Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 25 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 25 глава

Глава 25

 

   1 И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского. 

   До 24 главы Книгу Притчей писал Соломон лично, непосредственно сам, это был его текст, который он написал для научения своего сына, царя Ровоама. Ему лично он написал наставления юноше, ему были написаны эти двадцать четыре главы, но кроме этого, как говорит Писание, царь Соломон написал тысячу притчей, т.е. три тысячи песен, таким образом, много притчей, вдохновленных Святым Духом, от Соломона они не сохранились, а сохранившиеся были записаны мудрецами во времена царя Езекии, царя иудейского.

   Езекия был одним из самых последних царей в Иудеи, он правил за несколько десятилетий до захвата Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором. Царь Езекия был одним из самых праведных царей, которые угождали Богу, при нем пророчествовал святой пророк Исайя. Своей молитвой, сам царь Езекия отсрочил себе жизнь на пятнадцать лет,  и он был любителем книжности, он восстанавливал праздники, как их повелевал Господь сделать и кроме этого собрал при себе группу своих друзей-единомышленников, которые называются мужи царя Езекии, эти люди изучали Слово Божие. Еврейское предание называет их первой великой синагогой. Синагога – собрание, собрание знатоков. Они были знатоками закона, они отделяли Закон Божий от произведений человеческих, они  отделяли пророчества от подделок и именно они собрали в одну книгу сохранившиеся записи царя Соломона, которые хранились в архиве царей иудейских.  Архив, конечно же, был перед их руками, они работали в царских архивах,  и вот они выбрали притчи уже не предназначенные к Ровоаму, а предназначенные к людям, которые царь Соломон использовал, обучая свой народ.

   Если вот у нас сейчас принято: президент обращается к нации, он рассказывает о задачах нации, о каких-то проблемах, бедах нации и т.д. В древности, и в христианские времена, правитель, царь, князь или вождь какой-то должен был заниматься воспитанием в людях благородства, он должен был неким образом учить свой народ. И вот царь Соломон часто собирал людей и учил их правосудию. Самый известный случай:  В Ветхом Завете (Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16—28) говорится, как однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор. Одна из них сказала, что они живут в одном доме, и было у них по сыну одного возраста. В прошлую ночь другая женщина во сне нечаянно придушила своего сына («заспала» его) и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает его за своего. Другая женщина утверждала противоположное: якобы это совершала та, которая ее обвиняет. И каждая из них утверждала, что живой ребенок принадлежит именно ей. Соломон велел подать ему меч (ст. 25—26): «И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите». Так Соломон понял, кто из двух женщин истинная мать ребенка, и отдал его той, что просила сохранить ему жизнь. Вот такой пример обучения мудрости, который  сделал Соломон, такой вот восточный, красивый, в яркой форме.

   И вот Книга Притч, оставшаяся часть, это поучения царя Соломона для людей, для народа, обучение их правилам жизни в согласии с волей Бога, с Его Святыми Законами.

       Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследывать дело. 

   Слава Божия проявляется в том, чтобы дело Бога, оно окутано как бы тайной, когда Бог делает свои дела их нельзя до конца понять. 

   Бог настолько велик, разум Его настолько неисчерпаем, что всякое дело Божие в той или иной мере имеет на себе печать непостижимого. Когда, например, говорят: «Почему у вас Библия такая запутанная, почему там противоречия есть? Если бы оно Словом Божиим было бы, то там противоречий бы не было».  Дело в том, что непротиворечивость это свойство букваря, а не откровений Божьих.  Возьмите обычный учебник математики для первого класса, там противоречия не будет никакого, но когда Бог говорит, наш слабый разум неизбежно будет сталкиваться с теми вещами, которые будут казаться нам противоречивыми. Точно также как если  первоклассник попадет на урок высшей математики на пятый курс в МГУ, у него тоже будут проблемы с мнимыми противоречиями, он может встать и сказать: Профессор!  Вы выдумываете! У Вас противоречия! нас в школе не такому учили.

