Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 24 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

  • К нам пребывают святыни
  • 03 Декабрь 2017
  • Добрым попечением митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина, заботами и трудами епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия с 12 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года в Бузулукской епархии будут находиться для поклонения верующих частица Ризы Пресвятой Богородицы и ковчег с частицей святых мощей блаженной Матроны Московской.

  • Молебен 19 ноября
  • 19 Ноябрь 2017
  • Ежегодно во всем мире вспоминают жертв дорожно-транспортных происшествий. Цель Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 19 ноября 2017 года, заключается в том, чтобы почтить память погибших и выразить соболезнования членам их семей, а также еще раз обратить внимание всех людей на необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 24 глава

Глава 24

 

   Текст, который мы будем сейчас подробно разбирать, содержит несколько общих мыслей, которые здесь, в отличии от предыдущих текстов, сгруппированы  смысловыми группами. Если раньше отдельный стих был отдельной притчей, который отдельно разбирался, то здесь царь Соломон переходит уже к целенаправленному обучению. Он дает некоторые темы, которые он пытается внимательно раскрыть человеку в немногих словах, но обязательно он как-то ее раскрывает. Первое что говорит Соломон:

   Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, 

   потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их. 

   Соломон говорит, что недопустимо стремиться жить вместе со злодейством. У нас часто люди говорят: вот нам бы жить, так как тот и тот. Вы, может быть, видели по телевидению, есть передачи, как здорово живут те-то и те-то, и как замечательно тем-то и тем-то, как живут олигархи. Что интересно, говорят о людях, которые являются грабителями, злодеями, причем сами люди осуждают, одновременно, этих людей и одновременно говорят: а нам бы хотелось так пожить. Здесь царь Соломон говорит, если ты знаешь, что человек злой не ревнуй ему, не завидуй, не соревнуйся, не подражай ему, не разрешай своему уму соглашаться с одобрением этого дела. Это очень важный момент, потому что если ты согласился не со злодейством  в другом смысле. Если ты говоришь, что злодей хорошо живет, то таким образом ты уже одобрил злодейство  и ты сам в него вляпался. Причем интересно, что как обычно дьявол что сделает? Ты конечно в злодейство, в грязь вляпался, а ничего положительного от греха ты не получил. Самое любимое занятие дьявола, когда он расплачивается глиняными черепками, вместо обещанного золота, это его любимое дело. Поэтому царь Соломон говорит:   Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними. Не стремись к знатным и богатым злодеям, или к бедным злодеям, не стремись быть с ними, ты должен избегать злых людей. Здесь как раз та самая мысль, которая непрерывно в Библии, так сказать долбиться,  и которую непрерывно наша этика отвергает. Люди говорят: «Ну как же так? Как же я могу судить об этом человеке? Если я не буду с ним общаться, то это значит, что я его осуждаю, а осуждать Господь запретил, поэтому я буду с ним общаться». А потом говорит: «Почему мне так плохо? Почему он меня подставил? Почему он мне гадостей наделал?». Ну, понятно, да? Что называется, за что боролся на то и напоролся.

   Старайся быть вдали от тех людей, которым нравиться зло. Почему? Потому что  о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их. Их сердца помышляют о насилии, а если ты хочешь к ним быть ближе, подлизаться, значит, ты должен говорить на их языке. Если я хочу стать своим для футболиста, то я должен уметь говорить о футболе, а не считать футбол идиотским мероприятием, когда два мужика за одним мячом гоняются.  Если я хочу быть своим для вора, то я должен уметь разбираться в каких-то  вот этих   всех вещах. Их сердца помышляют о насилии, значит, я тоже должен сам применять насилие, приучать себя к тому, что для меня насилие нормально.

   То есть я должен сам для себя поставить насилие нормой и одновременно я должен буду своими устами говорить зло. Очень часто, люди, когда общаются со злодеями, они говорят так: ну в сердце то я так не думаю, но в этом обществе так принято разговаривать. Особенно это страшно конечно для молодых людей. Недаром Книгу Притчей Соломоновых   советуют читать молодым, потому что это искушение очень сильно действует на молодых людей. «Ну как же, что же обо мне друзья то подумают!?». Молодые люди очень часто стремятся к тому, чтобы быть своими для приятелей. Но при этом, когда они говорят что «мы должны быть независимыми от родителей; мы хотим свободы; равенства; братства и т.д.», находятся на самом деле в полном рабстве у своих приятелей.  Обязательно находится какой-нибудь негодяй в стае, подростковой или молодежной, который будет этим негодяйством заражать всех вокруг, если не найдется нормального, волевого человека, который просто прекратит с ним общаться и таким образом разрушит эту негодяйскую стаю.

