Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - Беседы о страстях. О сребролюбии.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

Беседы о страстях. О сребролюбии.

Очередь в рай. Встает в неё новый русский и думает:

- Меня возьмут, деньги давал, три храма построили!

Подходит его очередь, какая-то заминка.

-Мы посоветовались и  решили вернуть вам деньги!

 

Когда мы рассматривали предложения о каких грехах говорить, всплыл один из самых популярных грехов - это сребролюбие. Страсть к наживе, страсть к имуществу и мнение, что финансы решают все.

 

В начале беседы хочу напомнить те слова молитвы, которые читаются каждый раз перед Святым причастием в течении всего Великого поста:

 Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава Тебе.

В переводе на русский эти слова Великой Пятницы звучат так: Когда славные ученики просвещались на Вечери, когда Господь омывал им ноги, тогда Иуда будучи обуян сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям, Тебя Праведного Судью он продает. Посмотри ты, влюбленный в свое имущество, смотри на того, кто из этого имущества употребил удавку, беги ненасытая душа, которая против учителя такое дерзнула, Ты же о всех Благий Господи, слава Тебе.

 Действительно сребролюбие это один из самых распространенных грехов и мы дальше увидим что это единственная страсть, которая не имеет обоснования в человеческой природе. Другте все страсти они имеют некие обоснование, например блуд – способность рожать детей, гнев – способность человека отторгать зло от своего сердца, для этого он собственно и предназначен. Тщеславие, желание быть прославленным Богом. Гордость – превозношение над демономи. Но сребролюбие есть особая форма зла, чистое зло, которое является формой извращенного Богопочитания.

Как сказал Господь наш Иисус Христос: «Помните, что жизнь человека не зависит от множества его имущества». Апостол Павел сказал, что «сребролюбие есть идолослужение». Это действительно так. Действительно человек начинает поклоняться твари вместо Творца, и таким образом рождается особая страсть, формула которой – деньги могут все. Деньгам приписывается божественное свойство и таким образом человек считает, что жизнь его зависит от его имущества.

  Поэтому мы сегодня, опираясь на нашего великого отца преподобного Иоанна Лествичника будем разбирать страсть сребролюбия.

Но для начала вспомним слова апостола Павла, что бы понять, как вообще возникает идолопоклонство, в чем внутренняя тяга человека, из-за чего он начинает поклоняться идолам, и в частности начинает деньгам как идолам поклоняться. Об этом говорит апостол Павел в послании к Римляном, 1 глава: « Открывается гнев Бога с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо что можно знать о Боге явно для них, потому что Бог явил им.» В людях есть знание некое об истине, оно врождено в них, вложено в них от Творца, поэтому люди знают что есть Бог («ну что-то там есть»), но люди подавляют истину неправдой. « Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам и четвероногим и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо творца, который благословен во веки, аминь». То есть знание Бога не означает, что Его начинают должным образом почитать. Нет, люди зная Бога не прославляют Его как Бога, не возлагают на него всех своих желаний. Те слова, которые мы говорим на каждой службе: Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим(то есть всю жизнь нашу). Эти слова, они оказываются для многих людей пустым звуком. Потому что люди не почитают Бога как Бога. Не благодарят Его как Бога и потому, называя себя мудрыми, они безумны. В неблагодарности корень всех идолопоклонств, в частности корень сребролюбия.  Человек который не привык полагаться на Бога, потому что он не привык Его благодарить. То есть у него нет личных живых отношений с Создателем, он превращается в сребролюбца. Он начинает имуществу приписывать неподобающее ему место, считать, от имущества зависит физическая жизнь.

 Как раз об этом говорит Лествичник 16 слово «О сребролюбии».

 

« Большая часть премудрых учителей, после описанного нами сладострастного мучителя(блуд), полагают обыкновенно сего тмоглавного беса сребролюбия». Что значит тмоглавного? У которого 10 000 глав. И это действительно так. Святитель Иоанн Златоуст почти в каждой своей беседе бичует сребролюбие, он говорит что это страшный дракон, причина убийства, причина ненависти, причина того что брат презирает брата, причина того, что люди теряют способность к душевному отношению между людьми. Человек теряет возможность спокойно жить. «Богатому не спиться, богатый вора боится». Действительно так и происходит и все это корениться в сребролюбии. Не было бы сребролюбия. Не было бы убийства, не было бы воровства, не было бы зависти и многих других страстей просто бы не было. Потому что они коренятся в сребролюбии. Не даром св. апостол Павел сказал: «Корень всех зол есть сребролюбие». А сребролюбие основано на чем? На представлении, что человек сам хозяин своей судьбы. Он создает себе некоторые матерьяльные подпорочки, чтобы самому властвовать своей судьбой.

