Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 10 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

  • К нам пребывают святыни
  • 03 Декабрь 2017
  • Добрым попечением митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина, заботами и трудами епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия с 12 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года в Бузулукской епархии будут находиться для поклонения верующих частица Ризы Пресвятой Богородицы и ковчег с частицей святых мощей блаженной Матроны Московской.

  • Молебен 19 ноября
  • 19 Ноябрь 2017
  • Ежегодно во всем мире вспоминают жертв дорожно-транспортных происшествий. Цель Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 19 ноября 2017 года, заключается в том, чтобы почтить память погибших и выразить соболезнования членам их семей, а также еще раз обратить внимание всех людей на необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 10 глава

Сначала о самой главе( десятой). До девятой главы включительно шла речь о главном персонаже этой книги о Божественной премудрости и об её антониме, то есть противоположности – великой блуднице, которая сбивает людей с истинного пути. Разделение двух путей - пути Бога, пути Божественной мудрости и пути женщины разврата, женщины безумия, оно лежит в основе всей Библии и книги Притчей в частности . Начиная с 10 главы  - это книга уже практических советов в нашей обыденной жизни. Книга Притчей в обязательном порядке раньше учили в школах. Нормам обычной, нормальной христианской жизни. К таким же книгам можно причислить книгу Премудрости царя Соломона и особенно Книгу Иисуса сына Сирахова. Считалось, что юноша должен был по этой книге учиться взрослой жизни, но взрослой жизни ни как сейчас учаться за выпивкой и сигаретами, а учиться мудрой взрослой жизни, Божественной мудрости, которая лежит в основах всего.

Принцип книги – принцип афоризма. Делается некое утверждение и противоположность. У праведника бывает по одному у грешника по другому. Этот принцип противоположения добра и зла на самом деле он является не только проявления некоей формы книги Притчей, но это некое раскрытие реальности того, что происходит во вселенной. Дело в том, что нам кажется часто, что на свете нет чистой правды, чистой лжи, на самом деле все смешано. Может быть и смешано, но на самом деле смешано не как чай с сахаром, а как смешивается масло с водой. Понимаете да? Масло взболтанной с водой, даже будучи взболтанным, остается различным и расслаивается. И вот сам движение человечества, сама эволюция человеческого рода (Эволюция на латинском обозначает развертывание некоего свитка). И вот в этом смысле она и заключается в том, что люди некоторые становятся очень плохими, а некоторые очень хорошими. Средних людей в конце концов не остается, то что есть средние люди – это выдумка. Люди когда они уходят с с земли, они уходят обязательно разными. Другое дело, что мы не всегда знаем, какими они ушли... В глазах Божиих люди различаются. Люди бывают или бесконечно прекрасными или бесконечно ужасными. Среднего не дано.

 Это очень важный момент – дело в том, что когда маленькие дети говорят: объясни мне что такое хорошо и что такое плохо, они говорят совершенно правильную вещь. Есть хорошо и есть плохо. И пытаться их осуществить – это большая, огромная ошибка и преступление даже. ***Очень часто у нас, у людей существует такой предрассудок, когда всех людей пытаются мерить меркой праведных. В каком смысле? Например говорят нельзя пытаться преследовать секты, потому что я Я не призываю преследовать сектантов, потому что я знаю, что Господь может призвать любого человека к покаянию и наша задача священников преследовать словом, т.е. опровергать их заблуждения. Любить грешников, ненавидя их грех. Власти просто обязаны преследовать сектантов , если они делают противозаконные действия. Когда их вера требует зло некое дело. Здесь разговор о том, что если у христиан кровь мучеников создавала церковь и если у сектантов получиться тоже самое, значит предполагается, что вот такие сравнения мы слышим, то это предполагает, что мученичество христиан есть выступление , т.е. чисто человеческое дело, что на самом деле не существует действия святого духа, который преображает человека. Нет вмешательства Бога во вселенную. ***Человек некоторое автономное существо с некоторыми законами внутреннего развития. Пытаются некоторую психологическую картинку человека построить, пытаются разгодать его при помощи различных психологий и в результате из этого ничего хорошего не получается, потому что реально человек не сводиться к законам психологическим. Если говорить научным языком (совсем по научному) «человек не является автономным существом и попытка построения автономных антропологий в корне ошибочна». Теперь перейду на русский язык – если мы пытаемся создать представление о человеке, как о изолированном, замкнутом в себе существе, это представление будет провальным, потому что нормальные люди никогда ни при каких условиях в замкнутыми существами не будут. Они изначально другими созданы. Даже фраза книги Бытия: «Вдунул Бог в ноздри его (Адама) дыхание жизней и стал человек душою живою» - она показывает, что сама жизнь, сама душа, само духовное начало в человеке вложено Духом Святым, Божественным дыханием. Кто вдунул? Бог вдунул нечто свое. Поэтому Григорий Богослов говорит, что душа человека, она похожа на некий тайный пламень в пещере. Пламень несотворенного Бога, который находится в пещере жизни, то есть наша душа изначально, она связана с духом Божиим. Будучи конечно же иной, чем Дух Божий, будучи иносущной, чем Дух Божий (мы не единосущны Богу), но изначально Дух Божий касался сердца любого человека сотворенного и это было нормальное состояние человека. А тут пустота возникает у людей которые удалились от Бога и потеряли дыхание Св. Духа. Но как мы помним из Евангелия, эта пустота долго не остается. Туда кто заявляется? Семь страстей. Они захватывают человека и действуют в нем, но опять таки человек не остается самостоятельным, автономным, он опять связан с духовным миром, но уже с падшим духовным миром. Приведу такой пример:

