Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - Даниил Сысоев. О скрупулезности.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

Все новости

Объявления

  • 19 Апрель 2020
  • АДРЕС МОНАСТЫРЯ

    461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.

    телефон:

    8(35342)2-33-15

     

    эл.почта:(по вопросам пожертвований):

     buzulukjenmonastyr@yandex.ru

     

     

     

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

Даниил Сысоев. О скрупулезности.

 

    Поздравляю всех вас с воскресным днем! Сегодня я бы хотел сказать несколько слов о такой современной беде, как чрезмерная скрупулезность. Вчера окончилась одна богословская конференция, в работе которой мне пришлось участвовать и на которой был поднят вопрос о чрезмерной скрупулезности. Что это такое? В практике любого священника бывают такие случаи, когда люди находятся в состоянии беспокойства, они по десять раз подходят к исповеди, потому что что-то забыли сказать. Таким образом, человек начинает сам себя накручивать и попросит, чтобы его исповедали и перед самым Причастием. Такая скрупулезность досаждает и самим священникам, потому что есть множество людей, действительно нуждающихся в исповеди. Но скрупулезность вредит и самому человеку, потому что такой человек никогда не уверен в собственном очищении. Для него покаяние превращается в некий акт психоанализа.

   Многие забыли, что суть покаяния заключается не просто в перечислении грехов, а тем более не в оправдании грехов и не в описании, почему я был вынужден этот грех сделать. Оправдание своих грехов очень опасная вещь! Я могу сказать от лица всего священства, что нам, священникам нет никакого интереса к грехам людей, у нас нет любопытства ко грехам, мы не сыщики, не шпионы по сбору информации. Поэтому лично нам каяться совершенно незачем, мы каемся кому? Господу Богу Иисусу Христу, который стоит перед нами. Поэтому на исповеди священник говорит: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое. Не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене, но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа…». То есть – сын мой духовный! Здесь невидимо присутствует Христос, принимающий исповедь твою. Не стыдись и не бойся, и не помысли скрыть что-либо от меня, но откровенно скажи все, что ты сделал, чтобы принять от Господа нашего Иисуса Христа прощение соделанного тобою…

    И представьте себе, приходит прихожанка и начинает говорить: « Я сделала, батюшка, то-то и то-то потому-то ,потому-то, при этом было то-то, то-то, а я подумала то-то, то-то…» В чем эта женщина покаялась? Я как священник – свидетель на страшном Суде – что буду Богу говорить? Все священники говорят, что на исповеди при покаянии нужно называть только грех, а подробности необходимо говорить только в той мере, в какой они необходимы для опознания тяжести греха. Например, человек просто украл, или украл из храма, понятно, это разные грехи. Если кража из храма, то это тяжелейший грех святотатства, который по правилам приводит чуть ли не к отлучению от Церкви. А если украл у другого человека -  это смертный грех , но он гораздо меньше воровства из храма. Это просто разные грехи. Но каяться в том, что я украл у соседки 85,7 грамма сахара, это неправильно, такие подробности не нужны. А многие люди на исповеди начинают рассказывать ненужные подробности, затуманивая суть греха.

   Нужно помнить, что священник может плохо подумать об исповедующихся только в одном единственном случае, когда человек исповедуется в чужих грехах. Если человек на исповеди ябедничает, скандалит, ругается, то тогда о нем священник будет думать плохо. Я уже семь лет священник и слышал все возможные и половину невозможных грехов, существующих в природе, так что священника удивить грехами невозможно. Священник наоборот радуется, когда человек кается в какой либо гадости и возвращается к Богу, как в притче о блудном сыне. Отец не стал укорять сына за потраченные на блудниц деньги и не стал считать, сколько их было, он обнял сына, поцеловал, одел в лучшие одежды и устроил пир в честь его возвращения.

 Потому что «сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15,24).

  Так, к нашему счастью поступает с нами Бог, и так, в подавляющих случаях должны поступать и священники. Для священника нет ничего нового, и когда стыдятся называть грех или пытаются важный грех исповедать последним, то это происходит от того, что люди забывают, что они исповедуются именно Христу. И если человек будет главный грех прятать в конце, то священник просто не сможет по нему дать полезный совет. Если человек не желает раскаиваться в каком-то грехе, а называет его только для галочки, то Бога обмануть все равно не получиться. Нужно стыдиться совершать грех, а не стыдиться его исповедать.