« Чтобы и нам немудрым не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если угодно, поговорим немного о этом недуге, а потом скажем и о врачевании». «Сребролюбие есть поклонение идолам...» как раз о чем мы говорили. Человек приносит деньгам всю свою жизнь. Потому что посмотрите происходит реально. Они кончают с собой, когда у них разоряется фирма. Вот недавно один из магнатов, который разорился, он не стал голодным, он не лишился денег, не лишился дома в котором он живет, у него только фирма разорилась, он пошел и бросился под поезд. Вот это пример страшного греха идолопоклонства. Человек приносит в жертву идолам свою собственную жизнь. Я уже не говорю. Про то что бесу мамонны, бесу языческому люди приносят в жертву детей. В Ветхом завете люди в честь бога ьогатства сжигали детей на кострах. А сейчас убивают их высасывая им мозги при помощи вакуума, раздирают их на мелкие кусочки, растворяют в соляном растворе. Вы догадываетесь о чем я говорю? Об аборте. Это и есть настоящее убийство детей во имя сребролюбия. Слышали такие слова «зачем плодить нищету?» « я еще для себя не пожил». Как будто такой человек для себя живет, он живет для денег, которым он служит как купленный раб.

 

«Сребролюбие есть дочь неверия...» Человек становится сребролюбивым, потому что он не верит Богу, а потом не верит и в Бога. В книге пророка Осии в еврейском тексте, есть такая фраза: «Священники твои подобны кремню». Причем слово кремень в еврейском языке означает и «горящий» и «богатый». Есть такое интересное толкование у евреев, что если священник не горит любовью к Богу, он становится сребролюбивым. Это касается не только священников, но всех людей, человек, который не «горит», он превращается в сребролюбца, в идолослужителя.

Люди часто говорят, если не будет денег, как же нам жить, как же дети? Как я буду хорошо жить, если не хватает денег в кармане? «Забрось на Господа все свои заботы и он тебя прокормит(псалом)». А люди говорят: «На Бога надейся а сам не плошай; надо о деньгах думать! Надо их холить, надо их лелеять» Вот такие мысли вкладывает в голову дьявол, потому что от сребролюбия рождается неверие. Человек думает, что Бог не заботиться о нем и пытается заботиться сам о себе. Именно поэтому сребролюбие губит душу. Человек в принцыпе не способен просчитать будущее. Будущее непрогнозируемое, а человек пытается взять то, чего он не сможет понести. Он живет в бесконечной тревоге, поэтому дальше и говорит Лествичник: «...извинение себя своими немощами» Человек говорит – мне денег нужно побольше, а то вот я буду старым, как же я жить-то буду. Как же меня похоронят. Если денег не будет? Вот так вот вытащат за ноги и оставят на улице, если денег не будет. Это глупость же! Ефрем Сирин наоборот говорил – выкиньте меня и не хороните, а у нас: «что же будет?»

«...извинение себя своими немощами...». Вот я буду болеть, мне нужны деньги на лечение. А не проще ли положиться на Бога, который исцелить может? Помните, когда один сидел в притворе Соломоновом, просил денежек, вошли Петр и Иоанн. Апостолы говорят: «Денег мы тебе дать не можем, серебра и золота у нас нет, а что у нас есть, дадим тебе. Во имя Иисуса Христа встань и ходи».  Какие деньги такое могут сделать? Да никакие. Хромого от рождения человека сразу поставить на ноги. А человек говорит: «Я буду болеть, что же со мною будет?» Знаете что в таких случаях надо сказать? «Мил человек, а ты разве не знаешь, что ты сегодня умереть можешь?». Помните как богачу было сказано? «Безумный! В эту ночь душу твою вытянут из тебя, кому останется то. Что ты накопил?» Так будет со всеми, кто в себя, а не в бога богатеет. Это самообман. Это ложь.

«...предсказатель старости...» Понятно, да? До старости надо накопить.

 

«...провозвестник голода, гадатель о бездождии...» Вот смотрите, сейчас приходится слышать такие слова, что надвигаются такие страшные времена, надо срочно запасы готовить...Будто-бы какие то батюшки сообщают, что нужно там какие-то землянки строить, муку, крупу запасать...Вот что Лествичник говорит – это сребролюбие играет. «Вот я сейчас накоплю себе на дачу имущества много, и вот тогда я голод переживу» Да твою дачу первую ограбят и тебя убьют. Такое безумие сложно даже придумать! Если кто узнает, во время голода, что у тебя где-то есть пища, тебя гарантированно зарежут, понимаете? Как в Ленинграде блокадном было, как это было во время голода в поволжье. «На весь пост не наешься» - есть такая поговорка. На весь голод не напасешься. Это безумие, недоверие Богу, проявление той же самой страсти. Господь тебя прокормит, у него всего много. «Посмотрите на птиц небесных...» Господь их питает, ничего ведь, не вымерли птички. Посмотрите на кошек, а на собак. У них вроде бы и большого счета нет в банке, а вон какие жирные бегают. Действительно все это только прикрытие внутреннего корня – неверия.

