Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 16 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 16 глава

Глава 16

 

   1 Человеку принадлежит предположения сердца, но от Господа ответ языка. 

   Эта фраза достаточно известна, знаменитая поговорка: «Человек предполагает, а Бог располагает». Человеку принадлежит предположения сердца т.е. человек сам планирует, что ему сделать, то или это, это действительно в руках у человека. От Бога же ответ языка, Бог отвечает на вызов человека именно Своим решением. Человек может спланировать, может решить что-то, но сделает только то, что попустит или повелит  Господь Бог. Это очень важно помнить, потому что очень многие люди возмущаются, недовольны, оскорбляются тем, что Бог не поступил так, как мне хотелось бы. На самом деле Бог ничего никому не должен, Он поступает так как Он считает правильным. Но при этом нужно помнить, что от человека предположение сердца. Важный момент, что Все мысли тоже будто бы от Бога, некоторые доходят до того, что любое зло от Бога, нет, Бог зла не творит, Бог попускает, но зло не делает. Господь Бог использует зло на пользу себе, Он оборачивает зло к добру. Он злое дело берет и превращает его в добро, во благое дело.

  Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. 

   Господь как делает? Он взвешивает, проверяет души, хотя человеку кажется все правильным. Пока человек что то делает, его несет, что я делаю то правильно, разве могу я ошибаться? Некоторые говорят: я так чувствую; у меня такое предчувствие, что это правильно. Это предположение сердца, предположения языка, человеку кажется, все пути его чисты, но Господь взвешивает души. Есть такой образ, на иконах Страшного Суда изображается, рука Бога держит весы и на одной чаше весов находится душа, а на другой находятся дела. Если дела человека злые, то душа оказывается легкой. Перевешивают злые дела и душа оказывается легкой, пустой.

Как сказал Бог Валтасару: ты взвешен на весах и найден очень легким, ты -  пустышка. Многие думают, что злые дела должны быть тяжеловесны, да нет, дела злые они легкие, они ведь выедают человека и душа становится огрызком  души на самом деле. Поэтому Бог, взвешивая душу, находит её легкой, пустышкой, бессмысленной,  которые на самом деле оказываются совершенно бессильной. Поэтому Господь взвешивает души и все наши пути будут проверены Богом, проверены насколько они соответствуют Его святой и благой воле.

     Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. 

   Очень важный принцип, который проходит сквозь всю жизнь. Человек что часто пытается делать? Он находится в состоянии суеты, он непрерывно, непрестанно суетится, суетится, суетится… Думает как бы мне это сделать, как бы мне то сделать, как бы мне сё сделать. А на самом деле что нужно сделать? На самом деле надо сделать то что ты можешь, но при этом сказать: «Но всё равно сделает всё Господь»,    отдать в руки Богу. Меньше суетится, меньше планировать и жизнь человека станет гораздо легче. Вместо того чтобы заниматься непрерывным планированием, самокопанием, предадим в руки Богу все свои дела. Недаром каждый раз мы с вами на шестом часе слышим  "возвези на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает". Взбрось  на Господа свои заботы и Он сам тебя прокормит, Он сам о тебе позаботится. Это очень важно, потому что человек не приучившийся к этому, он никогда, ни к чему не станет подготовлен, он не сможет ничего сделать. Предай Господу дела твои и все предприятия твои совершатся. Очень часто человек считает, что если он все будет продумывать, то у него значит все получится, ничего подобного.    

В первой же главе Послания к Римлянам мы увидим с вами, что эта мысль один из этапов страшного падения и отступничества. Путь по которому человек сваливается на дно Ада, проходит через обязательный этап – самонадеянность, когда человек полагается в своих делах только на Бога. В Послании к Римлянам есть такие слова Апостола:  и осуетилось несмысленное их сердце. Обязательный этап гибели – это суета сердца. Человек говорит: да я знаю Бога; да конечно, но все это я и так знаю, любимая поговорка.  Нечего тут меня грузить, - как некоторые говорят. Я и так всё это знаю, всё это догадываюсь. Особенно эта болезнь у людей с богословским образованием. Есть старая семинарская мудрость: Самая трудная задача – обратить в православие православного попа. Связано это с чем? Человек привыкает,  человек давно ходящий в церковь привыкает. Если он не побуждает свое сердце к постоянному бодрствованию, сердце привыкает и он говорит: что такое Бог я знаю, все догматы знаю, наизусть все известно, ничего нового я там не найду. Как будто бы ты понял, что такое Троица, как будто бы ты понял, что такое  Боговоплощение.

Я в феврале начал писать книжку про Троицу, я не могу это писать, потому что чем больше я начинаю писать, тем она раздувается, и тем сложнее становится тема. И у меня проблема как бы попроще об этом написать. И пишу-пишу, а она не пишется, то есть она пишется, но раздувается и раздувается. Скоро в талмуд такой превратится. Поэтому приходится её ужимать и ужимать. А почему? А потому что тайна когда ты в нее вдумаешься, когда ты в нее всматриваешься раскрывается как цветок, как бутон, все новые и новые  уровни смысла.

