Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 20 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 20 глава

Глава 20

 

   1 Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. 

   В славянском переводе: Невинно вино, укоризненно же пиянство, и всяк пребываяй в нем не будет премудр.

   Человек, который злоупотребляет пьянством, алкоголем, будет глумливым, буйным. Кто увлекается пьянством, тот неразумен. Человек, который злоупотребляет алкоголем, действительно безумный человек. С точки зрения Библии, безумный – это человек, который хулит Творца, который не верит Творцу. Неслучайно у нас алкоголизм напрямую связан, часто, с безбожием бывает. Как часто алкоголики Бога хулят, замечали? Говорят, что у русского алкоголика, главная идеология – это безбожие, замешанное на водке. Это чистая правда, на самом деле, человек, который злоупотребляет вином и сикерой – он безумен. Сикера – это финиковое вино, оно было более крепкое, чем обычное вино, в нем было 25; 30 градусов, нечто вроде фруктовой водки была. Человек, который напивался этой сладкой водки, действительно становился буйным. Но при этом в славянском тексте подчеркнуто, что вино само по себе не виновно, виновно пьянство. Нельзя говорить, что виновато вино, здесь мы опять видим Библейский принцип, что невиновато вещество, виновата злая воля человека. Невиновато само по себе как таковое изобретение человека, а виноват тот человек, который злоупотребил этим изобретением. Виноват тот человек, который напился, а не тот, который приготовил.  Это важно помнить, потому что у нас часто говорят: вот грешный человек, как он смеет вином торговать и т.д. Но Библия говорит, что грешен не тот, кто торгует вином, а тот, кто торгует поддельным вином. В Библии есть несколько десятков мест где говорится, что Господь никогда не оставит такого человека  без вразумления, без строгого наказания, потому что такой человек просто вредит, здоровье портит людям, но виновато же как сказано  «невинно вино, укоризненно же пиянство».

   Какая же граница? Граница такая, когда человек теряет контроль над своим разумом. Когда человек употребляет вино, он должен употреблять его для радости, но не для того чтобы пить много.  Это очень важная граница, иначе мы с вами просто можем спиться. Поэтому и говорится  «всяк пребываяй в вине не будет премудр», человек, который увлекается им, он неразумен и мудрость он потеряет, даже если он не глуп. Это крайне важно помнить, потому что в нашей стране сейчас, много противоположных теорий связанных с вином. Есть теория профессора Жданова, что любой алкоголь это уже грех, уже зло, уже яд. Есть теория,  которую выдвинули во времена Лигачевской компании, что когда спирт включили в число ядов, это специально сделано по заказу ЦК КПСС. В целях борьбы с алкоголизмом, спирт официально был внесен в число ядов, а сейчас профессор Жданов начинает говорить, что по этому, любое употребление алкоголя это само по себе зло и т.д. Писание не говорит, что алкоголь это яд. И в реальности это на самом деле вранье, алкоголь всегда, в организме любого человека присутствует и даже у самого маленького новорожденного ребеночка, потому что алкоголь обязательная ступень к расщеплению глюкозы. Практически без этого невозможно человеку жить, когда у нас расщепляется любой кусок хлеба, он проходит через стадию этанола, это обязательная ступенька. Именно по этому, само по себе употребление в небольших количествах алкоголя не вредно, может быть даже иногда и полезно. Виновно пьянство, когда человек становится зависимым от алкоголя, вот здесь проявляется грех. 

   Всякий человек, который злоупотребляет вином, такой человек не просто больной человек, да, алкоголизм это болезнь, но это не просто болезнь, это еще и преступление. Это важно помнить, потому что многие говорят: он больной человек, мы должны ему сочувствовать. Библия подчеркивает, что человек обладает свободной волей, и он отвечает за свои поступки, в том числе и алкоголик, он отвечает за свое пьянство.

