Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 22 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 22 глава

Глава 22

    1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. 

   Человек должен больше заботиться о своем имени, а не о богатстве. Что значит заботиться о своем имени? Когда говорят, что у него хорошее имя это значит, что с его именем связывается сказ о некоем добре,  которое он сделал. Здесь сказано, что доброе имя лучше большого богатства, т.е. человек который стремится к тому, чтобы с его именем связывалась добрая память, такой человек больше приобретает, чем человек, с которым связано большое богатство. Представьте себе, у вас есть небольшая сумма, ну например миллиард долларов, и вы сегодня в гробу. Гроб красивый, инкрустированный, а вам от этого какой-нибудь толк есть? Абсолютно никакого толку вам от этого нет. Понимаете? Ваше доброе имя лучше большого богатства. Вот некоторые говорят, что главное денег больше заработать, да ерунда, с собой их не заберешь. Так ведь? На самом деле, главное, заботиться о добром имени.

   Вот интересно, в искаженном виде, эта память есть на самом деле у очень – очень многих людей, многие-многие люди заботятся о том, а как о них подумают другие, что люди будут думать о них в дальнейшем. И отчасти это правда, важно правда не то,  что люди подумают о человеке, а то что подумает Бог. Ну и люди, важно что? Важно чтобы люди помнили о  добродетелях человека. Вот есть люди, например, которых помнят десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. Вы все, наверное, помните Авраама, все помните Апостолов, а как давно они жили? Их доброе имя оказалось лучше большого богатства. Как вы думаете, у Апостолов Петра и Павла много богатства было? Они все бросили по первому зову Христа, но они оказались богаче чем те люди, которые коллекционировали золото. Поэтому-то говорит Писание: Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

   Действительно, хороша добрая слава. Многие думают, что не нужно славу искать. Славу надо искать, но только не от людей, а от Бога. Божественная слава, она лучше всего. Самое лучшее, что есть у человека, это добрая слава в глазах Бога Всемогущего.

   Вот некоторые говорят, что добрая слава в глазах потомков важна, так это? Скажите мне, пожалуйста, обычного человека много помните? Вот вы своих прапрадедов помните? Вот это и печально. Вот я, например, специально ездил в архив, узнавать  своих прапрадедов.  Я специально ездил зачем? Чтобы узнать имена, чтобы поминать их на Божественной Литургии, вот это важно. Важно поминать, помнить перед Богом, своих предков.

   Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь. 

   Хорошо сказал Царь Соломон. Встречаются друг с другом богатый и бедный, один на мерседесе, другой пешечком в грязи топает, и того и другого создал Господь, перед глазами того и другого они одинаково подсудны.  Это очень важно помнить. Важно это помнить богатому, который думает: ой, какой я умный, какой я сильный, я всего добился своими руками, я могущественный. И очень важно это помнить  бедному, который говорит: ой и мерзавец, наворовался, все они там воры и пропойцы.                И богатый, и бедный созданы руками Бога и это очень важно нам помнить. И те и  другие люди под Богом ходят. Они ходят под Богом, а не под человеком, и их богатство, и их бедность это вещи безразличные,  потому что ни богатство с собой не унесешь ни бедность.  И бедный может оказаться грешником, и богатый может оказаться праведником, и наоборот.

   Богатство часто мешает, но не само богатство, не наличие количества  денежных знаков в кармане, а пристрастие к богатству мешает. Мешает твое сердечное пристрастие, когда ты приклеился к  этому тленному миру и тленный мир поработил тебя.

   3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. 

   Здесь в чем разница между благоразумным и глупым? Благоразумный заранее видит беду и укрывается. Благоразумный человек тот, чей разум настроен на разум Бога, такой человек заранее видит беду, заранее видит несчастье, заранее видит ямы, в которые может попасть, и скрывается в надежной башне. Кто мне скажет, где надежная башня находится?   Имя Иисуса Христа самая надежная башня. Имя Господнее - крепкая башня, кто надеется на нее остается в безопасности. А неопытный идет  вперед, и наказывается за неопытность, за то, что он не захотел приобрести знания. Поэтому славянский текс говорит: Худог, видев лукаваго мучима крепко, сам наказуется: безумнии же мимошедше отщетишася.

