Новости
- Пасхальный праздник
- 06 Май 2024
- Канон прп. Андрея Критского
- 21 Март 2024
Объявления
- 19 Апрель 2020
АДРЕС МОНАСТЫРЯ
461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.
телефон:
8(35342)2-33-15
эл.почта:(по вопросам пожертвований):
- Просьба о помощи
- 24 Октябрь 2016
Карта Сбербанка 4276460013808097
ДАНИИЛ СЫСОЕВ. О свойствах души.
Сегодня мы будем говорить о свойствах души и об их правильном или неправильном употреблении.
Для начала мы должны сказать о том, что такое душа. Душа человека, само слово происходит от слова дышать. Это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую часть человека, которая оживляет человека, дает ему способность мыслить, волить и чувствовать. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Не бессмертностью, потому что бессмертен по природе только Бог. Душа же наша неуничтожима, в том смысле, что она не теряет свое сознание, не исчезает после смерти. Почему нельзя сказать, что бессмертна – потому что у души есть своя смерть. Смерть для души это не видеть Бога. В этом отношении она может умереть и поэтому и сказано в Писании: «душа согрешающая, та умрет». Здесь важно понять, что мы имеем в виду под понятием бессмертия и неуничтожимости. Как известно «Свидетели Иеговы» и адвентисты отвергают бессмертие души, они говорят что душа просто часть тела, и она будто бы не переживает тело - это с их точки зрения. И они при этом лживо ссылаются на Библию. Ссылаются на текст Екклесиаста:» Кто знает восходит ли душа человека после смерти вверх, и исходит ли душа животных после смерти вниз?» Кто знает? То есть вот вопрос. А потом Екклесиаст сам дает ответ (чем пренебрегают свидетели Иеговы): «и умирает человек, и отходит дух к Богу, который дал его».
Итак, душа неуничтожима, но может умереть. Смерть души – неведение Бога, которое имеет следствием то, что душа человека - её свойства начинают распадаться, разваливаться, и неправильно проявлять себя.
Мы с вами будем изучать такое важнейшее произведение для нашего богословия, называется «Точное изложение православной веры»( прп. Иоанна Дамаскина).
Определение, которое мы будем разбирать и анализировать: «Душа есть сущность живая, простая, и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, бессмертная, разумная и не имеющая формы, пользующаяся снабжённым органом - телом, доставляющая ему жизнь, и возрастание и чувствование и порождающую силу. Имеющая ум, но не иной по сравнению с ней самой, но чистейшую часть её, ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, то есть добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получившая все это по природе от благодати Создавшего её, от которого она получила и бытие такое, и такую природу».
С одной стороны вы должны понимать, что душа есть сущность простая, так как душа у нас духовна, то есть не материальна, она относиться к миру духовному, умственно постигаемому, именно поэтому душа не состоит из кусочков. То есть свойства души, это не кусочки души, это некие силы которыми душа действует.
Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то мы увидим, что чаще всего в душе выделяют три основных силы. Высшая сила – это ум, (так же) воля и чувства; соответственно сила мыслительная, желательная и вожделевательная.
У души есть некоторые и другие силы. Силы души разделяются на разумные и на ту которая неразумная. У неразумного начала души есть две части – одна не послушная разуму, то есть разуму не повинуется, другая послушная и повинуется разуму.