   Если мы научимся сопротивляться злу, не общаясь с ним, т.е. игнорируя людей, таким образом, мы подорвем очень много всяких черных замыслов. С детства помню такие ситуации, когда человек начинает говорить: «ну все мы там решили, единогласно», а один стоит и говорит: «а я против» и всё, всё разваливается. Замечали?  Один, кто ясно высказался против, во имя добра высказался, он одним словом истины разрушает все нагромождение этой пропаганды.  Одно слово истины сильнее, чем куча лжи.

    Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, 

   и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом. 

   Здесь Соломон говорит: если ты хочешь хорошо жить, то не рассчитывай на то, что ты будешь хорошо жить при помощи воровства, насилия, злобы, ненависти. Нет, говорит, хочешь, чтобы у тебя дом был хороший, учись премудрости, разуму и умению. Важнейшая вещь, которая нам нужна – это премудрость, разум, кто игнорирует премудрость, кто не ищет сверх мудрости, тот гарантированно попадет в дурацкую ситуацию.   Почему-то у некоторых христиан принято говорить, что человек должен не думая, нужно слепое послушание, «где просто, там ангелов со сто», в том смысле, что нужно, чтобы голова не думала, а просто исполняла. Нет, в нас должна быть мудрость, но мудрость не человеческая, а Божественная. Нужен сверх разум, а не какой-то остановившийся процесс мыслительный.  Сказано: Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом – это касается и дома обычного и дома нашего сердца, оно тоже должно быть красиво, благородно устроено. Недаром все древние говорили о благородно устроенном человеке, благородно красивом. Не только древние, есть такая замечательная книга, называется «Дружба с красотой», по-гречески Φιλοκαλία — «Филокали́я», на славянский это название переведено как: «Добротолю́бие». Здесь говорится о внутренней красоте человека, красота человека, внутренняя, должна быть обязательно, человек должен уметь мудростью украшать свое сердце.  Это обязательное условие.

    Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.

   Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве

совещаний. 

   Здесь говорится, что силен тот, у кого есть мудрость.

   В славянском переводе:

    5 Лучше мудрый крепкаго, и муж разум имеяй земледелца велика.

    6 Со управлением бывает брань, помощь же с сердцем советным.

   Лучше мудрый, чем сильный и человек разумный, чем великий земледелец, землевладелец. То есть человек мудрый, умный, всегда сможет сделать то, чего не способны сделать силачи, поэтому нужно стремиться не к накаченности, а к тому чтобы наш разум стал мудрее.

   Мудрость выше, чем физическая сила. Эта логика, что мудрость важнее силы, должна быть в наших сердцах. Это должно быть для нас неоспоримой вещью, которую мы должны понимать, вдумываться и исходя из этого выстраивать все планы, иначе ничего хорошего не получится.

   «Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве

совещаний». Здесь царь Соломон говорит, что как следствие, превосходства мудрости над силой, с обдуманностью веди войну, ты выиграешь в том случае, если ты будешь мудрецом «…и успех будет при множестве совещаний», мудрые люди умеют советоваться и они умеют вести войну с мудростью, здесь речь идет  о физической войне, обычной войне. Внутренняя война, которая у нас идет непрерывно, война с дьяволом  и ангелами, которую ведет род человеческий, эта война тоже  должна вестись с мудростью. Не так как в Пензе закапываются по землю и думают, что они, таким образом, пересидят конец мира.  Вот интересно, почему они думают, что в Пензе  конец света не наступит? Везде конец мира будет, а вот в этом, отдельно взятом овраге конца мира не будет. Это происходит почему? Потому что люди без мудрости ведут войну, поэтому они уже проиграли, иначе как проигрыш назвать такое поведение нельзя.

   Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих. 

    Признак мудрости в том что,  даже когда она есть, когда Божье Слово говорит, мудрец ничего сказать не может. Есть люди, которые могут говорить о чем угодно, но когда речь заходит о Боге, они замолкают, у них как бы рот затыкается, перед истинной мудростью замолкает всякая глупость. Сказано: для глупого слишком высока премудрость, поэтому у ворот он говорить не будет.