Человеку говорят: ты на Бога положись хоть немножечко. А он говорит: а как? А очень просто, человек суетится, у нег ничего не получается, не выходит первый вариант – возьмем второй вариант, не получается второй – найдем третий вариант, бесконечная шахматная партия получается. Человек все свои силы бросает на то, что бы просчитать своей головой свое будущее, а это глупость, это знает и Бог, и это знает даже дьявол. В дьявольской книге, которую к сожалению все мы читали, «Мастер и Маргарита» дьявол говорит: Для того, чтобы управлять своей жизнью нужно иметь хотя бы небольшой прогноз  на жалкий период времени, хот бы тысячу лет. Как ты можешь управлять своей жизнью если ты не знаешь будущего?   

Даже в шахматах, чем шахматы хороши? Есть ограниченный набор правил и ограниченное количество тех с кем ты борешься, обычно у тебя один шахматист, с которым ты борешься, ну если ты гроссмейстер, то их может быть сорок. А когда ты ведешь шахматную партию жизни ты не сможешь просчитать, во первых – огромное количество людей свободной воли, которые не обязаны действовать как тебе кажется нужным, а во вторых кроме огромного количества людей, с которыми мы общаемся, есть еще невидимое огромное количество ангелов, которые тоже действуют ничуть не менее активно чем люди. Есть огромное количество злых ангелов, бесов, которые на человека действуют не менее активнее чем люди, а есть воля Божия про которую русская мудрость говорит: если хочешь рассмешить Бога расскажи ему о своих планах. Это действительно справедливо, поэтому и сказано в Писании:  Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. «Господи, я тебе даю дело, Ты Сам защити»,  все очень просто, причем настолько просто, что многие говорят: ну не может быть все так просто, это же невероятно, так только тупые могут поступать. Вот тупые, которые так тупо поступают они выигрывают, а которые все умные, которые строили планы на миры, где они находятся? Как говорил Гамлет: они совершают внутренние объезды своих подданных. Когда король умер, короля съел червяк, рыбка червяка, а рыбку съел бедняк. И в этом смысле король объезжает всех своих подданных. И вот на этом все планы у него заканчиваются. Смерть прекращает все планы, поэтому человек должен учиться передавать Богу свои дела. Церковь об этом непрестанно говорит и мы с вами всегда должны об этом помнить.

Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся, потому что Бог может абсолютно все, Он может поменять все обстоятельства жизни как Ему угодно. Бог не скован никакой необходимостью, Бог не скован никакой судьбой, Он не скован никакими законами вообще, Он делает все что захочет. Об этом хорошо сказал  царь Навуходоносор: теперь то я знаю, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет.  (Дан 4:14).

Очень важно помнить, что Господь действует как Ему угодно, поэтому предашь Ему свои планы и все изменится, попроси и все изменится. Действительно экспериментально это любой христианин знает, только мы слишком мало доверяем Богу, а от малого доверия  много шишек.

- Тогда получается вообще ни о чем не нужно просить?

- Можно и так, можно и просить о чем то, Господь разрешил просить о конкретных каких- то делах, но при этом сопоставил иерархию : ищите прежде всего Царства Божьего и праведность его, а всё остальное приложится.

 

Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия. 

   Господь все делает для кого? Для Самого Себя.

Кто ходил на беседы «Основы Христианства» помнит наверно, как нужно правильно отвечать на вопрос «для кого сотворен мир»? Для Бога Сына. Бог Отец для Бога Сына сделал подарок. Все Господь делает для Себя, не для людей, а для Себя. А для людей постольку, поскольку они соединились с Сыном. Когда скажут, что мир это для святых, то постольку, поскольку они в святом, в Святом Сыне, в Святом Духе, а не просто так.

Нужно помнить, что все Господь для Себя делает.

Некоторые говорят: ну как же это гордыня, мы не можем так думать о Боге. Бог чрезмерно смиренный, мы зная Бога знаем, что если бы Господь был хоть чуть-чуть гордым, Он бы давным -давно дал бы нам так, что мало бы не показалось, за оскорбления которые мы Ему наносим. Господь действительно смиренный, однако же все делает для себя, это объективный факт.

Здесь я призываю к чему? К тому чтобы мы признали факт, как объективно в реальности.

Господь все делает ради себя. Мы и молимся то как? Прости наши грехи, ради чего? Ради Святого Имени Своего.

И еще мы молимся как Александр I. Александр I после победы над Наполеоном какую медаль выдал? «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113,9.) Мы знаем, что Он делает все для Себя и мы Его славим, благодарим, прославляем вне зависимости от себя.

И даже нечестивого Господь блюдет на день бедствия, т.е. даже нечестивого Он сохраняет для того чтобы служил наглядным примером того как действует правда Божия. Конечно Бог предлагает нечестивому раскаяться, Бог предлагает нечестивому измениться, но когда Бог знает, что нечестивый не хочет изменяться, не хочет каяться, Господь  всё равно часто не убирает его сразу же постольку поскольку нечестивый уйдет….. как наглядная агитация … Согласитесь что самый лучший пример какой? Который стоит перед глазами. Как хорошо было красиво написано: Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах (Первая книга Царств) и тогда сразу все понимают, так делать не стоит, посмотрите как  с ним произошло. Нам казалось, что его Господь покровительствует, а оказалось что просто этот нечестивый послужил  макетом. И поэтому не нужно смотреть, что сейчас нечестивый угодил, нет, все в руках Божиих, в том числе и нечестивые.