Приходит человек раздраженный домой, начинает устраивать конфликтную ситуацию. Скажите, а он один домой приходит? Ну семь ни семь, а бес гнева реально с ним. Из-за того что его не видно, не следует, что его нету. И таким образом происходит что? … Происходит совмещение нескольких миров сразу. ***В момент контакта двух обычных людей ( если мы всеми четырьмя глазами посмотрим на эту ситуацию), мы увидим, что тут просто контакт двух людей, а на самом деле  происходит встреча людей, ангелов и демонов, а еще и Господь Бог за всем этим стоит и премудро всем управляет*** Такую ситуацию можно при помощи автономной психологии описать? Отдельные приемы, может быть, но вот психология как цельная система, она не работающая в принципе никогда.

Связано именно с тем, что попытка рассмотреть человека как независимое существо, она ошибочна. Вот попытка рассмотреть человека как независимое существо в смысле тела. Понимаете, да? Можно так конечно  рассматривать, но если вас самих в качестве такого человека поселить, будет не очень приятно. Через пол минуты захочется дышать. Потом поесть, попить захочется, очень неплохо бы было иметь одежду. Такие вот всякие мелочи потребуются .Тем более это касается души человека точно таким же образом.

   Я к чему это говорю? Потому что на самом деле представление что есть плохие вещи и есть хорошие вещи и смешивать их нельзя это  совершенно правильное разделение. Попытка все смешать( в одну кашу) крайне порочна, она направлена на то, чтобы человека одурачить. В прямом смысле этого слова. Сделать дураком, в прямом смысле этого слова, сделать его дураком, который не отличает добро от зла.

