Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - Беседы о страстях. Чревоугодие.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

Все новости

Объявления

  • 19 Апрель 2020
  • АДРЕС МОНАСТЫРЯ

    461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.

    телефон:

    8(35342)2-33-15

     

    эл.почта:(по вопросам пожертвований):

     buzulukjenmonastyr@yandex.ru

     

     

     

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

Беседы о страстях. Чревоугодие.

  С Богом начнем! Начался Великий пост и поговорить о чревоугодии очень кстати, тем паче, что пост это первейшее утеснение чрева

  Начнем с того, что вспомним один Библейский эпизод. Жили два брата. Иаков и Исав. Исав – старший, Иаков – младший, они были сыновьями Исаака праведного. И старший должен был наследовать благословение, суть в том, что от него должен был родиться Миссия – Спаситель и он должен был быть наследником всех священных обещани. Данных богом. Однажды Исав пришел с поля, голодный, и увидел, как брат его Иаков варит себе чечевичную похлебку, красивую, красную. Он сказал:

- Красного этого хочу!

Тогда Иаков ему сказал:

-Продай мне свое первородство, тогда я тебе отдам это.

-Я сейчас умираю, зачем мне это первородство? Тогда Иаков говорит:

- Поклянись! 

И он поклялся, и продал первородство за чечевичную похлебку. Иаков дал ему похлебку, дал ему хлеба, тот наелся и пренебрег Исав своим первородством. И как говорит Писание, хотя он затем и плакал, просил, хотел изменить что-то в своей судьбе, но было уже поздно.  За чревоугодие Исав навсегда потерял право родить Спасителя, потерял право стать благословением для всего человечества. Все это сделало его чревоугодие.

Действительно, чревоугодие у нас считается за что-то такое маловажное. Причем чревоугодие понимают совершенно неправильно, у нас говорят, что чревоугодием является обжорство, например, а вот если я гурманствую, то я и не чревоугодник.

  Суть чревоугодия в том, что человек завидит от своего желудка в душевном смысле. Все зависят от желудка в обычной жизни. Господь нас создал такими, что на земле мы не можем не вкушать пищу. Но Господь нам создал чрево не для того , чтобы мы обжирались, или чтобы мы служили ему, а для того, чтобы оно просто помогало нам существовать, но не более того.

  Благодаря первородному греху, что человек считает себя чем-то немаловажным, он начинает предаваться страсти чревоугодия.

  Нам должно помнить, что все страсти между собой взаимосвязаны. Во первых причинно-следственными связями. И связаны еще по уровню. Есть более глубокие страсти, а есть более поверхостные страсти, которые вырастают из первых, как стебель из корешка. А самой первой является страсть ЭГОИЗМА. Когда человек считает себя чем-то немаловажным, и считает что он важнее всего на свете. Отсюда рождается желание наслаждения, из наслаждения, которое еще называется сластолюбием, одно из исчадий этой страсти является чревоугодие, которое в свою очередь усиливает самолюбие. Если человек хочет избавиться от пагубных, губящих душу страстей, он должен в первую очередь обуздывать свое чрево. Потому что из чревоугодия, как мы увидим дальше,( сейчас мы будем за основусматривать её по  «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника, это  базовая книга для нашей духовной жизни), мы должны понимать, что без обуздания чрева мы не сможем справиться с более глубокими страстями.

  Более того, всем известна страсти, которые наиболее порицаются обществом, такие как алкоголизм, наркомания. Они являются проявлением и частным случаем попытки решения духовных и душевных проблем с помощью употребления неких продуктов в пищу, поэтому человек когда бросает наркотики, часто спивается. Или человек не пьет и начинает резко жиреть. Почему? Потому что он ту же проблему решает при помощи еды. Бывает часто семья, где муж алкоголик, а жена толстая. Потому что одна и та же страсть – чревоугодие проявляется в двух разных видах. Один человек при помощи питья её решает, а другой при помощи еды, а суть одна и таже, ничем не отличается.