   «… Укоризненно же пиянство…», человек, который злоупотребляет вином, такой человек грешит, заметьте, не употребляет, а злоупотребляет, вот эта граница она крайне важна. С точки зрения Священного Писания пьянство это преступление. Апостол Павел говорит, что  пьяницы Царства Божия не наследуют. Не принято отпевать людей, которые умерли от пьянства, их как в состоянии греха погибших стараются не отпевать.    

    Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя. Здесь сказана очень важная вещь, первый, прямой смысл, я думаю очевиден, если человек будет сознательно хамить власти, то его убьют или в тюрьму посадят,  и он сам будет в этом виноват, это самое простое, шкурное объяснение – не занимайся антиполитической агитацией тебе же  хуже будет, логика совершенно понятна и прозрачна. Это первое значение, но здесь речь идет о другом, здесь есть та норма, которая указывается в 83 правиле Святых Апостолов, согласно этому правилу всякий досаждающий царю или правителю без вины, признается грешником, епископ или пресвитер лишаются сана, а мирянин отлучается от церкви,  это очень суровое  наказание за то, что человек дерзит и оскорбляет царя или правителя. Заметьте Правила Святых Апостолов написаны в то время, когда православного правителя было очень сложно найти, и фактически я бы даже сказал невозможно, потому что все цари были идолопоклонниками. Человек, который раздражает правителя, он сам виноват в своем грехе. Здесь мы видим очень интересный подход, который у нас, к сожалению, многими современными людьми утратилось. Многие люди считают очень благородным делом оскорблять правителя, настоящий благородный человек он всегда против властей, такое представление, надо обязательно быть против. Но на самом деле все вот такие подходы являются просто грехом, обычным грехом, говорит Писание. Просто обычное оскорбление Бога, потому что Господь поставил  властей и требует, чтобы мы с вами властей,  как таковых почитали. Не их поступки одобряли, потому что поступки властей, как и любых людей, могут быть и хорошими, и плохими, это естественно. В том числе и властные поступки, они сами по себе непогрешимы, кто угодно может ошибаться, православный царь, не православный царь, это не важно, но уважение к власти как таковой требуется Богом, потому что принцип порядка – это Божий принцип, без этого принципа мир бы не устоял. Поэтому и говорит Писание, что такой человек согрешает против своей души.        

    Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен. 

   Честь для человека отстать от ссоры, прекратить ссориться, даже если вторая сторона хочет продолжать ссориться,  если хочешь иметь честь прекрати. Как русская поговорка говорит: умный первый замолчит. Это важнейший принцип, не накручивать, не пытаться все время бороться за свои права непрерывно, глупец задорен.

   Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего. 

   Здесь идет речь о Палестине, где у них время посевов это зима, они зимой сажают, где-то в декабре, январе, а с марта, апреля, у них начинается жатва. Второй посев у них начинается в июне, а сбор урожая в октябре. Поэтому здесь и говорится, что ленивый зимой не пашет, а летом у него ничего нет. Лентяй будет голодным, сам виноват.

   В славянском переводе: Поносимь ленивый не усрамляется, такожде и заемляй пшеницу в жатву. Занимает пшеницу в жатву, потому что своей у него нет.

   Именно лень причина многого безобразия.

   Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их. 

   Очень интересная мысль, на этой мысли основана во многом практика по контролю за помыслами. В человеке скрыто огромное море помыслов. В человеке огромное количество подтекста, человек говорит одно, подразумевает второе, думает о третьем, делает четвертое, а на самом деле под этим подразумевает еще пятое. Огромное количество пластов скрыто в каждом человеке, но мудрый человек умеет все это вычерпывать. Разум человека мудрого, т.е. чей разум соединен с мудростью Бога, может спокойно найти эти глубины, человек мудрый может вычерпать эти глубины. Это касается в первую очередь самого себя.

- А зачем это?