Итак какие у нас (силы души) неподвластны разуму? Непослушная и неподвластная разуму есть жизненная сила, которая называется еще силой сердцебиения. А также семенная, которая порождает растительные сила, которая называется также и питательной, возрастательная сила, которая образует тела – они управляются не разумом, но природой. Как мы знаем есть разные уровни душ – есть душа растительная, есть душа животная, в человеке все это сочетается. Эти силы души, они не подвластны разуму и не должны быть ему подвластны. Хотя они происходят от самой души. Почему это понятно. Нам не нужно думать, чтобы сердце билось… Представьте если бы нас заставить думать, чтобы желудок переваривал пищу, сердце билось, вдыхать и выдыхать. Тогда бы голова была забита только этими вещами и человеку просто думать было бы некогда, и человек не смог бы быть разумным существом. Потому Бог сознательно сделал, что жизненная сила, которая у нас есть, они разуму неподвластна, так сделал Бог. К чему я это говорю? Сейчас есть технологии связанные с человеческим телом и есть технологии, которые пытаются повлиять на жизненную силу. Есть попытка поставить под контроль души жизненную силу, йоги этим занимаются, они пытаются поставить под контроль сердцебиение, дыхание, они силой внушения могут вызвать ожог и чего-то там ещё, и этим страшно гордятся – а гордиться нечем. Бог сознательно освободил от этой задачи и заниматься этим глупо. Представьте себе, вы пришли после работы, и вас ещё заставить работу Жека выполнять – вам хорошо будет? Вместо того, чтобы заняться своими делами - мусор вывози, перекрывай крышу, газ бури – это бы глупость была… Все эти люди, которые в восторге от всех этих оккультных изотерических искусств, они как раз то гордятся тем, что овладели жизненными силами, которые неподвластны разуму. Зачем? Это связано с такой глупой идеей, что мой разум - он лучше справиться, чем неразумная часть духи. Я отвечу - хуже справиться. Все эти попытки рационально построить жизнь обычно приводили к очень нерациональным последствиям. В советское время в Ялте были артели, которые занимались выловом селедок, продавали это на рынке, сыты были и рыбаки, и всю Россию кормили. Потом пришел план. Сдавать государству, за это получать карточки, талоны, кончилось тем, что селедка вдруг пропала. Во время хода селедки стали ломаться «случайно» моторы и рыбаки стали заболевать «случайно». Любая попытка жизнь загнать в рациональное русло, она печальна. Это касается не только общественной жизни, это касается и нашего тела. Давно известно - если человек очень правильно вышагивает – скорее всего он напился. ))) Он пытается рационально управлять ногами и руками, чтобы его не приняли за пьяного. Тот же самый случай – йога это состояние пьяного доведенный до логического конца. Когда человек думает, что делает что-то великое – это просто глупо. Не надо пытаться взломать то, чего Бог не дал, именно потому, что от этого лучше не выйдет, хуже только будет. Еще пример: одно время у многих гланды вырезали, потом начался массовый тромбофлебит, что связано с отсутствием иммунной системы, которая на гландах находится…
Почему же тело ломается, если душа так хорошо им управляет? Ответ очень простой. Бог сделал, что человеческое тело смертное и избавиться от смерти никаким рациональным планированием в принципе невозможно. Вспомните например, овечку Доли, когда пытались при помощи клонирования достигнуть бессмертия, собственно клонирование для этого и сделали. Она в три года умерла от старости. Клонирование, как и любая другая попытка, является тупиковым путем.
Итак, « особенностью души являются благочестие и мышление». Это особенности только души. «Но добродетели общие и душе и телу», - говорит Иоанн Дамаскин. Потому что душа пользуется телом. Благочестие и мышление происходят в душе, но проявляют себя через тело. А добродетель всегда общие и душе и телу. Поэтому вы не сможете ни одной добродетели назвать, которая была бы сделана только душой без участия тела. Даже умная молитва, она построена на чем? На том, что мы сводим ум в сердце в физическое(через которое попадаем в духовное сердце, в глубины духа), при этом используется и особенная техника дыхания, или же Иисусова молитва привязывается к сердцебиению.
Далее, « нужно знать, что разумное начало по природе владычествует над неразумным, однако же, не все ему повинуются». Неразумные силы бывают двух видов. Одни из них непослушны разуму, т. е. не повинуются ему; вторые же послушны и повинуются разуму. Какая же послушна и повинуется? Послушные же и повинующиеся разуму силы души суть гнев и хотение (похоть). При этом следует заметить, что произвольное движение принадлежит той части души, которая повинуется разуму». То есть к чему стремиться душа – она стремиться к той части, которая послушна разуму. То что мы не контролируем, наши жизненные начала, это ни в коем мере нам не препятствует, потому что все, что служит к движению, к стремлению, к деятельности, относится именно к той сфере души, которая послушна разуму. Человек властен гневаться или не гневаться. Гневаться против кого? Против врагов. Может вожделеть, может не вожделеть. Это все относиться к области, контролируемой разумом. Неразумная часть, но разуму послушна. Гнев хороший против зла направлен, гнев плохой направлен против человека.
«Следует принять к сведению, что одни вещи хороши, другие же дурны. Ожидаемое благо производит желание;» Видите? Желание порождается ожидаемым благом. Вопрос в том, что всегда ли хорошим, подлинным благом? Важный момент, который мы часто по отношению к другим людям не замечаем. Любое желание человека порождено стремлением к некоему благу. Вопрос в том всегда ли это благо настоящее. Бывает вещь хорошая, кажется, а на самом деле плохая. Простейший пример: хочу чтобы меня похвалили, хочу славы. Хотеть славы не плохо, плохо хотеть славы от людей. Желание славы это стремление к благу. Но слава должна быть от кого!? От Бога. Почему это важно, потому что мы говорим – ему только зла хочется. Нет ни одного человека, который бы стремился ко злу в чистом виде. Человек всегда стремиться к фальшивому добру или не к истинному добру. То, что он принимает за добро, что он считает за добро. Это как-раз то, что произошло - древо познания добра и зла. Помните?