  Помните, что ап.Павел сказал, что те, у кого Бог – чрево – Царствия божия не наследует. Потому что человек, зацыкленный на решении своих проблем при помощи пищи, обречен на то, что после смерти он будет мучиться. Помните как богачь в притче о богаче и Лазаре, мучился языком. Огонь неутолимого желания оказался неутолимым, потому что еда недоступна душе. Можно душе поставить целую гору мяса на могилу, гору всяких продуктов (на радость местным бомжикам), но толку для души не будет никакого, потому что чревоугодие в душе только облизнется, а съесть ничего не может, таким образом, она обрекается на мучение неутлимых желаний, и обрекается на то, что не умея наслаждаться Богом, не умея в Нем находить решение всех внутренних своих желаний, душа такая обрекается на внутренние мучение, которое вытекает из неё самой. 

  Слово 14 святого Иоанна Лествичника. О любезном для всех (хорошо сказано) и лукавом владыке, чреве.

   Почему нужно толковать (эту книгу)? Можно было бы прочитать и все, но на самом деле, святой Иоанн Лествичник собрал энциклопедию духовной жизни, причем настолько плотно её упаковал, что она нуждается в расшифровке. «Лествица» была комментируема непрерывно начиная примерно с IX века. Сохранилось множество различных комментариев именно потому, что будучи великолепным, точнейшим описанием духовных реальностей, она является очень плотным, алмазным таким изложением, поэтому она сравнима со Священным Писанием по плотности смысла в ней заложенном.

   «Имея немерение говорить о чреве, если когда-нибудь, то теперь наиболее, предположил я любомудрствовать против себя самого; ибо чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти». То есть св. Лествичник говорит, что удивительное дело, если бы человек до конца полностью освободился от страсти чревоугодия до самой своей смерти. Это действительно проявление чуда Божия.

И здесь с чем мы сталкиваемся? С тем, что страсти страшны тем, что они очень близки к тому, что нам необходимо. Самые страшные виды зла, они почти хороши. Добрая вещь, но немножко не такая.

Не так страшны явные чудовищные виды зла , которые явно видны, потому что человек легко от них отходит, на самом деле. Куда более опасно то зло, которое корениться рядом, которое меня всегда сопровождает.

« Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопит: «Мало!», будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу!» С чего начинает Лествичник. Он как раз показывает, что есть чревоугодие по сути. Это свойство, душевное свойство, которое заставляет человеческое чрево постоянно разжигать в себе аппетит. Люди специально как-то заботятся о повышении аппетита, пытаются раскрутить себя, потому что они обуяны страстью чревоугодия. И здесь надо понимать, что когда чрево это говорит, речь идет не о самом чреве, а о душевном свойстве, когда человек привык свои духовные и душевные вопросы решать при помощи чрева, поэтому всегда мало...

 « Чревругодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно произнекает другую. Заградил ли ты и эту, - иною прорывается, и одолевает тебя.» Лествичник говорит, что чревоугодие - как воду затыкаешь, а она с другой стороны льется, и так со всех сторон. Поэтому вроде уже не хочется, а оно прорывается с помощью приправ, сластей и т.д. « Уже наелся, но еще хочется сладенько. Такая вкусненькая штучка, что нельзя остановиться!». Или «Наелся, но еще за папу, за маму, за дедушку, а можно еще приправку подсыпать и это я съем» Да? Особенно чревоугодие хорошо проявляется в первые дни постов. «Столько добра осталось в холодильнике! Неужели оно пропадет?» – так говорит лукавое наше владыко – чрево-«Нельзя, чтобы добро пропадало». А бывает, что человек специально делает чтобы было вкусно, чтобы таким образом себя накормить. Чем хороши посты, что они ограничивают количество таких вещей, которые можно разнообразить. Если у вас не будетсливочного масла, яиц и мясных продуктов сложнее например подливу сделать. А ведь все эти подливы, которые человек делает, часто для того, чтобы лишний раз себя разжечь. Грех, как вы понимаете, не в пище, ав саморазжигании, в таком воспалении своего сердца. А между тем чревоугодие не такая уж безобидная страсть. Из-за чревоугодия рождается эгоизм. Усиливается самолюбие. Человек становится вспыльчивым, блудливым и многие другие страсти рождаются именно из этой бесовской страсти.

« Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом». Чревоугодие что заставляет делать? Не ориентироваться на реальные нужды нашего тела. Тело наше прекрасно знает, сколько ему реально нужно. Посмотрите на маленьких детей. Если бы не эта идиотская привычка наших родителей впихивать в нас что нужно и что не нужно, когда для многих мам главным счастьем в жизни являются съеденные лишних три тарелки с манной кашей для своего ребенка. То есть это безумие, ведь наши дети прекрасно знают, что им есть и чего им не есть. Когда кричат: «Мой ребенок недоедает, ужас какой», но мне неизвестен ни один ребенк, который бы умер от истощения, если бы ему не впихивать в рот еду. Неизвестен такой случай. И наши предки как-то обходились, когда детьми было некогда заниматься крестьянам и не умирали же от голода крестьянские дети. Впрочем, именно это впихивание зараждает принцип во-первых чревоугодия, когда человек ест не столько, сколько нужно, а столько, сколько мама сказала, а второе что пораждается - это привычка насилием добиваться чего-то хорошего. Которая разлагает душу. Касается в том числе и нас, если мы видим что наелись – хватит, не надо говорить что надо доесть все, что на тарелке. Таким образом пораждается страсть чревоугодия. А потом удивляемся почему ребенок вырос бессердечным эгоистом. А это причинно-следственная связь. Усиливая в человеке чревоугодие, мы усиливаем в нем самолюбие. Обеспечиваем, что он будет хамить своим родителям. Поэтому люди и страдают и телесными болезнями и душевными одновременно.

« Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева  - виновник чистоты».

 Действительно,  когда человек объедается, его тянет поблудить. Для отцов церкви это было естественно, они говорили, что количество соков увеличивается и человек становиться похотливым. Даже физиологически понятно, вот смотрите – количество крови у нас в организме ограничено – не более пяти литров. И она распределяется неравномерно, когда человек много ест, где у него кровь? В желудке и в кишечнике. Что там рядом находиться, догадываетесь? Все наши половые железы там рядом находяться. Когда количество крови там увеличивается, увеличивается и активность желез, которые там работают. Когда человек меньше ест, у него лучше думается. Даже вот светский человек – Гете, когда писал «Фауста», он постился, хотя он был не христианином. Он понимал, что тогда кровь отойдет к голове. На самом деле, в замысле Бога, кровь должна больше омывать голову и сердце, потому что они наиболее пронизаны кровеносными сосудами, то есть предполагается, что умно - сердечная работа, она должна быть наиболее обеспечена. Мы так часто к себе относимся, немножко рационально, как будто душа у нас с телом не связана. Нет. Душа очень даже с телом связана и, объективности ради, мы об этом прекрасно знаем. Мы хотели бы, конечно, быть чистыми духами, но мы не такие, мы по другому спроектированы. Поэтому сказано – насыщение есть мать блуда. Человек, когда контролирует свой желудок и ест только столько, сколько необходимо, ему легче хранить телесную чистоту. Прямая взаимосвязь.

  «Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость». Здесь обратная связь – даже льва можно укротить лаской, а вот тело становиться буйное, если его больше ласкать. Некоторые говорят: « в здоровом теле – здоровый дух». А как говорил Илья Мордешвилли: « Одно из двух». На самом деле, если ты будешь свое тело холить и лелеять, ты станешь тупым и глупым, в прямом смысле этого слова. Действительно, если ты разрешаешь своему телу все, что оно захочешь, то ты ничего великого в жизни не добьешься, даже по-земному. Я уж не говорю про небесное, что ты не добьешься ничего. Потому что ты распустишь свое тело и станешь плотским человеком. Здесь я сделаю небольшую ремарочку.

   Библия говорит о трех видах людей: духовные, душевные и телесные.

   Кто такие духовные люди? Те люди, которые покорны Святому Духу. В ком Святой Дух действует как властная сила. Такие люди называются еще святыми.