   Действительно сказано: Слава Божия - облекать тайною дело, Божье дело, оно настолько велико, оно является выражением настолько великого интеллекта Бога, что совершенно неизбежно человек, соприкасающийся с тайной Бога, Его умом, он как бы обжигается об эту тайну, он видит, что есть вещи, которые нельзя до конца вместить своим умом. Например, спрашивают: Как Бог может быть Троица и Единица одновременно? Мы говорим: Отец, Сын и Дух Святой - три «Я», три Самосознания, три Личности, но одна Сущность, одна Воля, одно Царство, одно Могущество. Спрашивают: Как? А мы отвечаем: А мы незнаем. Так и есть. От того, что я не знаю,  из этого не следует, что так не есть. Мое незнание не означает отсутствие предмета, которого я не знаю. Поэтому сказано, что  Слава Божия - облекать тайною дело, в этом проявляется Его Слава, непостижимое могущество Бога, потому что Он облекает тайной все дела Свои.      

   «…а слава царей - исследывать дело», т.е. слава царя не в том, чтобы просто взять,  «от балды» закон написать, что называется,  а потом по десять раз переделывать. Слава царя в том, чтобы написать закон такой, чтобы его переделывать не пришлось.  Когда у нас говорят, что вот закон этот уже устарел, нам необходим новый закон, это о чем говорит? О том, что система законодательной власти у нас работает плохо. Когда принимают немыслимое количество законов, которые не могут работать больше пяти лет, это говорит уже о чем? О том, что плохо работают.

   Напоминаю вам, что для Библии понятие «царь» это просто уполномоченный правитель. Помазанный, непомазанный, как он взошел на престол, Библия это не уточняет и этим  совершенно не интересуется. Это очень мудро, потому что Библия знает, что есть Царь царей, который властвует над всеми мирами, над всеми царями. Всех людей которые не  нарушают волю Божию Он низложит, а поднимет того кого Он хочет. В Библии нет понятия легитимный царь или нелегитимный царь, потому что любая власть от Бога, если она исполняет волю Бога, любая власть против Бога, если она ее нарушает.  Логично, да? Все очень просто и это касается чего-то ни было на земле.

    «…а слава царей - исследывать дело», царь должен исследовать то дело, которое перед ним лежит, идет ли то дело о суде или идет речь о каких-то земных других вещах,     о войне. Царь должен вдумчиво делать, должен исследовать, вот в этом его слава.       А почему такая параллель? Потому что царь должен смотреть как на образец на Бога, Бог первообраз для царя. Царь должен смотря на Бога учиться у Него как правильно управлять миром, именно поэтому такая параллель здесь.

    Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей - неисследимо.    

   Здесь есть очень важный принцип, что нельзя исследовать сердце властителя. С чем это связано? Дело в том, что властитель находится под особым, для него самого неведомом, управлением Творца, об этом говорит всегда Священное Писание, причем заметьте, не сказано, благочестивого властителя или наоборот нечестивого властителя. Бог управляет народами так, что Он в сердце царя может вложить, тайно, незаметно даже для самого царя, какие-то Свои повеления, которые тот исполнит  во исполнение глобального, громадного плана Бога, о котором он даже не догадывается.   Здесь очень важен как раз тот момент, почему церковь не рекомендует заниматься столь любимым занятием как осуждение властей. Многие очень любят этим заниматься, но это опасно, потому что ты можешь осудить тот непосредственный замысел Бога, который начал реализовываться, но тебе пока еще не понятный. Божьи дела делаются, в том числе руками нечестивых, руками неблагочестивых и руками благочестивых  наоборот. Бог делает всегда свое дело, таинственно вкладывая в глубины мыслей правителей некие свои замыслы. Это никак не делает самих правителей ни святыми, ни праведными, но они просто стоят на таком месте, что их касаться не должен.  

   Есть ряд людей, которых не стоит касаться. Например, известно, что нельзя обзывать священников. Почему? Опять таки не потому  что священники хорошие прям сильно, но просто они соприкасаются с такими силами, что можно обжечься. Поэтому и сказано: не прикасайтесь к помазанникам моим, говорит Писание. Помните, что Писание помазанниками называет царей, пророков и священников, вот эти три типа людей они относятся к категории помазанников Божиих. Поэтому здесь нужно конечно быть осторожными вот в этих моментах. Почему?  Не в силу личной святости этих людей, за которыми естественно может и не быть ее, а в силу того, что когда человек касается возмущениями до этих людей, он может обжечься. Нельзя трогать носителя помазанника именно поэтому, например, существовало такое очень четкое понятие, что прикасаться к особе царствующей, к особе священной не допускалось.   

  Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: 

  удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою. 

   Если ты хочешь сделать серебряный сосуд, ты должен убрать примеси иначе сосуд развалится и поэтому если ты хочешь чтобы царь правил хорошо, чтобы престол был утвержден правдой, для царя самая главная красота-это справедливый приговор.         С любого правителя главный спрос – это безопасность и справедливый приговор, именно поэтому надо оценивать, оценивать царя по размеру пенсии это глупо, это все равно, что оценивать торговца по количеству бутылок в урне рядом с его магазином.

Пустые разговоры. Торговцев мы оцениваем по качеству продукции, а правителя мы оцениваем по справедливым приговорам и по безопасности, которую он обеспечивает своим гражданам. Это две характеристики, которые мы обязаны требовать от государства, мы за это и молимся, и налоги платим. У нас часто многие начинают возмущаться: почему у меня пенсия маленькая и т.д. В принципе это не дело царей как таковых этим заниматься, если они захотят этим заниматься, то это их вторичное дело. Если пенсии станут большими, а приговоры несправедливыми, этот царь будет недостоин правления. Для этого нужно что? Нужно удалить неправедного от царя. Русский перевод очень мягкий, славянский текст, основанный на греческом говорит очень жестко:  Убивай нечестивыя от лица царева. Вот такой вот очень простой совет, который дает царь Соломон своим приемникам. Когда перед тобой стоят клеветники, лжецы, которые пытаются тебя против всех настроить, которые наушничают, решай вопрос просто. Собственно так раньше и делали. Здесь очень важно, что короля играет свита и поэтому здесь царь Соломон говорит: смотри кто окружает тебя, кто окружает царя, кто окружает начальника.

   Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; 

    7 потому что лучше, когда скажут тебе: "пойди сюда повыше", нежели когда

понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои. 

   Ну это и в Евангелии сказано. Некоторые из нас думают, что нужно залезть повыше и это будет самое главное, нет, говорит Соломон, не надо торопиться, пусть лучше тебя поднимут сверху, чем ты вскочишь, а потом тебе скажут: «мил  человек, а ты высоковато сел, а не спуститься ли тебе пониже куда-нибудь». Лучше для тебя, чтобы тебя повысили, сказали "пойди сюда повыше".

  Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя? 

   У нас очень многие люди любят судиться, а Соломон говорит: осторожно, подумай, перед тем как судиться, ты готов морально к тому, что ты проиграешь дело и тебя еще и осрамят, все твое грязное белье перед всеми прополощут, и ты окажешься заплеванным. Лучше два, три раза подумать, перед тем как в судебную тяжбу вступать, а не так как у нас многие рвутся: «А! Я ему докажу!», и получают потом.

   Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, 

 10 дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.

   То есть даже если ты судишься, смотри, не открывай чужих тайн, следи, чтобы суд был между тобою и тобою, а то часто бывает, люди судятся и набирается огромная куча грязи об окружающих. Сказано: И тогда бесчестие твое не отойдет от тебя, тогда бесчестие твое Господь обернет на твою голову. Человек, который любит бесчестить других сам неизбежно будет обесчестен. «И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:2). Как вы поступаете, так и с вами поступят, как вы всех позорите, так и вас все опозорят.

   [Любовь и дружба освобождают: сбереги их для себя, чтобы не сделаться тебе достойным поношения; сохрани пути твои благоустроенными.]

   Если хочешь достигнуть свободы – научись любить и дружить. Человек, который не умеет любить и  дружить он раб. Человек умеющий дружить может сделать многое, у него всегда найдутся помощники, которые помогут, поддержат его. А когда человек любить и дружить не умеет, он получит, что его ругают все, ему платят той же монетой.

  «Сохрани пути твои благоустроенными», т.е. твои пути будут таким образом хорошо устроены, красиво устроены.  Человек, который умеет дружить и любить, у него жизнь красивая.  Человек, который скукожился, от всех изолировался, боится, что его обидят, пути такого человека неблагоустроенные. Во-первых, когда он упадет, ему руку никто не протянет, а во-вторых, он останется в одиночестве и это будет возмездие от Господа, за не любовность и недружелюбие.  

   11 Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично. 