Итак «подобным же образом ожидаемое зло приводит в страх, а присутствующее производит печаль. При этом следует иметь в виду, что, говоря здесь о благе, мы имели в виду, как действительное благо, так и благо мнимое. Подобным же образом и о зле».
Есть тоже зло которое кажется злом, а на самом деле добро. Например, страдания могут быть добром, хотя кажутся для нас злом. Добро или зло война? Она является злом для развязавших войну, так? В прямом смысле этого слова. А для подпавших под это, война может быть злом, а может быть и не злом в зависимости от их к ней отношения... Если человек озлобляется и ненавидит, значит война становится для него злом. Если человек понимает, что война послана и ему и его народу за грехи, и он раскаивается, как было во время ВОВ, то он превращается для него в добро.
Теперь , что касается сил. Как у нас происходят мыслительная способность? «Мыслительной способности свойственно суждение, одобрение, стремление к действию, а равно и отвращение и уклонение от него. В частности, к этой деятельности принадлежат восприятия умопостигаемого, добродетели, знания, правила искусств, размышление пред совершением действия, свободный выбор. Эта же способность действует в сновидениях, предвещая нам будущее. Пифагорейцы, следуя евреям, утверждают, что такие сновидения и являются единственным истинным прорицанием. Органом способности мышления служит средний желудочек головного мозга и находящийся в нем жизненный дух». Здесь святой Иоанн говорит так: есть мыслительная спосббность –высшая способность души, которая проявляется в виде суждения – уметь судить о каком-то предмете, оценивать его. Важный момент! Некоторые говорят, что мы должны избавиться не только от осуждения, но и от суждения. Это неправильно - если мы попытаемся избавиться от возможности оценивания окружающего мира, мы, таким образом, разрушим свою наивысшую способность. Наша задача не разрушить его, а направить правильно. Как было направлени суждение у человека до грехопадения? Сделаю отступление в сторону и скажу, что все эти способности, о которых мы говорим, они имеют три формы существования:
В изначальном – естественном виде
Противоестественном виде
И сверхестественном виде
В естественном виде способности души проявляется у человека до грехопадения. Почему естественные? Потому что нормальным является то, как создал Бог человека.
Есть состояние после падения (в грех) – это состояние болезни, оно является противоестественным.
А есть сверхъестественное. Которое дано искуплением. Оно дано тем людям, которые получили тайное посвящение, получили тайную силу и едят тайную пищу. Вы, наверное догадываетесь? Это Крещение, Миропомазание и Причастие. Поэтому все они называются Таинствами. Почему я говорю необычным языком, потому что у нас часто не как Таинство получается, а как какой- то обряд бессмысленный. На самом деле это передача неких тайных сил Богом, которые поднимают все свойства души и ставят их на свое место.
И мы можем и должны судить отличая добро от зла. Потому что Бог говорит в книге пророка Исаии: «Проклят тот человек, который добро называет зло, зло называет добром, кто сладкое называет горьким, горькое называет сладким, кто черное называет белым, белое называет черным». Это очень важный принцип. Попытка отказаться от этого принципа, она приводит к гибели души. У нас существует такой предрассудок: лучше нам на всякий случай не только не осуждать, но и не судить, то есть не оценивать поступки. Если мы не будем оценивать поступки в первую очередь свои, да и других людей (которые нас во что-то пытаются втянуть),, мы гарантированно погибнем. Попытка людей ввести бездумное послушание она противоречит Священному писанию и наследию святых отцов.
Например: зачем Антоний Великий говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которое он выпьет взять благословение. Знайте зачем? Для того чтобы разум монаха максимально отвлечь от жизненных забот. Задача послушания прямая противоположность йоге. Если йог или оккультист, пытается своим телом управлять при помощи разума, то тут происходит наоборот, человек полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы у него разум был заполнен богопознанием и богообщением. Эти вещи являются высшим проявлением мыслительной способности души, и именно для них высвобождается разум. Послушание касалось исключительно внешних дел, но никогда монахам не говорилось – делай так и все, и точка. Нет. Если мы возьмём огромное море святоотеческой письменности, монашеской – оно возникло именно потому, что старцы поясняли, основываясь на Слове Божием, самые тонкости движения души. Наши представления – что тебе будут говорить, а ты как робот выполнять, это подход, который разрушит твою душу. Понимаете почему? Вместо того чтобы разум развивать, как делали святые, тут разум убивается. Мы научены убивать не нашу природу, а то, что на природе паразитирует – грех.