1 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери. Первое, с чего начинает Соломон выстраивает иерархию, той самой иерархии, которую усиленно сейчас разрушают. Сейчас считают, что взаимоотношения родителей и детей это что-то второстепенное. В нормальной семье, нормальный человек всегда хочет, чтобы его дело понравилось его родителям. Если человек не хочет, или родители совсем уж деградировали или такой человек просто на самом деле делает какую-то гадость. Не случайно родителей вспоминают в сложных ситуациях. Сейчас правда русские только мамау вспоминают, но это связано сразрушением семьи, которое совершилось. Разрушением семьи, которое связано с нарушением иерархии в семье. Отец вообще оттеснен от воспитания. И оттеснен и оттеснился. Будем объективны – здесь две стороны. Почему оттеснился? Говорит не хочу, ты сама занимайся. Но говорит так тоже не случайно, а потому, что жена определенным образом себя повела. Получается порочный круг люди  не хотят ответственности, потому что их с детства этому не учат, а с детства не учат, потому что не воспитывал их отец. Воспитание ответственности – это дело именно отца. Почему? Потому что ответственность предполагает наиболее рациональный подход. Эмоциональную составляющую души человека должна воспитывать мать в обязательном порядке. Бесчувственная мать – страшный бич для ребенка, она делает из ребенка урода морального. Но мать не может заменить отца в делах рациональных, разум должен строиться отцом. Это Бог сделал специально, чтобы было взаимодополнение. Чтобы разные сотворенные существа друг другу помогали. И чем больше наделяется человек властью, тем больше он должен помогать. Помните Господь это кристально ясно выразил?  «Кто хочет быть из вас старший, будь всем слугой». Этот принцип есть в семье, между друзьями, между планетами (солнце служит земле). Ангелы служат людям. Люди служат животным. Взаимное служение, которое помогает друг друга компенсировать. Нет ни одного существа самодостаточного, кроме одного. Один человек был и есть во вселенной, который является самодостаточным. Богочеловек  Христос Иисус. Но он при этом всем и служит. Все остальные созданы так, чтобы помогать друг другу. Нет человека, который имел бы все таланты, кроме Христа Спасителя. Нет человека, который бы ни в чем не нуждался, и поэтому существует такая иерархия, которая создана Богом. Вкладывать мудрость в ум человека – это как раз прямая задача отцов. А жены должны этому помогать и ни в коем случае не мешать. Вы знаете, что большим грехом со стороны жены является, если она пытается оспорить решение отца и если это решение не нарушает заповедей Божиих. Это надо помнить женам, чтобы не вылезать, когда их не просят. Есть такая болезненная проблема выращенная современным обществом, когда язычок у некоторых представительниц женского пола лезет тогда, когда совсем не требуется. Был такой замечательный сад на ближнем востоке…и длинный язык там сделал как раз очень не хорошие вещи…

 Нам с вами надо помнить, что отец должен вкладывать мудрость и поэтому «сын мудрый радует отца». Естественно надо поощрять людей мудрости. Если радует, значит отец должен это показывать каким то образом. Есть общий принцип -  если мы что-то активно поддерживаем и если для нас это очевидно, то это совсем не очевидно для окружающих, особенно для детей. Привычка детей только ругать и никогда ни за что не хвалить – по крайней мере плохая привычка. Когда человека только ругают, он ломается, он забивается и все. За добро хвалите начиная с возроста в 1 день. Это должно у вас просто войти в привычку в обязательном порядке. За добро можно чрезмерно хвалить. Потому что это ДОБРО. За ЗЛО ругать. Понимаете? И как раз такого ребенка придется меньше пороть, чем того которого только ругают. Уровень ругани девальвируется,  происходит обесценивание курса ругани в данном конкретном семейном государстве.

 А сын глупый огорчение для матери. Повторюсь, что для Библии глупостью является не отсутствие Нобелевской премии по какой то из наук, а глупость проявляется в первую очередь в безбожии и в распущенной безбожной жизни. Здесь как раз-то нужно, чтобы мать подчеркивала, что она не одобряет данного поступка.

2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. 

 Действительно, если сокровища добыты неправедным путем, преступным путем, они пользы не принесут. Соломон заранее предупреждает: лучше не пробуйте, вы конечно сами в этот можете экспериментально убедиться очень легко и быстро, но лучше не надо. Зачем портить себе жизнь? Вот как он говорит в другой книге Екклесиаст: «Не делай греха, зачем тебе умирать слишком рано». Такой простой и доходчивый аргумент. Поэтому и говорит он, что сокровище, приобретенное неправедным путем, оно пользы не принесет. Некоторые говорят: «ну как же не принесет, вы посмотрите!», а я говорю: «да, смотрите, смотрите новости по обычному телевиденью». Вот был один такой «замечательный» миллиардер, один из трех в РФ. Михаил Ходорковский такой знаете? А вот сейчас третий разряд получил по шитью варежек. Пятый да? И помогло ему это богатство? Не помогло.

-Он сидит, а проценты идут!

-Ему от этих процентов жарко или холодно? Скорее холодно, потому что климат там суровый, климатический… Ему сейчас новое дело завели как известно… И таких примеров очень очень много. Дело в том, что у нас, к сожалению, есть такая отрицательная черта. Что мы не должны оценивать поступки людей ни в коем случае. Осуждать не хорошо поступки людей. Поэтому как вы смеете говорить, что несчастные жители Тайланда пострадали от своего разврата. Нет!!! Это мать природа взбунтовалась. Это болтология/трепотня, которую создает телевидение – это огромнейший вред для души. Причем, за который телевидение ответит перед Судом Божиим. Потому что самый лучший аргумент – это жизненный аргумент.