   4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

   Человек, который научился смирению, тот нашел сначала страх Господень, потом богатство, и славу, и жизнь. Хотите богатство, славу и жизнь? Научитесь смирению. Что такое смирение? Это когда человек себя вперед не выставляет. Некоторые думают, что если я буду якать, если я буду выступать, если  я буду,  как бабуин бить себя в грудь, то я всего добьюсь. На самом деле это не так, Царь Соломон говорит: За смирением следует страх Господень. Человек сначала понимает, что у него нет ничего своего. Понятно, да? Или у вас что-то свое есть? Ну объективно так, вы себя же не творили, голову себе не прикручивали, туловище себе не конструировали, даже обычных рук и ног и то не приделывали. Так? Ума, воли и чувств у вас нет своих, нет, значит, у вас своего нет ничего. Смирение – это трезвая оценка самого себя, все что имею – подарок. И поэтому сказано, что за смирением следует страх Господень. Человек смиряется, начинает бояться, благоговеть перед Богом и Господь дает ему богатство, славу и жизнь.

   Здесь мы опять видим, что писание не говорит нам о тех вещах, которые нам пытается этот мир втереть в голову. Нам пытается этот мир втереть в голову какие-то странные вещи, что христианин должен быть убогим паралитиком, с соплями из  обоих ноздрей, трясущимся, который ничего делать не может, у которого голова совсем не работает.  Это выдумка мира сего, это пародия, которая создана, чтобы порочить христианство. Господь берет к себе вот таких вот людей и делает их здоровыми, сильными и мудрыми. Понимаете, вот в этом дело. А мир сей, берет нормального, здорового человека и делает его таким, каким он обвиняет христиан. Посмотрите на человека во всей славе его.

   Была, например, целая серия фильмов про звезд, какие они были и какими они стали. Даже они, вкладывая в себя немыслимые деньги, усилия, упали, разложились, стали уродливыми до невозможности. Смотреть на них больно и страшно.  Это связано именно с тем, что человек не имеет смирения, не имеет страха Господа, поэтому он не получает ни богатство, ни славу, ни жизнь.

    Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них. 

   Если человек коварный, если человек привык к злодейству, если человек привык подло поступать, его пути, его дороги, полны терновых колючек и сетей,  в которые попадаются люди. Поэтому если ты мудрый человек, ты должен заранее такого человека отслеживать, чтобы от него удалиться.

   Как это сделать? Я думаю, что коварного человека достаточно легко опознать. Но у нас псевдо христианство говорит: нет, да что вы, мы должны всех любить. Должны-должны, но не должны быть рядом с ними, от таких людей хорошо быть на большом расстоянии. Коварный человек все время подставляет, есть люди, которые не могут не подставлять, это те люди, которые подлецы по жизни. Они могут покаяться, да, но не наше дело заниматься их покаянием, наше дело – уберечься от них. Писание говорит: уберегись, не ты правишь миром, не ты правишь вселенной, изволь беречься. Берегись от коварного. На пути у коварного терны и сети, кто бережет душу свою удаляется от них.

   Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. 

   Здесь говорится об обязанностях родителей. Родители должны жестко, не щадя ничего, никаких своих усилий наставлять своих детей. Направь на праведный путь своего ребенка в юности, он тогда и к старости не уклонится. Как часто, людям,  которым в юности разрешали всё, они деградировали. Нам сейчас начинают говорить: ой, там японцы; ой там китайцы. Нам Писание говорит: наставь юношу на пути его, не давай ему спуска, не давай человеку самовольничать, делать зло в юности. Поэтому сказано: обуздывай его в юности.

   7 Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца. 

   Здесь Писание говорит, что в этом мире есть несправедливость и она  неистребима. Не надейтесь на  истребление несправедливости в этом мире. Никогда до конца этого мира несправедливость не будет истреблена. Знаете почему? Потому что искоренится она в грехе и смерти. Некоторые думают: вот сейчас я революцию сделаю и сразу справедливость восстановится. Вы революцию сделаете и несправедливость станет качественно хуже.  Понимаете, нет? Это давно известно. Если сравните правление Людовика XVI и Робеспьера, как выдумаете, когда человеку хорошо, лучше жилось? Или при Николае II и при товарище Ленине. При каком правлении вы бы хотели жить? При Сталине или при Николае II? Я про что говорю? Справедливость, абсолютная справедливость  в этом мире будет восстановлена только Страшным Судом. Понятно? Именно Страшный Суд поставит точку в вопросе справедливости, а до этого не пытайтесь. Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца, и эта беда неистребима, но …

 …  8 Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет.

