Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 17 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

  • К нам пребывают святыни
  • 03 Декабрь 2017
  • Добрым попечением митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина, заботами и трудами епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия с 12 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года в Бузулукской епархии будут находиться для поклонения верующих частица Ризы Пресвятой Богородицы и ковчег с частицей святых мощей блаженной Матроны Московской.

  • Молебен 19 ноября
  • 19 Ноябрь 2017
  • Ежегодно во всем мире вспоминают жертв дорожно-транспортных происшествий. Цель Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 19 ноября 2017 года, заключается в том, чтобы почтить память погибших и выразить соболезнования членам их семей, а также еще раз обратить внимание всех людей на необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 17 глава

Глава 17

 

   1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.  Первое с чего начинает Царь Соломон новое поучение своего сына, он говорит, что мир лучше, чем богатство. Очень многие люди, когда ищут, начинают строить свою семью, чтобы построить по какому принципу ищут? Чтобы побогаче  был. Особенно этим грешат барышни «нам нужно чтобы богатый муж был, с мерседесами и т.д.», но здесь Соломон говорит: нет,  лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. Представьте себе у вас дом полная чаша, но все время драка и скандал, кому это надо? А когда даже бедная еда дома, но с миром, это гораздо лучше, сами знаете, нервы не восстанавливаются. Нельзя купить спокойствие за деньги. Здесь Царь Соломон предлагает ориентироваться на внутренний покой, на мир между людьми, а не на какие-то внешние обстоятельства. Почему это важно? Потому что многие люди делают такую ошибку, потом они конечно сами понимают правоту Соломона, но сначала начинают с другого. Начинают с того, что люди  стараются, пытаются что- то сделать ощутимое, осязаемое, нам нужны главное деньги, чтобы хорошо все было внешне, не заботятся о внутреннем, а потом удивляются, почему оттуда люди бегут.  У меня был недавно случай, один человек звонит и говорит:

- почему муж ночевать не хочет? Я ему еду готовлю, стираю, забочусь, а он теперь даже ночевать не хочет приходить.  

- А как ты с ним общаешься?

- Нормально, я ему объясняю, что он не прав.

- А как объясняешь?

- Ну как, ну немножко поору, ну кто не орет? Он меня раздражает, вовремя не приходит, а сейчас вообще приходить перестал.

- Ну а что ты хочешь?

- Ну я же ему готовлю, я же стираю.

- Ну а какие тогда проблемы?  

Многие думают, что если я внешне что-то сделаю, мне по гроб жизни обязаны. Для любого человека на самом деле понятно, что в принципе, стирку и уборку можно пойти и за деньги купить, стирку в прачечную сдать, а покушать хорошо в ресторане. Для этого совершенно не нужно думать, что тебе все обязаны, поэтому здесь и сказано «лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором». Все эти вещи, они не оправдываются, скандал не оправдывается тем, что потом тому, кого ты обидел ты еще и подарков надарил.   Есть такое гадкое качество у некоторых людей, они сначала нахамят, оскорбят, а потом подарочек дарят и считают, что все этим закончилось, что прощения просить не надо, что можно так же гадко поступать и дальше, но главное что ты подарочек купил и все, откупился. Царь Соломон говорит, что так не выйдет, такого не получается. Соломон прав, сами знаете. На практике все скандалисты и скандалистки заканчивают разводом, это естественно, или дружба такая рвется, потому что такое бывает не только с семьей, такое бывает и с друзьями, когда друзья бывает на шею садятся, таким же образом, но ничего хорошего из таких ситуаций не получается. Разговоры «ой я столько ему сделал или сделала» они не срабатывают, потому что каждый человек знает, что  «лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором».

В славянском переводе еще интересно не просто с бранью, со скандалом, а с воплями, с руганью.

       Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. В славянском, оттенок,  он не только над сыном господствует, «Раб смыслен обладает владыки безумными», т.е. разумный раб даже своим хозяином начинает обладать, который … «и с братьями разделит наследство» т.е. войдет в наследство. Неважно, какое социальное положение у человека, мудрость всегда поможет человеку выбраться.