- Ну как же есть же люди которым ничего не бывает.

- Есть люди, потому что  Суд Божий еще не наступил,  но примеров возмездия сейчас сколько угодно Их много замалчивают, но они есть и это суд Божий который сейчас состоялся. Хочешь не хочешь, но он есть. Бог так и делает. Помните криминальные новости 90-х годов? Бандит бандита застрелил. А Божий суд состоялся. Земной суд они покупали, а Божий суд – денег не хватило. Понимаете? И совершилось Божие правосудие. Богу все равно богатый человек или бедный. Судить будут одинаково по справедливости. Под влиянием коммунистической пропаганды некоторые думают, что быть бедным – это хорошо. Это безразлично, как и богатым быть безразлично. Бедного Бог не оправдает и богатого не осудит. И наоборот Богатого Бог не оправдает и бедного не осудит. Бог судит по справедливости.

 «Правда избавляет от смерти» - помните, что для Библии правда это не просто наша человеческая правда, и даже может быть прямо противоположно нашей человеческой правде. Как говорил св. Паисий Святогорец: «Выбирай – или ты следуешь своей правде или  Божией; совместить их невозможно.» Это даже экспериментально видно – когда человек борется за свои права, обычно с ним общаться не хочется. Замечали? Склочники чудовищные. ( Бабушки, от которых врачи запираются).

 Правда имеется в виду Божия – Слово Божие Священное Писание и Предание Церкви. Заметьте что не сказано, что правда дает большое богатство. Бог это не обещает. Он обещает, что от смерти он избавит и таких примеров тоже очень и очень много. Идет речь о том, когда в экстремальной ситуации человек выводится из под наказания. Праведный человек остается в живых. Пример пророка Иеремии.  Пророк Иеримия сидел в тюрьме и должен был умереть. Царь Навуходоносор разрушил Иерусалим освободил его, наградил и отпустил. Пример пророка Варуха, пророку Варуху Бог сказал: « Я тебе многого не дам в подарок, Я тебе дам один подарок – твою душу» Вот один единственный подарочек.

 Не только в древности, но и сейчас есть огромное количество примеров, когда люди, старающиеся жить по правде Божией, они живут несмотря ни на что. Она избавляет от смерти здесь, тем более избавит от смерти вечной( напрямую). Поговорите, например с участниками чеченской войны, афганской войны.


3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. 

  Вот есть такое ощущение душевный голод, например нет общения. Ему не с кем общаться, не хватает информации; не хватает эмоциональных и душевных сил «душа устала». Опусташилась. Значит не праведный. Праведный никогда голодать не будет. Праведный насыщается славой Божией. Как и сказано в книге псалмов: «Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей». Это насыщение действительно есть оно ощутимо и вполне оправдано. Что касается пищи обычной, …столько сколько надо. Апостол Павел очень интересные слова говорит в послании к Филиппинцам,(я привожу непосредственный перевод с греческого) он говорит: «Я умею быть самодостаточным, умею жить в скудости, умею жить и в изобилии. Умею голодать, умею и насыщаться, умею жить в нищете, умею жить в богатстве. Все могу о укрепляющем мя Иисусе Христе». Состояние человека полностью вообще не зависящее от внешних обстоятельств. Вот это норма жизни человека должна быть, к этому должны мы стремиться. Должна быть независимость. Поэтому и сказано «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, а стяжание же нечестивого он исторгнет. Сделает так, что нечестивый (заметьте нечестивый, т.е. тот, кто не почитает Его. Не значит вор или не вор, не значит богатый или не богатый. Нет нечестивый это тот человек, который не чтит Господа Создателя) он потеряет свое имущество, Он вырвет у него из рук. Но это касается тех людей, которые вошли с Богом в завет. Бог хотел управлять по этим законам и внешних людей (вне Завета), но особенно это касается тех людей, которые в завете.


4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. 

Принцип понятен, да? Если человек ленивый, он сам виноват в своей бедности.