- Если вы хотите чтобы у вас был контроль, за вашим сознанием, вы должны помыслы вычерпать, если вы не вычерпаете помыслы, они вас убьют. Все грехи начинаются с области помыслов, не будет помыслов, не будет и греха.   Человек мудрый, вычерпав сначала из себя помыслы, т.е. очистив при помощи благодати Божией свое сердце, не давая помыслам входить в поле своего сознания, не давая злым мыслям непрерывно действовать в голове, такой человек, постепенно очистив себя, может понимать помыслы других людей. Поэтому прозорливцы видят тайные мысли людей, для них другой человек открыт, чисто мудрость Божия. Нам надо учиться стремиться именно к этому. Вот здесь психология светская этого дать не может, да, конечно, есть определенные вещи, которые могут показать, например, язык жестов, действительно лицо очень много выражает, руки выражают, ноги выражают, одежда выражает, даже машина. Покойный психолог отец Георгий Романенко говорил, что если вы видите у человека машину всю вылизанную, вычищенную, где абсолютная чистота, нет ни пылинки, вся машина надраена, такого человека нужно остерегаться, он психопат. Убираться надо, но зацикливаться на этом не надо. Циклиться не надо, вот про что идет речь.

   6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит? 

   Писание говорит, что гораздо легче найти милосердного человека, чем правдивого. Правдивого человека найти действительно сложно, милосердие сделать легче, а правду говорить тяжелее. Поэтому и говорит Соломон человеку, остерегайся, милостивых много, и Слава Богу, но при этом, тех людей которые умеют говорить правду и не лгут найти очень сложно.

   7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него! 

   Праведник должен ходить в своей непорочности, такому человеку должно быть приятно жить не порочно, приятно жить в добре. Нормальное состояние человека праведника – ему должно нравиться делать добро, сам процесс.  Вот как маленьким детям нравиться быть хорошими, вот так и любому человеку праведнику должно нравиться делать добрые дела. Если он ходит в непорочности, у него дети останутся блаженны, Господь наградит его хорошими детьми. Есть такое явление, у праведных родителей рождаются праведные дети, самый яркий пример это Иоаким и Анна, у них Богоматерь родилась; Захария и Елисавета; Авраам и Сара и т.д.

   У праведных родителей рождаются праведные дети, но это не гарантия, у праведников бывают и грешные дети, потому что свободная воля бывает у всех, и наоборот у грешников бывают праведные дети. Здесь Соломон говорит о том, что существуют малоизвестные современному человеку традиции праведности. Мы много знаем  о традиции зла, про мафию наверно все слышали, это типичная традиция зла. Есть традиция праведности, о которой люди не говорят, но она есть и Богу она ценнее,  чем традиция зла.

    Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое. 

   Здесь показывается идеал царя. Напомню простую вещь, о которой мы раньше говорили много раз, не в том дело правителя, чтобы он занимался вопросами экономики, дело правителя обеспечивать правосудие и безопасность, две обязанности, которые лежат на плечах царя, вот если он их не выполняет, он грешит перед Богом и недостоин этого звания.  Настоящий царь, только сидя на престоле своего суда своими глазами разгоняет все зло, т.е. царь должен быть настолько мощным правителем, что от его взгляда всякое зло должно по углам прятаться. В нормальном государстве зло должно сидеть под забором, оно должно бояться суда царя и он должен быть строгим, справедливым и неотвратимым.

    Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?" 

   Всякий человек не может до конца очиститься, кто же может так честно сказать, что я сам очистил свое сердце и я чист от всякого греха. Писание говорит, что всяк человек ложь, наша совесть это подтверждает. Писание говорит, что мы все врем ужасно, даже себе врем, мы врем и другим, мы врем себе, мы нечисты, у нас в сердце скрывается зло, поэтому каждый человек нуждается  в милосердии Бога. Все человечество поражено грехом, все человечество пронизано беззаконием и поэтому все человечество нуждается в искуплении,  никто сам своими силами не спасется.  Кто может сказать, что я сам очистил свое сердце от греха, кто может сказать, что я чист от греха моего?

   10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом. 