Мы как-то ориентируемся в основном на хорошее высокое социальное положение, мы думаем, что если у нас низкое социальное положения то все ужасно, ничего хорошего у нас не будет. На самом деле слова Царя Соломона работают и сейчас. Многие люди, которые кажутся стоящими очень низко, они могут определять судьбы мира. Между тем, те люди, которые стоят на верху, у власти, они оттуда сваливаются с грохотом. Сегодня по телевизору видел рассказ об одном бывшем высокопоставленном чиновнике, который отравил свою жену ядом который нельзя было обнаружить, врачи думали что его там не найдут, но его там нашли. И в результате, у него раньше были: огромная квартира, машины, он в министры шел, а сейчас живет в Москве с одной рукой, ногой, бомжует, после 15 лет тюрьмы и ничего у него не осталось. На самом деле, человек, который безумен, глуп в Библейском смысле этого слова. Не знает Бога, не любит людей, такой человек останется марионеткой. И даже оставаясь хозяином, все равно он ничего не решает. Сами знаете: умная секретарша может вертеть своим шефом, умные подчиненные умеют вкладывать в уши своих хозяев то, что им хочется, даже раб может управлять домом своего господина и может господствовать над беспутным сыном, и между братьями получит наследство.

   Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь. Горнило - это плавильная печка. Если серебро и золото переплавляется огнем, то Господь сам переплавляет сердца праведных. Господь никогда не оставит человека без того чтобы его сердце, если оно Ему угодно, оно не было испытано скорбями. Господь кого любит того вводит в скорби, чтобы очистить от прилипшего к сердцу зла. Мы- то думаем,  почему хорошим людям тяжело живется? Переплавка идет. Почему плохих людей Бог не плавит? Простите, кто будет кусок асфальта плавить? Одно дело, когда в породе золото есть, оно в переплавку будет брошено, а пустую породу,  никто переплавлять не будет, ее просто выкидывают на помойку. Так же и Бог смотрит на сердце, если в сердце золото есть, то сердце скорбит, чтобы золото вычистить, золото любви, милосердия, смирения и подобных добродетелей. А если в сердце нет боголюбия, то Господь его не тронет. Есть такая поговорка «не тронь некое вещество, не будет никакого запаха». Именно поэтому и сказано испытывает Господь сам сердца тех кто любит Его. Это обязательное правило, поэтому все святые терпели. Недаром Амвросий Оптинский говорил: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я». Хорошая поговорка, очень точная, но главное понимать смысл, зачем терпеть. Не бессмысленное терпение, а  это тренировка сердца, чтобы сердце стало сверкающей драгоценностью.  Поэтому в раю нет нераспятых, без понесения страданий никто не совершенствуется.

   4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. 

Злодей внимает устам беззаконным, в славянском переводе: послушает языка законопреступника. Подобное тянется к подобному, тот самый принцип,  который Бог использует.   Он злодеев как наказывает? Он сводит их с другими злодеями, чтобы зло съедало само себя. А праведниками Он сам занимается. Господь так специально делает чтобы, во первых,  Он использует зло для восстановления справедливости,  а во вторых, ни к праведнику же злодея отправлять, каждый получает то что он хочет. Необходимо помнить, поэтому сказано: злой всегда внимает устам беззаконных, это и понятно, они думают на понятном ему языке. Поэтому возникают преступные группировки, потому что подобное тянется к подобному, причем друг друга они ненавидят страшной ненавистью.