Напоминаю вам, что Бог в Библии это не Бог современных либералов. Либералы думают, что Бог это добрый дедушка, который никого не наказывает, который только любовь, который властно никак  не действует, который говорит: ну не надо милые детки, ну пожалуйста не надо, ну не получилось, ну сами себе хуже сделали.  Реальный Бог в Библии немножко по другому действует, Он говорит: остановились, мне вас жалко, но если вы сейчас сделаете, Я вам так сделаю, что мало не покажется. Если вы будете поступать по моей воле, то у вас жатва будет продолжаться до сбора винограда и вы будете вино делать до наступления новой жатвы, потому что у вас будет такое изобилие. Вы будете есть второгоднее зерно, третье годное, даже третье годное зерно выкинете, потому что оно вмещаться никуда не будет. А если не будете, то за то, что вы ко мне повернулись спиной, то и я к вам подойду с яростью. Тут как раз вот живой Бог, который  не раздражается внутри,  в нем нет раздражения внутреннего гнева которое есть у людей, но у Него есть отторжение, ненависть  к злу, которое отторгает, не признает и не принимает  ни в коем образе. И Он при этом действует очень активно.

Напоминаю, что Бог в Библии, Бог которого знают Святые Отцы, Бог Мучеников, Бог Пророков и Апостолов, Бог Святителей и Преподобных и Новомучеников Российских, Бог который действует уже сквозь все века  - это не тот Бог, который похож на Дед Мороза.   

   Некоторые говорят: представления о таком Боге это образ Ветхого Завета, который устарел. Понимаете что это значит?  Получается вместо Бога конструктор, я сегодня один конструктор придумал, а завтра другой конструктор придумал, вот как интересно! Получилось так, а потом этак.  Это ложь на Живого Творца,  который прямо предупреждает конструкторов. Сказано в Книге Псалмов «Он Господь наш, а мы люди Его; Он сотворил нас, а не мы его». Прямо сказано Бог творил нас, а мы Его не творили. Нам не дано права выдумывать конструктор про Бога. Поэтому я вам советую: даже из- за миссионерских соображений никогда не говорите «а как бы нам представить о Боге более возвышеннее?» Нельзя Его представить ни более возвышенне, ни более возниженнее, надо описывать, как Он есть на самом деле. Бог реальный, Он именно такой какой Он есть, не веришь, проверь. Проверяется очень легко: Воззовет ко Мне, и услышу его. Впрочем даже если вы не будете воззывать, вы тоже встретится сможете. Помните, да, каким образом? Говорят, Господь посетил, дом сгорел. Вот так и встретится можно.

   У нас есть такое преимущество, которое является одновременно и плюсом и минусом. Преимущество то, что мы крещенные, а это преимущество означает, что погибнуть  нам не так легко, как кажется.

   Мы же дети Божии, а какой Отец просто так  возьмет свое дитя и отпустит погибнуть. Отсюда следует то о чем говориться  в Писании:  Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Поэтому, естественно,  христианину спокойной жизни не обещано, в силу того что любит. Именно поэтому, христианина, в ад просто так никто не отпустит, его будут вытаскивать и по хорошему, и по плохому, до самой смерти.

 

Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.

   Помните раньше Соломон говорил нельзя поручаться ни за что, а вот за это говорит я поручусь. Всякий гордец, надменный злодей который говорит: а я такой! я самый умный, я самый сильный, самый могучий, все мне обязаны, а никому ничего не обязан. Высокомерные наглецы, которые вызывают отторжение у всех людей, но и которых многие, почему то панически боятся, вот те надменные наглецы будут унижены. Высокомерные наглецы они падают, всегда, без наказания не остаются.   Об этом прямо говорит Господь и прямо говорит Соломон: поручайтесь, без наказания такой человек не останется, гарантируем.

И посмотрите на нынешнюю ситуацию, можно посмотреть об этом в новостях. Высокомерные наглецы, они падают всегда, поручится можно, без наказания не остаются. И касается это на самом деле не только каких-то новостных программ. Как новости нужно использовать во спасение души знаете? Извлекать из них духовный урок. В новостях, не считая аналитической программы, в которой врут конечно же, а обычные какие-то формальные факты, в  них воля Божья просто формально описана. Очень полезно открывать Библию и смотреть новости, читаешь смотришь, читаешь смотришь. Написано? Получил! Как написано, так и получил. И вот здесь полезно для души, в прямом смысле.

 Пример такой: Россия вывозит 2 млрд тонн зерна  уже 4 года подряд. Уже ничего не покупает. В Советском Союзе его ввозили, а сейчас вывозят. А почему? А ответ очень просто – Храм открыли. Поля не возделываются , а зерно – прет. При не возделывании полей большой урожай, а в Советское время все поля возделывали, а зерна не хватало. То не до рос, до не до воз, то сгноили, не до вес, не до объем, не до тряс и т.д. Как Бог обещал, так и получается. В Советское время во время гласности были большие, красивые, замечательные прилавки в конце 80-х годов, и как смотрели по телевизору картины Западного изобилия. А сейчас у нас у каждого метро тоже самое.  То, что было в Советском союзе оно исчезло, все пахали, ничего не было, а сейчас кажется никто не пашет, а всё есть, потому что Бог благословил. Блестящее подтверждение Книги Левит. Как написано, так и произошло.