    Что значит «не будет говорить у ворот»?   Здесь речь идет о том, что он не сможет никогда достигнуть положения мудреца, к которому будет прислушиваться народ.      У ворот, как известно, на Востоке, был центр всей жизни города, там проходил суд, там проходило совещание Совета Старейшин, там новости были со всего мира, там торговля была, сделки проводились. Мозговой центр города, поэтому сказано, что глупец у ворот ничего сказать не сможет, потому что он не имеет мудрости.

    Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником. 

    Помысл глупости - грех, и кощунник - мерзость для людей. 

   Соломон говорит, что уже замысел зла является грехом.  Сам замысел злодейства пачкает, разлагает и гноит человека. Если ты принял глупую мысль, ты сделал грех. Глупость, в первую очередь, сопротивление Божественной заповеди. Если тебе пришла в голову мысль « А может быть, Бога нет?» и ты с ней согласился, ты сделал грех,  если ты эту мысль принял. Человек, не верящий в существование Творца, умным человеком быть не может, по факту.

   10 Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. 

   Здесь сказано, чтобы ты проверял свои силы не тогда, когда ты силен, а в день бедствия. Реальные силы проверяются тогда, когда у тебя уже как-бы все проваливается перед глазами. Силы не тогда проверяются, когда ты ходишь гоголем,  а тогда когда у тебя уже нет сил, а ты должен еще что-то делать, вот тогда проверяется бедная твоя сила или не бедная. Богатая сила, она только от сильнейшего Творца. Вот Он может дать, а другой никто  дать её не может.

    11 Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? 
     12 Скажешь ли: "вот, мы не знали этого"? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его. 

   Здесь Писание говорит, если при тебе человека невинного приговаривают на смерть, ты не имеешь права молчать. Если при тебе пытаются погубить человека не судом, а просто хотят элементарно убить на улице, ты обязан вмешаться. Есть некто, кто испытывает сердца и внутренности людей. Кто это? Бог, который знает, что в сердцах.

И вот эта вот трусость, она не имеет оправдания, ты не имеешь права пройти мимо убиваемого. Согласно Закону Ветхого Завета, основанного на этих словах … считалось, что если ты имеешь показания в пользу обвиняемого, ты обязан прийти в суд, бросить все свои дела и прийти в суд и выступить в защиту обвиняемого приговариваемого к смертной казни.  Испытывающий сердца разве не знает, что ты знаешь, если ты вмешаешься, Он воздаст тебе по делам твоим.  Бог воздаст каждому по делам его, эти слова в Писании повторяются много раз, что человек заслужил, то он и получил и Суда Божьего никто не избежит. Бог справедлив, праведен, милосерд, кроток и Его Суд, Его правду обойти невозможно.

   13 Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: 
   14 таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна. 

   У премудрости есть свой вкус, своя сладость. Человек знает, что молитва она вызывает некую духовную сладость, которая известна как бы на вкус, даже тело к этой сладости причастно. Есть глубочайшее наслаждение от знаний, поэтому некоторые люди являются книжными наркоманами, это люди которые не могут без книжек жить. Но именно сладости такой книга не даст, а вот именно слова мудрости дают человеку сытость и ощущение вкуса сладости. У тебя есть будущее только тогда, когда ты нашел премудрость, если ты не нашел премудрость то у тебя будущего нет. Мир без высших целей, которые ставит премудрость, он бессмыслен, он будущего не имеет.    В кого превращается человек без Бога? В животное, которое ест, пьет, размножается, ну еще домики строит.

    15 Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, 

   16 ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель. 

   Здесь Соломон говорит: будь осторожен, нечестивец, не опустошай, не придумывай ничего как бы тебе навредить жилищу праведника. В принципе навредить жилищу праведника, возможно, мы знаем из житий святых и древних и новых   как разрушали храмы, монастыри, но хорошим для разрушителей это никогда не заканчивалось, поэтому Соломон говорит: я тебя предупреждаю, лучше так не делай, тебе хуже будет. Нечестивец погибнет, будет наказан Богом, а праведник, даже если он семь раз в день будет падать, он будет вставать.  Чем отличается праведник от нечестивого? Праведник упал и встал, он согрешил и покаялся, раскаялся в своем злодеянии, а если человек нечестивый, он грешит и считает это нормальным и продолжает грешить дальше. Наказание за грех – вечная гибель. Текущие последствия злых дел бывают нападают на человека, чтобы человек просто не привыкал к этому. Когда человек привыкает к какому-то злу, по принципу согрешу-покаюсь, то Господь часто своим наказанием просто приостанавливает человека от такого пути. Но наказание за грех берет на себя другой, Господь Иисус Христос. Наказание не исчезает, оно просто падает на другого.