Известно, что в поднебесье есть царство дьявола, в аду нет демократии, там царство, как сказал Христос, царство сатаны.  Иоанн Крестьянкин говорит, что бесы ненавидят друг друга страшно, они в свободное от искушения людей время занимаются мелкими, крупными пакостями друг другу. Собственно говоря, рассказы язычников о том, что Боги сражались, пакости друг другу делали, они отчасти являются отражением нашей реальности, той истории, которая происходит в мире бесов, там они друг друга, те же ангелы, ненавидят. Кто читал «Письма Баламута»  — повесть Клайва Льюиса, помните как там один бес другого подсиживает, кто кого подсидит. Действительно все реально так и получается, как на небесах бесы, так и здесь на земле, злодеи тянутся к злодеям, а христиане идут своим путем. Путь праведного другой. Некоторые думают, что  как же, вот если сейчас мы не будем влезать с головой в эти интриги, все же погибнет, нас же съедят. Нет, успокойтесь, Господь говорит: Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. Лжец ко лжецу, злодей к злодею, а ты по Божьи живи и Бог тебя вытащит, своей дорогой. Не лезьте в эту грязь, пускай интригуют те, кому это нравиться, а вы своим делом занимайтесь. Понимаете принцип? Очень удобный принцип на самом-то деле, поэтому и сказано  «Праведник от лова убегнет, вместо же его предается нечестивый». От ловушки убегает праведник, но ловушка без дела не остается, на его место Бог аккуратно подводит нечестивого.  

   5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]. Видите, а у нас некоторые над бомжами смеются, над нищими смеются, что сказано про такого? Такой хулит Сотворившего его. Если человек считает, что бедность порок, сама по себе. Не бедность как результат пьянства, безделия, результат злодейства какого-то.  Например, бедный уголовник, убивал людей, теперь вышел на свободу и он бедный, нет, не в этом смысле, а когда человек просто бедный, потому что он погорел, например, или его разорили реформы. Если кто издевается над бедным, просто потому что он бедный, тот хулит Творца его. Вообще не положено издеваться над людьми, такой человек будет раздражать Бога, который сотворил каждого человека. Поэтому есть правило, что нужно стараться всем подавать,  по мере возможности, другое дело что не надо давать деньгами, когда человек спивается, чтобы не спился, но еду подать надо.

   Кто радуется несчастью, кто радуется погибели, тот не будет без вины. Умейте радоваться за других людей. Нельзя радоваться гибели, несчастьям людей, он без вины не останется, говорит Господь, а милующие будут помилованы. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Кто милует, кто жалеет, тот будет сам помилован, а те кто беспощадны, к тем Бог будет беспощаден. Заметьте,  как часто сейчас говорят: надо быть жестким, а иначе сядут тебе на шею, надо уметь отстаивать свои права, по головам ходить, а иначе тебя растопчут. Не надо, отойдите в сторону, будьте милостивы, и вас помилуют, будете жестокими, Бог найдет на вас большего тирана.

   6 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.] 

   Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. Люди должны радоваться, помнить, что для них Бог дает награду в детях и во внуках, если они верны Богу. С другой стороны, дети должны хвалиться своими родителями. Вот правило которое нужно запомнить, а не говорить «ой какие наши родители, какие они глупые и т.д.», грех, конечно, одобрять нельзя, но в родителях надо видеть лучшее. К сожалению, у нас много случаев когда родители стараются, а к ним ненависть только.  

  У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола. У верного Богу человека, ему принадлежит весь мир, как сказал Апостол Павел «… все ваше; Вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1 Кор. 3, 22-23). Если   вы с Богом, Господь вам все отдает в руки, а у неверного Богу ничего своего нет, все что он имеет на время, пока Бог не отнимет.

     Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые. 

   Неприлична глупому важная речь. Когда человек глупый пытается изображать из себя умного, получается страшно смешно. Может видели, высокомерные, высокопарные люди, которые очень высокого мнения о своих способностях, это просто такая картинка, что можно умереть со смеху, человек говорит напыщенные речи, а вокруг люди сдерживают себя чтобы не рассмеяться в голос. Человеку глупому неприлично говорить напыщенные речи, бессмысленно, оно сразу всё вытащится у него внутри.