Сребролюбие есть хулитель Святого Евангелия и добровольный отступник. И мне приходилось слышать такие вещи, когда люди говорят, что только сумасшедшие это говорят. Только безумец может не заботиться о завтрашнем дне. Какой идиот такое советует? – мне говорил один человек. – а кто же заботиться- то будет тогда, если ты на старости лет о себе не позаботишься? Так что слова Лествичника совершенно справедливы: Сребролюбцы хулители Евангелия и добровольные отступники.

 Вот интересная такая вещь. За последние 20 лет в ислам ушло 4 священника из Русской церкви. Это страшная вещь к сожалению, это ужасно, но при этом известно, что сотни священников ушли из-за бизнеса и сан сняли. Из-за денег, из-за бизнеса. И даже блуд столько людей не уводил, как уводит сребролюбие. Я помню служил на Таганке с одним дьяконом. Я был вторым дьяконом, он был первым. И он все жаловался что ему денег мало, то мало, сё мало. А этим летом он мне пишет на электронную почту: «отец Даниил, неужели ты до сих пор в Бога веришь? Все не так, как нас учили». Я захожу к нему на страницу в одноклассниках, смотрю, что он там бизнесом в Голландии занимается, бизнесом во Франции занимается и о себе он там пишет, что уник(прозвище) у него «шоссейная трасса 666». Вот это бывший дьякон! А на самом деле он говорил, что на зарплату семью нельзя содержать, денег нужно больше. Кончилось тем, что семью он бросил, другую завел, бросил сан, занялся бизнесом. Это и есть то, о чем говорит писание - добровольный отступник.

Это действительно так. Сребролюбие отводит от Бога очень и очень быстро. Почему многие люди 90-х годов перестали ходить в храм? Непонятность богослужения. Да есть непонятность богослужения. Она решаема. Вот у нас в храме, например, мы книжки держим, это гораздо лучше, чем просто так стоять. Есть проблемы хамства священников. Да есть такие проблемы, но они решаемы, потому что мы не к священнику, а к Богу приходим в храм. Есть проблема «злых бабушек». И такая проблема есть, и она тоже решаема по этой же самой причине. Но на самом деле корень какой? Я говорил со многими людьми, которые перестали ходить в храм... Они говорят: «Ну, понимаешь, бизнес. Раньше я был учащимся, у меня больше было времени. А сейчас дела, бизнес, в конце концов надо жизнь настоящую строить, а ты там со своей церковью...» Он стал отступником от Христа в прямом смысле этого слова. А что потом с ним будет - я не знаю. Что с отступниками бывает? Самый яркий пример отступника, это некий человек, обладающий даром воскрешать мертвых, исцелять слепых, очищать прокаженных... Звали его Иуда по прозвищу Искариот. Обладая этими колоссальными дарами, он польстился на деньги и стал предателем. Он должен был судить со Христом весь мир, вместо того стал величайшем мерзавцем и сейчас находится на груди у сатаны. Видите, до чего доводит сребролюбие?

Но заметьте, всегда, когда идет речь о сребролюбии, говорят: «Ну как же, ну здравый же смысл подсказывает... Помните, что не здравый смысл подсказывает, а некое божество, которое называется «мамонна». У него морда быка, рога козла, пасть открыта, внутри горит огонь, который сжигает детей заживо. Кто бывал в Тунисе, знает, что там есть целое кладбище жертв его. Кто не бывал, знаете, что у нас есть места, огромные капища где убивают детей ...мамонне.

 Дальше говорит Лествичник: «Стяжавший любовь расточил деньги, а кто говорит, что имеет то и др., тот сам себя обманывает. Кто по настоящему любит, тот свои деньги разбрасывает, расточает, понимаете? Человек, по-настоящему любящий не ожет спокойно смотреть на нужды людей. У него в один карман приходит, из другого уходит. Подсчитали как-то, что к Иоанну Кронштадскому в год приходило миллион рублей. Царскими деньгами, это по – нашему сто миллионов. Но у него бывало, что в кармане по двадцать, по тридцать копеек оставалось к вечеру. Он сколько не ходил, столько раздавал. Дошло до того, что его жена пожаловалась в синод и потребовала, чтобы ей зарплату выдавали, потому что он даже зарплату до дома не доносил. Почему? Потому что отец Иоанн Кронштадский имел любовь. «Кто стяжал любовь, тот расточил имущество». Это взаимосвязано. Человек, который раздает, у него всегда больше и его всегда поддержат. Потому что кто дает , тому преизбудет, Господь говорит, он будет преизбыточествовать. Такой человек ни в чем не будет нуждаться. Потому что ему Господь будет давать все больше и больше, что он попросит, то он получит. И человек действительно такой он будет преизбыточествовать и на земле благами и в Царствии небесном награда великая у него будет. Господь сказал, когда его спросили апостолы, что кто здесь на земле отказался от дома, от земли от жены от детей, братий сестер ради Царствия небесного в сто крат на земле здесь получает и в будущем получает жизнь вечную.