Теперь о свойстве души предвидеть будущее через сновидение. Часто спрашивают: откуда я знал, что со мной произойдет? Вот такое явление, да? Был такой пример (их много), замеченный и описанный в литературе, когда человек спит и ему во сне сниться, что он в Париже во время французской революции, сюжет закручивается и в конце он попадает на гильотину… и человек просыпается оттого, что ему на шею падает книжная полка.
Получается обратная причинность, человек как бы видит будущее, которое для него совершенно не очевидно. Это некое предвидение будущего, которое свойственно человеческой душе, связано с тем, что человеческая душа причастна миру духовному и в некотором смысле она может приподниматься над обычным временным потоком.
Снам верить не должно сон это время, когда мысль не контролирует сама себя, не сдерживает сама себя, и человек открыт для разных духовных воздействий. Писание предостерегает нас от веры снам. Сны от Бога – от них рождается покаянное чувство, если не рождается – это сон не от Бога, а если покаянное чувство рождается и приводит к отчаянию, то это тоже не от Бога.
Дело в том, что сама по себе мыслительная способность души может вырабатывать информацию, но при этом (чтобы эта информация была объективна) необходимо, чтобы душа человека находилась в состоянии единства с умом Бога, «с Великим мирородным умом» - как говорит Григорий Богослов.
В нормальном естественном состоянии человеческий разум как функционирует? Он находится в состоянии созерцании Бога, он видит Бога и Бог непосредственно начертывает свои откровения на ум человека. Это нормальное состояние человеческого ума, которое было в Адаме, и даже после грехопадения некоторые праведники его получали. Как Библия возникла? Каким образом пророки получали откровение? Духом Святым это понятно, а как это проявлялось? Св. Василий Великий говорит: «Когда ум человека очищен (молитвой) и сердце не охвачено кипением страстей, (то есть способности гнева и вожделение покорены уму, как и должно быть), то Бог неизреченным образом начертывает на уме некоторые знания, которые ум обрабатывает в слова». Бог не слова вкладывает, а знания (информацию). А в слова информацию облекает наш ум. Такое совместное взаимодействие Бога и человека. Бог следит за тем, чтобы никакой ошибки в передаче не было. Именно поэтому мы знаем, что в Слове Божием нет никаких ошибок. Оно непогрешимо и безошибочно. Бог следит, чтобы разум человека адекватно и точно передал откровение Божие. Но в силу того, что разум у человека различен - различен уровень образования, склад характера, склад мышления… Поэтому, по стилю священные тексты различаются (если вы заметили). Один стиль у пророка Амоса, который пастух, а другой стиль у Исаии который был великим поэтом и царедворцем, третий стиль у царя Давида (псалтирь – потрясающие тексты очень красиво написаны) или очень простое Евангелии от Марка. Самые разные стили, но во всех случаях идёт речь об откровении Божием. [ Если человек искажает, Дух Святой восстановит текст]
Мыслительная способность души человека в (нормальном состоянии) проста и безвидна. Что это значит? Как говорят святые отцы - то есть человеческий ум не циклиться на себе, себя не рассматривает, он смотрит на Бога, безвиден – то есть себя не видит, и в нем нет процесса фантазирования. Главная болезнь мыслительной способности души – фантазия – Измышление того чего нет. Наделение им (тем чего нет) окружающего мира. Что не является фантазией? Можно мыслить то, чего нет, но будет. Это фантазией не будет. Я ставлю чайник на плиту и знаю, что он закипит. Мой ум знает то, чего еще нет, но будет. Это не является фантазией. Я знаю, что будет Страшный Суд, я могу его себе представить, образ будущего Страшного Суда. Это не будет фантазией, потому что я рисую то, что будет.
Но Я могу нарисовать образ того, чего нет и приписать это окружающему миру. Например, сказать, что тёща это просто крокодил, а не человек - приписывание человеку который мне не нравится отрицательных черт. Или наоборот, приписывание человеку, который мне нравится, положительных черт, которых в нем тоже нет. Фантазия начинается с мнения о себе самом. Поэтому святые отцы и говорят, что одна из главных болезней человека – это мнение. В каком смысле МНЕНИЕ? Мнение как таковое- это нормальное состояние человека. Человек создает свое мнение о чем угодно… Но чем отличается эта способность создавать свое мнение от греховного мнения? Греховное мнение – это когда я свое представление не сообразую с реальностью, а наоборот, говорю, что реальность такова, как Я думаю. Помните, как Гегель сказал, когда ему сказали: « ваша теория противоречит фактам», он казал: «тем хуже для фактов. Вот это логика мнения: Я так сказал – значит так и есть и не надо ко мне лезть со своими доказательствами. Это то самое бесовское мнение, которое разлагает человека.