   Тем паче знатному - уста лживые. Если ты знатный, если ты во власти находишься, для тебя совершенно неприлично лгать. Ощущаете разницу современного представления о политике? Сейчас принято как? политик чем больше врет, тем больше он политик, а по нормам Бога наоборот, чем выше ты стоишь, тем меньше врать ты имеешь право. Христианское благородство власти,  которое должно быть по воле Бога. От властителя зависит настрой в обществе. Отдельные люди всегда могут быть благочестивыми несмотря ни на что, но если мы говорим про общество в целом, то оно зависит  полностью от того лгут власти или не лгут. Привычка ко лжи разрушает абсолютно все. Было такое замечательное государство, где у нас все выполнялось, перевыполнялось и так заврались, что оно рухнуло, колапсировалось от собственного вранья, вранье все сложилось, высоко сидело там у себя, это касается и России, и Эссерии, и фашисткой Германии, где была ложь чудовищная. Это и  сегодня, нельзя политику лгать.    

   8 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. В славянском немного по другому: мзда благодати наказанию вразумление употребляющих. Награда за благодарение как вразумление употребляющих. Если человек куда обратился, он … Если человек благотворит, когда он дарит подарок, то для такого человек получается лучший подарок какой? Вразумление. Будете много дарить людям, Бог будет вас больше учить. Господь сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Счастливее тот, кто дарит, чем тот, кто берет. Поэтому говорится в Писании: «Да не оскудеет рука дающего».  Главная награда, которую дает Господь, это не то что Он деньгами им отдает, а дает вразумление, обучает их. Милосердие не имеет в виду обязательно деньги, есть более ценные вещи чем деньги. Что за деньги не купишь? мудрость, например.    

Представьте, у вас два варианта: - вы стали даунами с миллиардами долларов, хотите? Вот тут как раз видно, что деньги не соизмеримы с мудростью, мудрость гораздо ценнее, чем все эти финансы, поэтому Господь награждает большим, поэтому  куда человек не обратится, он везде сможет всё сделать. Если человек мудрый, то все что Господь ни сделает у него будет в руках гореть, как говориться, у него все будет получаться.

   Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. Бывают люди, которые непрерывно говорят: а почему ты так сделал? да зачем ты так сделал? и т.д. Прикрывающий проступок ищет любви; а кто напоминает все время о нем, тот потеряет друга, в наказание Божие. Пиление не угодно Богу и оно разрушает и любовь, и лишает человека возможности узнать что-нибудь о настоящем свете.

Интересный оттенок в славянском: «Кто таит обиды, ищет любви, а кто ненавидит скрывать, тот разрушает друзей домашних, разделяет меж собой». Он не только сам теряет своих друзей, но он еще и других стравливает между собой.  Крайнее беззаконие такими вещами заниматься. У нас многие считают, что это добродетель такая, другому человеку сказать гадость. Есть целая компания таких людей, которые считают: ну как же, мне такую гадость про него сказали, как же не передам, он должен знать, что о нем думают! … перед глазами Бога.

     10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. 

Действительно, разумному лучше сказать, а глупцу бесполезно, хоть бей его, выражение такое есть «Хоть кол на голове теши». Человека неразумного он абсолютно не вразумляет,  а разумного, нужно смотреть, кому и что ты говоришь. Заметьте, выговор, сказано, а не вопль, когда орешь на человека, ничего не добьешься. Некоторые думают, что если я буду орать, то я кому-то внушу что-то.  Когда вы орете это признак слабости. Кто когда слушал вопящего?  Никто не будет слушать, если ты орешь.

   11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. Есть люди, которые возмущают людей, любят стравливать людей, таким Бог воздаст через жестокого ангела. Те люди которые склочничают, скандалят, получат наказание. Часто таким людям Господь посылает беснование, в наказание за стравливание людей между собой, поэтому сказано жестокий ангел будет послан против него. Жесткокий ангел – это мятежный ангел, злой дух будет в наказание послан такому человеку. Апостол Павел, например, сделал бесноватым кровосмесника, он отдал его сатане на измождение плоти, чтобы дух был спасен для Господа. Бог, например, послал злого духа Царю Саулу, в наказание за зависть и ненависть, как раз в подтверждение этих слов Писания. Тот человек, который возмущает людей, он ведет себя как дьявол, вот Бог его дьяволу и отдает.

