Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 23 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 23 глава

 В 23 главе, царь Соломон говорит о неких правилах хорошего тона поведения себя  при общении с ближними. Дело в том, что многие люди думают, что к этике относится в основном только внешнее общение, не воровать, не убивать и т.д. На самом деле есть правила духовного тона, когда человек умеет правильно себя вести и в обыденной ситуации. И вот в частности с чего начинает Соломон? Он сначала рассказывает о том, какую власть дал Господь царям и владыкам над этой землей. И теперь он дальше говорит:

  Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, 

   и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. 

   Не прельщайся лакомыми яствами его; это - обманчивая пища. Почему? Да вы сами наверное знаете. Неслучайно у нас в декабре устраивают корпоративны вечеринки, массово. С чем это связано, как вы думаете? Просто? Начальники хотят узнать реальные мысли своих подчиненных. Давно известно, что у трезвого в голове, то у пьяного на языке. Поэтому властители это делают? Они для тебя готовят хорошую пищу, тебя сажают, а потом смотрят, а как ты себя будешь вести? Вот такая проверка, поэтому и говорит здесь Соломон: смотри, ты сел за стол с властителем, следи за своим ртом, не  будь прожорливым.  Потому что властитель скажет: вы человек прожорливый, вы обжора,  значит он кем будет? Значит, он хапугой будет, это же очевидно. Представьте себе, сидит человек и набрасывает в себя, набрасывает. Как он будет к имуществу относиться? Да точно так же, набрасывать-набрасывать и побольше-побольше. Поэтому здесь и сказано, будь осторожен, скрывайся, таись, старайся сдерживать себя, воздерживай себя перед властителем, тщательно наблюдай перед собою, смотри за собой, потому что твоя жизнь может с этим быть связана.  Не забывайте, что это Ближний Восток,  там жизнь человека и сейчас не очень дорого ценится, и тогда не очень дорого ценилась, как вы знаете. Там время между судом и расправой было не такое как в Европе,  в Америке, где казнят спустя десятилетия, нет, там у них все очень оперативно, утром приговор – вечером казнь, или вечером приговор – утром казнь. Там у них все быстренько, поэтому плохо себя поведешь – получишь, в прямом смысле этого слова. Поэтому говорят, это обманчивая пища,  смотри, будь осторожен, поставь преграду в гортани твоей, если ты даже голоден,  умей контролировать себя.

   Вот, собственно говоря, и наши посты, ведь они же с этим же связаны, умение контролировать себя. Люди часто думают: а зачем эти посты, зачем Богу нужно, чтобы я вот сейчас, на новый год, и не ломанулся на вечеринку?  Ему что жалко, что ли, что мы там скушаем замечательный мясной карбонад? Нет, конечно, Богу не жалко, Ему абсолютно безразлично, что ты ешь. Ну, понятно то, что Бог от нашей пищи не зависит никак. Понимаете, да?  Но дело в том, что твое непослушание будет означать, что ты своему чреву дал возможность контролировать твою голову.  А это что значит? То, что ты распустился. Раз ты распустился, ты начинаешь себя губить. Недаром апостол Павел говорит, что для чревоугодников: их конец - погибель, их бог – чрево (Филп. 3:19). В прямом смысле, человек такой распускает себя и действительно погибает. Не следя сначала за своим чревом, потом своим языком, а потом теряет контроль над своей головой, потому что голова у него  лишается контроля со стороны остального тела. Тяжело сохранять контроль, если ее отрезали, поэтому сказано:    поставь преграду в гортани твоей, если ты голоден. Умей себя держать, это, кстати, принцип, которого христиане стараются придерживаться всегда. На самом деле интересно, что монахи стараются даже в непостное время ограничивать себя в пище.  В древнерусских монашеских уставах была такая практика, все садились за один стол, и монахи ели как? они спускали куколь. У монахов, даже у русских, у них есть камилавка, а на ней  наметка, в Греции в отличии от России эта наметка отдельна, у них наметка к камилавке не пришивается, а надевается сверху, можно снять клобук а наметка останется. Вот они спускали наметки, чтобы никто ни к кому не заглядывал в тарелку, чтобы уметь самому себя контролировать, это практика самоконтроля.