   Здесь Писание опять подчеркивает очень интересную вещь, многие говорят, что в Библии только о духовных вещах говорится, в церкви только о каких-то запредельных вещах говорится. Ничего подобного, если вы работаете на рынке и сознательно подкрутили весы, вы делаете мерзость пред Господом. Обвес, утряска, обсушка это грех пред Господом. Если вы продаете на рынке сахар, рядом с которым вы поставили ведро с водою, вы грешите пред Господом, вы занимаетесь обвесом, а это грех. Не пытайтесь поступать несправедливо в торговле, Господь накажет.

    11 Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его. 

   Смотрите, можно даже когда человек еще ребенок узнать по его занятием чисто ли и правильно его поведение. Чем человек любит заниматься, тем он и будет. Если человек любит мучить кошек в детстве, он вырастет подонком; если он любит обижать детей, других, слабых, он вырастет мерзавцем. Соломон говорит, если ты родитель, то ты должен еще в детстве обуздать такого злодея, обуздать максимально жестко, Соломон даже в другом месте говорит, если ты не используешь в таком случае розги, ты его ненавидишь.

    12 Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь. 

   И зрение, и слух у нас от Господа, подчеркивает Писание, мы должны благодарить Бога за этот дар. Мы должны заставлять свой глаз и ухо видеть и слышать что угодно Богу, от того что неугодно Богу отвращаться. Многие люди говорят: ну как же, я же должен все знать. А кто тебе сказал, что ты должен все знать? Не надо нам все знать, наш глаз создал Бог, поэтому мы должны видеть Божие, наше ухо создал Господь, мы должны слышать только Божие. Некоторые увлекаются разговорами про масонов, сатанистов, сектантов, знаете таких православных? Вот как встречаются православные, в теплой дружеской обстановочке и начинается:  а вот там заговор такой то такой то, а вот те такие то сделали такое то. Если православные только о зле и говорят, значит их душа пронизана злом. «От избытка сердца говорят уста».

   Не лезьте в духовную помойку. Вы "Лествицу" Иоанна Лествичника прочитали? Вот "Лествицу" сначала внимательно прочитайте, проштудируйте, а еще хорошо все исполнить ))

 13 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб. 

   Писание говорит не давай себе расслабляться, здесь такой очень важный принцип – будьте беспощадны к себе. Нельзя заниматься саможалением, чем больше ты жалеешь себя, тем хуже тебе становится. Существует такое понятие как психогенное заболевание, когда человек накручивает себя до такого состояния, что заболевает.

   Можно себе внушить так, что  тебя рука обожженная и у тебя ожег появится. Писание говорит, не создавай себе покоя, не внушай себе жить в отдыхе, не давай себе много спать, держи открытыми глаза свои и будешь есть досыта.

     «…держи открытыми глаза твои…», это не только мало спи и много бодрствуй. Спи для того чтобы восстановить свои силы, но не больше. Надо найти меру сна, у каждого своя мера сна, кому то необходимо 9 часов, кому то 5 часов. Нужно лично каждому найти, определить сколько нужно на восстановление сил и этого придерживаться. 

     «…держи открытыми глаза твои…», здесь речь не о том, чтобы долго не спать, а уметь видеть реальность, не фантомы, не выдумки свои видеть, а видеть абсолютную реальность, какая она есть на самом деле. Грубо говоря, быть абсолютно честным с самим собой, не давать себе врать, не разрешать обманывать себя другим и смотреть на все нужно открытыми глазами. У нас люди говорят: «мы должны о всех людях хорошо говорить» или наоборот «мы должны видеть во всех людях злое», не надо ни того ни другого. Апостол что говорит? «Посему не судите никак, прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:1-5). Учись видеть человека в реальности, учись видеть общество в реальности, учись видеть ситуацию в реальности. Трезво, как она есть на самом деле. Держи свои глаза открытыми и ты будешь есть досыта хлеб.  Не давай самообману над собой властвовать.

   14 "Дурно, дурно", говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится. 