   12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Представьте себе медведицу, лишенную детей, как она рвет на части, но это еще хорошо, это замечательно по сравнению с глупцом и с его глупостью. Глупые проекты, глупые идеи, глупые слова, они настолько разложат человека, что говорят,  куда бы спрятаться. Это к вопросу о том какую страшную роль играет глупость для человека.

    13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. Очень часто встречается явление, когда люди хорошее делают, а из-за гордыни злом на добро отвечают. Даже поговорка есть «Не делай добра – не получишь зла». Такие люди будут разрушены Богом  в наказание за их злодейства, за эти страшные злодеяния, которые они делают. Потому что в глазах Бога, когда человек делает такое, это хуже, чем просто зло. Фактически мятеж против Творца.

   14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. Соломон говорит: смотри, когда прорыв начинается лучше сразу остановить, заткнуть дырку, если фонтан заткни его. Вначале надо прекращать ссору, когда начинается, лучше отойти. Оставь ссору прежде, нежели разгорелась она, начинается скандал- оставь ссору, развернись и уйди, потому что дальше еще не известно до чего дойдет. Зло нужно останавливать вначале, а не когда оно уже развилось.

    15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом. Это очень важное правило, потому что у нас именно и любят это делать, оправдывать нечестивого: мы должны войти в его положение, мы должны понять, что у него было тяжелое детство, скользкий подоконник, нехорошо к нему родители относились и т.д. это есть оправдание нечестивого. Зло это зло и оправдывать его нельзя. Убийца он убийца, вор он вор, зло оправдывать не должно.

«… и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом» есть такой тип людей которые стараются про тех людей как праведников накопать как можно больше зла и гадостей. А смысл понимаете в чем? Чтобы все смешать в одну кучу, зло не такое уж плохое, а добро не такое уж хорошее. Сейчас распространено такое явление – сплетник, заметьте и то и другое делает одновременно, но при этом люди так делающие забыли о третьей силе. Точку зрения Господа Бога забыли, который следит за словами людей,  которому это отвратительно и мерзко.

Как вы считаете, если гнев Бога разгорится, мы в силах конкурировать с Ним? Представьте себе, Бог говорит: а мне что-то мерзок этот товарищ стал, уберу эту грязь. …

Мерзок в глазах Бога тот кто оправдывает нечестивого, и тот кто порочит праведного. 

     16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] 

 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. Зачем такому человеку деньги, если он глупый? Если он не может купить самого важного, разума,  и мудрости не ищет. Ему деньги не дадутся, а если дадутся, то так, на время подержать.

Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды. Чтобы показать какая у меня вилла, как у меня все здорово, такой человек ищет разбиться. Он строит высокий дом, чтобы похвастаться, чтобы возгордиться, разобьется о собственную же гордыню. Как Вавилонскую башню строили, строили, развалы сейчас добивают американцы.

« … а уклоняющийся от учения впадет в беды». Кто уклоняется от того чтобы изучать Слово Божие, кто уклоняется от того чтобы узнавать волю Господа, он в беду впадет. А почему уклоняются? Некоторые говорят: я и так все знаю, я и так умный. Такой человек попадает в беду обязательно.

    17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. «Друг познаётся в беде». Только тот может быть другом, кто любит во всякое время и как брат придет во время несчастья. Тот человек, который так не проявляет он не друг. Вообще Царь Соломон все время в Книге Притчей, в  Премудрости Соломона, подчеркивает, надо с осторожностью подходить к выбору друзей, не каждому открывать свое сердце, будь осторожен, пускай у тебя будет один друг на тысячу приятелей. Те люди, которые набирают себе много друзей, они называются Соломоном глупцами, потому что они раскрывают свое сердце  и их гарантировано ударят, и они поступают не по мудрости.    