Человек, который умеет любить, умеет раздавать милостыню, он понимает, что главное это любовь к ближнему и он получает гораздо больше. Великий Питатель всех Бог не оставит его. И примеров таких множество. Помните житие Сергия Радонежского? Как братия стала роптать, что у них голодно, сам преподобный Сергий показал примеры, когда он стал строить своими руками сени своему брату, показывая этим, что надо зарабатывать пропитание. И когда он построил сени, брат ему вынес решето плесневелых сухарей и он их ел, так что у него изо рта как будто дым от плесени шел. Но когда братия стала роптать, подъехала подвода от неизвестных благотворителей с пищей.

Известен случай также когда в одном из монастырей святого Саввы, когда кончилась еда, которую он раздал нищим и голодным. Тогда братия начала роптать, что нужно поэкономней, может быть не раздавать нищим? Он сказал им: «Нет. Идите откройте амбары». Амбары оказались набиты зерном, потому что сам Бог чудесным образом наполнил зерном хранилища. И таких примеров в истории Церкви очень и очень много.

 Бог действительно заботиться обо всем. Его серебро и золото, как Он сам говорит. Именно этому учит Господь. Поэтому и говориться: « стяжавший любовь – Когда говорит человек, я и сам живу и другим дам. Это самообман, потому что если ты дал возможность в своем сердце к чему-то прилепиться, то тебя это утащит. Однажды Антония Великого спросил монах: « Не ужели я не смогу совмещать имение денег и любовь «Конечно сможешь. Пойдем в соседнюю деревню. Купи себе мяса и привяжи к себе, потом приходи сюда.» Он так и сделал  - обвешал себя кусками мяса. На него набросились собаки, мухи налетели. Он пришел весь обгрызанный, несчастный. « Что ты надо мной издевался?». Антоний ему говорит: «Вот также и монах, который решил сохранить себе деньги, если пытается зависеть от имущества, то таким образом  он также бывает поруган демонами.» Не случайно монахи дают обед  не имения личной собственности. Ведь этот особенный уровень свободы. Когда человек не привязан ни к чему земному, он полностью свободен. Это очень важный такой момент, который Господь нам говорит.

 « Оплакивающий себя самого, даже тела своего отвергся и не щадит его в случае нужды.» Если человек оплакивает свои грехи, вот тогда он даже тела своего отвергается, не говоря уже об деньгах. Человек, который не милостив, жестокосерд даже грехов своих не видит и забыл об очищении от своих прежних согрешений, говорит святой Иоанн. Он чужд Бога на самом-то деле. Если ты плачешь над собой, тебе не до денег будет. Если сегодня на Суд идти, какие тут деньги, понимаете? К гробу багажник не пределаешь. Переправить деньги на тот свет можно только одним способом. Милостыней. Кто дает милостыню, тот дает взаймы Богу, знаете да? Об этом говорит царь Соломон. Кто привязан к деньгам, тот и грехов-то своих не видит по-нормальному, он не оплакивает себя. Он во грехе сгнивает.

 « Не говори, что собираешь деньги ради нищих, ибо и две лепты вдовицы, купили Царствие Небесное». И действительно, часто бывает такая вещь – люди говорят – надо поднакопить, потом и бедным помочь, сейчас займусь накопительством, сейчас некогда, столько дел, надо собраться, а вот потом, такую мощнейшую программу сделаю, всем помогу. Но на самом деле, говорит Лествичнек, - не надо себя обманывать. Богу нужно не количество денег, которые ты пожертвуешь, а чистосердечие. Помните, как Господь  две лепты вдовицы, принял больше, чем   все дары богачей. Поэтому не надо себя таким образом обманывать.

 «Страннолюбец и сребролюбец друг с другом встретились и второй назвал первого безрассудным. А ведь точно! Человек, который принимаеи гостей, который принимает странников и сребролюбец они встретились и сребролюбец говорит: « Вот все транжирит, и что толку?  Если ты такой умный, где твои баксы?»