   Писание говорит, не верь, что тебе говорят в лицо хорошее, не верь тому, что тебе говорят в лицо плохое. Если человек хочет от тебя что-то добиться он тебя или хвалит или ругает, в зависимости от ситуации, но словам этим не верь. Если человек в тебе корыстно заинтересован, делай поправочку, знай, кто и почему тебе что-то говорит. Мы же знаем приблизительно, что людям от нас надо, если человеку ничего не надо, ну не надо и не надо, а бывает, человек тебя сломать хочет, он будет тебе говорить: да ты негодяй, да у тебя ничего не выйдет, да ты вообще. А ты поправочку сделай:   "Дурно, дурно", говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.

   Есть много людей, которые нам льстят, но здесь Писание говорит о том, что есть люди, которые нам не льстят, а наоборот, ругают и унижают, для корыстных целей, чтобы воспользоваться тем, что тебя сломали, а ты на это делай поправку.

     15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные. 

   Бывает золото, бывают драгоценные камни, жемчуга, но самое драгоценное, что есть это разумный рот, когда человек умеет разумно говорить, это величайшая драгоценность, которую надо ценить. Человек с разумной речью это большая редкость, которую нужно ценить как драгоценные камни. Поэтому нашел человека с разумной речью, держись за него.

     16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог. 

   Если человек поручился за чужого, то все, он фактически пропащий человек, он потеряет и одежды, все потеряет, потому что он сделал глупость, он поручился за других людей. Мы видим, что Писание предостерегает поручительство. Писание говорит, не поручайся за другого, избегай   поручительства, не связывай себя другими людьми, старайся избегать этого всеми возможными способами, чтобы ты не попал в ловушку своих … Тебя будут уламывать, уговаривать, не надо, лучше так помоги, но не поручайся. Старайся не быть никому ничего должен, это очень важный принцип Библии. Когда один человек должен другому, между ними отношения становятся не человеческие, а отношения долга, а отношения как личности к личности уже нет.

         17 Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою. 

   Человеку сначала приятно, когда он грех сделал. «Я ему высказал все, что о нем думаю и даже больше! Как хорошо я его обругал!». Сначала человеку так хорошо, а потом так противно становится, сами знаете. Поэтому Соломон говорит, не обольщайся, ты облапошил другого человека, а тебе плохо стало, у тебя рот наполнился дресвою, гадостью всякой.

   В славянском переводе:   Сладок есть человеку хлеб лжи, но потом исполнятся уста его камения.

   Принцип очень простой, представьте себе, вы кушаете вкусную еду, жуете, жуете и раз камушек, раз второй камушек. Что получится? Вот кусочек зуба выплюнул, вот еще кусочек зуба выплюнул. Вот как раз пример хлеба неправды, ты наделал зла, вот тебе камушки, столько зубов потеряешь. Поэтому сказано зубы грешников сокрушил еси (Псалом Давида).

    18 Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.   

   Соломон говорит, никогда не старайся действовать только своим умом, умей пользоваться совещаниями, умей пользоваться чужим умом. Совет, на что он совет? Он дает нам возможность посмотреть другими глазами на себя. Ты отвечаешь за свой поступок сам, совет ты можешь выслушать, а поступать ты будешь так, как считаешь нужным.  Выслушать совет это лучше, чем по-глупому переть только по-своему.

   Одна из причин, почему Гитлер проиграл войну, знаете в чем? Он собирал огромное совещание, чуть ли не каждый день  и на них все время говорил, а другим говорить не давал. В этом было проявление его гордыни, которая его и погубила.

   Товарищ Сталин, например, при всей своей мерзости   говорил всегда в последнюю очередь, почти все совещания он молчал, а потом высказывал свое мнение, выслушав всех. Вот в этом разница. Понимаете?

   Умей слушать, умей держать открытыми уши, потому что возможно тебе люди выскажут хороший совет, и после совета веди войну, говорит Соломон.

