Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 21 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

  • К нам пребывают святыни
  • 03 Декабрь 2017
  • Добрым попечением митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина, заботами и трудами епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия с 12 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года в Бузулукской епархии будут находиться для поклонения верующих частица Ризы Пресвятой Богородицы и ковчег с частицей святых мощей блаженной Матроны Московской.

  • Молебен 19 ноября
  • 19 Ноябрь 2017
  • Ежегодно во всем мире вспоминают жертв дорожно-транспортных происшествий. Цель Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 19 ноября 2017 года, заключается в том, чтобы почтить память погибших и выразить соболезнования членам их семей, а также еще раз обратить внимание всех людей на необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 21 глава

Глава 21

 

      Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. 

   Мы часто встречаемся с таким явлением, что само по себе правительство, само по себе устройство государства, оно как то часто не сводится ни к каким внешним, земным характеристикам. Часто каждый человек должен как бы поступить по одному, а выходит по-другому, так выходит и в земных, обычных делах, но больше так выходит  и в государственных делах. Царь Соломон говорит, сердце царя, оно находится в руке у Господа и как потоки вод, куда захочет туда направляет его. Почему сравнение с потоками вод? Представьте себе, канал куда направляете, туда вода и потечет, там вырастет сад, там поднимутся какие-то  огороды, а с другого места вода вся уйдет, то место все пересохнет. Так вот и сердце царя, оно находится в руке у Господа. Здесь идет речь о любом правителе, здесь не сказано, о миропомазанном царе, не сказано о царе из династии царя Давида, сказано о любом правителе, которого поставил Господь Бог, потому что имя Бога – Царь царей и Господь господ Бог велик и Владыка царей земли. Бог действительно повелевает всеми царствами земли. Потому что на самом деле это одна власть. Чья, понимаете, да? Реально и Америкой, и Китаем, и Россией, правит Бог, так как Ему угодно. Это важнейшая норма Библии, которая наблюдаема, проверяемая. Если бы в мире было по другому, в такой ситуации все земные какие-то планы, они к чему бы привели? Хаос и злоба воцарились бы в этом мире и все. Но мы видим обратное, мы видим, что в мире воцаряется не хаос и не зло, а удивительный порядок, который поднимается, несмотря на заговоры могучих владык, на заговоры каких-то царей, повелителей, каких-то тайных обществ, коррупционеров, бандитов. Несмотря на это какой-то порядок все время вытанцовывается, таинственным образом.

   Почему это происходит? Ответ дает Писание: Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Бог таинственным образом действует на сердца правителей по Своей собственной воле. Заметьте, очень часто это происходит так, что человек сам не очень понимает, или совсем не понимает то, чего хочет Бог.

   В Библии описывается случай с царем Киром или по-еврейски Кореш - это Кир персидский  царь, который уничтожил Вавилонское царство Навуходоносора, который создал Мидо-Персидское государство, одно из древних, великих империй. Бог обращается к нему и говорит: Я тебя поставил царем, хотя ты Меня и не знал.              Я приведу тебя, перед тобой открою ворота Вавилона, ты захватишь его без всякого сопротивления и ты отпустишь мой народ без выкупа. Но самое интересное, что Бог, знаете, когда обращается к этому царю? За 125 лет до его рождения. Представляете,  сто двадцать пять лет должно пройти до того времени, пока этот царь еще родится, в диком племени персов, тогда еще ничего не значащем,  а Бог к нему обращается по имени, говорит, что Он исполнит Свою волю, хотя он Его знать не будет. Как у Бога все интересно просчитано. Многие люди говорят, вот сейчас решаются все судьбы, нет, у Бога судьбы продуманы на много столетий вперед. Бог планирует мир, мировую историю на много столетий и тысячелетий даже вперед. Он ведет всю мировую историю к Своей славе, сквозь все века выявляет свою волю.

   В славянском переводе: Якоже устремление воды, тако сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е. Бог куда хочет, сердце царя, туда Он его и повернет. Получается, что в некотором смысле, можно ставить даже вопрос, обладают ли цари свободной волей. Мы с вами знаем, что у правителей свободы меньше, чем у подчиненных. Подчиненный, например, может уехать за границу, а президенту это будет сделать несколько сложнее. Представьте себе, президент сейчас возьмет и эмигрирует за границу, это опасно просто и т.д. То есть свободы у него меньше, таким образом Бог обеспечивает Себе маневр, для исполнения Своей могущественной воли, Он поступает так, как Ему угодно.