 Безрассудство, которое на самом деле не является безумием, потому что, вы знаете, что любящий принимать странников, любящий гостей, любящий заботиться о нищих, может встретить самого Бога. Были такие случаи, когда встречали самого Бога. Когда пришел в виде Трех Ангелов в Аврааму Господь Бог. Когда Лот принял принял Ангелов. Все это было. А сребролюбец скажет – вот сумасшедший какой.

Заметьтьте, что в описание Лествичника ничего не говориться о количестве денег, которое можно иметь, ни о размере зарплаты ничего не сказано. Потому что сребролюбие не зависит ни от количества денег, которое имеет человек, ни от зарплаты, а от того, как ты к ним относишься. Человек не существует без имущества. Даже если у тебя есть хлеб на сегодняшний день, это уже имущество, даже если у тебя есть одежда , которая на тебе, это уже имущество, которое ты можешь отдать. Был такой случай, когда св. Григорий Двоеслов, папа Римский, имел обычай каждое воскресение за свой счет собирать к себе 12 нищих с улицы. Он их кормил, причем сам выступал в качестве официанта. Папа – представляете? Первый епископ мира. И однажды, он видит, что у него за столом сидит 13 человек, он их накормил, а дьякону говорит – что ты 13 прислал, тот говорит – нет, я 12 прислал! Он удивился, а ночью ему явился Христос –Я к тебе сегодня заходил, ты хорошо меня накормил. Понимаете? То есть Господь так и приходит. Это реальные вещи. Монах Иаков в Спасо-Яковлевском монастыре всегда держал двери открытыми для странников и нищих, и когда ему говорили – чтож ты безобразничаешь, нарушаешь устав, он отвечал: « Я не знаю в виде кого Христос ко мне сегодня придет». Вот это нормальный подход Христовой любви. Да, он для мира сего кажется безрассудным, но скажу так – кто в сегодняшнем финансовом кризисе более в выйграшном положении? Те люди, которые помогают ближним, или те, которые так любят свои финансы? Гди финансы этих разумных людей? Где капиталы, все эти инвестиции, которые они вкладывали, куда они делись? А те, которые имели вокруг себя много друзей, они выплыли. Поэтому во время потрясений и кризисов всегда будет лучше не тому, у кого много денег, а тому, у кого много любящих его людей. Даже по земному это лучше, а еще лучше, когда есть любящий тебя Бог, которому ты взаймы много дал.

 Здесь говорит дальше Лествичник: « Победивший сию страсть отсек попечение, а связанный ею никогда не молиться чисто.» если человек не думает о деньгах, он может спокойно молиться, его не дергает телефон, «операция не срывается», он не думает, как ему завтра прокормиться, потому что он знает, что есть день и будет пища. Как говорит апостол Павел: «имея еду и одежду будем довольны». А мы еще и дома свои имеем. Господь дает всем, поэтому у говорит Лествичник – кто победил эту страсть, тот отсек все заботы, а кто связан этой страстью, никогда не молиться чисто.

Один монах молился на службе. Ему явилась Богородица и сказала: «Сегодня два человека молилось в храме.» Монах удивился: «Как два, ведь полный храм был народа!» «Они стояли в храме, а в мыслях кто на огороде, кто оливки собирал...» Понимаете, да? Два человека молилось. А бывает такое у нас в храме? Да, бывает, конечно. Стоит человек в храме и думает: «как бы мне то сделать, другое сделать. Здесь идет ум нечистый, молитва нечистая, потому что страсть сребролюбия овладела человеком под предлогом всех дел и превратилась в многозаботливость. Человек ни с Богом не общается, ни дела свои не делает, получается очень интересная вещь – некоторые пытались записывать мысли, которые во время молитвы приходят. Во время молитвы пришла мысль – такая гениальная идея тебя осенила! Вот её реализуешь и все будет замечательно. Но когда время молитвы заканчивалось, человек смотрел и говорил: «Какую глупость я написал!» Из за какой глупости молитву бросил! И это естественно – разве может демон что-нибудь хорошее дать? Нет, конечно. А это именно демон вкладывает в мысли сребролюбцев такие вещи. А все идет под благими предлогами «А как дети, а как внуки?» «А как решается вопрос там-то?» Вот это как раз та нечистая молитва, которая отвратительна для Господа. Златоуст говорит: «Представь себе, ты стоишь перед царем, беседуешь с ним, а рядом в клетке враг царя, которого только что поймали и привели на суд. И ты поворачиваешься спиной к царю и начинаешь беседовать с его врагом. Что царь сделает? Он тебя за компанию в эту же клеточку посадит. Так происходит с теми, кто во время молитвы предается мирским мыслям и попечениям» - говорит св. Иоанн Златоуст. И это - чистая правда.