    17 Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. 
    18 Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой. 

   Писание запрещает радоваться о грехе другого человека, запрещает падению радоваться  и внешнему паданию, здесь идет речь о том, что человек этот впадет в грех, но если ты будешь злорадствовать, то Господь отменит наказание, которое Он этому человеку хотел  отмерить.

   19 Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, 

 20 потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет.

   Это очень важна норма, о которой у нас забыли, не надо негодовать на злодеев их пожалеть надо, они губят себя. Негодованием ты хуже делаешь себе, ты себя портишь, себе портишь душу.

   21 Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, 

 22 потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто

предузнает? 

   Здесь говорится о том, что верный Богу человек он верен и государству, которое создал Бог. От Господа, сказано царь, сердце царя в руках у Бога.

   В славянском тексте:

   21 Бойся Бога, сыне, и царя, и ни единому же их противися:

   22 внезапу бо истяжут нечестивых, мучения же обоих кто увесть? Слово сохраняяй сын кроме погибели будет: приемляй же прият оное. Ничтоже ложно от языка цареви да глаголется, и ни едина лжа от языка его да изыдет: меч (есть) язык царев, а не плотян: и иже аще предан будет, сокрушится: аще бо раздражится ярость его, со жилами человеки губит, и кости человеческия поядает и сожигает яко пламень, яко не ядомым быти птенцами орлими. Моих словес, сыне, бойся, и приим я покайся.

   Здесь рассказывается о страшном наказание, которое царь или правитель может  возложить  на человека, но за всем этим угадывается воля Божия, которая таким образом сокрушает злодейство. Именно для сокрушения злодейства Господь установил царства и правления  по всей земле, поэтому с мятежниками не сообщаться. Вот вас будут приглашать в революционную партию, которые мятеж хотят, революцию, государственный переворот, не общайтесь.

     23 Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде - нехорошо. 

   Очень важный принцип, на суде нельзя смотреть на лица это вещь недопустимая, ни бедность, ни богатство недолжно влиять на приговор никаким образом. Человек должен быть судим по справедливости,  потому что судья  представитель Бога на земле.

    24 Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; 

  25 а обличающие будут любимы, и на них придет благословение. 

   Здесь опять идет речь о восстановление справедливости, речь идет о суде и сказано, что кто пытается оправдать виноватого, злодея, на того падет проклятие народов от племен. Это очень важно сейчас помнить, когда особенно пытаются из кровавых диктаторов делать каких-то «кукол» в мифологии.  Не надо этим заниматься, оправдывать виноватого нельзя  и тем паче это касается адвокатов, судей, прокуроров, человека который оправдывает виноватого того будут проклинать племена, ненавидеть народы.

   Что значит обличающие? То есть те, кто не прикрывают зло, не пытаются его добром назвать.

   26 В уста целует, кто отвечает словами верными. 

   Как поцелуй в уста знак любви так и отвечание верными словами знак любви. Человек, который пытается тебе заморочить голову он тебя не любит, а тот который говорить правду он тебя любит.

   27 Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом

твой. 

   Тоже очень важный принцип, старайся уметь все делать вовремя, вне дома сделай дело, а потом уже дома, а не так, что ты метаешься между одним и другим. Здесь речь идет в первую очередь о том, за что деньги получаешь.

    28 Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими? 

  29 Не говори: "как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его". 

   Как часто многие говорят так, но Писание говорит: не смей так говорить, не надо, каждому воздает по делам Бог, поэтому подчеркивается, что всякая попытка игнорировать исключительные права Бога -  это узурпация, недопустимая ни в коем случае.

  30 Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: 

  31 и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. 

 32 И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: 

 33 "немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - 

 34 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек

вооруженный".

   Я думаю, что в комментариях этот текст фактически не нуждается. Посмотри на заброшенные огороды, на заброшенные квартиры, отчего? От того что ты себя распустил, это грех лени, который разлагает и разгноит человека.

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Назад к списку