   В одном из древних житий мучеников описывается: родились же эти мученики в правление Диоклетиана в царствовании единого истинного императора Господа нашего Иисуса Христа. Вот как интересно. Родились, в каком смысле? Умерли для Бога, умерли для жизни этого мира.  День смерти мученика, день рождения назывался, рождением в вечность, человек покидает этот мир, рождается в вечность и входит в вечное царство Иисуса Христа.

    Вот этот подход, он очень важен нам сейчас, потому что, к сожалению, во время любых выборов, и вообще для всех жителей России, политика вошла в плоть и кровь, но люди забыли о над мирной сутью политики,  что над всеми политиками есть верховный политик, хозяин города, земли – Господь Иисус Христос, чьи руки правят мирами, вот об этом забыто сейчас.  

   2 Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. 

   Здесь мы видим, что всякий путь человека, он ему кажется хорошим, человек поступает и говорит «ну я же хорошо поступаю», но как бы мы себя не пытались оправдать, но есть абсолютное меряло, Господь взвешивает сердца. Вот если вы видели икону Страшного суда,  там рука Бога, а на ней весы, и там на этих весах человек, а рядом добрые дела. Господь взвешивает, человеческое сердце полно тяжестью добрых дел или оно полно пустышек и зла.  Каков путь человека? Заметьте, Господь не говорит «вы должны сами себя оправдывать», Он говорит «вы должны поверять по Господнему весу, правильно ли это делал или не правильно, вот ваше дело устоит или нет?».

   Был такой царь Валтасар, пьянствовал, собрал всех своих вельмож и когда напился, говорит: принесите мне сосуды из дома Господня. Принесли ему священные сосуды из храма Иерусалимского. И он взял и налил туда вино, и стал пить из этих сосудов и славить своих богов, деревянных, золотых, железных, каменных, серебряных, и вдруг появились пальцы, руки и написали надпись, никто не мог разгадать эту надпись, пока не пришел пророк Даниил и не сказал. Звучит эта надпись так: «мене, мене, текел, упарсин» - ты взвешен на весах и найден очень легким, и твое царство отнято от тебя и отдано  Мидянам и Персам (Дан.5:25 ,28). Надпись Ангела показала, что человек был взвешен на весах и оказался пустышкой, вот как раз пример как Бог взвешивает сердца. А когда выходит такой приговор, как вы понимаете, его можно пересматривать? Нет. Из под веса, вот этого страшного взвешивания Бога  вырваться не возможно. Бог взвешивает сердца людей и все планы человека, если они оказались легкими в глазах Бога, они пустышки.

     Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 

   В славянском переводе: Творити праведная и истинствовати угодна Богу паче, нежели жертв кровь. Действительно Богу угоднее, когда человек поступает правосудно и по истине, чем тогда когда он приносит жертву. Эта мысль идет красной нитью через все Писание Ветхого и Нового Завета. Никакая жертва не заменит праведности жизни. Это у язычников любимая идея, что я от Бога откуплюсь. Чтобы мне пожертвовать, как сейчас священников спрашивают, чтобы мне грех замолить, чтобы мог дальше жить и не беспокоиться. А нет такой цены,  кроме цены  Иисуса Христа, но при условии, что ты прекратишь делать зло и исправишь то, что наделал.  Нельзя откупиться от зла, нельзя приобрести индульгенцию на зло, нельзя купить себе право на творение злодеяний, не получится.  

   4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех. 

   Не совсем точный перевод, подлинник говорит: гордость очей и надменность

сердца – это светильник нечестивых и это грех.

   Представьте себе, человек с гордым взглядом и надменным сердцем, его гордость и надменность это такой светильник, то чем ориентируется по дороге своей жизни, тем на что он опирается.  Он думает: я вас всех растопчу, я всех сломаю, а для меня как светильник моя жизнь. Как огненное сердце Данко, помните Горького? Но это грех в глазах Бога. Светильник потухнет, гордые глаза будут подбиты, надменное сердце будет сломано, а черный светильник греха приведет в хранилище исполинов.  Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение. 

   Человек, который прилежно изучает Слово, прилежно вживается в этот мир, вдумывается в Заповеди Божии, он получит изобилие, награду здесь от Бога. Помышления прилежного, сказано, стремятся к изобилию. Человек  должен стараться тщательно делать дела Божии, тогда он получит изобилие, а всякий торопливый терпит лишение. Есть такая поговорка: Поспешишь - людей насмешишь. Человек, который торопится, думает все скорее сделать, вот он спотыкается, ничего не может сделать.  

    Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти. 

   Если человек при помощи обмана и лжи добыл себе большое сокровище, он себе приобрел легкость дуновения того кто ищет смерти. Лживое сокровище загубит твою душу, твое сердце, загубит тебя полностью, ты умрешь. Да, ты построишь большое богатство, при помощи лжи и что из этого будет? Судьбы 90-х годов разве не подтверждают этот факт? Посмотрите, сколько при помощи лжи тогда сокровищ было сделано, мгновенных, из ничего, из воздуха. И сколько этих сокровищников лежат сейчас на кладбище, видели? Помните, ни одно Слово Божие не остается не исполненное.

   7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. 
   Писание говорит, что насильник нечестивый сам на себя обрушит то самое насилие которое он на других привык. Тот человек, который привык насильничать здесь, получит наказание, получит это же насилие, оно рухнет на него. Зло притягивает зло, бандит попадет к бандиту, вор будет ограблен. Так Господь аккуратно делает, потому что они отреклись соблюдать правду. Если человек считает, что правду соблюдают, по правдивому живут, только глупые люди. Что ж, ты сеял насилие и получи насилие, ты привык драться - тебя изобьют, ты привык грабить - тебя ограбят. Ты привык опираться на силу – сила тебя подведет, так говорит Бог.  

   8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо. 

   В славянском переводе: К стропотным стропотныя пути посылает Бог: чиста бо и права дела Его.

   Человек, который строптив, превратный, развращенный, Бог тому и дает строптивые, развращенные, кривые пути. Часто люди говорят: вот я сколько жил, ни разу не видел чтобы человеку честному было хорошо. А ты честно жил? Ты сам жил нечестно, такое же ты и находил.

  Кто чист, того  человека, который чисто живет, такого действие будет прямым.

   9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. 

   Человек, который думает, что купит себе благополучие, выгодно женившись, он большую  - большую глупость делает. Писание предостерегает людей от корыстных браков. Не ищите себе корыстных браков, лучше бомжевать потихонечку, спокойным будешь, тихим, радостным, чем ты будешь  жить с женой сварливой и строптивой в просторном доме, она тебя запилит, не найдешь угла, куда от нее спрятаться.

   10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его. 

   Здесь Соломон предупреждает, смотри, говорит, есть люди, у которых внутренняя чесотка зла, у которых внутреннее непрерывное желание погадить и позлодействовать у такого даже друг милости в глазах его не найдет. Поэтому говорит Царь Соломон, смотри, остерегайся такого человека. Если человек привык к не милосердию, если он не жалеет на твоих глазах никого, что нужно делать? Бежать! Немедленно бежать от такого человека. Оставьте его одного, пускай он сам себя мучает, нечего такому человеку мучить других людей. Трезво оценивайте всех тех, с кем вы общаетесь. Не приносите зла никому сами, но остерегайтесь злодеев, остерегайтесь, берегитесь, смотрите, не найдет в ваших глазах милости такой человек.

    11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. 

   Писание говорит, что не надо бояться наказания, когда злодея обуздали, простой станет мудрым. Очень много простых людей, которые привыкли на государство полагаться, в школе  научили и все. Очень много таких людей, простых совершенно, это не плохо и не хорошо, ну такие простые люди, и вот если они видят, на их глазах наказывается кощунник, вот такой человек станет мудрым, он научится. Не стесняться надо. Это касается не только государства, но и общества, если злодеи будут обузданы, станет легче всем остальным. Сколько существует мер для обуздания человека в обычном обществе? Сколько угодно. Можно, например, не поддерживать разговор с хамом. Злодеи пользуются исключительно тем, что их никто не обуздывает, не сдерживает, а Соломон говорит: обуздай кощунника и простой сделается мудрым, он поймет, что так делать не надо.

   « … И когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание». Когда наказание приходит к мудрецу, мудрый понимает, он еще более учится.  К мудрому приходящее наказание улучшает … человека.

   12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. 

