людей, тем больше он связан в своих действиях.    

  «… а надеющийся на Господа будет безопасен». Кто надеется на Господа только ради него и поступает, тот находится в абсолютной безопасности.

   26 Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа.

Бесполезно искать благосклонного лица правителя, когда ты знаешь, что не от него твоя судьба. Многие рассчитывают: ой, мне тот правитель поможет, мне тот властитель поможет. Но, умер человек, и все. Сняли человека с должности и все, бесполезно.  Судьба человека - от Господа. Судьба – суд Бога. То, что будет с человеком, зависит от Бога, а не от человека.

   27 Мерзость для праведников - человек неправедный, и мерзость для нечестивого - идущий прямым путем.

   Как отвратительны для праведника злые дела, так и отвратительны праведники для злодея. Это два рода людей, которые друг друга ненавидят, отторгают. И здесь мы опять сталкиваемся с тем явлением, которое часто забываем, праведники должны ненавидеть грех,  и когда говорится, что грешника должно ненавидеть, в каком смысле? Грешника как человека, который оправдывает грех, то, что оправдывает грех.  Ненависть должна распространяться на грех и человеку должен быть отвратителен образ жизни определенный. Должна быть ненависть к определенному образу жизни, и человек должен, подчеркивается, что он не принимает, не согласен с данным образом жизни. Как и наоборот образ жизни праведника неприемлем для грешника.

 

 


 


 

 

 
 


 


 

 

  


 

 

 


 



 


Назад к списку