Если в изначальном состоянии человека ум был открыт для Бога и Бог обогащал человеческий ум знанием, человек сотрудничал с Богом, будучи простым, бесстрастным. Желательная и вожделевательная части - эти силы не действовали на разум, а разум действовал на них. Это нормальное состояние человека. Пример: я могу гневаться, когда должно, когда согласно с истиной должно гневаться, и я могу не гневаться, когда согласно с истиной должно не гневаться. Я могу вожделеть и хотеть, когда это согласно с истиной и не вожделеть и не хотеть, когда это не согласно с истиной. Заметьте, никакая часть в природе человека не должна быть утрачена. Утрачиваются только те растения, которые не Отец Небесный насадил – грехи и греховные привычки. Все свойства человека должны быть сохранены и исцелены. Как должен быть исцелен ум? Он должен действовать всегда по Божии.
Итак, какие бывают сбои? Первый сбой - фантазия. Ум начинает отворачиваться от Бога, поворачивается сам на себя и начинает сам из себя вырабатывать реальность. Самое предельное явление это теория солипсизма – есть такая теория философская, что на самом деле существую только я, а вы все мои галлюцинации. Опровергнуть в принципе невозможно, потому что никакая галлюцинация тебя не может опровергнуть ))).
- можно вопрос. Абстрактное искусство является фантазией?
- Абстракционизм является результатом фантазии доведенной до предела. Попытка мир изломать и сделать из него набор кусков. Мир от этого не меняется, а делающий это меняется. Когда Малевич написал черный квадрат и повесил его в красном углу вместо икон, он мир не изломал, но себя он изломал сильно. Само абстрактное искусство приводит к распаду, распад мыслительной способности, доведенной до логического конца. Фантазия начинает создавать мир, а так как сила ума исчерпывается… все сотворенное имеет ограниченное количество сил, в том числе и душа. Также ум имеет ограниченный объем памяти, ограниченный объем энергии, ограниченный объем сил. И вот неправильно функционирующий разум начинает себя исчерпывать. И доходит до такой критической точки, когда человек становиться безумным. Это как раз-то результат действия фантазии доведенной до логического конца…
Мир духовный связан с духами, поэтому человеческий разум, отвернувшись от Бога, начинает контактировать с иными существами, с ангелами (подобное тянется к подобному). Человек начинает контактировать с падшими духами. Человек сначала начинает вырабатывать фантазию сам, потом ему начинают подбавлять. Дело в том, что ангелы не обладают творческой способностью никакой. Ангел – вестник, посланник, он будет точно передавать информацию, поэтому ангелы не обладают творческой способностью, им даны другие способности, которых нет у человека. Человеку же даны творческие способности, которых нет у ангелов, поэтому, что делает мятежный ангел? Когда человек фантазирует в греховном смысле, ангел мятежный дает ему некую мысль, некую информацию, картинку и человек на основании этой картинки начинает вырабатывать свою картинку. То есть происходит совместное творчество человека и демона. В ЧЁМ РАЗНИЦА? Демон, не обладая творческой способностью, он всегда паразитом является. Бог же, будучи Творцом, Он сотворит человеку, они вместе творят. Поэтому разум человека, который сотрудничает с Богом, усиливается, обогащается, поэтому и Дух Святой называется Духом премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Господня. Помните, да (семь даров Святого Духа, которые мы должны знать)? А разум человека, который общается с демонами, он ослабевает, причём даже быстрее, чем, если бы он фантазировал сам.
UPD/
Почему? Человек имеет внутри себя ряд сдерживающих планок (которые Бог в него заложил). Планки это и возрастные, и образовательные и совесть, которая есть в каждом человеке и она не даёт людям распоясываться.… А злые духи помогают человеку сломать каждую планку. Как говорил Косьма Италийский: «Гибель придёт от грамотных». В каком смысле? Не то, что грамотность плохо, а то, что гибель придёт от тех людей, которые грамоту использовали во зло. Науки как таковые созданы Богом…Адаму ведь была дана заповедь «возделывать рай», а «возделывать» это предполагает и научную деятельность – научиться понимать мир.