   Праведник умеет смотреть правильно. Почему сказано «праведник наблюдает за домом нечестивого»? Потому что нечестивый смотрит какими глазами? Нечестивыми.  Как помните про киску, которая на приеме у короля английского, что увидала? Мышку на ковре. Точно также нечестивый, он будет везде грязь высматривать. Когда нечестивый посмотрит на дом нечестивца, он скажет: ой, как ему повезло, как у него все сложилось. А праведник он что смотрит? Он видит наоборот, восстановление справедливости, он видит, как все начинает рушиться у нечестивого.  Он может видеть объективный мир, не выдуманный, не фиктивный.

   13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан. 

   Это урок нам, как часто бывают случаи, когда мы с вами проходим мимо крика нуждающегося, проходим, а потом удивляемся, почему сами кричим, а нас не слышат. А это Божие возмездие, которое приходит к такому человеку. Такова справедливость Бога.

   14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость. 

   Это такой практический урок. Учитесь мириться, говорит Соломон, делайте подарки, когда на вас гневаются. Незаметно засовывайте в пазуху, чтобы человеку было приятно, чтобы потушить сильную ярость.

   У нас часто бывает способ отношений какой? Два барана лбами сошлись, кто кого перебодает, в результате обычно рога оба обламывают. А должно быть не так, должна быть мудрость, должно быть искусство жить, чтобы подарком смягчать ярость. Сильный гнев у кого-то начался, а вы подарок раз, дарите, человек немножко смягчился. Замечали? Пользуйтесь! Одно дело взятку давать на неправое дело, а другое дело пытаться смягчить человека.

   15 Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло. 

   Когда мы видим что правосудие торжествует, для праведников должна быть радость и страх для делающих зло.

   16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. 

   В славянском переводе: Муж заблуждаяй от пути правды в сонмищи исполинов почиет. Человек, который ушел с пути разума, с пути праведности, который неразумно живет, то для него приготовлен дом в месте называемом «собрании рефаимов». Рефаимами назывались допотопные исполины – огромные великаны, чудовища, которых смыло в водах вселенного потопа. Вот человек, который хочет жить неразумно, найдет себе дом там, в огромной подземной бездне вместе с рефаимами – чудовищами, великанами.

  17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. 
   Человек, который любит гулять непрерывно, есть такие люди, которым нравиться «живем один раз, а потом хоть потоп», «гулять так гулять», вот про таких сказано: любящие веселие – он обеднеет, а кто любит вино и жир, тот не разбогатеет.

   18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый. 

   В мире есть справедливость, восстанавливается. Богу нужно выявить определенную меру наказания и определенную меру наград. Как вот выкупить праведника? Раз выливают меру наказания на грешника  у него на глазах, а на праведника определенную меру наград. Беззаконник сам на себя навлекает наказание, а праведника наказанием учат. Для чего нужно наказание? Наказание нужно для обучения. Он наказывает, показывает. Праведнику дается наказание, каким образом?  На соседнем наглядном примере. Рядом с праведником живет беззаконник и праведнику говорится, вот смотри, будешь плохо себя вести, будет вот так-то, и берут на беззаконника раз и выливают грязь,  посмотри,  что с ним будет, хочешь, чтобы с тобой было так же, пожалуйста. Поэтому и сказано: Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.

   19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

Действительно, это связано с тем, что мужчины более рациональны, а женщины более эмоциональны. Женщина, она может довести до последнего, поэтому и сказано, что лучше жить земле пустынной, в Сахаре, среди барханов, чем жить с женою сварливою и сердитою, которая ничем недовольна.

    20 Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их. 

   Самое лучшее сокровище и жир, оно в доме мудрого. В чем заключается сокровище? В мудрости. Человек, который знает мудрость, такой человек умеет говорить правильно.

   Уточняет славянский текст: Сокровище вожделенно почиет во устех мудраго: безумнии же мужие пожирают е. У мудрого самое лучшее сокровище где? На языке, его слава самое драгоценное сокровище, а у глупца всё сожрано, всё  пустышка.

   21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. 

   Тот, кто соблюдает праведность в отношении к Богу и милость в отношении к ближнему, тот сам найдет жизнь вечную, праведность и славу от Бога. Это одно из главных обещаний надежд наших.

  22 Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись. 
   Здесь мы вновь сталкиваемся с противопоставлением, Соломон говорит: Не надейтесь на физическую силу, не надейтесь на физическое богатство, лучше всего мудрость. Сколько бы у тебя не было физической силы, могущества, но мудрец сможет войти в твой город и твоим же богатством тебя же и побить.  Как царь Давид, помните, он победил Голиафа как? Он его в голову камнем ударил, а потом подошел к нему, пока он лежал замертво, вытащил его собственный меч и отрубил ему его собственную голову.  Вот так же происходит и с мудрецом. Мудрец берет и использует против врага его же оружие, никакая физическая сила здесь ничем не поможет.