   Как красиво сказано, да? Слова должны быть у нас сказаны красиво, уместно и  прилично, т.е. так чтобы они облагораживали человека. Нужно чтобы слова не были просто болтовней, а чтобы слова были согласны со словами Бога.

   12 Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха. 

   Когда тебя по мудрому обличили и ты внимательно услышал, считай, что тебе подарили золотую сережку, твои уши украсили. Это мудрое обличение, не скандальное, а именно мудрое, согласное с Божественной мудростью.

    13 Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду. 

   Это особенность Палестины, там собирают два урожая. Первая жатва начинается в апреле, на праздник Пасхи, оканчивается на пятидесятницу, а вторая жатва оканчивается на праздник Кущи. Поэтому во время весеннего урожая там можно найти еще снег, в горах остаются с зимы кусочки снега, и этим снегом просто разгоряченное тело успокоить. Так вот и верный посол для господина своего доставляет душе господина своего отраду. Человек, на которого можно опереться, которому можно верно передать слово другому человеку, который передаст его так, чтобы не испортить с ним отношения, такой человек действительно прохлада для души.

     14 Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками. 

   Что значит ложные подарки? Есть такой тип людей «манилочный», который хвастает: «А я могу такое сделать! А я могу столько сделать! Я могу такие вещи наделать!». А потом ничего не оказывается, поэтому и сказано «тучи и ветры без дождя», это абсолютно бессмысленный человек, на которого нельзя никак опираться.

   15 Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость. 

   Некоторые думают: как бы нам с начальником договориться? И есть такая первая, неправильная мысль: Как бы мне на него заранее управу найти? Как бы мне на него надавить так чтобы он по моему сделал? Как бы его заставить, по-моему поступить? Но Писание говорит:  Кротостью склоняется к милости вельможа. Всегда легче просто по-хорошему договориться, чем заниматься скандалами.  

   У меня есть один знакомый священник, у него проблемы с храмом, он поссорился с одним человеком и там периодически выключают электричество в храме, воду в храме и по этому поводу устраивает митинги, протесты, пишет письма в разные инстанции. Но результат какой? Как к нему в храм зайдешь  - холодно, темно.  А есть другой знакомый священник, который, когда начинаются какие-то проблемы, идет и дарит подарочки, говорит: «Здравствуйте дорогой, Александр Николаевич, здравствуйте дорогой и т.д. Мы Вас очень любим, а можно нам сделать дело? Да, я понимаю конечно, что оно незаконно, но ведь можно же?».  В результате и храм был построен, а потом увеличен в четыре раза и электричество бесплатное в этом храме есть и воду подвели бесплатно. Почему? Потому что кротостью склоняется к милости вельможа, говорит Писание. Зачем ломиться лбом в стенку, когда можно пойти  и сделать маленький, но приятный подарочек. Подарок дать, взятка это совершенно другая вещь.  

  «… и мягкий язык переламывает кость», мягким языком можно и кость сломать, можно так наговорить человеку, что у него все кости поломаются одновременно. Это вещь такая опасная, но языком все строится на земле.

   16 Нашел ты мед, - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его. 

  17 Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя. 

   Вы поняли, почему связь с медом? Потому что есть люди, которые днюют и ночуют в гостях, есть такой тип людей, которых и выгнать хочется, а не выгоняются, невыходящии люди.  Чем отличается англичанин от еврея? Англичанин уходит, не прощаясь, а еврей прощается, но не уходит. Вот здесь поэтому и сказано: не ешь меда чрезмерно, чтобы не объестся и не изблевать его, не старайся доставать своего друга.  Надо уметь знать меру, не то что не надо ходить в гости, а надо просто знать меру, знать, что говорить, когда говорить, кому говорить. Есть такой тип людей, который начинает злоупотреблять этим, в результате от них люди отворачиваются.

   18 Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего. 

   Здесь очень жесткие слова, т.е. такой человек, который ложно свидетельствует против своего ближнего, он похож на молот который ломает кости, на меч который убивает, и острый … Некоторые думают: ой да ладно ложь сказал. А на самом деле ты человеку  все кости сломал, ты убил его насмерть, может даже в прямом смысле. Известны случаи, что человека так оболгут, один начнет мелко пакостить, а потом человек умирает от инсульта, от инфаркта, мы знаем таких примеров очень и очень много.