  Есть люди душевные, которые считают, что главное душевные качества – чувство прекрасного, гармоничность, отношения с людьми, такие люди обладают душевной мудростью, про которую апостол Иаков говорит, что она бесовская, и Царство Божия они, конечно, наследовать не могут, но они имеют все же возможность прийти к Богу, раскаявшись в своих делах, потому что у них душа действует все таки. А есть люди плотские. Библия об этом говорит так: Бог посмотрел на допотопных людей, раскаялся, что сотворил их и сказал: « Не вечно Духу моему быть пренебрегаему людьми этими, потому что они суть плоть». То есть люди полностью превратились в плотских людей, живущих исключительно ради тела. Знаете может, есть такие сумасшедшие люди, которые говорят, что души у человека нет. Знаете отчего материализм раждается? От обжорства и блуда, в прямом смысле этого слова. Когда человек считает, что главное телесность, и главное, телесные отправления, а все остальное – ерунда, или помните,  как говорили коммунисты - надстройка над базисом? Это говорит об юном складе ума, когда человек практически выпадает из числа людей. Он оживотнивается и ничего человеческого в нем не остается. Посмотрите например даже на памятники материалестического времени, помните, какие там были люди? Знаменитые « Рабочий и колхозница».Такого человека в реальности встретишь в темной подворотне... лучше подальше от такого «рабочего» или «колхозницы» спрятаться, да? J У фашистов – такой же идеал красоты. Люди абсолютно животного склада. Такого «гариллического», как хорошо сказал Солоневич. Человек гариллоподобный. И это связано с чем? С тем, что человек жил за счет чрева и подчревия. Он поработил всю свои духовные способности вот этому и в результате он превратился в плоть. Как в древности Господь их за это смыл с лица земли, так же Господь разрушил страны, которые были построены этими людьми.  Разговоры «вдруг тело изнеможет», нужно отложить в сторону. Человек должен тело ставить на место. К телу нужно относиться как к ослу, которого конечно нужно кормить, но в меру.

  « Жид радуется о своей субботе и о празднике: и монах-чревоугодник веселиться о субботе и о воскресном дне; во время поста считает сколько осталось до Пасхи; и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева расчитывает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться». Вот сейчас как раз пост и можно проверить – а рабы мы кого? Чрева или Бога? Вот с чем у нас мысли о Пасхе связывается? Если вы заметите, что у вас мысли: « А какие бы куличики достать получше, как пасху «по- царски» сделать, со сметаной. А мясо как лучше приготовить так или этак?» - и если вы об этом весь пост думаете - диагноз очевиден.

   « Когда пришел странник, чревоугодник весь движется на любовь, подстрекаемый чревонеистовством; и думает, что случай сделать брату утешение, есть разрешение и для него. Пришествие других считает он за предлог, чтобы пить вино; и под видом того, чтобы скрыть добродетель, делается рабом страсти». Видите, какая ловушечка? Любовь проявляем, чтобы получше приготовить, такие яства готовит. В чем проявляется чревоугодие? Наложит ложечку ему, две себе. А потом говорит: «Ах обжора, всего меня объел». Любовь к гостям оказывается поводом для утоления этой страсти.

   «Часто тщеславие враждует против объедения; и сии две страсти ссорятся между собой за бедного монаха, как за купленного раба. Объедение понуждает разрешать, а тщеславие показывать свою добродетель; но благоразумный монах избегает той и другой пучины, и умеет пользоваться удобным временем для отражения одной страсти другою». То есть при помощи тщеславия, он ограничивает себя в пище. Когда приходит друг, он накладывает ему еду, а себе нет.

   «Если бывает разжение плоти, то нужно укрощать её воздержанием, во всякое время и на всяком месте. Когда же она утихнет, (чего впрочем не надеюсь дождаться прежде смерти), тогда может скрывать пред другими свое воздержание». Видите, какой принцип? Если у тебя буйствует плоть, надо заставлять себя воздерживаться. Буйствует плоть – Блудная похоть или тяга к вину, тяга к еде, надо себя ограничивать, не важно, кто к тебе придет и что тебе скажет – это безразлично. Тебе сейчас нужно именно с этим справиться. Здесь важный принцип: мы не боремся против всех страстей сразу. Сразу против всех страстей мы не можем бороться. Главное искушение дьявола знаете какое? Найти из всех страстей ту, которая меньше всего на тебя действует и заставить тебя с ней бороться всеми силами. Фишка в чем? С реальными страстями ты не борешься, а вот с той страстью ты борешься. Бывает например, есть люди, которые привыкли склоки устраивать. Дьявол им внушает: «главное быть правдолюбцем, смотри, сколько несправедливости вокруг!» Как хорошо сказал один писатель, дьявол заставляет человека бегать с огнетушителем во время наводнения... Наша задача – действовать против той страсти, которая сейчас больше всего нас борет. Понятно?