У мудрого человека приятелей огромное количество, потому что он со всеми в мире, ласков, кроток и смирен, но друзей у него один, два  потому что иначе говорят, что такой человек поведет. Бывают эпохи,  когда вообще друзей не заводят.

Друг любит во всякое время, любит тебя, а не твои деньги, заметьте, что сказано в любое время. Бывают друзья, которые не выносят успехов человека. Есть друзья, которые не выносят бедствий человека,  потому что они от него рассчитывали поиметь денег, а есть друзья, которые успеха человека не выносят, потому что они завидовать начинают.

      18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. Только глупый человек поручается за своих ближних. Поэтому говорят, если ты поручился за другого человека, беги  умоляй, на колени вставай, деньги давай лишь бы от участи тебя избавили. Не давай никогда никому над собой власти. Есть общая иерархия власти и пускай будет, достаточно, большего не надо.

   А в славянском переводе другая мысль, но они взаимосвязаны: муж безумный,  а рукоплещет и радуется о себе. Так же, кто поручился за своего друга, на своих губах собирает себе сокровища огня. Глупый человек, он хвалит и рукоплещет сам себе.

   Есть люди, которые организуют себе бенефисы, юбилеи, прославление себя, бурные восторги. Тот человек, который ищет себе похвалы, полагается на людей. Полагаться на других людей полная глупость, тем более она богопротивная, потому что в Писании говорится  «Проклят человек, который надеется на человека» (Иеремия 17:5). Если бы у нас люди это помнили и исполняли, как было бы легче жить, если бы мы на людей не полагались.   

   19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. Человек, который любит скандалы он грешник, он любит грех. Есть такой тип людей, которые просто не могут без того чтобы не поскандалить, не посмотреть на скандал, любят ссоры. Он обязательно сам ссорится, он может с удовольствием посмотреть, поддержать, поэтому про такого сказано: он любит грех.

« … и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения». Ворота какие? Ворота рта. Мудрый человек отойдет в сторону, чтобы не участвовать.

   20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. Очень интересная мысль, вдумайтесь. Человек у которого в сердце привычка к коварству, он добра не может найти. Есть люди, которые ничего хорошего в жизни не видят: все плохо, правительство плохое, погода плохая, жизнь плохая, все люди вокруг подлецы и сволочи, в жизни ничего хорошего нет, все ужасно. Коварное сердце,  коварное сердце не найдет добра, говорит Царь Соломон. Коварный внутренне человек, который привык ко всем так относится, такое и находит, а с чего ему еще другое находить, он просто не видит добра, которое Бог дает, откровенно не видит. Именно такие люди устраивают свары, скандалы  и Бог их наказывает тем, что они кто что видит, то и получают. Потом умирают с руганью, со скандалом.  

« … и лукавый язык попадет в беду». Некоторые думают: ой, как я хорошо соврал, как я его надурил. Человек завирается, он врет, врет, врет, а Бог говорит: ври больше, больше, еще больше, а теперь получи то, что наврал, я тебе ничего не буду давать, я тебе только твое дам. Вот так в жизни и получается, человек чаще всего попадается на собственном  вранье, когда человек завирается. 

   21 Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется. Заметьте, что можно в детях воспитывать? Премудрость. В детях нужно воспитывать премудрость, а не то, что там некоторые говорят: главное чтобы у них связи были хорошие, что бы он карьеру хорошо сделал, чтоб  у него денег побольше было. Не ориентируете на это детей. Если ребенок будет глупый, вы не порадуетесь совсем этому. Если ваш ребенок богоборец, богохульник, вам от этого несчастье будет, даже если он будет высокопоставленный человек. Не порадуется отец сыну глупому.   