   Я считаю, что все эти стоны «патриотов» наших, которые вопят, что жить стало плохо, направлены на то чтобы прогневить Бога, вместо того чтоб поблагодарить Господа Бога за те очевидные дары которые нам даны.  Господь скажет: я вам давал, давал, а вам все не хватало и не хватало, ну получите тогда от Меня по полной программе за вашу свинскую неблагодарность.

   Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы.  Если хочешь  ,  делай по правде, по справедливости, поступай по правде Божий это Богу более угодно чем ты будешь жертвы на храм делать. Это очень важный принцип. Есть такие люди, которым категорически запрещено иметь честь  жертвовать на храм. Жертва на храм это привилегия не всем позволенная, например, вор, убийца, проститутка не имеют права приносить жертву храму. Если священник знает, что этот человек бандит то он не имеет права принимать  жертву. Более того, даже если он примет жертву не зная того Бог  эту жертву отбросит. Начинай с правды, это лучше чем приносить жертву потому что жертвы которые приносятся от грязного сердца они Богом не принимаются.

Почему жертва привилегия? Потому что жертва знак благодарности, а благодарить Творца можно только от того что по Божьему получено. Если финансы или еще что-то ты получишь нечестным путем, то ты просто разгневишь Бога этой жертвой.

    Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.

   Кто ищет Господа тот найдет и знание и праведность одновременно. Не просто праведность, а вот то самое что нам нужно, нам нужно и знание и праведность одновременно. Знания без праведности это верный путь к большему наказанию. Раб который знал волю Господа и не исполнял ее, бит будет много (Лк.12,47). А правда без знания это верный путь к провалам, если ты будешь под видом правды делать не пойми чего. У тебя будет такая праведность, от которой … Господа. Нацистская праведность вам нужна? Идеальный нацистский праведник или идеальный коммунистический праведник -  не надо. Все эти вещи, пример такой, что необходимо: нужно получить знания с праведностью, но получит их человек только тогда, когда он ищет Господа, хочет Его узнать лучше, хочет с Ним познакомиться и быть с Ним в хороших отношениях.

Истинно ищущие Его найдут мир. Кто истинно ищет Господа тот найдет мир,  мир с ближними и мир с дальними, мир с Богом самое главное. Что значит истинно ищет Его? Ищет Его исключительно ради Него, а не пытается применить поиск Бога своим фантазиям.

Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. 

   Эта мысль в Писании очень важна. Часто спрашивают: А что мне делать когда я не успеваю, не могу по каким то причинам покаяться? Ну например,  уехал я по работе в Анталию, ближайшие храмы там находятся в 700 км. или в Стамбуле 900 км. Как мне очистить грех? Я сделал грех, меня совесть мучает, как мне его очистить? Сказано Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. Милосердие и правда действительно очищают от грехов, об этом говорит Писание, не двусмысленно и церковь это всё признает, и говорит: Бог будучи милостив не желая чтобы человек разложился от грехов своих дал человеку много средств для очищения от грехов. Если ты согрешил, храмы всегда открыты, приди к нам и епископ очистит тебя от греха, если не можешь этого сделать – восплачь, встань на колени, омой свое ложе слезами, так как делал это Давид и Господь очистит тебя от греха. Ты можешь подать милостыню, милостыня избавляет от смерти, покрывает множество грехов. Делай противоположные твоему греху добрые дела, проси Бога о прощении, и Господь очистит тебя. Вот видите сколько способов  для очищения.    

…?

Не осуждать никогда, самый надежный. Ни разу никого не осудишь и все. Каким судом судите, таким будете судимы (Матф.7:2). А если никаким судом не судить? То и вы никаким не будите судимы.  Понимаете? Все очень просто! Стоит никогда не осуждать и вас никто судить не будет и даже Бог на страшном суде, когда встретитесь.  …?

Лучше не делать, конечно, но если ты оступился … Есть замечательный пример: когда один монах пьяница умер в грехе, игумен очень расстроился и молился Господу чтобы Он показал где же он находится. И видит, что монах в раю находится: а как ты здесь оказался? Ты же пьяница. – Отче я знаю, я виноват, я грешный, я пьяница, я пил, но я никогда в жизни никого ни за что не осудил, ни разу. Если бы Господь меня судил, Он бы гарантированно меня осудил, но Господь что сказал? Каким судом судите таким и вас будут судить. Так как я никак никого не судил то и меня не судили. Вот пример, почему Господь отыскивает способ очистить от греха.   

   Милосердием и правдою очищается грех, поэтому и старались всегда русские люди, и сербские православные, и греческие православные отмечать праздник обильной раздачей милостыни. Куда шел государь царь православный после пасхальной заутрени? В тюрьму! Шел в тюрьму раздавать подарки, а потом ехал по больницам, на Пасху, лично сам. Не так как у нас, православные Христиане в день Святой пасхи: отоспались и есть, есть, вплоть до полного расстройства желудка. В современной России традиция отмечать праздник милосердием к бедным утрачена.  