   23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. 

   Следи за языком, всегда знай, что говоришь, кому говоришь, при ком говоришь, когда говоришь, и какие могут быть последствия.

   24 Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости. 

   Какие страшные слова, надменный злодей, кощунник, действует в пылу гордости.  Кто кощунник? Кто хулит и Бога и людей.

   Вот мне недавно пришло письмо, от одного человека, атеиста, он был обижен моим интервью в журнале «Шестое чувство». Он говорит: я атеист и считаю себя очень хорошим человеком. Вот про него это сказано: Надменный злодей – кощунник имя ему. Твои дела в пылу гордости. Любой человек, не верящий в Бога Всемогущего  - кощунник, богохульник и он величайший злодей. Человек, который хулит Творца своего, разве может быть благородным человеком?  Представьте себе человека, который ругает мать свою или отца своего, разве может он быть благородным человеком? Нет, конечно, а тем более кто своего Творца хулит, это просто подонок, в прямом смысле этого слова.

 25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 

   Здесь подчеркивается, что ленивый убивает сам себя.

   В славянском переводе: Похоти лениваго убивают: не произволяют бо руце его творити что. Есть такие люди, которые не способны ничего делать. Бывают такие работники, у которых руки из одного места растут. Происходит это не потому, что у них руки неправильно устроены, а потому что их лень разлагает, это страшный грех, который разлагает человека полностью. 

   26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

    Такой человек голодный каждый день, а праведник дает ему, не жалеет.

   В славянском переводе:  Нечестивый желает весь день похоти злыя, праведный же милует и щедрит нещадно. Он (праведник) никогда не жалеет то что раздает и Господь поддерживает праведника, а этому (нечестивому) всё равно в прок не идет. 

   27 Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее. 

   Человек, который оскорбляет людей, его жертва неприемлема Богом.

Часто спрашивают можно ли пожертвовать на храм?  Ответ очень простой – не всякий может.  Например, нельзя  жертвовать на храм из краденного, нельзя жертвовать на храм из заработанного проституцией, нельзя жертвовать на храм, если у тебя долги не отданы, потому что даже такая жертва будет отвергнута  Богом в ярости.  Именно в силу того, что жертва нечестивых – мерзость пред Господом.

    28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда. 

   Человек, который смеет лгать на суде, он будет уничтожен Божественной яростью. Это очень важно, потому что многие не боятся лгать на суде. Сколько тысяч лет прошло, сколько талдычат заповеди Божии, что нельзя лгать на суде, а у нас лгут и говорят: ну это же человеческий суд, это же неважно. А разве бывает человеческий суд? Суд – дело Божие. Человек, который на суде лжет, лжесвидетельствует, разве он останется без наказания? Нет, говорит Писание, лжесвидетель  погибнет.

   А человек, который говорит, что знает, он будет говорить вечно, т.е. он будет говорить всегда перед Богом.

   29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой. 

   Человек нечестивый, у него бесстыдное лицо. Один из признаков нечестивого человека это такое выражение лица, бесстыдное, ему наплевать на все. Есть даже такая поговорка: «Хоть плюй в глаза — и то Божья роса».  И про такого человека что сказано? Что он нечестивый, он дерзок лицом своим, это неудивительно, дерзость лица – признак нечестия, потому что человек не почитает Бога.

   «… а праведный держит прямо путь свой» т.е. праведник действует, делает так как знает, как по воле Божией, нравиться это ему или не нравиться.  Почему такая связь? Похожи два пути. Нечестивый действует так, потому что он хам, а праведник, потому что он с Богом. Разницу понимаете? Дерзкий нечестивый, он делает так: я так хочу, поэтому я так делаю. Праведник говорит: я знаю, что я так должен сделать, я так сделаю. Принцип похожий, а суть противоположна, как обычно, добро и зло близки, но они противоположны.

    30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. 

   Человек, который отвергает Бога, у него нет ни мудрости, ни разума, он не может дать хорошего совета.

    31 Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.

   Как бы не готовили коня, как бы не готовили сражение, все равно победа - от Бога, не от человека. Только Бог знает, кому дать победу, а кому и отнять, по своей великой воле.

 


Назад к списку