   Зачем нужен режим в монастырях в принципе? В принципе, вот режим в армии нужен, чтобы человек имел нормальную, хорошую реакция во время, например, военного налета.

   В монастыре режим нужен именно для того, чтобы человек во время демонического налета мог себя контролировать. Мы с вами знаем, что монастырь – это такой духовный спецназ своего рода, войска специального назначения. Именно поэтому монахи себя сдерживают, контролируют, обуздывают себя даже в том, что разрешено.  Именно для того чтобы не оказалось так что какая-то  их внутренняя или внешняя сила ими владела. 

  Каждая заповедь, которую дает нам Господь, каждая добродетель, которую Господь от нас требует, это новый уровень свободы, не рабства, а наоборот внутренней свободы. То есть свободу, которую человек теряет, если он эту добродетель нарушает. И вот сейчас, здесь,  говорится о самом простом, о чревоугодии. И поэтому сказано: Не прельщайся лакомыми яствами его; это - обманчивая пища. Некая проверочка такая.    

   В славянском тексте сказано еще красивее, интереснее: потому что эта пища имеет ложную жизнь.  Человек который пришел к властителю для того чтобы таким образом добиться как можно более сладкой жизни, он попадает в ложную жизнь, в обманчивую, которая обманет его и погубит.

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. 

    Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу. 

   Мысль очень важная, если человек будет только и думать: как бы мне заработать, где бы мне денег взять. Помните, была такая страна странная, где все бросились массами, толпами просто, стадами деньги зарабатывать. Отчасти это было необходимо, потому что не выживешь иначе, но некоторые просто вошли в какой-то раж. Помните начало 90-х годов? Бросились все, отчасти понятно, выжить хочется каждому, но многих подстерегал соблазн разбогатеть навсегда. Помните, как сыграли с нами злую шутку вот эти все пирамиды и т.д. Они на чем были построены? На нарушение заповедей. На чем был построен лохотрон? Человек хочет быстро разбогатеть, не прилагая никаких сил. На чем построены игровые автоматы? Именно на этом, я хочу  не работая быстро разбогатеть. А некоторые говорят: нельзя, это плохо, чтобы разбогатеть, надо тщательно работать, работать и работать. Но в обоих случаях одна ошибка. А зачем тебе к этому стремится? Разве богатство такая цель, ради которой нужно всю свою жизнь класть?  Знаете старую русскую поговорку, что к гробу  багажник не приделаешь. Поэтому и сказано: Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу. Сами знаете, как богатство крылышки делает себе быстренько, очень яркий такой библейский образ, который описывает действительно реальность, как происходит с богачами.

   Соломон говорит: не смей даже мысль такую принимать в свою голову. Почему? Если ты принял в свою голову мысль о том, что нужно жить ради наживы, ты себя уже погубил. Погубил принятой мыслью, здесь уже не важно получил ты богатство или не получил, сама мысль, она тебе жизнь расстроит. Догадываетесь почему? Да потому что ты  не будешь думать о людях, ты будешь думать о мертвом металле, который тебя в принципе спасти не может. Соломон говорит, главное в другом, даже если ты заработаешь, проблема в том, что оно улетит. Вся главная проблема в том, что оно очень быстро преходящее.  Человек гонится за богатством, а оно делает крылышки и как орел улетает.  Поэтому живи и будь доволен тем, что есть.