 Император Византийский Восточно Римской империи устраивал пир, на который вызывалось 500 человек. Вызывался Патриарх, митрополиты ближайшие, министры, сенаторы, бомжи, больные из больниц привозились. Вот такой вот сохранился список вызываемых людей, протокол, протокол двора вызываемых в обязательном порядке людей. Расчет был такой, на одного сенатора, примерно, десять бомжей. Бомжей доставляли на пир, предварительно отправив их в баню, римскую, отмывали человека, выдавали ему царскую одежду, выдавали по одной золотой монете и отправляли кушать на пир к Императору. Вот это входило в ритуал двора. На Рождество, на Пасху, на Богоявление, на Пятидесятницу, на день основания Константинополя, на день рождения Императора, именины Императора. Семь дней в году были у Императора обязательно вот такие дни, присутственными днями они назывались. По ритуалу Император разносил первые переменные блюда для бомжей. Начинает все это делать Император Константин. У него было хобби, он очень любил перед этими бомжами служить. Хорошая такая традиция, Римские Епископы так делали, Григорий Двоеслов вообще каждое воскресение в обязательном порядке бомжей кормил и сам их обслуживал в качестве официанта.

        И страх Господень отводит от зла, если человек боится Бога, то страх этот отводит его от зла. Здесь речь идет о каком страхе? Да самом обычном, когда человек боится в ад попасть. Самый первейший, страх Господень, боязнь, что Господь нас осудит, отводит от зла уже сейчас.  Любой человек готов вот сейчас напиться, но страшно, готов убить человека, а страшно, так и сказано страх отводит от зла, хорошее средство. Когда люди говорят, что представления об аде ломают людей, я могу сказать, что представления об аде спасает людей. Именно по этому было множество случаев, что уровень преступности в христианских государствах был гораздо ниже чем в нехристианских. На порядки ниже, не на какие-то там разы, а на целые порядки, потому что  как говорится в Писании страх отводит от зла.

  1. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. 

Очень-очень важное место Писания. Многие люди думают, как же мне вот сделать,     у меня столько врагов, столько противников, как бы мне с ними делать? Есть два варианта поведения:

  1. Все, я так их отделаю, что они никогда больше ко мне близко не подойдут, естественно ничего хорошего не получается. Потому что когда отделаешь одних врагов, почему-то случайно появляются ….  На одного разозлился, а другие …..
  2. Я не хочу чтобы мы были враги поэтому я буду под ними простилаться. И чем заканчивается обычно? … собственной личности, человек впадает в человекопоклонство и гибнет.  

   А есть третий путь, когда Господу угодны дела человека Он и врагов его примиряет с ним. О врагах молись, не обращай на них внимания и делай свое дело. Вот и все! Самый простой способ, о котором современные люди  забыли. Помните в Евангелии говорится «молитесь за врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добро ненавидящим вас и творящим вам пакости, чтобы вы были детьми  Отца вашего Небесного который благ и к неблагодарным и к злу». Эти слова надо делать.

Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с  ним, заметьте, Господь не сказал и Царь Соломон не говорит здесь «Он открывает вам возможность, вы подумайте, сами примиритесь» Он просто примиряет человека, Бог сам невидимым образом смягчает сердце человека, этого человек сам сделать не может, принципиально. Не пытайтесь переломать вашего врага. Не пытайтесь, не сможете, сердце человека может изменить только Творец, совершенно тайными путями. Поэтому Господь и дал повеление молиться за врагов. Это единственное средство реально изменить ситуацию, именно изменить, не избежать ситуацию, а изменить ее,  а для этого ты должен делать именно то, что Бог от тебя требует. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

Как говорил Козьма Прутков: «Не плыви по течению, не плыви против течения, а плыви куда тебе нужно».  Если человек зависит от мнения окружающих, причем в любую сторону зависит. А может зависеть как? Мне сказали, я обязательно сделаю сразу, но мало ли что ты наломать можешь, или: я полностью независимый человек, так подростки иногда говорят, а некоторые из подросткового возраста до самой старости выйти не могут.  А некоторые говорят: мне вот сказали, а я все сделаю ровно наоборот, вот назло сделаю. Умного в этом ничего нет, и хорошего тоже ничего не получится. А вы сделайте то,  что Бог говорит и все, нравится кому-то или не нравится. Нравится кому-то, Слава Богу, не нравится кому-то это их проблемы, жалко конечно таких людей, но я то каким образом к ним отношение имею, никак.

    Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. Крайне важный момент, лучше получить немного, не получить большого барыша, но при этом сохранить праведность, чем ты получишь много, но с неправдою. Вся неправда эта потом тебя и сожжет, потом она тебя уничтожит. Все разговоры о том, что счастье не в деньгах, а в их количестве, оставим для сребролюбов, для тех глупцов, которые забыли о том, что за деньги ничего не купишь, кроме хороших мест на кладбище.   

  Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.  Человеческое сердце, оно обдумывает путь человека, но это не значит, что пусть будет именно так как владелец хочет, нет, Господь прямо говорит что нет, Господь направляет Сам, Он действует так как Ему угодно. Мысли человека являются направляющей силой, но Бог все равно выведет так как Ему нужно, поэтому слишком много значения своим мыслям не придавайте. Мало ли что ты предполагаешь, о чем думаешь, твоя мысль может быть совершенно глупой, ты можешь не владеть всей информацией, ты можешь не ориентироваться в мире по-настоящему. Ты должен обдумывать все это, но помни что все равно путь … по воле Божией.    

  10 В устах царя - слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде. Здесь дальше идет ряд притч обращенных к Царю. Книга притч, как таковая, это уроки которые Царь Соломон давал своему сыну, которые, правда, тот не усвоил.   Но тем не менее они полезны для всех нас, здесь есть очень важный принцип отношения к верховным властям.

В устах царя - слово вдохновенное, недаром говорят, что Царь помазанник Бога. Кто стоит на вершине царской власти,  будет ли он  миропомазан на царствие или не будет он миропомазанником, а просто будет верховным правителем, он непосредственно открыт для Господа Бога, его действия руководятся Творцом, причем для этого даже не нужно чтобы человек о Творце знал. Мы знаем из Библии множество примеров и в Ветхом и в Новом Завете,  когда Бог действует через язычников, которые не знали Бога совершенно, а Бог сделал то, что Ему угодно. Здесь просто особенность такая, власть сама по себе от Бога и поэтому тот, кто находится на вершине власти, тот поставлен туда Творцом и поэтому Бог открывает им свою волю. Поэтому даже в славянском переводе сказано: слова пророческие. Верховному правителю дается особая власть, особая сила, чтобы управлять народом по воле Бога. Если народ делает зло, то Господь наказывает через правителя, а если народ делает добро, то Господь через него награждает. И на царе, и на верховном правителе находится величайшая ответственность, которою  они не имеют права ни на кого перекладывать.  Поэтому всякие попытки уменьшить власть верховного правителя только расшатают государство и разрушат его. Кроме тех случаев, когда государство маленького размера, в несколько деревень, тогда оно может не разрушиться, а чуть побольше, уже все. Бог властен над кем угодно и поэтому не стоит ломать голову, а почему тот или иной правитель вот так вот поступил, не выводимое не из чего такое явление и вот вроде человек сам и не хотел так, а вот взял и сделал, ну получилось вот так.                А почему? А по тому что Бог направляет. Здесь речь идет не о личной святости человека, а о том, что человек, поставленный на вершину власти, он под рукой Бога ходит непосредственно.

Интересно, что и в Византии и в России, поэтому, царей изображали всегда с нимбами, отсюда взялось такое мнение, что Иван Грозный канонизирован, потому что он с нимбом изображается. Нимб означает то, что  человеческая голова царя под рукой Бога находится. Но есть вещи, которые зависят полностью от царя, поэтому сказано:   уста его не должны погрешать на суде.  Вот здесь от Царя все зависит, если он посмеет в несправедливости вести суды, царство будет разрушено. Главная задача, которой обязан обеспечить правитель и вообще власть – это безопасность правосудия, не пенсии, не дорожное движение, а именно безопасность правосудия – самая важнейшая вещь. Если царь посмел беззаконие допустить в суд, то царство будет разрушено очень быстро. Бог за это карает быстрее даже чем за богохульство. Почему знаете? Потому что Бог смиренный.  Ему как то все равно, Он знает, что богохульство тяжело духовно для богохульничества, но Его лично это не задевает. Когда богохульники хулят Бога, надеясь что заденут Его, они глубоко ошибаются.  

Собака лает, караван идет. Богохульник губит только себя, а не Бога.  Когда идет речь об угнетении слабого и беззащитного, тогда Бог вмешивается и очень быстро. Поэтому сказано: уста его не должны погрешать на суде.   

   11 Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме.  

Бог многократно запрещал обвесы, фальшивые гири, фальшивые весы т.д. Он следит за точностью меры весов, Он ненавидит, когда люди занимаются таким обманом, обвесом, воровством. В Писании сказано:    Неверные весы - мерзость перед Господом, но правильный вес угоден ему (Притчи-11,1). Некоторые считают, что обвешивание это мелочь, даже некоторые продавцы говорят «не обманешь - не продашь». Именно про это и сказано   Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме, Он за этим следит, понимаете? Он за все спросит, за все обвесы, обмеры, обсчеты, за все будет спрошено. Более того, Бог смотрит за торговлей алкоголя. Сам по себе алкоголь не грех, грех напиваться. Если ты продаешь разбавленное вино, пиво, испорченную водку, испорченные продукты, то ты будешь отвечать перед Богом, Он за всем этим смотрит. Испорченное вино опаснее, чем испорченная картошка. Некоторые думают «ой, Бог высоко, не видит», нет за этим Он внимательно следит, вся торговля полностью перед глазами Бога.

Захотите делать торговый бизнес, милости просим, пожалуйста, делайте, но помните, что за вами смотрят глаза Бога, они смотрят за каждой сделкой, за каждым недосыпом и все это будет потом предъявлено в Судный день.

     12 Мерзость для царей - дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. 

То есть для царей это должно быть отвратительно, они не должны мириться с беззаконием, потому что правдой утверждается престол.

Престолы стоят не на законе, а на правде. Здесь речь идет о праведности. Праведность утверждает престолы царствия.