 

  Дальше говорит Лествичник. Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистью к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки. Этот пример извесный. Человек говорит: «Обязательно буду давать! Вот накоплю и буду давать». Он копит, немножечко дает; чем больше копит, тем меньше дает, а когда много накопил, вообще ничего не дает. Старый вопрос Почему нищие стоят у храмов, но не стоят у банков? Ведь в банках денег больше! Почему в 90-х годах жертвовали на храмы больше и благотворителей было больше, а меньше всего жертвовали в 2008г.? В первой половине 2008г, когда нефть стоила тогда почти вообще ничего не вообще. А то самое. Сначало сребролюбие дает подкормить себя, а потом все, забыли, «проехали». Надо деньги делать. Какое там милостыня, да вы что! Потом, потом, а потом и «потом» забывается. Так сребролюбие съедает душу человека. Буквально как зверь пожирает душу человека полностью.

 «Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обоготились духовно и забыли первую свою нищету». Здесь что говорит Лествичник? Есть нищие, которые телесно нищие, ничего не имеют. При этом не значит,  что они не сребролюбивы. В другом месте Лествичник говорит, что эти люди бывают сребролюбивы настолько, что они к иголке бывают привязаны больше, чем другие к миллионам денег. Так что здесь не от количества денег зависит, а отношение. Нищие которые общаются со смиренными, которые знают, что у них нет ничего своего, тогда они понимают, что они ничего не имеют и ничего не потеряли от этого, понимают, что нищета телесная им дана только во спасение, только для свободы. Это как раз ответ тем людям, которые страдают, что у них денег не хватает. Научитесь благодарить за это Бога и вам будет легче, говорит Лествичник.

  «Монах, любящий деньги, чужд лености; он ежечастно вспоминает слово апостола: праздный да не ест; и другое: руки мои послужили мне и бывшим со мною (Деян.20,34)». Вот интересно, -говорит Лествичник,- сребролюбивый, он такой трудолюбец! Он всех осуждает, кто не работает. Он говорит, что трудиться не грех, поэтому работает по воскресениям, пока не падает носом в грядку, как некоторые наши дачники. Он все время в трудах, говорит: « Труд облагораживает человека!». На самом деле за этим всем стоит страсть сребролюбия, которая пожирает его. Он становится жестокосердным и мертвым душою. В результате он гибнет.

Заканчивает Лествичник свое слово так: Шестнадцатая борьба. Кто одержал в ней победу, тот или любовь Божию приобрел, или (хотя бы) отсек суетные попечения.

 Чтобы справиться с этим, необходимо предварительно преобрести добродетель. Какую? Нестяжапния. Как достигнуть? Есть некие внешние вещи, о которых сейчас скажу. Есть определенные правила, которые помогают нам справиться с этой страстью вовне. Во - первых необходимо ввести лимит обязательной милостыни. В Ветхом завете (вы знаете), Бог установил правило десятины. В обязательном порядке. Всякая десятая овца, которая есть в стаде, она пренадлежит Богу. Для чего это было дано? Для того, чтобы человек понимал, что все, что он имеет – Божие. «Господня земля, и все, что наполняет её, вселенная и все, что живет на ней» Господь подтвердил в Евангелии  заповедь десятины. Он сказал, что то надлежало делать и сего не оставлять. Нужно было суд и милостыню делать, а десятину не оставлять. То что делали фарисеи. А Иоанн Златоуст, объясняя слова Спасителя: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и  ферисеев, не можете войти в Царствие Божие». Он говорит: « А вы посчитайте, сколько фарисеи жертвовали. Потом скажите. Они десятину жертвовали, вторую десятину нищим раздавали, еще добровольные пожертвования, у них уходило до половины имущества, а вы подадите копейку и считаете, что что-то великое сделали. О, какая же для вас после этого надежда на Царствие Божие будет?» На самом деле в Новом завете конечно же есть некий другой момент. Человек должен поставить для себя внутреннее правило, в начале, чтобы бороться с сребролюбием. Какую-то часть имущества лично, только он сам. Он и Бог решает этот вопрос. Он жертвует Богу через нищих, через церковь. С этого момента он какую-то часть считает от себя отрезанной. Здесь не важно, сколько он получает, здесь не абсолютное число важно, а некая мера, которую он сам для себя поставил. Затем, он говорит, что эту меру я даю как должное, а теперь необходимо заняться художеством, то есть я поддержу того-то, того-то, того-то. Идет речь о поддержке людей, чтобы приучать себя к сердечной поддержке. Тогда постепенно человек придет к нестяжательности. Он будет одной рукой брать, другой давать. Будет появляться у него всего так много, потому что действительно «праведники избыточествуют хлебом, как говорит Писание». А уж про радость, которой они избыточествуют, я уж и говорить не буду. И с какого возроста надо к этому приучать? С детства. Есть хороший пример, что маленьких деточек, как только они ходить научаться, их приучают самим класть денюжки, чтобы у человека рефлекс вырабатывался. А то есть рефлекс знаете какой? Судорога руки. Когда нужно человеку дать, у них ... Вот брать, хватательный рефлекс хорошо работает, а давательный совсем не работает. А нужно с детсва вырабатывать давательный рефлекс. Давая милостыню, ты приучаешь себя к милосердию. Потому что внешность переходит на внутреннее. Помните, как мы говорили про чревоугодие? Когда порабощение чреву переходит к омрачению тела? И наоборот – обуздание чрева приводит к улучшению души. Тоже самое касается и милостыни. Приучение к внешней милостыни приводит к тому. Что человек и внутренне меняется, становится милосердным постепенно.