   Соломон не говорит, что нужно быть бедняком, не говорит, что нужно быть богачом или середняком. Иисус, сын Сираха говорил,  что лучше быть конечно середняком. Богатый разжиреет, обнаглеет и думает, что Бог ему не нужен, а бедный будет хулить бога и всех окружающих,  а среднему лучше.  В некотором смысле да, есть такая вещь, но эта вещь не обязательная, мы знаем, что монахи вообще ничего не имеют, это особый путь – путь для самых совершенных, для тех кто хочет абсолютной свободы. Кто хочет абсолютной свободы и абсолютного счастья – идет в монастырь. И этот путь вполне достижимый, кстати говоря, причем, по церковным правилам открыт абсолютно для любого человека, в любом состоянии, нет никаких причин по которым  нельзя было бы человека не брать в монастырь, ну кроме тех случаев, когда из тюрьмы сбежал, из армии дезертировал, в таких случаях.   Не берут туда до какого-то возраста,  чтобы человек твердое решение принял, но после никаких ограничений нет.

   Дальше очень важный, интересный совет, который нужно практически исполнять. Вообще Библию всю нужно практически исполнять, даже очень полезно.

   Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; 

   потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; "ешь и пей", говорит он тебе, а сердце его не с тобою. 

   Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно. 

   Видите, очень интересная, важная мысль, она запрещает есть завистникам, причем в буквальном смысле есть.  Дело в том, что страсть зависти к чему приводит?                  У человека теряются друзья, чем больше человек завидует, тем меньше у него друзей. Вокруг завистника возникает такой круг, вакуум, и он начинает его прорывать. Как прорывать? А вот как говорит Соломон, очень часто завистники пытаются сделать такие обеды, чтобы связи можно было наладить. Это делается специально, чтобы прорвать эту блокаду и подкормить свою страсть. Человек не для того чтобы раскаяться это делает, а именно для того чтобы снова подкормить свою страсть. Любая страсть чем она страшна, тем что  любое зло нуждается в подкормке. Нельзя быть алкоголиком, к примеру, в течение трех месяцев, а потом остановиться. «Я пью ровно с 1 января по 8 марта, все, ровно с 9 марта я трезвенник». Не получиться, это в принципе не возможно.  Точно также нельзя завидовать, если ты не борешься с завистью, если ты с ней не сражаешься, ты заведомо проиграешь. И поэтому царь Соломон говорит нам очень практичную вещь, если человек мучает себя не болезнью физической, а мучает себя злом, ненавистью, завистью – жалость к нему неуместна, нужно себя просто остерегать. Слишком мало нам об этом говорят, почему нам в школе об этом не говорили? Очень жалко.  На сколько бы мы вещей не нарвались, если бы нам просто в школе говорили: «с завистниками не дружи». А говорили нам об этом в школе? Нет.  А говорили нам в школе, что гордеца домой не пускайте? Наоборот говорили, что человека гордость украшает. Гордость губит человека. Соломон говорит: будь осторожен, не ешь у него, и не обманывайся, не прельщайся лакомыми яствами его.

- …

- Нет, речь идет именно о завистнике, льстец немного другое, не путайте.  Льстец может льстить по каким-то корыстным соображениям, он может вечеринку устроить по каким-то корыстным или тщеславным соображениям, как бы он не так навредит как завистник. Завистник располагает человека теплой обстановкой, человек растаял, броню снял, завистник у него потихонечку информацию взял и ударил.  

   В славянском переводе:

   6 Не вечеряй с мужем завистливым, ниже похощеши пищей его:

   7 имже бо образом аще кто поглотит власы, сице яст и пиет: ниже к себе да введеши его и снеси хлеб твой с ним:

   8 изблюет бо его и осквернит словеса твоя добрая.

   Следите за гостями, кого вы приглашаете, а кого не приглашаете, кого вы водите  в дом, и к кому вы в дом идете,  ко всем подряд в дом не ходите.  Когда человек попадает в дом завистника, то оказывается под его властью.

   В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. 

  Глупый человек, не слушает ничего хорошего, и не говори ему ничего, не надо. Если человек действительно глуп, если он ни с первого, ни со второго раза не понял, не надо, я понимаю, что очень хочется, но не надо, язычок прикусите.  Не тратьте свои силы на то, что заведомо проигрышно.