   «Видел я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, ненаходившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее, на пиршествах. Если они имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимание на их благословение; а особенно, когда мы еще боремся с огнем плотской похоти».

Здесь Лествичник говорит ту вещь, которая на самом деле известна людям и сейчас. Лествичник говорит – не надо их слушаться. Если тебя тянет к пьянке, если тебя тянет к блуду, Лествичник говорит, что не надо слушаться даже такого благословения, потому что СПАСЕНИЕ ДУШИ важнее всего.

 

   «Богопротивный Евагрий воображал, что он из премудрых премудрейший, как по красноречию, так и по высоте мыслей; но он обманывался, бедный, и оказался безумнейшим из безумных, как во многих своих мнениях, так и в следующем. Он говорит: «Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять её хлебом и водою». Предписывать это то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы. И так скажем в опровержение сего правила: если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему; и потому противу хитрого нашего чрева должно и нам употребить благоразумную осторожность; и когда нет сильной плотской брани, и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую».

Итак, будем разбирать. Кто такой Евагрий? Евагрий – учитель монашества в конце 4 начале 5 века, но он впал в ересь, он не право учил о душах, он признавал предсуществование душ, что души существуют до тела, потом признавал возможность переселения душ, он неправо учил, что Бог якобы всех спасет. И он в частности неправо учил о спасении своей души, у него практические советы были ошибочны, поэтому Лествичник и говорит: - Смотрите, нельзя сразу требовать от себя многого, нельзя пытаться сразу же сломать себя целиком, сразу посадить себя на хлеб и воду. Здесь еще один важный принцип, который важно помнить. Мы считаем, что строгий – значит хороший. Это не значит. Если человек живет строгой жизнью, если человек мало ест и мало пьет, это хорошо но не достаточно. А может быть даже безразлично, а может быть даже и вредно. Например, если он мало ест/пьет, потому что считает пищу и питье творением демонов, как манихеи например считали , то он просто дьяволопоклонник, и лучше бы он ел и пил и каждый день под забором валялся, чем так считать, потому что он таким образом хулит Бога, давшего нам пищу. Строгость жизни на самом деле должна проявляться не только в строгости в к себе, но еще в умении получать  духовные дары, т.е любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, вера, воздержание. Те самые о которых упоминает апостол Павел в послании Галатам.Если этих плодов нет, то строгость жизни бесполезна и бессмысленна. Обуздание чревоугодия – это средство для обуздания самолюбия. Поэтому Лествичник и говорит, что когда мы хотим пищи это нормально и когда мы хотим разнообразия это тоже нормально, это свойственно нашей природе. Мы природу обуздываем, сдерживаем, и то что она желает в этом греха нету, а то, что не надо этим желаниям потакать и «угождение плоти не превращать в похоти». Когда нет сильной брани, нет поводов к падению, то мы должны отсечь сначала утучняющую пищу, потом разжигающую а потом услаждающую. Вот это очень важный принцип. Вот обычная жизнь. У нас нет возможности в блуд впасть к счастью, нет возможности попасть в дурную компанию, где обопьемся, безобразия будем делать. Здесь надо ограничивать себя постепенно. Сначала с какой пищи начать? С утучняющей – жирной; высококалорийную пищу нужно откладывать первой; затем разжигающую – острою, а потом услаждающую, а потом уже сладкое. Вот как раз путь к постепенному обузданию владыки чрева. Человек видит, что у него чрево командует. И он начинает себя постепеннообуздывать.