 «Нестяжание есть отложение земных забот. Беззаботность о жизни, невозбраняемое путешествие в Царствие Небесное. Представляете, как здорово, когда человек идет в Царствие Небесное не заботясь ни о чем. Вера в заповеди Спасителя. Нестяжательность чужая для печали. Видите, какая прекрасная добродетель, когда человек умеет не печалиться, не заботиться. Часто мне приходиться слышать. У меня есть такие хорошие прихожане, которые меня подвигают чтобы я заботился о судьбах Россиийского государства, чтобы я боролся с коррупцией в государственных властях. Чтобы я выразил свое осуждение по поводу преступной политики правительства. А зачем мне это надо? Ну зачем?  То что я осужу, мне станет хуже, а если проигнорирую, мне станет лучше.

Если я буду думать, что там с финансами, мне станет хуже, потому что сребролюбие мною овладеет. А если я буду беззаботным, я буду в этом путешествии безпечален. Понимаете? У меня совершенно корыстные интересы, я хочу быть беспечальным в этом моем путешествии по земле. Я знаю что я здесь странник и пришелец, а моя родина в небе, у которого очень хорошее правительство – Пресвятая Троица. И я знаю, что если иду по этой земле не заботясь об земных вещах я беспечален и таким образом я могу приучиться к нестяжательности.

 И дальше говорит Лествичник: «Нестяжательный инок есть владыка над миром, вверивший Богу попечение о себе, и верою стяжавший всех своими рабами...» Шикарная фраза! Смотрите – тот кто вверил Богу заботу о себе...Как это? Перевожу на русский: «Боже, я тебе доверяю, что ты будешь обо мне заботиться. Лично для меня». Есть такая поговорка хорошая: «Попы с руки Бога кормятся» Это касается вообще всех людей, всех христиан. Если человек берет себе за правило, что он поставил себе в качестве постоянного спонсора Бога, Бог действительно за это берется. Если Бог животных прокормит, тем более Он и нас прокормит. Поэтому и сказано, что нестяжательный инок, он взял себе Бога в качестве попечителя, на него все заботы свалил, а сам живет без печали  и все становятся ему рабами. Интересно, чем больше человек служит другим людям, меньше становится о себе, тем больше ему помогают. А чем больше думает человек о деньгах, тем меньше ему помогают. Вот я знаю неких священников, которые обязательно ставят таксы за требы, а потом говорят – а почему у нас денег все не хватает и не хватает, а народ вокруг нас разбегается, а потом говорят – все потому что народ плохой. Вот. А другие мне знакомые священники никаких тарифов не ставят и живут спокойно. И сами стараются подкормить кого-то, и вокруг них толпы народа теснятся. Такой человек, он всех своими рабами делает. Такая вот реальность, которую я как священник вижу даже по-отцам, братьям своим. Я уж не говорю про людей мира сего. Это касается вообще всех людей одинаково.

 Нестяжательный, «он не будет говорить человеку о своей нужде; а что приходит, то принимает, как от руки Господней». Господь прокормил –Слава Богу! Не прокормил –Слава Тебе Господи! У него гараздо более интересное дело есть – у него есть накопление для небес.

 « Нестяжательный подвижник есть сын беспристрастия, и что он получает, то считает за ничто. Как и ап. Павел говорит: «Я считаю все за ничто ради превосходящей все любви Христовой». Когда человек попробовал любовь Божию, ему земную не нужно уже. Зачем? «Если случится ему куда-нибудь отойти, все вменяет за навоз. Если же печалиться о чем-нибудь, то еще не сделался нестяжательным.» Если привязан к какому-то имуществу, то нестяжательным еще не сделался.