Принцип тоже крайне важен, особенно сейчас. Что сейчас провозглашают СМИ? Причем как либеральные, так и патриотические (странное совпадение)

«Почему наша земля вся заброшена и не возделывается – о бедная русская деревня!»

А теперь мне ответьте пожалуйста – как земля может возделываться ленивой рукой, когда человек ничего делать не хочет?  какое правительство может заставить человека обрабатывать землю, если он её обрабатывать не хочет? Вот вам пример – в деревне Михайловке, где находится дача моей жены, там хорошая почва, там великолепное пастбище и совсем недавно куча людей держали там коров, потом коров всех позабивали, потому что выяснилось, что на водку можно зарабатывать при помощи грибов, там огромные грибные леса. Там живут два человека работающих – это дагестанец, который водку не пьет, он содержит там свой магазин, и эту водку продает. И осетин(крещеный), который водку пьет, но только в воскресение вечером, а в остальные дни он работает и поэтому ему все жутко завидуют, русские говорят – «Понаехало всяких гадов, которые нас, бедных угнетают – он богатый а мы бедные»- Понимаете? Обычная зависть помноженная на (неразборчиво)... Причем деревня стоит на дороге. Там недалеко есть соседняя деревня Чинцы и мимо едешь, там все время овощи продают, когда ни едешь, в любое время года можно что-нибудь купить – фрукты, овощи, соленья, варенья…и дома там соответственно большие стоят, богатые. А в этой деревне дома покосившиеся стоят. Кто мешает на одной и той же дороге в одних и тех же условиях? Мужчины есть и там и там…В деревне Михайловка мужики занимаются душеполезным занятием – они недавно гнали самогон, а потом выяснилось, что выгоднее покупать водку. Вот они заготовят грибов, продадут их и за счет этого живут. Еще они конечно занимаются замечательным «душеспасительным» занятием – называется грабление соседних дач. А потом удивляются: почему они бедные? А с чего им богатым быть? И кто виноват, что они бедные?

   Я к чему это говорю? Что пока люди не начнут по-библейски жить, ничего хорошего не получиться. Никакое правительство ничего не сможет сделать. Единственно, что правительство может сделать – это объявить алкоголизм преступлением и наказывать. Слово Божие говорит об одной единственной вещи – о том, что человек сам определяет себя, что с ним произойдет. Государство имеет на земле власть от Бога сдерживать разгул зла. Но государству не дана власть делать на земле Царство Божие. Что должно делать государство? Должно ли оно платить пенсии? Нет. Если ни одной копейки пенсии государство не заплатит, оно не нарушит ни одной буквы Священного Писания. Родителей старых должны кормить кто? –Дети. Которых  очень желательно не убивать в утробе. Понимаете? Государство должно обеспечивать безопасность. Бандиты должны быть обузданы, убийцы должны быть казнены. Тюрем по библии не должно быть. Вор не должен сидеть в тюрьме. Вор должен отдать пятикратную стоимость украденного. Кстати, для того, кого обокрали это будет намного выгоднее!

   Дальше – рука прилежных обогащает. Как мы должны относиться к богатым? Пока не будет доказано обратное, мы будем считать, что он прилежный человек. А почему бы и нет? Я могу привести вам классический пример, когда человек с нуля заработал колоссальное количество денег. Который «Гугл» создал. Знаете такая система «Гугл»? Кстати москвич, он сейчас в Америке живет. Он заработал это колоссальное количество миллиардов за…семь лет. Он создал поисковую систему и получает за рекламу, за каждое определенное слово, по которому его нашли поисковики. Он честно заработал? Он огромной благотворительностью занимается. Это к вопросу о том можно ли заработать честно большие деньги? Принцип какой? Пока не доказано обратного, мы будем считать, что богатый человек просто был прилежным. А иначе мы знаете чем будем грешить? ЗЛОПОМНЕНИЕМ. Знаете что такое злопомнение? Это когда любое дело человека заведомо выворачивается в черном свете.

Как мы должны относиться к бедным? Вот смотрите – есть два типа отношения к бедным:1) Если я сам бедный и я не инвалид, то я не должен лениться и работать, чтобы обеспечить себя и других. Если я ленюсь, то я сам виноват в своей бедности. Это я должен сказать себе и своему ребенку. Правильно? Или вы будете говорить ребенку: «Бедность – это не порок, бедность это замечательно…?»