 «Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности, и чрез скорое переваривание пищи избавиться от разжения, как от бича». Очень мудрый подход, я даже думаю, что деетологи с этим бы согласились.  Рыба, овощи, картошка, мясо в форме щей – много есть видов пищи, которые быстро и легко перевариваются. «Вникнем и усмотрим, что многие из яств, которые пучат живот, возбуждают и движения похоти».

«Посмеивайся ухищрению беса, который по вечери внушает тебе позднее принимать пищу; ибо в следующий же день, когда настанет девятый час, он понудит тебя отказаться от правила, установленного в предшествовавший день». Смотри, говорит Лествичник, не смей себя перетруждать правилом в смысле пищи. Очень часто бес внушает: « Давай ты попозже будешь кушать в следующий раз...». Когда он это говорит? Когда ты уже поел, вот поел и приходит такое желание-« как хорошо-то было бы...», а на следующий день голод сведет живот, ты поешь раньше. А тебя еще будет мучить совесть. У дьявола такая ловушка, чтобы заставить человеческую совесть мучится. Здесь сказано про девятый час, дело в том, что монахи на востоке действительно ели впервые в три часа дня. Но вот это уже климатический момент. Слово «завтрак» в Библии  употребляется один только раз. (В 21 главе Иоанна). Потому что на самом деле почти никто не завтракает на Востоке из-за того, что жара начинается. Поэтому там пьют легкий напиток с утра, а потом едят уже часа в три дня. Это связано с климатом. Правило такое в России никогда не исполнялось, даже в монастырях монахи при северном климате они ели сразу после литургии, часов в 10, в 11. Это логично и правильно, потому что связано с нашими энергопотерями. По этой причине мера поста зависит от климатической широты, например на Чукотке постятся с мясом, только мясо едят вечером, потому что там больше ничего другого нет. Точно так же на Соловках едят рыбу весь Великий пост. Чем южнее, тем строже пост, потому что меньше энергопотери, и кстати говоря больше разжигание плоти, поэтому говорят «южный темперамент». Именно поэтому требуется больше обуздывать себя.

  Нельзя зависеть от пищи. Гурманство не меньший грех... это тоже проявление чревоугодия. Можно зависеть от объема пищи, можно зависеть от её качества. Если у тебя, например, испортилось настроение, если ты съел картошку, а если съел «рафаэллу» -этот шматок свинины, оно у тебя улучшилось - вот это плохо.

Вопрос из зала: -Батюшка, скажите, вот если например богатый человек, он следит за своим столом, и легко переносит пост, если захочет поститься, а вот бабушке-пенсионерке это сложней, она не может себе позволить то, что она бы хотела. Ей психологически тяжелей.

-Какой же вопрос?

- Это как относится к чревоугодию(психология человека)?

- Вы знаете, я вот по себе скажу. Мне пришлось жить с семьей в середине 90-х годов на 500р. в месяц. И мне не надо было каких-то изысков, я не думал о черной икре. Мне нужно было, чтобы картошка была если к ней лук будет – это шикарно, ну и хлеб, немножко сметаны... Вот и все. Я помню поступил в семинарию в одном из самых сытых годов XXвека в 91-м. Мы там картошку двумя утюгами жарили, вы врятли сможете кипятильником суп сварить, а вот я умею. В бидоне варили. Собираются семинаристы чай попить. А что к чаю есть? Сахар есть! Много ли человеку для счастья надо?

 Дало не в том, много ли у человека пищи (денег вернее), а в том, как человек относится к этой пище.

 

«Одно воздержание прилично неповинным, а другое – повинным и кающимся. Для первых движения похоти в теле бывает знаком к восприятию особенного воздержания; а последние пребывают в нем даже до смерти; и до самой кончины не дают своему телу утешения, но борются с ним без примирения. Первые хотят сохранить всегда благоустройство ума; а последние душевным сетованием и истаяванием умилостивляют Бога». То есть  разница какая? Человек впал в смертный грех, в блуд или в другой какой-то тяжёлый грех. И тогда он конечно в посте до смерти обуздывает себя. Другое дело, когда человек не впадал в смертные грехи, у него воздержание гораздо умереннее. Одно дело нерваная вещь, а другое дело заштопанная. Нерваная её еще нужно порвать, чтобы разошлась, а заштопанное может по месту разрыва пойти дальше. Поэтому разница есть. Поэтому и пост для впадавших в смертный грех это более важное средство, чем для не впадавших. Особенно касается грехов против плоти.