   22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.  Веселое сердце благотворно, если хотите вылечиться, избавьтесь от уныния. Это принцип, который медицина начала сейчас воспринимать, действительно лучшее лекарство это веселое состояние сердца, бывает люди вроде как внешне здоровые, а внутри  все унылые, мрачные, печальные, ничем недовольные, скандальные, обиженные. Поэтому и сказано: веселое сердце оно благотворно как лекарство, а унылый дух сушит кости, кости ссыхаются.

   23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. Человек, который не почитает Бога он чем пользуется? Взятками из -за пазухи, незаметно, чтобы извратить пути правосудия. Он нечестивец, поэтому сказано:  "приемлющему дары неправедно в недра не предуспевают путие" - пути того, кто несправедливо берет дары за пазуху (т. е. взятку), не приведут к благому концу (Притч. 17, 23).

   Те люди, которые дают взятку, чтобы извратить пути правосудия, такие люди называются нечестивыми. Нечестивый, это не человек, который оскорбил человека, нечестивый тот, кто не почитает Бога. Наши суды, обычные суды - это дело Бога, поэтому судьи называются богами.  В Библии они называются богами, обычные судьи. Человек сидит на месте Бога, по воле Бога, если он берет взятки, он совершает чудовищное нечестие, он оскорбляет пути правосудия, которые Бог повелел ему исполнять. Человек, который извращает пути, он не будет благоуспешен.  

    24 Мудрость - пред лицом у разумного, а глаза глупца - на конце земли. Человек мудрый ищет в первую очередь того как мудро поступить сейчас.  

«…а глаза глупца - на конце земли», глупый лезет абсолютно везде, он везде влезает, мысли у него разбегаются, он сделать ничего не может, а мудрый делает то, что он сейчас может.   

     25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей. В славянском переводе: гнев отцу сын безумный и болезнь для родителей. Отцу и матери самое худшее наказание, когда сын их безумен, и не в том смысле что шизофреник, а духовно глупый. Глупость, во всей Библии – это нежелания поступать по Божьим законам.

    26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду. 

   Господь не разрешает и осуждает того, кто обвиняет правого. Что значит обвинить правого? Называет правого виноватым, кто пытается правого замарать, это нехорошо, это не угодно Господу. Глупо и нехорошо бить вельможу за правду. Эта книга в первую очередь написана для царя. Если ты посмеешь оскорбить вельможу за то, что правду тебе сказали, ты поступишь глупо, отвратительно, ты себе же напортишь. Ровоам, тот, кому была адресована эта книга, не послушался и потерял. Царство развалилось на две части именно из-за того, что он избил вельможу, за правду, против чего отец его  предупреждал.

   Умный начальник умеет слушать своих подчиненных, которые ему правду говорят.

    27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. 

   В славянском переводе: кто щадит слово пронести жестокое тот разумен. Кто жалеет, кому жалко жестокие слова произносить, им не хочется, кто сдерживает свои слова, тот разумен.  Долготерпелив муж премудр … Благоразумный, он хладнокровен. Нужно учиться быть хладнокровным. Если ты не можешь контролировать себя ты не благоразумен.  Если ты вскипаешь и не можешь кипение гнева обуздать, не хочешь, точнее, считаешь себя в праве гневаться и скандалить, то ты безумец, ты глуп. Благоразумный муж он хладнокровен и разумный воздержан в словах своих, он говорит экономно и знает, что каждое слово может дать ответ. ... От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься, – говорит Спаситель (Мф. 12, 37).

   28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста     свои - благоразумным. Помолчал бы, умным показался, есть такая поговорка. Молчание – золото, надо уметь молчать. Сейчас идет такая идеология, что если ты промолчишь, то ты от Христа отречешься и т.д. Ты отречешься если тебя будут спрашивать, при тебе будут хулить имя Христа, а ты не возразишь,  но если речь идет о другом, молчание благоразумнее, оно велико и хорошо. У нас свойственна неблагоразумная трепливость, когда человек треплется, когда его не просят. Так что будем учиться хранить свои уста. 

 


Назад к списку