    19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. 

   Если к тебе пришли и нашептали: а ты знаешь, кто это сделал? а ты знаешь, что он сделал? Ушел в сторону и закрылся. Понятно? Если тебе начинают переносить тайны других людей, молчи.  Не своего никогда не открывай, потому что иначе об тебе тоже разнесут все вокруг.

«… И кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся», если человек трепло, старайся не вести с ним задушевные разговоры, можно с ним пообщаться, поговорить, но себя  держи закрытым. Здесь Соломон говорит о мудрости, надо уметь вот такую вот блокировку знать. Как говорит мудрость Святых Отцов,  знай всегда, что говоришь, кому говоришь, когда говоришь, при ком говоришь, и какие могут быть последствия.

   20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. 

   Если кто злословит родителей, такой человек в самый тяжелый момент потеряет все. Бывают такие ситуации, когда на тебя все наваливается, тебе плохо, а на тебе все валится, валится. Такое часто бывает за злословие родителей. Смотрите, это очень часто случается, особенно в семьях. Бывает так, что жены или мужья говорят «посмотри какая у тебя мерзавка мать; какой зараза свёкр», вы обязаны все эти разговоры пресекать. Дети не должны говорить о родителях ничего плохого. «Злословящий отца или мать смертью да умрет», говорит Писание.  

   «…Того светильник погаснет среди глубокой тьмы», кто ругает родителей, на такого человека внезапно все обрушится, обвалится, в самый неподходящий момент, это наказание от Бога такому человеку. Яйца курицу не учат.

   21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии. 

   Человек, который пытается у живого отца отнять имущество, помните как блудный сын, ничего хорошего не будет. Когда человек старается захватить наследство, когда он убивает, фактически, своего отца, такой человек ничего хорошего не получит.

   22 Не говори: "я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя. 

   Вопрос о мести. Многие говорят «я заплачу, должна же справедливость быть». Господь говорит, Мне отмщение, Я воздам. Поэтому сказано: предоставь Господу, и Он сохранит тебя. Очень многие говорят, я же должен отомстить, помните в Гамлете, главная задача какая? Отомстить за отца. В итоге все заканчивается чем? Гибелью всех. Надо помнить Гамлета, как пример нарушения этой заповеди, которая губит человека.

   Не случайно и очень правильно, что в нашем уголовном кодексе, преступление, совершенное по мотивам мести  является более тяжким,  чем просто преступление. Это правильно, потому что человек не имеет права похищать месть у Бога. Единственный, кто  имеет право мстить только Бог, а он будет мстить. Я не соглашусь с некоторыми проповедниками, которые говорят, что Бог никому не мстит. Вот именно Бог то всем и мстит, т.е. воздает по справедливости.  Бог мстит,  а не человек. А ты должен свое дело Богу передать, пускай Бог сам разберется.

   У нас часто говорят вещи совершенно не уместные, человека страшно, чудовищно оскорбили или подвели, у него все горит внутри, его просто жжет от страшной обиды. Что ему говорит Царь Соломон? Что ему говорит Евангелие? «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение,               Я воздам, говорит Господь» (Римл. 12:19).

- Как просить об отмщении?

-Бог ему судья, говорят, Боже соверши Свой суд над ним,  говорит Писание.

   23 Мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро. 

   Опять подчеркивает Соломон, все эти вещи, все попытки обвеса, обсчета, мерзость пред Господом.

   24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? 

   Что это значит? Значит ли это, что у человека есть судьба? Суд Божий о человеке есть, а бессмысленного фатума – нет.  Есть разумный замысел Бога о каждом человеке, и потому он может быть изменен.  Например, тажа самая судьба Хананеи могла быть пересмотрена? Могла быть, если бы они покаялись, прекратили злодейства, попросили прощения у Творца, судьба бы была пересмотрена, но они этого не захотели, поэтому судьба их не была пересмотрена. Даже когда их отказались истреблять до конца, Бог разгневался и поэтому они до сих пор являются наказанием для Израиля. Палестина старое  наказание для Израиля.