Нужно сказать: «Будешь лениться – будешь бедным – это нормальный библейский принцип.

2) Если мы видим бедного, которого не знаем, как мы должны говорить?

«Бедный несчастный человек, как бы тебе помочь?» Мы не судим его, кроме очевидных случаев, когда видно следствие очевидного злого дела.

Попытка обожествить богатство, назвать богатство добром,- это греховное понятие. Точно так же как обожествить бедность. В обоих случаях идет речь о грехе - попытка заменить праведность финансами. Принцип должен быть очень простой. Слово божие должно исполняться любым человеком.

Богатый получил богатство зачем? Чтобы помогать как можно больше бедным. Бедный –если он бедный не по причине своей безобразной жизни – а по причине сложившихся обстоятельств (пожар, инвалидность, сирота… много есть причин объективного плана) – он должен свою бедность воспринимать как что? Как то, чтобы получая помощь от богатого, за него больше молиться. И вот в этом случае разница между ними идет на пользу обеим – богатый оказывает милостыню бедному, а бедный оказывает милостыню богатому молитвами. Получается взаимная поддержка. Вот таков изначально замысел Бога. Бог во Второзаконии сказал – Я сделаю так, что у тебя всегда будут бедные. Чтобы люди друг другу помогали. У Бога нет равенства, Он против равенства. А этот принцип изуродован коммунизмом и капитализмом. В обоих случаях получается уродство – обожествление богатства и обожествление бедности.


5 Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный. 
6 Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. 

Благословение Божие пребывает на голове праведника – то есть Бог сам покрывает и награждает голову (то есть ум) праведника. А уста беззаконного закроет насилие, то есть человек, который привык беззаконновать – получит…по зубам. Причем это исполняется дословно. Есть такой тип людей, которые считают, что они договорились с дьяволом, могут любую мерзость делать и им никто ничего вопреки сказать не может. Все вокруг лохи и их можно использовать. Заканчивается тем, что их больно бьют. Это было предсказано в Библии. Правильное, нормальное возмездие за их дела.


7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет. 

Как у нас в славянском переводе – память праведного с похвалами, имя же нечестивых угасает. На  основании этих слов и некоторых других мест из св. Писания, у нас празднуют память в честь святых. Хваля праведника, прося его ходатайства за нас, мы стараемся подражать его жизни. Для этого память святых и существует. А не для того, чтобы мы сказали: «Хороший был Николай Чудотворец! Нам так не жить» Правильный подход какой? «Святитель Николай ТАК мог. А почему я не могу?»

  А имя нечестивых угасает ( насколько интересно!), то есть имя нечестивого стирается со временем, стирается, забывается. Оно стерто из Книги Жизни, оно и здесь стирается. Те люди, которые пытаются себя прославить как Герастрат, они может быть сначала запомнятся, но со временем и они забудутся.

   У человека есть вытесняющая память. Она проявляется в том, что человек старается какую-нибудь гадость забывать, чтобы с ума не сойти. На основании этого и все мерзавцы забываются. Их Господь стирает из истории человечества и вся их слава забывается. Вот насколько были известны великие отравители Боржде и т.д. Их сейчас почти никто и не помнит. А если помнят , то с содраганием – «какой ужас!».

   А праведников помнят сквозь все века. Вот вы знаете хоть одного преступника времен Авраама? Все забылись…А пока оно не стерлось – как сказано имя нечестивых омерзеет. Например если хотят человека как-то осудить,  говорят –Ты Гитлер сейчас. То есть имя стало проклятием.

8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. 

Для нормального человека подход к заповедям, к Откровению какой? Человек знает Откровение, старается познать его в тонкостях, чтобы слушаться, и как можно лучше исполнить. А глупый своими устами как говорит Писание притыкается. Он говорит: «Да кто же это сказал, да это не современная заповедь, да так никто не живет!». Ну глупый. Что с глупого возьмешь?

9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан. 

   Кто извратил свой путь, перевернул его, сделал его вопреки Божьему, ну что же – сам наказание получит.


10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется. 
11 Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. 