   Поэтому и сказано: «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя», очень тяжело сохранить заповеди Господни в том случае, если на тебя клевещут, это очень тяжелейшее испытание, поэтому Давид и умолял Бога чтобы Он от клеветы его избавил, потому что клевета похожа на удар молотом по человеку. Тебя возьмут, оклевещут, небылицы про тебя расскажут, буквально потом ходишь, как будто тебя молотком по голове ударили. А иногда так ударят, что за сердце схватишься, как будто тебя проткнули насквозь. Это действительно вещи страшные, поэтому и сказано: «Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего», он убийца просто. Ответственность со лжесвидетеля не снимается, Библия приравнивает к убийцам, которые проламывают молотом голову, протыкают мечом человека или всаживает в него острую стрелу.

   19 Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия. 

   Нужно иметь в себе внутренний ступор. Есть люди совершенно ненадежные, надо твердо знать, что есть люди, которые гарантированно тебя сдадут, которые тебя гарантированно подведут. Вот очень важный момент, говорят, что никого осуждать нельзя, осуждать – нельзя, а выводы делать надо. 

   20 Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу. [Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека.] 

   Бывает человек печальный, а ему говорят: «А мне хорошо!», начинают петь веселые песни печальному сердцу. Есть люди, которые пытаются развеселить человека таким своеобразным способом. К сожалению, это распространенное такое явление. Поэтому смотрите, вдумайтесь, что вы делаете, если вы, таким образом, пытаетесь печального человека утешить. У нас многие люди думают, что если мне хорошо, значит хорошо и всем окружающим и наоборот, если мне плохо значит плохо всем окружающим, но это глубоко не так. 

   У нас очень любят, особенно православные, когда человек печальный, они видимо считают, что  Фридрих Ницше канонизирован, потому что некоторые православные, когда видят, что человеку плохо говорят: «А, это ты по грехам получил. Ты еще мало получил, тебе еще больше надо было дать, гаду такому».

   [Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека.] Заметьте, Писание говорит: печаль вредит сердцу человека. Апостол Павел говорит: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7, 10). Мы с вами знаем, что медицина подтверждает, что депрессия может привести к тяжелым повреждениям, в том числе даже органике человеческой. Действительно изменяется сам организм человека во время долгой печали. Поэтому и сказано, что как моль для одежды, подгрызает, как червячок для дерева, так и печаль, она сердце человека подгрызает и человек потом готов уже для инфаркта и всего остального.

    21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: 
      22 ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе. 

   Эти слова потом апостол Павел в Послание к Римлянам повторит. Здесь Соломон говорит: всегда плати добром за зло, если твой враг проголодался, накорми его, если он хочет пить напои его водой, делая так, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе. Что значит собирать горящие угли на его голову? Идет речь о том, что ты собираешь наказание Божье для него, если он с тобою не примирится.

   Когда человеку сделали гадость, первая реакция какая у человека? Постарается отомстить. Царь Соломон говорит: делай. Какую гадость сделать? Напои, накорми его, таким образом, ты сделаешь, соберешь горящие угли на его голову, и Господь воздаст тебе. Отплати ему добром за зло и Господь тебе за это воздаст. Господь тебе за это воздаст! Если твой враг не примирится с тобой, то Господь ему воздаст за это, а ты получишь от Бога награду. Нужно обязательно эти слова Соломона помнить и пользоваться этим.

   Пришли братия к авве Антонию и говорят ему: «Дай нам наставление, как спастись?» Старец отвечал им «Вы слышали Писание? И этого вполне довольно для вас». Но они сказали ему: «Мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать». Тогда старец сказал им: «В Евангелие сказано: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Они говорят ему: «Мы не можем этого сделать». Старец отвечал: «Если вы не можете подставить другой, по крайней мере, переносите удар в одну». «И этого не можем», — говорят они. «Если и этого не можете, — отвечал старец, — по крайней мере, не платите ударом за удар». Братия сказали: «И этого не можем». Тогда старец сказал ученику своему: «Приготовь им немного кашицы; они больны, Если вы одного не можете, а другого не хотите, то, что я вам сделаю? Нужно молиться».