Главное, что заставляют делать демоны, они помогают человеку обойти совесть. Человек редко прямо переступает через совесть, такое бывает, но это редкий момент который тяжело переживается самими людьми, чаще человек обходит. Как например в бизнесе, человек не будет напрямую воровать, когда можно обжулить, сделать обходной маневр. Вот и демоны помогают обходить, они делают фальшивую совесть с фальшивой системой добра и зла с фальшивой этикой, и потом исходя из фальшивой этики человек выстраивает фальшивую жизнь, всё это делается на базе извращённого ума. Вот говорят: откуда в мире столько разных нравственных систем – мусульмане считают добром одно, христиане другое, буддисты третье. Ответ очень простой – голос совести заглушен фальшивой совестью. Фальшивка похожа на настоящую, чтобы мыслительная способность души была введена в заблуждение. Мыслительная способность под воздействием злых духов начинает блуждать, принимать за добро, то, что добром не является. Причём добро не просто, а в максимуме, то есть на уровне заповеди. Например, заповедь о джихаде. Нормальная совесть никогда не может сказать, что убийство невиновного человека, который не сделал тебе никакого зла, может быть добром. Но фальшивая совесть, которая вложена исламом, она портит это и в результате получается, как сказал один мой знакомый мухабит: « если бы Аллах наказал жарить младенцев заживо, я бы это сделал»…
Разум человека (мыслительная способность) должен контролировать желательную способность и возжелевательную способность. Что это такое? У Иоанна Дамаскина читаем: « Хотение есть определенное проявление естественной воли, иначе сказать: естественное и разумное влечение к какому-либо предмету; ибо в человеческой душе заложена способность разумения влечений. Таким образом, когда такое разумное влечение естественно направляется к какому-либо предмету, то оно получает название хотения, ибо хотение есть разумное влечение и стремление к какому-либо предмету». Хотение и стремление к тому, что естественно – способность хотеть то, что согласно с природой. Хотеть есть, пить, рожать детей, дышать, двигаться, жить. Все эти вещи, вложенные Творцом, они естественны, вопрос в том, что естественные силы могут быть неправильно употребляемы, потому что они выходят из-под контроля разума, который сам вышел из-под контроля Бога.
Какие болезни возникают, когда воля начинает командовать разумом? Отвернувшись от Бога, ум человека пытается опереться сам на себя, он начинает вырабатывать фантазию и он видит, что опереться невозможно, потому что умственная способность она …к логичности. Логика это одно из главных условий существования человека, как говорит Григорий Палама все законы логики (их три), они вложены в нас Творцом и без них мышление невозможно. Закон достаточного основания – для любой посылки необходимы достаточные на то основания. Для того чтобы мыслить необходимо то, на основании чего мыслить. Например, мне нужно решить, на чем мне ехать – на машине на автобусе или пешком идти, у меня должны быть какие-то основания, чтобы решить пешком идти. Всё наше мышление связанная структура (в нормальном естественном состоянии), одна последовательность выходит из другой, а первая посылка от кого должна идти? От Бога. Великий ум Бога даёт первую посылку. И от него начиная, мы строим всё остальное. А теперь представьте, что ум отвернулся от Бога, и у него нет первой посылки. Тогда начинается работа вхолостую, оттолкнутся не от чего. Ум работает, причём активнее, потому что в холостую легче колесо прокручивается, когда не от чего отталкиваться, совершенно не тратит силы на трение. И человек начинает думать, на что опереться, чтобы какое-то решение принять? Что признать за истину, с чего строить? Человек говорит: « нет абсолютной истины», «единственная абсолютная истина, что абсолютных истин не существует»,- как сейчас современные гуманисты говорят. Следовательно, нам не от чего оттолкнутся, любое наше желание оно будет шатким, и ум может опираться или на желательною способность или на вожделевательную способность. Вожделевательная способность – это способность получать наслаждение и радость от того, что согласно с природой. Это согласно с волей Божией.
Ум начинает опираться на волю или на желание – два вида болезни ума – ни одна, ни другая не лучше.
Что такое болезнь воли? Я хочу, потому и делаю. Я хочу, теперь дай ка я подумаю, почему это можно сделать. Своеволие и есть болезнь ума, то, что воля командует умом. Подчинённый командует начальником. Воля же (и желательная способность) должны следовать тому, что согласно природе. Что согласно природе? Кто должен определить? Ум. Как определить, какое мерило? Воля Бога – Он творец, Он создал законы природы.