    «… Человеку же как узнать путь свой?», задает риторический вопрос Соломон. Ответ очень простой – знай Бога. Хочешь узнать куда ты попадешь, спроси у Господа. Старайся сообразовывать с Господом свои стопы, тогда ты пойдешь правильной дорогой, если положишься на свой разум, то заблудишься, гарантированно. У Господа есть замысел о каждом человеке, человек должен в основном соответствовать. Человек может изменить замысел Бога о себе, как на добро, так и на зло. Если Господь придумал наградить человека, а человек начал злодействовать, Господь изменит свои планы, и накажет его. Сказано, праведнику не поможет вся его праведность в день беззакония его. Если человек много добрых дел делал, а потом говорит, у меня вот индульгенция есть, я могу себе один разочек злодейство позволить. А Господь говорит, все эти добрые дела тебе не помогут. Точно и обратное, сколько человек злодейств не делал, а когда он обратится все злые дела не будут вспомнены. Все зависит от того как что-то делаешь нечестно.

   25 Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать. 

   Человек, который дает быстрые обеты, а потом обдумывает их, он попадает в ловушку, которую сам себе поставил. Нельзя необдуманные обеты давать. Неслучайно, барышни простите, но есть специальные ограничения для обетов женщин. Мужчина обязан сразу исполнить обет, если он его дал, а у женщины есть градация. Если женщина незамужняя, живет с отцом, она должна свой обет согласовывать с отцом, если она замужняя, живет с мужем, должна свой обет согласовывать с мужем, полностью женщина считается свободной, если она вдова или разведена, вот тогда она приравнивается к мужчине (по ответственности за себя).

   Обет должен быть обдуманным. Соломон предупреждает, необдуманный обет это ловушка. Вы необдуманно дали обет, а потом ничего не сможете сделать.

   Пример глупого обета, очевидно глупого, это обет Иеффая. В книге Судей описывается история: Судья Иеффай дал обет Богу, что если Господь дарует ему победу над нечестивыми аммонитянами, то первое, что выйдет ему навстречу по возвращении домой, будет принадлежать Господу, и/или будет принесено в жертву во всесожжение. Когда он пришел домой, навстречу ему вышла дочь. Он пришел в отчаяние, но в конечном итоге исполнил свой обет, что конечно Библия никак не одобряет, а осуждает, обет был на самом деле дурной. А представьте, собака бы ему встретилась, хороший обет получился бы, на тебе Боже собачку, ну глупо. Глупых обетов, необдуманных давать нельзя.  Если бы он не выполнил, то священник мог и обязан в таком случае разрешить этот обет,  как и сейчас, священник может разрешить обет такого человека, если он не соответствует уму.

   26 Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо. 

   То есть проедет как бы по ним, он должен нечестивых выгонять из царства, выметать, а они должны от него разбегаться, как из под колес разбегаются, когда на толпу пускают машину, так и Царь должен на нечестивых ехать, он не должен с ними договоры делать, разговаривать с ними. На злодеев предупреждения плохо действуют, Царь не обязан с ними сюсюкаться, а просто взять и выпиннуть, на то он и Царь. Царь обязан заниматься очищением земли от злодеев.

   27 Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца. 

   Человек есть как бы светильник от Господа, высшая часть человека, называемая духом , здесь в писании.  Дух человека, это то, что Писание называет умом, не просто разум, здесь идет речь о разуме,  обладающая страхом Божиим,  способностью к  благочестию, это высшее свойство души, которое собственно и дает человеку мыслить и общаться с Богом. Дух, который есть в человеке, высшая часть души, это светильник от Господа. Он если очищенный, то проникает во все глубины сердца, он должен контролировать всего человека. Григорий Богослов и другие Отцы  Церкви называют ум человека -  владычественным в человеке.  Собственно говоря, для писания, ум и сердце это не разные вещи, в идеале должно быть единое целое.  Рассечение между умом и сердцем это результат грехопадения, которое должно быть преодолено. У нас должно быть умно-сердечное единство,  чтобы чувства были под контролем разума, воля под контролем разума, ум под контролем Бога. Это дух, который есть в человеке.