   Человек, который сеет неправду, думает что он при помощи неправды себе жизнь построит, он пожнет беду себе в наказание, даже в этой жизни. Что значит трости гнева? Раньше писали не ручками, а тростинками. Его  расписок при помощи гнева, когда он загонял людей в тупик, не станет, все рухнет, и он останется без всего.

   С предыдущем текстом как это связано? Все очень просто. Да, в этом мире несправедливость неистребима вообще, в глобальном мире, но в частности Господь ее истребляет. То есть как Господь делает? Он частные злые дела уничтожает. Догадываетесь почему? Чтобы люди не подумали, что зло царит на земле. Но Он не уничтожает всего зла, чтобы люди не подумали, что судный день не нужен.  Господь сочетает все именно так, в судный день всем людям будет абсолютная справедливость, хотим мы того или не хотим, но будет, никуда не денешься.

   Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.

   Здесь очень важный момент, если человек доброхотно дает того любит Бог. Если человек подает милостыню, но доброхотно, ему нравиться поддерживать людей, поддерживать слабых, ему нравиться поддерживать детские дома. Заметьте, речь идет не о количестве денег, а о доброхотности. Такого человека любит Бог, и недостаток дел его восполнит, т.е. Господь восполнит то, что ему не хватает для его жизни, для его спасения. Поэтому люди старались как можно больше давать милостыню, это именно для того чтобы человек мог каким-то образом восполнить недостаток своих дел. У Бога все по честному, поэтому необходимо доброхотно давать. 

   9 Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего.

   Видите, опять здесь подчеркивается значение милостыни. Милосердый будет благословляем, т.е. благословен не  человеком, а Богом. Благие слова Бога перейдут на милосердного,   потому что он  дает бедным от хлеба своего.

   Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душею получающих оные.

   Человек, который дарит дары, он может даже достигнуть любви.  Вопрос: как дать.  Единственный вопрос, искусства умения дарить подарки.  Если ты даришь подарки с мыслью: мне обязаны; то ты ничего не получишь. Если ты делаешь подарки чтобы сделать человеку приятное, обрадовать человека, то ты можешь получить его душу, т.е.  в награду что ты получишь? Любовь человека.

    10 Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань. 

   Здесь Писание говорит, что не надо заниматься самовнушением. Некоторые люди говорят: всех людей нужно одинаково любить, поэтому никогда никого не надо прогонять. Нет, говорит Писание, Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань. Кощунник – кто ругает Бога и людей. Если человек привык языком своим ругаться, ругать людей, ругать Бога, у него язык такой гадостный,  что должен сделать христианин?

Ну по-русски: пошел вон, я тебя знать не хочу. И знаете, такая красота начинается, удалятся раздоры. Важно чтобы скандалов не было, одолейте себя. Писание что говорит? Удали кощунника,  и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань.

    Очень важный момент, потому что очень многие люди даже на работах боятся удалять людей скандалистов, а скандалисты не нужны никому. Некоторые говорят: ну как же, а вдруг он покается. Какая твоя разница? Но пока он не покается «гуляй, Вася!».

   Слово Божие нужно просто исполнять и вы сами поймете, что это гораздо легче. Найти способ обосновать, почему ты не хочешь исполнять Священное Писание – очень легко, но лучше от этого не станет никому.

   11 Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь - друг. 

   Здесь очень интересная мысль. Кто любит чистоту сердца, кто любит, чтобы злые мысли, злые помыслы, злые какие-то движения в сердце, чтобы их не было.   У такого человека приятность на устах, у него приятная речь, и он дойдет до того, что у него царь будет другом, не потому что он подлизывается, а потому что Господь поднимет его до царя. Это некоторые глупые люди думают, что к вершинам власти можно пробиться исключительно только при помощи подлости. Если бы это было так, давно бы весь мир рухнул. Представляете себе, если бы одни подлецы были на верху, это ужас был бы. Именно в том милость Божия, что Господь сделал так, что к верху часто поднимаются и люди с чистыми сердцами, их Господь Сам поднимает, для равновесия.

   12 Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает. 