   13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. Царь должен искать себе не подхалимов, он не имеет права на роскошь подхалимажа, он должен искать тех, кто ему истину скажет, а иначе он не сможет … эту  информацию. Как раз в этом и проявляются признаки мудрости царя. Видите сколько практических советов даже для властителей.

   14 Царский гнев - вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. 

Если царь разгневался, то можно погибнуть, но мудрый человек умеет этот гнев умилостивить. И царь даже не готов услышать мудрого человека. Поэтому во всех православных царствах существовало понятие «право помилования»,  когда ходатайствовали о снисхождении к преступнику.

   15 В светлом взоре царя - жизнь, и благоволение его - как облако с поздним дождем. Видите как все зависит от Верховного Правителя,  как поздний дождь который дает возможность подняться посевам, так и благая воля царя поднимает всё царство. Это действительно так, рыба гниет с головы, с одной стороны, но с другой, с головы она начинает и подниматься. Каков правитель так поднимается и страна, поэтому с правителя максимальный спрос и   огромная награда. Если царь смог стать благородным царем ему огромная награда приготовлена.

   16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. Когда у вас выбор между премудростью и золотом что нужно выбирать? Премудрость. От золота умнее не станешь, а от премудрости можешь заработать всё золото мира. Тем более премудрость является свойством Бога, и человек обладающий премудростью может выйти за пределы мира.

    17 Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. Путь праведных именно в этом заключается, они обязательно охраняют себя от зла, они не живут так «а кривая выведет», нет, путь праведных обязательно охрана, охранять себя от зла. Кто бережет душу свою, тот хранит путь.

   18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. Вот тоже вещь, о которой сейчас почему то не принято говорить, наоборот говорят о необходимости высокой самооценки себя, необходимости чувства собственного достоинства и т.д. Помните что говорил … погибели чувств предшествует гордость, и падению – надменность. Человек надменный, надеющийся на себя, полагающийся на себя, гарантированно упадет, обязательно, и погибнет.

   19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. Лучше поплакать, поскорбеть, но с кроткими, чем с гордецами вместе делить добычу. Поплакав с кроткими, ты становишься мудрее, благороднее, а разделив добычу с гордецом, ты нажил себе врага. Потому что ему всё мало будет и  потом будет бесконечно преследовать, долбить, пилить, скажет: « а,  да ты попался, я же теперь про тебя все знаю, тут ты меня обвесил» и т.д.,  поэтому с гордыми по возможности дел вообще никаких не иметь, при малейшей возможности избавиться от общества гордецов, старайтесь с ними не общаться. В Писании говорится (Псалмы говорят) что гордецов даже домой нельзя приглашать.

   20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Необходимо продумывать свои дела. У нас как принято? Считается, что нужно голову выключить и делать что скажут. Нет, так не сказано надо вести дело разумно. Задача духовника научить людей различать добро от зла, опытом … а не так чтобы за человека думали. Бог не дал нам повеления, чтобы мы в Церкви Божией стояли бездумно, он повелел нам вести дела разумно, такой человек найдет благо, и поэтому нужно надеяться на Бога, тогда ты будешь блаженен.  

   21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. 

Мудрый сердцем прозовется благоразумным, то есть человек, который поступает по мудрости, старается, чтобы мудрость стала нормой жизни. Божьи правила стали не осуждаемы аксиомы, такой человек будет даже по-светски благоразумным. Познание тайн Бога приводит к практическим выводам и наоборот. 

И сладкая речь прибавит к учению,  здесь Писание напоминает, что очень неплохо хвалить. Хвалить других очень полезно, хвалить себя очень вредно. Хвалить за дело, а не льстить. А у нас или льстят или хвалят сам себя, а другого говорят нельзя хвалить, иначе он может возгордиться. За добрые дела надо хвалить, особенно слабых, потому что для них это крайне полезно, особенно это касается детей.

За добрые дела хвалите.

    22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость. 

Кто имеет разум в том источник жизни, который спасает человека от смерти. Что значит иметь разум? Уметь правильно мыслить, уметь мыслить по-божески, для такого человека разум – это источник жизни. Как назвать все знания академика Гизбурга, богохульников – глупость. Ученость глупых ничего не стоит, премии и т.д. они не дают человеку ничего полезного. Человек, который глуп в самом прямом смысле, безнравственен, а человек, который не почитает Бога безнравственен в квадрате, вот такой человек глуп сам по себе.

   23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. Чтобы был мудрым язык, нужно чтобы мудрое было сердце, поэтому за сердцем нужно следить, его охранять, злые мысли туда не пускать и приучать чтобы сердце действовало по Божьи, а не плыть за сердцем, тогда будет мудрым язык и тогда будет знаний больше в устах сердца.

   24 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. 

   Пиление и ругание, кусание и обзывание, оно только отгоняет людей друг от друга. Представьте себе, у вас есть близкий человек, который поступает не по-вашему, и вы его начнете пилить и ругать, что с ним произойдет? Он просто сбежит. Приятна речь, она для души приятна и тело расцветает в прямом смысле. Есть поговорка «ласковое слово и кошке приятно». Это действительно так, кошку похвалишь, она вся распушится, хвостом вилять начинает, вроде как не понимает слов, а выражение уже понимает, тем более человек. Человека похвалишь, он расцветает, это не случайно.  