   10 Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи, 

   11 потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою. 

   Здесь запрещается переставлять границы огородов, как сейчас любят делать в деревнях, и особенно говорится, что нельзя заходить на поля сирот.

Что значит нельзя заходить на поля сирот? Дело в том, что по Библейским законам в принципе на чужой огород вы зайти можете и можете съесть столько, сколько сможете, но с собой брать вы не имеете права ни одного плода, если ты возьмешь то будешь вором. Но, есть одно исключение – поле сироты, на поле сироты войти ты не имеешь права.

   «…потому что Защитник их силен» у них есть некий Защитник, Он может еще называться Искупителем. И этот их Защитник «Он вступится в дело их с тобою» Он сам будет с тобой судиться от их лица. Как вы думаете, кто этот Защитник? Бог!         А хотели бы вы с Богом судиться? Причем Он в качестве обвиняющего? Со стороны обвинителя это абсолютно проигрышная ситуация.

   12 Приложи сердце твое к учению и уши твои - к умным словам. 

   Опять-таки старая мысль, она повторяется у Соломона  с правильностью китайской капли на голову, заставляет: Приложи сердце твое к учению и уши твои - к умным словам.

Заставляй свое сердце узнавать учение всегда, никогда не может быть такого дня, когда христианин скажет: «Все! Я все выучил, обучение мое закончилось». Бесконечный разум Бога не может быть ограничен слабым умом человека, именно поэтому и сказано, что ты должен все время учится,  и свое сердце прикладывать к умным словам и свои уши прикладывать к умным словам, вслушиваться, что умного люди говорят. Здесь очень важный принцип: человек мудрый никогда не будет считать всех подряд идиотами. Все вокруг глупые, а я один умный – это логика дурака. Человек, который презирает абсолютно всех, сам достоин презрения.

    13 Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; 

    14 ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. 

   Это тот самый вопрос, который очень часто нам задают мамы и папы. «Что мне делать? У меня ребенок совершенно с ума сошел, безобразничает, ничего с ним сделать нельзя».

В славянском переводе:

   13 Не преставай младенца наказовати: аще бо жезлом биеши его, не умрет (от него):

   14 ты бо побиеши его жезлом, душу же его избавиши от смерти.

    В славянском тексте вообще сказано младенца.

   Здесь мы должны сказать, при споре Европарламента и Библии, Библия отстаивает телесные наказания. Но при этом она подчеркивает, что Библия требует наказания, а не срывания злобы. Срывание злости как раз приводит к тем самым случаем, которые Европарламентом рассказываются, что мать забила ребенка до смерти. Все это происходит из-за того, что мать не наказывала ребенка, а она на нем свою злобу срывала.

   Наказание должно быть так: юноша согрешил, тяжело согрешил, мать докладывает отцу, тот берет розгу и порет, после справедливого разбирательства.   На самом деле Библия рекомендует такой способ использовать не только для детей, но и для взрослых людей очень даже в некоторых случаях полезно. Вот, например Солоневич говорит, что нужно сделать, чтобы предотвратить революцию  в какой-то стране. Нужно ввести очень простой закон: за то, что журналист изрек заведомую ложь, и это было доказано судом, он должен подвергаться публичной порке.

   Причем заметьте, речь идет даже не о земном: ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Таким образом, ты можешь спасти человека даже от ада.

   15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; 
     16 и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. 

   Писание говорит, что по настоящему мудрые люди только радуются увеличению мудрецов. По настоящему глупые люди, они боятся конкуренции,  а по настоящему мудрые люди ликуют и торжествуют, что мудрых становится все больше и больше.     А это действительно загадка, я знаю, что в истории человечества удалось собрать мудрецов в одном месте только в двух местах: в христианских монастырях и в научно-исследовательских институтах товарища Сталина, которые называли шарашками.