   Здесь о чем говорится? Есть разные меры. Господь молился за своих распинателей:  Прости им, Отче, ибо они не ведают, что творят! Но если сейчас я или другой священник скажет: ни в коем случае нельзя злиться, обижать, недопустимо мести желать, недопустимо желать чтобы Господь отомстил, это недостойно, давайте все будем любить врагов. Вы все скажете: да, да, хорошо! А когда дело дойдет до практических вещей, что получится? А ничего не получится, потому что реально человек неспособен еще к этому. Он до этого не дорос просто элементарно, понимаете. И он скажет: ой, как хорошо батюшка говорил, но к жизни это не относится. Все хорошо, но не для меня, не для жизни. А Слово Божие, оно жизненное, оно именно в жизнь тебе говорит: хочешь отомстить? мсти ты этому человеку, побольше добра ему сделай! Чтобы угольков было побольше.  И тебе еще Господь воздаст. Если вам на голову вывалят горшок с горящими углями, будет неприятно в первую очередь. Отрезвеет он, или он загорится, но ему будет больно. Мы незнаем, как он отреагирует на горящие угли, но то, что ему неприятно будет, это гарантированно. Собственно здесь Соломон говорит о самых простых вещах. Тебя обидели,  твой враг тебе нагадил, а ты возьми и если он голоден, накорми его, хочет пить напои его, самые простые вещи, причем  заметьте, не сказано дай ему деликатес, сказано дай ему хлеба и воды, самых простых вещей.  В самых простых вещах, сделав, ты соберешь ему наказаний, а себе воздаяние от Бога.

   23 Северный ветер производит дождь, а тайный язык - недовольные лица. 

   Если много недовольных лиц, жди, ищи тайный язык, который что-то делает. Очень заметно по большим коллективам, если внезапно появляется много мрачных лиц, на работе, на приходе, значит, появился тайный язычок, который стоило бы подрезать.  Есть люди, котором просто нравиться стравливать людей, они еще живут по принципу «разделяй и властвуй», у них хобби такое, они есть практически в любом коллективе. Если человек не хочет исправляться, Соломон в другом месте советует беспощадно увольнять. Это очень полезное дело.  

   24 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. 

   Писание говорит, что самые страшные вещи происходят именно от сварливых, в славянском тексте  написано «клеветливых жен», которые любят клеветать, наговаривать на других людей. Сказано, что лучше от таких людей подальше держаться. Почему подчеркивается «женою»? Этот грех все-таки больше свойствен женщинам, мужчины больше бывают скандалистами, крикунами.

    25 Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны. 

   Это не нуждается фактически в комментарии, но только для нас, конечно же, дальняя страна в первую очередь вся наша Родина, и добрая весть для нас –  это весть о наступлении Царствия Божия. Если мы очистим свою душу, весть о смерти должна быть для нас радостной, такой же как «холодная вода для истомленной жаждой души». Поэтому Богородица обрадовалась, когда узнала от Архангела Гавриила, что предстоит умирать на следующий  день.

     26 Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым. 

   Эти слова достаточно загадочны, что они означают? Представьте себе, что у вас вместо воды грязь одна идет, и так вот если праведник падает перед нечестивым, если праведник унижен перед нечестивым и нечестивый торжествует, а праведник оказывается  растоптанным их ногами, то значит корни жизни повреждаются, как без воды нельзя жить, так унижение праведника ломает корни жизни всего общества.

    27 Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава. 

   Желать много славы это не есть слава, славы ты здесь не найдешь, если будешь только о славе думать ты ничего не сделаешь. Человек, который думает только о пиаре, о славе, он забывает, что работать нужно, делать какие-то дела надо. Писание предупреждает, чтобы человек не увлекался поиском славы, слава сама придет, когда надо, а ты делай, как ты должен.

   28 Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.

   Человек, который себя не контролирует - это город разрушенный, без стен, кто хочет, берет, что хочет то в нем и делает, любой враг придет и его украдет.  

Славянский текст дает интересный вариант: Якоже град стенами разорен и не огражден, тако муж творяй что без совета. То есть человек, который привык все делать без совета, без обсуждений, но библейский текст, точнее: человек который не умеет владеть собою, им будет владеть другой. Им владеют страсти и он раб, самый настоящий, худший раб из всех, которые были бы возможны. Поэтому будьте внимательны, старайтесь контролировать, держать себя в руках и тогда крепость Божия будет ограждать и охранять вас на всех ваших путях.


 


 


 


 


 

 

 

 


 

 


 

 

 


 

 

 

 


Назад к списку