   25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. 

   Нельзя доверять себе, помните, что многие пути, которые кажутся человеку прямыми, они оканчиваются к смерти, поэтому всегда нужно свои пути выверять Богом, свои поступки проверять Творцом, свои планы поверять воле Творца, а иначе ничего хорошего из этого не получится. Смерть погубит человека, и всё.

     26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. 

К чему говорит это Соломон? А к тому, что хвалить трудящихся нечего. Многие говорят: «Я так работаю, а ты не ценишь», но простите, а для чего ты работаешь? Ты работаешь чтобы себя прокормить, причем тут ценишь? Тебя ценят, тебе зарплату выплачивают. Человек трудиться, чтобы прокормить себя и нечего тут выступать и выкаблучиваться.

    27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. 

Человек лукавый, лживый, он придумывает зло и у него в устах как будто бы жгущий огонь. Человек лукавый … его речь сжигает и обжигает людей. Есть люди, которые стараются как можно больше уязвить, это лукавые люди, таких людей нужно оберегаться. Соломон предупреждает, берегитесь, не верьте, не слушайте их, не обращайтесь, не контактируйте, оберегайтесь от лукавых людей, чтобы не обжег вас огонь из их уст.

      28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. 

   Коварные люди сеют раздоры. Если начался где-то скандал в большом коллективе, что нужно сделать? Смотрите здесь где- то ходит коварный, будьте мудры, остерегайтесь, знайте, где источник, оберегайте себя от этого. Не будьте дураками, не раскрывайте свое сердце, берегитесь. Пускай уж будет тысяча приятелей, но один из них 03:49

И наушник разлучает друзей. Как говорит Псалтирь: уста их смягчишися паки елея, но они суть стрелы, т.е. уста их мягкие как елей. «Я же для твой пользы рассказываю, что про тебя говорят. Я же тебя люблю, я тебя так уважаю, что не могу смотреть как тебя так обманывают, как про тебя такую гадость говорят». Зачем? Чтобы разлучить друзей.   Помните, что правильная, хорошая реакция в России была такая: мужики на слова наушничества по зубам били, очень хорошо помогает, говорят, с одного раза ))

Нужно сказать: пошли вон, слушать этого не хочу, и все больше не общаться.

    29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 
30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он - печь злобы]. 

Какое точное описание. Знакомое, да? Люди не  поменялись, да? С прищуром глаз, с ухмылочкой, закусывая губы он думает, как бы он сделает и разожжет зло,  и он печь злобы. Соломон говорит: смотри, смотри, глаза держи открытые. Такие люди действительно готовы загубить всех, остерегаться нужно. У нас почему то не учат выбирать компании, а потом мы будем гибнуть, общаясь с кем ни попади. Подбирайте с кем общаетесь, подбирайте себе друзей. Выбирайте, ищите, иначе погибните. Попадется на вас такой человек с хитрым прищуром глаз, с закушенными губами, который вас сожжет просто своей злобой, берегитесь его.

     31 Венец славы - седина, которая находится на пути правды. Венцом славы является седина. Действительно говорят серебро головы, но она увеличивает только в том случае, если она увеличивает путь правды. Если человек праведным путем идет, то седина его украшает. А иначе она его уродует.  Слова Царя Соломона актуальны, те люди, которые не шли по жизни путем правды, которые не любили истину, они седину обычно не носят, они закрашивают седину, это хорошо на самом деле, они показывают что они глупые. Когда уже бабушка или старик на пороге смерти, голову накрасили, ужас. Нет никакого запрета на крашение волос, понимаете что это означает, диагностика, а так ничего. Даже если человек будет путем зла идти и не будет волосы красить, все равно это будет видно.

      32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. Долготерпеливый лучше храброго, храбрый он может сейчас храбрый, а потом?

   33 В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа. Библия знает один из способов деления воли Божией, как  жребий. Его знает Писание, его использовали Апостолы, Святые и дальнейшие. Когда ты не можешь ничего решить, ты не знаешь как нужно поступить, то нужно выбрать те варианты которые есть, проверить соответствуют ли они воле Божией или не соответствуют, добрые они или злые. Если они все оба добрые, тогда из двух добрых вариантов   нужно бросить жребий, с молитвой к Богу.  Обычно бросают три раза, полагаясь на волю Бога, чтобы Господь открыл свою волю. Помните, что Бог не открывают свою волю грешникам, Он открывает только тем, кто поступает по Его воле. После Причастия там всё по-другому, там заглядывают в Евангелие, с молитвою ответ вытаскивают. Есть разный способ бросания жребия. Но всегда нужно делать это  с молитвою и с надеждою на волю Бога, и только из добрых вариантов.  Если вы бросите жребий убивать ребенка или не убивать, я думаю что Господь не ответит. Ответ и так ясен из Писания, Бог не любит когда Его считают за идиота. Бог в Писании прямо говорит что-то делать так или не так, то поступай по Слову Божию и все. Жребий бросают в том случае, когда не знаешь как поступить. Вот об этом сегодняшняя глава.  


Назад к списку