   Здесь Соломон говорит, что Господь охраняет истинные знания, Господь хранит истину в веках, как поет Книга Псалмов. Сам Господь хранит  истинные откровения сквозь все века. Где гарантия, что Библия не искажена? В Боге. Бог дал Библию, Он же ее и охраняет. Он хранит в веках Свое собственное Слово, Он хранит знание. Представьте, если бы сейчас все экземпляры Библии были бы уничтожены, как вы думаете Церковь погибла бы? Нет, Господь бы восстановил Библию в несколько недель. В Его силах восстановить собственное Слово. Духу Святому не сложно восстановить то, что Он давал.

   «…а слова законопреступника Он ниспровергает». Бывают люди, которые выступают против Законов Бога, но Господь ломает все их замыслы. Учение Маркса на наших глазах рухнуло, учение Ницше рухнуло. Понимаете, Господь Вседержитель, а у нас люди, когда говорят о Боге, говорят о Нем как о каком-то мелком деятеле: вот мы с вами, а заодно и Господь Бог. А Господь действует  не так, Ему что-то не нравиться, Он говорит: да пошло бы это что-то.  И это что-то почему то идет )))

Когда Господь что-то делает, Он делает так, что больше никто не скажет Ему «почему Ты это сделал?». Господь сокрушает всех наглецов восстающих против Него. И после этого, после той зачистки, которую делает Господь Бог, больше никто не поднимается.

   13 Ленивец говорит: "лев на улице! посреди площади убьют меня!" 

   Ну, это понятно, это в толковании не нуждается. Здесь Соломон говорит: дай ленивому волю, он найдет себе несколько тысяч оправданий, почему ему не делать ничего. Даже есть такая поговорка: желающий ищет возможности, как сделать, нежелающий ищет возможности, как оправдаться, почему не делать.

    14 Глубокая пропасть - уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда. 

   Человек, который попал в зависимость от развратницы, от блудницы, от блуда, такой человек погибает, как в пропасть, его затягивает. И происходит это почему? Потому что на него Господь прогневался за гордыню в частном случае. Поэтому Иоанн Лествичник говорит: Бог часто попускает, чтобы человек впав в какой-то грех, в наказание, особенно грех плоти, наказание за гордыню. Больший грех вылечить меньшим.

   15 Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него. 

   Об этом же и сказано: когда к сердцу путь закрытый, через почки достучусь.

К юноше глупость привязалась. Неслучайно, первое, что сделали богоборцы, придя к власти, они отменили наказания физические, а очень зря, между прочим. Я думаю, что если бы нашим хулиганам вместо тюремных сроков порку бы давали, было бы гораздо лучше.

   16 Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет. 

Человек, который обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, его Господь накажет. И с другой стороны, кто дает богатому, в надежде на то, что он его продвинет, тот обеднеет, не получится у него продвинуться таким образом.  То, что у богатого брал, потом отнимет.

   17 Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; 
   18 потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. 

   19 Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. 

   20 Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, 

   21 чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя? 

  Человек должен уметь отыскивать всеми возможными способами слова мудрых, коллекционировать. Здесь Соломон к чему призывает? К тому чтобы мы коллекционировали мудрые слова. Не так как говорит Марина Цветаева: «Глотатели пустот, Читатели газет!», а чтобы мы с вами отыскивали слова мудрых, чтобы мы вслушивались в слова мудрецов. 

   22 Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, 

   23 потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их. 

   Здесь Писание предупреждает, если ты будешь угнетать бедного, несчастного, сам Господь с тобой будет судиться.  А против Творца кто выиграет?  Поэтому никогда не смейте обижать бедняка, пользуясь его бедным положением, никогда, потому что Господь вступается за бедняков.

   24 Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, 

   25 чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою. 

   Если у тебя в знакомых есть скандальный, гневливый человек, не дружи с ним, чтобы самому не научиться гневаться. Понятно как это происходит? Ты гневаешься, он гневается, привычка, происходит взаимное заражение грехами, и поэтому здесь Соломон говорит: не дружи с вспыльчивым, и с гневливым человеком, чтобы не научиться  путям его и не навлечь петли на душу твою. В конце – концов, это может до петли довести, в прямом смысле этого слова. Убьешь кого-нибудь, потом повесят. Поэтому и говорит Писание – отслеживай друзей. Итак, с кем мы не дружим? Запоминаем: с гордецами, кощунниками, гневливыми и вспыльчивыми. Запомнили? Дальше Писание говорит, что ещё с завистниками нельзя дружить. Понятно? Некоторые говорят: а с кем же тогда дружить? Да лучше ни с кем! Лучше ни с кем, чем со всеми.