Еще раз повторяет Соломон. Из уст праведника – жизнь, источник жизни. Человек говорящий праведные слова, он действительно оживляет другого человека. Заметьте, здесь очень интересный принцип – не просто говорят слова ПРАВИЛЬНЫЕ ( могут быть слова правильные, но они совершенно никому не помогут), они говорят ЖИВЫЕ слова. Бывает, разговариваешь со священником ( или монахом) и он скажет какие-то простые слова, а они оказываются совершенно к месту – это как раз то и есть о чем говорит Соломон. Слово может оживить человека в прямом смысле.

   Насчет неправедного – его уста закроет насилие. В славянском жёстче – « уста нечестивого покроет гибель».

12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

    Тоже очень важный принцип. Некоторые говорят: «Мы не должны терпеть! Доколе мы будем это терпеть?! Почему не подняли до сих пор революцию…» Ненависть возбуждает раздоры, говорит Соломон.

- У нас столько революций было…

- А привычка

- Покрывали же тоже

- Нет, к сожалению мы не покрывали. Покрывали бы - такого бы не было. Любовь покрывает грехи, а у нас покрывает безразличие. А это немножко разные вещи. Когда безразличие – мне все равно что ты делаешь. А любовь говорит: «Мне тебя безумно жалко. Помоги тебе Господи больше так не делать». Ощущаете разницу?

Когда преподобного Пимена спросили, как ты поступишь, если увидешь, что брат заснул на службе, он сказал: « я подойду и укрою его мантией, чтобы ему лучше спалось». Или когда одного монаха священник отлучил от Причастия и выслал из храма за грех, который у него был, авва Виссарион сказал: «Я тоже грешник, пойду вместе с ним»…Чтобы утешить. Любовь покрывает все грехи, как написано. Причем видите, любовь не поощряющая грех и не осуждающая священника, а любовь исцеляющая раны этого человека./ А ненависть возбуждает раздоры. Как часто это происходит…

13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга. 
14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель. 
15 Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.
16 Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху. 

Премудрые скрывают свои чувства. Знание в смысле – чувства. Они стараются скрыть свои чувства – это признак мудрого. Уста же продерзого – приближают его сокрушение.   То есть человек, праведник трудится – его дела приводят к жизни, они увеличивают его жизнь, а бывает человек нечестивый трудится и его успехи приводят к греху. Смотреть нужно не просто на труд человека, а на то, какие мотивы за этим стояли – оживился он или не оживился. Например, вы знаете, что до революции самый богатый человек был святым? Николай II. Самым богатым человеком был, но это ему никак не повредило. Успех Ленина и компании привел ко греху чудовищному.

   Что значит хранить наставление? Выучивать и запоминать наставление, которое дают. Часто люди говорят – «у меня память плохая…». Бывает память плохая, потому что в одно ухо влетает, в другое вылетает из-за невнимательности. И такой человек обречен на блуждание. Надо себя заставлять внимать мудрости.

 
17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.  Что значит хранить наставление? Выучивать и запоминать наставление, которое дают. Часто люди говорят – «у меня память плохая…». Бывает память плохая, потому что в одно ухо влетает, в другое вылетает из-за невнимательности. И такой человек обречен на блуждание. Надо себя заставлять внимать мудрости.

  Пока человек не прекратит самооправдываться, он не будет исправляться и будет блуждать. Если на тебя наехали и сказали тебе правду – надо спасибо сказать. А если сказали неправду, значит это не про тебя J. Как знаете к одному старцу заходили братья и пустословили, и вот однажды они зашли и говорят – вот мы шли мимо и решили зайти к тебе…, а старец им на это – Братия, в следующий раз как будите проходить мимо – вы проходите – проходите J.


18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. 

   Это тоже крайне важно Сейчас помнить. Если человек лжет, то смотри, у него внутри ненависть. Смотри, будь осторожен – говорит Соломон. Берегись его.

   А кто разглашает клевету – тот глуп (в Библейском смысле). Правый человек старается не передавать поношение, он прикроет, он пытается людей получше выставлять. В славянском: «Разбрасывающий поношение – безумнейший».


19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. 
20 Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество.
21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума. 
22 Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит. 
23 Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. 
24 Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. 
25 Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании. 
26 Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. 
27 Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. 
28 Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет. 
29 Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.
30 Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. 
31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. 
32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное.

 


Назад к списку