 «Время веселия и утешения пищею для совершенного есть отложение попечения; для подвижника – время борьбы; а для страстного – праздник праздников и торжество торжеств».

Это значит, что когда человек совершенный он не замечает пришло время разговляться, не пришло. Он не обращает внимания. Я разговаривал со своими друзьями-монахами и нашел подтверждение своей мысли – почему великие святые мало ели? Потому что им было лень на это время тратить. Зачем на ерунду время тратить, когда есть такие удовольствия…вот например такая история: два монаха встретились вместе, решили попировать, их ученики приготовили бобовую кашу в качестве пирушки. Решили сначала помолиться перед едой. Один встал, прочитал Евангелие от Луки. Второй прочитал послание к Еврееям. Первый прочитал книги пророка Исаии наизусть. Другой прочитал 118 псалом. И пока они закончили наступил рассвет. Они довольные облобызались «как мы с тобой хорошо пообщались, помолились, покушали» и разошлись, а кашу пришлось доедать послушникам. Совершенные они просто не замечает. Потому что они обогащаются святым духом, это реальность, которая известна всем христианам, потому что когда человек находится в богообщении, молиться, ему не до еды потому что ему слишком хорошо. Вот это как раз та самая цель, к которой мы должны стремиться. Когда человек забывает о пище ради Создателя, ради красоты, которую Он дает, ради того наслаждения, которое дает Бог.. Для борющегося подвижника – это время борьбы. Вот смотрите например начинается праздник. И человек должен бороться со своим чревом, чтобы не объестся, не опиться не свалиться. Наконец для того, кто охвачен страстью, для него это праздник праздников и торжество торжеств. J

  « В сердцах чревоугодников – сновидения о снедях и яствах;  в сердцах же плачущих – сновидения о последнем суде и муках». Даже во сне эту пищу видят! Если же человек плачет о грехах своих, если он понимает, что оскорбил Бога, ему сниться Великий Суд и муки.

  «Будь господин над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться. Впадшие в ров беззаконий, о которых я не хочу говорить, понимают, что я сказал; целомудренные же опытом сего не познали». Лучше сейчас обуздать чрево, чтобы в блуд не впасть. Потому что когда впадешь, узнаешь что это за ров. А кто этого не знает, кто целомудренный, тому это и не надо знать.

  «Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне». Вот тут спрашивали как чрево укрощать.  «Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне». Вот сели вы за хороший стол, да? И вспомнили: «А что будет обжорам?» и представили себе горящий вечный огонь.

   «Повинуясь чреву, некоторые отрезали наконец сокровенные свои члены, и умерли двоякою смертию. Будем внимательны и мы увидим, что объядение есть единственная причина потоплений с ними случающихся.» Некоторые доходили до того, что из-за обжорства впадая в блуд, они кастрировали себя, такие примеры есть, до сих пор есть такая секта скопцов. И Лествичник о чем говорит, что погибали и в этой жизни и в будущем в вечный огонь попадают. Потому что по Господнему слову такие люди обречены вечному огню. Скопящий себя отлучается от Церкви, как противник создания Божия.

   «Ум постника молится трезвенно; а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний. Насыщение чрева иссушает источник слез; а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды.» Часто спрашивают, почему во время молитвы нет покаяния. Какое покаяние, если ты объедаешься. Если ты сможешь ограничить свое чрево, ты сможешь со слезами плакать, то есть у тебя будет умиление в сердце. То есть ты сможешь сопереживать другому человеку. Действительно реальная вещь, проверенная.  От обжорства человек теряет способность сопереживать другим людям. Даже в обычной жизни это так, тем более это касается покаяния во грехах своих. И молитва нормально не идет у человека который объедается, Поэтому преподобный Силуан Афонский говорил: «Какой признак что ты съел достаточно или много? Если ты после еды хочешь молиться, сохраняется желание к молитве, значит ты съел достаточно, если ты молиться не хочешь после еды, значит, ты объелся». Так что проверка – если вы благодарственные молитвы не читаете после еды, что у нас есть на совести? Чревоугодие!