   Ни в каких других случаях собрать вместе мудрецов не удавалось, потому что они начинали грызться кто из них самый мудрый, кому финансирование пойдет лучше и т.д. и начинали друг на друга капать. Вот в монастырях и в шарашках, умудрялись почему-то как-то сосуществовать. Я думаю, вы догадываетесь о причинах в обоих случаях. В монастырях человек обуздывает свою гордыню и тщеславие, а в шарашках  его обуздывают, со стороны, надзиратель.  

   17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; 
    18 потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна. 

   Здесь запрещает Соломон, чтобы сердце завидовало грешникам. Как часто, знаете, люди говорят: а почему ему можно? Мне нельзя, а ему можно? Он нехристь, что хочет то делает: хочет ворует, хочет изменяет, все что хочет делает а мне нельзя. Но говорит Соломон: не пускай такие мысли в свое сердце, а пускай в твоем сердце живет страх Господень, что есть Бог, который воздаст каждому по делам его, и сделает он это даже на земле, очень даже заметным способом. Поэтому сказано «потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна». А у грешника, какая у него будущность, скажите мне, пожалуйста?  Никакой будущности, абсолютно, тоска, печаль, уныние, все.

     19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. 

   Заметьте, есть прямой путь, а есть кривые пути . У нас часто говорят, что все пути равны. Но за одним исключением. Между двумя точками, есть сколько угодно вариантов проходов, а прямая  в принципе одна. Вот кривых может быть бесконечное количество, а прямая одна. Поэтому все религии кроме православия ведут к одной вершине, а православие к другой,  вот и вся разница. Поэтому сказано иди прямым путем, путем Бога.

    20 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: 
      21 потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. 

   Так вот здесь Господь предупреждает против невоздержания. Вот представьте себе, вы хотите написать гениальное произведение, для этого вы для поддержания своего духа выпили литрик хорошего бургундского, съели хороший шашлычок, после этого потянет поспать, ваше произведение   конечно же отложится ровно до следующего утра. А с утра захочется опохмелиться.  Господь здесь не запрещает ни шашлык, ни бургундское, но запрещает делать из этого норму жизни.  Когда жизнь превращается в постоянный праздник, это деградация человека, и она приводит к тому, что человек беднеет.

    22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. 

   23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. 

   24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. 

   25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя. 

   Здесь Соломон подчеркивает, что отношения с родителями должны сохраняться абсолютно всегда. Ты недолжен, пренебрегать ни отцом, ни матерью. Здесь я подчеркну, что это страшная беда нынешнего времени, когда огромное количество  людей растут без отца, массовая безотцовщина. Это безумный советский закон, который отдает всегда ребенка, практически всегда  матери, он приводит к моральному и физическому уродству людей. Нельзя так делать, человек должен почитать и отца и мать, даже когда она и состарится, как сказано.

   Не почитание отца и матери приводит к страшным трагическим последствиям, приводит к сокращению жизни человека. Господь сказал: кто не чтит отца и мать свою, тот смертию умрет. Так и получается. А у нас бывают люди, выросшие, которые вообще не знают, кто их отец и мать, есть люди, которые не общаются со своими отцами годами, потому что матери их так отвадили. Я ужасаюсь, что они на Страшном Суде скажут,  представляете, матери, которые заставили своих детей нарушать заповедь Божию грубейшим образом. Если у кого-то из вас потеряны связи с отцами, вы должны их обязательно найти. Одно дело, если ты из детского дома, а другое дело, если ты из разведенной семьи, то ты обязан почитать обоих родителе вне зависимости от их отношений между собой.