А что происходит в сбитом уме? Он закопался в фантазиях, он потерял критерии, он сидит как осёл между двумя стогами сена и не знает, куда ему пойти: «Что сделать?» «А вот решил я сделать то и то, воля моя хочет этого, желание возникло такое» Желание, почему возникает? Наша природа сложная, мы сложены из души и тела, у нас в душе есть различные неразумные силы, которые не подвластны разуму, которые хотят своего, и воля, она может по принципу случайности выбрать нечто… Вот как, например, в школе говорят – в кого бы мне влюбиться? Начинаются мысли всякие – Как же так, мне уже целых 13 лет, а в меня до сих пор никто не влюбился (или я ни в кого не влюбилась) Начинается опора ума на чувства. В таких случаях говорят – Сердце не обманет, ты сердцу верь, оно не соврёт. Соврёт, ещё и как. Соврёт и очень хорошо соврёт. Сердце человека крайне испорчено – говорит Писание – это чистая правда. И человек начинает жить чувствами. У него эмоции захлёстывают разум. Разум настолько охвачен эмоциональной силой, вожделевательной силой, что разум работает на вожделение как раб (а не наоборот). И человек начинает совершать безумные поступки (его эмоции на это ведут). Так возникает ревность, прелюбодеяние, различные страсти связанные с ненавистью, злобой и т.д. Эта болезнь приводит к нарушению человека. Эмоции тоже выдыхаются. Здесь как раз хотел сказать несколько слов. Что происходит с низшими силами души? Неразумные силы души начинают сами исчерпываться. Волевые люди очень часто к концу жизни становятся безвольными тряпками. Почему? Потому что воля тоже черпает силу. Откуда? Должна черпать из ума, а начинает черпать из себя, чтобы ещё и ум прокормить. Точно так же как эмоции – эмоциональные люди очень часто становятся потом сухарями. Известно например, что самые мрачные люди – это клоуны… Неправильно функционирующая душа приводит к болезни духа (коллапс души).
К сожалению человек может взломать даже то, что ему неподвластно. Помните, в начале мы говорили о неразумных и неподвластных силах души? Способность сердцебиения, переваривание пищи, химический обмен, всё это контролирует душа. Когда начинается взлом этих неразумных сил, человек начинает вычерпывать силы из тела, и тело начинает распадаться. Почему это возможно? Бог сделал так, что телесное может и должно помогать душе, поэтому существуют поклоны земные, поэтому во время покаянных молитв бьют себя в грудь (чтобы размягчить сердце), поэтому во время молитвы Ефрема Сирина молятся с воздеванием рук (чтобы горе сердца иметь). Движение помогает и душе устремляться. Поэтому и нас и образы есть, чтобы помочь душе посмотреть на небесные реальности. И именно эта связь, которая работает на благо души, начинает работать на зло, когда ум воля и чувства начинают вычерпывать тело. Человек распадается, он заболевает и кончается это смертью. А дальше человек не имея связи с Богом начинает пожирать сам себя, и это состояние называется адом.
Теперь переходим к вопросу исцеления. Как заставить работать эти силы правильно? С чего начинается христианство? «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» Покаяние это изменение …сердца? Нет, именно ума. Не поменявши ум, не поменяешь сердце. Это принципиально важный момент. Часто сталкиваюсь с христианами, у которых сердце горит, но они не изменяют своего ума и отпадают очень быстро, как и в Евангелии сказано – посеянное на каменистой земле.
-Как же может больной ум сам себя изменить?
-Очень просто – больной ум обращается к врачу. Сам себя изменить он не может, а к врачу обратиться он может.
-К священнику?
-К Богу. Врач душ и тел – Христос Спаситель. С чего начинается обращение? Без Бога живя у человека нет цельного мировоззрения (даже у фанатиков религиозных вне христианства у них в уме такая фальшивая матрица, под которой лежит задавленная совесть…именно с этим связана их агрессивность… лучше было при советской власти, когда была идеология для всех, чем сейчас, когда каждый что хочет думает). Итак, разум становится на свое место – во-первых, он принимает от начала до конца откровение Божие и принимает такую логику: «Да будет не то, что я хочу, но то, что Ты». Поэтому все начинается с веры – без веры угодить Богу невозможно. Вера не противоположна знанию, а является высшей формой знания. Я доверяю Великому Уму Бога, который бесконечно талантливее и бесконечно мудрее меня, я принимаю Его Откровение, как Абсолютную Истину без обсуждения, как Аксиому и вот от этой Аксиомы начинаем выстраивать всё остальное. Потому и требуется знание догматов. Потому и страшна ересь. Ересь – искажение Откровения – фальшивая программа. Поэтому и необходимо точное следование догматам Церкви без прибавления и убавления. Любая порча Откровения приведёт к тому, что у человека чистый разум опять распадётся, поэтому ересь является грехом ума – смертным грехом, и еретики Царствия Божия не наследуют, потому что у них распад программы разума продолжается.
UPD. Человек, принимая Откровение за основу, начинает переосмысливать весь окружающий спектр жизни. Откровение включает в себя как догматы о Боге, так и догматы о человеке, которые называются заповедями. Человек принимает заповеди, как Аксиому, данную Творцом ,и начинает на основании заповедей менять волю, менять чувства. Происходит процесс, силу для которого даёт Дух Святой, входящий в человека через Крещение и через Миропомазание. Силу для которого даёт Кровь Господня, которая очищает наш разум от греха, от фантазии, очищает нашу волю от своеволия, очищает наши чувства от своечувствия и таким образом Кровь Господня и исповедь, частая исповедь, как можно более частая исповедь, помогают человеку выправлять … Поэтому и нужны частое Причастие и частая исповедь. Если вы не желаете лечить свою душу, то Причащаться не следует ни часто не редко, а никогда. Понятно? Причастие – это провиант для ведения духовной битвы, это кормление Духа ( и кормление тела).