      26 Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги:

    27 если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя? 

   Не поручайся за других, говорит Писание. Не надо, не надо за других ручаться, не будь из тех, которые всем раздают поручительства с большим удовольствием, не надо, не хорошо это, зачем тебе, чтобы потом постель твою из-под тебя вытаскивали? Зачем это нужно, когда описывают твоё имущество?

   Здесь мы опять, что с вами видим? Видим интересную вещь. Обычная этика говорит: надо за всех поручаться, надо всем помогать. А Библия говорит: нет, надо быть осторожным. А что правее, обычная этика или Библия?  Библия правея.  Если будешь по практической этике поступать, то гарантированно свалишься, а если ты будешь поступать по Библии, то ты выплывешь.

   28 Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои. 

   Здесь Писание говорит, что не смей сдвигать границы участка. Ну это с практической точки зрения понятно, да.  У очень многих есть свои огороды и с грехом против этой заповеди вы многие сталкивались. Когда сдвигают границы участка, думают, что это все спокойно пройдет, хотя Господь за это наказывает.

   Но здесь на самом деле Писание говорит о куда большей вещи, общее толкование этого места у   всех отцов церкви таково: не смей сдвигать предания Святых Отцов, что передали тебе святые, то в точности передай и ты, не прибавляя и не убавляя. Нельзя менять Откровение Божие ни в какую сторону, ни в смысле большей ревности, ни в сторону  большую либерализма, ни туда, ни сюда. Вот как вы считаете, хорошо ли поступают (Иеговские?) свидетели? Что сидят под землей?  Они передвинули границу древнюю, которую прокладывали отцы свои, им не говорил Господь: сей под землей … лжепророков. Если вам скажут: ну как же, это же так ревностно, это же так так благочестиво?! Благочестиво то, что соответствует словам Бога, а не то, что там мне кажется. Не надо заниматься тем, что Бог не давал, надо сохранять  заповеди точно так как они написаны, ни больше, ни меньше. Если Бог не говорит, что это грех, имеете ли вы право назвать это грехом? Представьте себе, я скажу: отныне проезд на 699 автобусе является тяжелым грехом.  Имею я право так сказать? Да нет, не имею, кто я такой? Чему тебя научили отцы вселенского собора, тому и следуй, а то что они тебе не  положили, на то не обращай никакого внимания. Никогда, ни в каком веке никакого нового греха не появится.  В телевизоре нет никакого греха,  а вот смотреть разврат по телевизору грех есть.

    29 Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми.

   Если ты видишь  человек проворный, умеет быстро свое дело делать, заметь его, он будет стоять перед царями, он высоко  пойдет, он не будет стоять перед простыми, он внизу не останется.  Поэтому не завидуйте тем, кто быстро выходит, сами понимаете что причина в том, что  им Бог дал проворность, порадуйтесь за них, а если хотите выше подняться будьте сами проворны. Помните, что вот такой карьеризм он не плохой, плохо ступать по головам людей. А хорошо быть карьеристом,  каким образом? Делай хорошо свое дело. Опять-таки мы же к чему приводим? В Слове Божьем есть очень интересный путь. Слово Божие не говорит, что плохо быть бедным, Слово Божие не говорит, что плохо быть средним,  Слово Божие не говорит, что плохо быть богатым  как таковым. Слово Божие не говорит, что плохо быть царем, Слово Божие не говорит, что плохо быть придворным. Слово Божие говорит: плохо делать грех.  Вот интересный вопрос: а плохо ли хотеть быть придворным? Слово Божие не говорит, что плохо. Плохо хотеть властвовать над  другими людьми. Все очень просто, дело в том, что у разных людей, разные дары Господь дал. Есть одно замечательное место в Послании к Тимофею, там сказано: если кто епископства желает, доброго дела желает (1Тим.3:1). То есть хорошо желать епископства, плохо желать власти епископства. Разницу понимаете? Поэтому, если какие-то молодые или старые люди хотят подняться высоко, делайте прекрасно свое дело, служите Богу и давайте милостыню. И старайтесь быть в мире со всеми людьми, избегая кого? Вспоминаем: кощунников, гордецов, вспыльчивых, завистников и Господь вас поднимет.

 

 


Назад к списку