   Норма должна быть именно такая, почитание отца и матери неотменяемая заповедь, даже если отец и мать больные, даже если психически больные, почитать их как родителей вы обязаны. Заметьте, заповедь не говорит: люби отца и мать. Почитать –отдавать честь, уважение, как тех, через кого Бог дал жизнь, вот в этом вопрос.  Почему не сказано любить, потому что часто бывает это невозможно, бывает такая ситуация, к сожалению, мы их знаем такие ситуации, когда это фактически бывает человеку невыносимо. Потому что делают какие то  жуткие вещи. Я как священник знаю куда больше чем вы, но и вы знаете много подобных вещей, но чтить можно при любой ситуации. Это не значит, что нужно делать противоправные действия какие-то, что нужно лжесвидетельствовать на суде и т.д., но чтить, почитать нужно.  

   26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, 

   27 потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь; 

   28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников. 

   Здесь Соломон начинает с чего? Он говорит: Сын мой! отдай сердце твое мне, т.е. отдай самые глубины сердца твоего мне,  потому что я поведу тебя правой дорогой сквозь соблазны мира. Отцы Церкви, толкуя это место, говорят, что здесь устами Соломона  говорит Дух Святой. Сам Дух Святой говорит: Сыне, даждь Ми сердце твое. Бог говорит, отдай мне твое сердце, самые глубины жизни я прошу чтобы ты мне отдал,  и я тебя проведу сквозь тень  этого мира так что ты не замараешься.  И чтобы ты не упал нужно чтобы: глаза твои да наблюдают пути мои, т.е. ты должен глазами все время смотреть на своего Отца (здесь речь идет об Отце Небесном) . Нам сейчас гораздо легче чем Соломону, потому что во времена Соломона Бог не стал человеком еще.  А сейчас мы знаем, как поступал Христос, и можем поступать так же. Смотри глазами твоими непрерывно на Христа и поступай как Он, и вот тогда это проведет тебя сквозь все сложности этого мира.

   И дальше здесь предостерегает Соломон, говоря, что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь. Глубокая пропасть – это блудница, с которой человек может связаться и погибнуть, он деградирует вместе с ней, но еще хуже, когда человек делает своей любовницей чужую жену. Когда параллельно жена живет с мужем и  любовничает с другим это -  тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников, потому что ради любовниц люди идут  часто на самые лютые преступления Закона Божия. Поэтому здесь Господь говорит: берегись, это не просто грех, это опасность для жизни.

   29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины?         у кого багровые глаза?

   30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина

приправленного.

   31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: 

     32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;

   Одно из самых ярких описаний, чтобы человек не пьянствовал. Не смотри, говорит, на него, аккуратно, а то потом у тебя багровые очи будут, т.е. синяки под обоими глазами будут. Если вы хотите чтобы у вас дома выли, стонали, чтобы ссоры были, чтобы горе было, раны были без причин, синяки под глазами были – вот пейте тогда.

    33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, 

   34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. 

   35 [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же".

   Очень знакомая картина, да? Поэтому Соломон заранее предупреждает: не надо, не попадайся сюда, не впадай в пьянство, не спивайся, ограничь себя, не дай себе напиться, держи себя, чтобы не было потом стонов, воя, страшных вещей. 

   В славянском тексте:

29 Кому горе? Кому молва? Кому судове? Кому горести и свары? Кому сокрушения вотще? Кому сини очи?

30 Не пребывающым ли в вине? И не назирающым ли, где пирове бывают?

31 Не упивайтеся вином, но беседуйте ко человеком праведным, и беседуйте во проходех: аще бо на чашы и сткляницы вдаси очи твои, последи имаши ходити нажайший белилнаго древа:

32 последи же яко от змиа уязвен прострется, и якоже от кераста разливается ему яд.

33 Очи твои егда узрят (жену) чуждую, уста твоя тогда возглаголют стропотная:

34 и возляжеши яко в сердцы моря и якоже кормчий во мнозе волнении.

35 Речеши же: биша мя, и не поболех, и поругашася ми, аз же не разумех: когда утро будет, да шед взыщу, с нимиже снидуся?

   Будьте осторожны,  говорит Соломон.

  

 


 


 


 

  

 


 


 

 


Назад к списку