Постепенно происходит перерождение. Ум возвращается на свое место, он упрощается со временем. Что значит упрощается? Он прекращает жить в сложном мире, он смотрит на всё глазами Бога.
Иногда говорят: «какие вы христиане примитивные!» В определённом смысле это похвала: примитивный значит простой, не состоящий из частей . Можно принимать как похвалу. Человек начинает жить простой жизнью. Сложная жизнь возникает из-за того, что разум болеет. Когда человек получает истину его жизнь становится простой. Ему не нужно копать, ему не нужно гадать, зачем ему стоить философскую гигантскую систему, когда он и так всё знает? Христиан в этом и обвиняют: «Вы что, всё знаете? Вы что истиною обладаете? Мы на это скромно отвечаем: «Да конечно же мы всё знаем и обладаем истиною». Чистая абсолютная правда (а не похвала). Нам подарили это знание, понимаете? Если бы его заработали – была бы похвала. А так, нам его подарили. Это чистый подарок Бога, огромный подарок и абсолютной истинной мы обладаем. Как помните Иоанн Богослов говорил? «Мы знаем, что мы от Бога, а весь мир живёт во зле». Это как раз логика нормальных здоровых христиан. Тот христианин, который стесняется вот так ответить – значит в нём болезнь. Болезнь ума работает. Да и воли и чувств, видимо. Пробуксовка происходит. Он работает на износ. Поэтому нормальный христианин должен быть не либералом, а признав Откровение Божие. Без прибавлений и убавлений (причём не важно каких прибавлений/убавлений). Потому что часто говорят: «Ну как же – вот так вот более благочестиво сказать, чем вы думаете». Более благочестиво чем в Слове Божием не надо. Менее благочестиво тоже не надо, а вот как Бог сказал, так и надо.
Некоторые говорят: «А ведь можно более ревностно». А не надо. Вот как Бог дал, так и надо.
Дальше что происходит с волей. Ум начинает выздоравливать, ум начинает давать команды воле. Воля сопротивляется. Вот представьте: живёт советская семья с мужем и женой. Вдруг муж решил стать главой семьи (как он и должен согласно Библии), то есть главой – тот кто ориентируется на Волю Божию и эту Волю передаёт жене. Не на себя ориентируется, а на Бога (поэтому и голова у него открыта – для Бога). Жена сначала бунтует. Если она нормальная – она поймёт, что это лучше, если не нормальная – соответственно семья развалится. Точно так же и воля человека – начинает бунтовать – она без контроля была, она не хочет под контроль идти. Но для этого требуется подвиг (понуждение). Понуждение воли, чтобы воля встала на место. Воля усилием становится на место и покоряется не просто уму, а Воле Божией. Ум понуждает свою волю её выполнять . м запрещает своей воле командовать собой, запрещает ставить себе цели, происходит отсечение своей воле. Речь идёт не об уничтожении желательной способности, а о том, что желательная способность начинает действовать согласно природе, а не против природы.
Справившись с волей, человек начинает справляться с чувствами, потому что справиться с чувствами не справившись с волей невозможно. И человек начинает свои чувства ставить под контроль. Любить того, кого должно, ненавидеть то, что должно. человек ненавидит зло и любит добро. Человек любит праведных людей и ненавидит грех. И возникают нормальные выздоравливающие чувства, а за ними человек преобретает божественные чувства. Поэтому в нём появляются целомудрие, кротость, нестяжательность и все эти Евангельские добродетели в нём насаждаются. И конечно же человек обуздывает тело. Вот у нас в синодальном переводе есть неправильный перевод одного выражения – ап. Павел говорит: «Но я умерщвляю и порабощаю тело свое, чтобы мне проповедуя людям самому не остаться без награды» - более точный перевод не «умерщвляю», а « ставлю фингалы под глазами». Тело обнаглело – ставлю его на место. И тогда человек превращается в нормальную колесницу, где воля и желания – кони, ум возница, который крепко узды правления в руках, колесница это тело, а цель выставляет Бог. Вот это нормальный человек. А в будучи причастным Божественной силе, он может стать и прозорливцем и чудотворцем и всё остальное приложится.
Источник: лекция священника Даниила Сысоева "О свойствах души" с диска.
Назад к списку