   Что значит «светильник Господень»? т.е. ум человека обладает неким светом. Писание говорит, ум человека светоносен сам по себе. Я уже, помните, вам говорил, есть первый свет – Бог, второй свет – Ангелы, и третий свет – ум человеческий.

Дух человека, созданный по образу Божию является светоносным.  Есть некое внутреннее свечение разума человека.  Может быть гнилушечным  свечением, в случае греха, а есть свечение  светлое, когда человеческий разум полностью открыт для Бога. Как светильник от Бога, который высвечивает все, что внутри человека происходит и человек, таким образом, может и должен  всего себя видеть. Человек должен уметь себя наблюдать и должен уметь собой владеть, потому что у него есть светильник внутри него вложенный, это ум человека, дух человека, он просвещает.

   В славянском переводе:   Свет Господень дыхание человеком, иже испытает тайная утробы. Свет Господа есть дыхание человека, который знает все тайны глубины сердца. Здесь греческий переводчик понял это выражение по другому, что свет Божий дает человеку дышать, дает человеку жить. Благодаря этому свету Божию, Свету Божественного Лица, известны все тайны сердца. Здесь говорится о том, что сам Бог оживляет человека, одушевляет человека и дает  дыхание жизни  и он все тайны сердца пронизывает в человеке.

   28 Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой. 

   Здесь говорится, что царь обязан хранить две основы, и милость, и истину, но милостью он держит престол. Если царь будет только формально справедливым, ничего хорошего не выйдет. Здесь речь идет о том, что в нем должны сочетаться и справедливость и милосердие, он должен сочетать в себе и то и другое. Когда мы говорим про покаяние, покаяние призывает действительно Священник, но милосердие тому, кто формально сделал беззаконие, но при этом заслуживает милосердия, это тоже право царя, право царя помилования. Вы знаете, именно президент у нас имеет право миловать,  это очень старая традиция, которая совершенно справедлива. Помиловать имеет право только тот, кто наделен высшей властью. Почему? По образу Бога, который является Царем Царей и милостивым и справедливым одновременно, не только справедливым, не только милостивым, но милость и справедливость окружает его престол.  Милость тому, кто достоин милости, справедливость тому, кто достоин справедливости.

    29 Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина. 

   В славянском переводе: Лепота (есть) юным премудрость: слава же старым седины. Красота юным премудрость, украшение стариков седина.

   Люди должны украшаться премудростью и силой, которая от Бога, т.е. не физической силой, а силой, которая является силой ума. Человек должен еще в юности делать ум сильным, чтобы в старости его седина украшала. Мы с вами помним, что седина знак мудрости людей, поэтому закрашенная седина знак глупости.  Я не осуждаю тех, кто красит волосы в старости, просто честная самооценка.

    30 Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева.

   Человек безобразничает, самое лучшее какое для него лекарство? Раны от побоев, это удары которые доходят до внутренности чрева. Как в той поговорке,  когда к сердцу путь закрытый, через почки достучусь. Здесь Соломон говорит, не стесняйся, есть случаи, когда хорошо человеку вмазать, очень полезно бывает.

   Хорошо сказал Солоневич, « Никаких бы бед в России бы не было, если бы по приговору суда присяжных за каждую доказанную печатную ложь публицистов бы пороли». Очень было бы полезно, врунов бы стало резко поменьше, и уровень точности информации резко бы повысился.  Желтой прессы точно бы не существовало. Поэтому царь Соломон говорит, хорошее  есть средство, очень хорошо помогает. Некоторые говорят, что надо только убеждением. По всякому надо, все люди разные, кому- то так, а кому-то этак.

 


 

 


 

 


Назад к списку