   «Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить духа блуда: тот подобен угашающему пожар маслом». Самый лучший способ затушить пожар – это залить его маслом или бензинчиком. Точно так же как объедаться и при этом бороться с блудом.

   «Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце. Если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами».  Как интересно. Человек который смирился пищей, ограничил свое чрево, он может быть смиренным, он понимает, что все под Богом ходим, он не возноситься, не думает о себе высоко. Человек объевшийся, разжиревший, на нем исполняется слово пророка, когда Бог говорит ко Израилю: «и ел Израиль и пил Израиль и разжирел и растолстел и повернулся задом к Сотворившему его.» Так и получается на самом деле.

 «Испытывай себя в первый час дня(то есть в 7 часов утра), в полдень, за час до принятия пищи, и узнаешь таким образом пользу поста. Поутру помысл играет и скитается; когда же настал шестой час он немного ослабевает; а во время захождения солнца окончательно смиряется». Когда человек сыт, у него помыслы в разные стороны. А потом все меньше, меньше, меньше и таким образом  и количество рассеянных помыслов уменьшается…

    «Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей.» К вопросу о трепливости, когда язык не остановить.

 «Всеми силами подвизайся против сего мучителя, и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет». Если потрудишься обуздать себя, Господь сильно помогает и очень быстро.

   «Мехи (то есть кожанные мешки в которых воду носили) когда их размягчают, раздаются и вмещают большее количество жидкости; а оставленные в небрежении не принимают и прежней меры. Обременяющий чрево свое расширяет внутренности; а у того, кто подвизается против чрева, они стягиваются мало-помалу; стянутые же не будут принимать много пищи, и тогда, по нужде самого естества, будешь постником». Некоторые говорят: « Я привык много есть!»  Уменьшай постепенно и будешь меньше есть.

   «Жажда весьма часто жаждою же и утоляется; но голод прогнать голодом трудно и даже невозможно. Когда тело победит тебя, укрощай его трудами; если же ты по немощи не можешь этого, то борись с ним бдением. Когда глаза отяжелели, берись за рукоделие: но не касайся оного, когда сон не нападает; ибо не возможно работать вместе Богу и мамоне, т.е простирать мысль свою к Богу и на рукоделие.»  Идет речь как бороться, во время поста или когда человека тянет на еду – нужно укрощать трудами, когда не можешь трудиться – бдением, не можешь бдением - рукоделием.  Бдением называется не просто бессонница, а молитва ограничивающая сон. Бессонница добродетелью не является, сами понимаете. Потому что тогда святые были бы изобретателями кофе. Здесь есть важный момент, когда говориться о рукоделии и молитве. Их надо разделять. Есть время усиленной молитвы – правило, есть время рукоделия. Во время рукоделия тоже нужно молиться (например, Богородицу читать).

   «Знай, что часто бес приседит желудку, и не дает человеку насытиться, хотя бы он съел все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле». Такой человек не насытиться никогда. Есть даже в медицине такое понятие – булимия. Голодный бывает не от недостатка пищи, а часто бывает от беса.

  « Удивительное дело, что ум, будучи бестелесен, от тела оскверняется и омрачается, и что напротив невещественное от брения утончается и очищается.» Удивительное дело – борется с телом, а утончается ум, хотя он и невеществен. Такое удивительное дело, которое Господь сделал. И наоборот оскверняется от обжорства или от гурманства.

   «Если ты обещался Христу идти узким и тесным путем, то утесняй чрево свое; ибо угождая ему и расширяя его, ты отвергаешь своих обетов.(идет речь о монахах, которые обещают постническое житие) Но внимай, и услышишь говорящего: пространен и широк путь чревоугодия, вводящий в пагубу блуда, и многие идут по нему, но узки врата и тесен путь воздержания, вводящий в жизнь чистоты, и немногие входят им (Мф.7,14)»

   «Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объядение".   Глава, потому что с него начинается –понимаете? – но далеко не заканчивается.

 

продолжение следует.


Назад к списку