   Скрупулезность происходит из неправильного представлении о спасении человека. В третьей главе Послания к Римляном святого апостола Павла подробно описывается неудачная попытка спасения человека через закон. Человек, пытающийся спастись законничеством, никогда не спасется.

   «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3,2). Об этом же и говорит царь Давид: « Не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс.142,2)

 Формальными делами никаким образом  нельзя спастись. Теоретически, конечно, можно. Если выполнить весь закон и не нарушать его никогда, то ты спасешься. Но практически это невозможно, потому что зло живет в сердце человека. Закон не выводит грех из человека, он его ставит в рамки. Показывая. Что хорошо, а что плохо. Очищается же человек благодатью Иисуса Христа, Господними Кровью и Телом и Духом Святым, Который через это Тело и Кровь приходит к нам. И именно в этом очищение для человека, а не в чем другом. Скрупулезность же заключается в том, что я бодрствую над своей душой, но не в том, чтобы не запустить зло в свое сердце, а в том, чтобы следить за своим сердцем post factum ( после совершившегося, после греха). И это происходит от законничества в голове. Получается логика: сначала сделали, а потом покаялись.

   Человек должен быть скрупулезным в добре. Нам нужно отыскивать разные возможности делать добрые дела.  Очень часто возникает  такое явление : когда человек перестает делать явные грехи, то люди не знают, в чем каяться и начинают ковыряться в себе и искать что-то. От этого и зараждается чрезмерная скрупулезность, которая не дает человеку жить, не дает помолиться Богу, он начинает копаться и искать пылинки  в своей душе, вместо того, чтобы просто Богу помолиться и сказать: «Господи прости!» Это похоже на некоторых автомобилистов (старых дедушек), которые с утра до вечера с тряпочкой лазают под своей машиной и сдувают с нее каждую пылинку. Но если он поедет куда-то, то все будут от него шарахаться в разные стороны, так как он очень нервный. Точно так же и скрупулезный человек пытается с Богом договориться. Что же делать, чтобы от этого избавиться? Нужно помнить, что нам сказано: не отыскивать в себе зло, а научиться делать добро.

Царь Давид говорит: « Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек» (Пс.36,27).

   Нужно не плыть по течению, а отыскивать возможность делать добро. И если будет такой настрой, то не будет скрупулезности. Человек должен заниматься не очищением своей курточки до последней пылинки, сидя над лужей, в которую он только что упал,  встать и идти дальше по пути евангельских добродетелей.

   Апостол Павел говорит: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Фил. 3,13-14).

   Это правильный настрой. Испведь нужна для того, чтобы. Покаявшись. Больше не грешить и начать новый день не повторяя старых ошибок. С Божией помощью. А не для того. Чтобы только заниматься копанием в грязи. Которая в душе есть. Если мы этого придерживаться не будем. То мы себя элемантарно затравим. Были случаи, когда люди Церковь из-за этого бросали.

   Бросали, потому что говорили: «нет мне прощения», или: « я устал все время копаться в себе, а духовного роста нет». Но о каком духовном росте может идти речь, когда человек всю свою жизнь посвятил выискиванию маленьких духовных пятнышек и их очищению. Представьте себе, что вы начали строить дом, положили в его основание первые кирпичики и стали усердно их полировать, вместо того, чтобы продолжать строить дом. Нужно все время идти дальше. Если мы падаем, то нужно обязательно вставать, отряхиваться (исповедью),  подкрепляться (евхаристией) и идти дальше. Когда человек лежит в грязи – это полное свинство. Когда он встает из грязи и идет дальше – это неправильно. Заблуждение считать, что задача человека упасть – встать – упасть – встать, нужно встать и идти дальше.

   Как говорил святитель Николай Велемирович Сербский: « предствьте, вы строите дом и положили три ряда кирпича за день, а потом взяли и эти три ряда кирпича побили кувалдой, затем опять выложили три ряда кирпича,а потом опять кувалдой эти три ряда побили. Дом таким образом никогда не построится. Когда вы ломаете кирпичи, то хоть нижний ряд кладки оставляете». Для того чтобы мы хоть понемногу росли в духовном плане, а не стояли на месте, непонятно зачем прожигая свою жизнь, да поможет Христос сохранить нас всех!

   Спаси вас Господи! 

   


Назад к списку