 «Нестяжательный муж молиться чистым умом; а любящий имущество во время молитвы представляет образы вещества». Это касается и фантазий и более тонких духовных вещей. Некоторые люди во время молитвы представляют как Христос выглядит, как Пресвятая Богородица... Св.отцы это делать категорически запрещают. Почему? Потому что получается, что вы будете молиться не живому Богу, а своей собственной фантазии о Боге. Понимаете? Это как раз недопустимо. А из-за чего это происходит? Из-за того, что человек сильно привязан к имуществу. Из-за этого у него все овеществляется. Он не знает, что значит молиться чистым умом, не представляя себе ничего. Кстати такая молитва самой сильной становится, она преобретает совершенно особенное качество.

 «Пребывающие в повиновении чужды сребролюбия; ибо когда они и тело свое предали, то что уже будут считать своею собственностью?» То есть те, кто находятся в послушании у духовников, они не имеют сребролюбия. Это касается конечно же монахов. Да и мирских кстати тоже.

 «Тем только лишаются они пользы, что удобны и готовы к переходам с места на место. Видел я, что вещество родило монахам терпение, чтобы пребывать на одном месте; но я больше их ублажил скитающихся ради Господа.» Когда у монаха есть какое-то имущество, он к нему привязан и с места на место не приходит.

 « Вкусивший вышних благ легко презирает земные; невкусивший же первых радуется о стяяжании последних.»  Видите, очень интересная мысль - нельзя просто отказаться, надо сначала попробовать небес. Денежки – вполне реальная вещь, их потрогать можно, а небеса «Кто же их видел?» знаете такие разговоры? А кто попробовал, говорит: « небеса какая красота. Что такое земля –прах и тлен». Есть многие умные люди, которые понимают, что земные вещи – это вещи быстро пропадающие, но они говорят: «это хоть что-то, а там кто видел?» Кто попробовал небесные дары, они открыты для всех крещеных, то такой человек легко презирает всякие земные заботы, если он себя не обманет. Понимаете почему Лествичник так пишет про все эти предлоги? Эти предлоги дают человеку возможность обмануть самого себя, таким образом потерять тот дар небес, который он уже получил, а это самое страшное Человек попробовал, а потом оглупил себя, заставил себя забыть. Представляете? К сожалению это явление очень часто встречается. Я об этом и говорил. Я не скажу, что священники, которых я упоминал, они не знали никогда небесных даров. Знали, но заставили себя забыть. Тоже самое касается и мирян и монахов и так далее.

 « Безрассудно нестяжательный лишается двоякой пользы: и настоящих благ удаляется и будущих лишается». Что значит безрассудно нестяжательный? То есть человек который не заботиться о земле, но при этом не заботиться и о небе. Человек должен быть корыстолюбивым для неба и нестяжательным на земле. Если человек не имеет стремления к небесам, то он ни здесь ничего не получит. Ни там. Поэтому говорит Лествичник: « О монахи! Не будем невернее птиц, которые не заботяться и не собирают. Велик благочестиво отвергший свое имение, но свят, кто отвергается своей воли.» Есть величие, если кто раздал свое имение нищим, но свят, кто своей воли отказался.

«Первый сторицею имением или дарованиями обогатится; а последний жизнь вечную наследует.

Хотите иметь множество даров? Будьте щедры, раздавайте милостыню, Господь переполнит вас дарами, а кто отказался от своей воли, получит сторицею вечную жизнь.

 «Волны не оставят моря; а сребролюбца не оставят гнев и печаль».

 

Понятно?  Как невозможно быть сухим в море, так невозможно сребролюбцу не гневаться и не печалиться. Кто хочет оставить уныние, должен отказаться от сребролюбия. А иначе бесполезно. Сами понимаете. Если человек только и думает как ему нажиться. У него все заботы, заботы, заботы...а кто ему мешает в этих заботах, против того гнев. Может быть праведный гнев. Например он не за себя, а за Родину гневается. За Россию гневается. Но за этим стоит что? СРЕБРОЛЮБИЕ. Совершенно обычное.

 «Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий; любостяжательный же за иглу готов сражаться до смерти». Человек, презревший сребролюбие, он не будет из-за вещей ссориться. Не додали, ну и ладно. Сколько дали, столько и дали. Такой совет: старайтесь не пересчитывать деньги, которые вам дают, и для души это делайте. Некоторые говорят: будут жулики пользоваться. Пускай пользуются. Бог нам больше даст. А если вы будете думать только о деньгах, то получите очень мало. Во-первых и сами устанете, пытаясь добиться своими усилиями – очень слабенькими. Все время будите спорливыми, скандальными. Есть такой тип правдоискателя, который вырастает на самом деле из сребролюбца и склочника, ненавистного для всех людей. Поэтому и сказано: любостяжательный за иглу ссориться.

« Непоколебимая вера отсекает суетные попечения, а память о смерти научает отвергаться и тела». Вот средства для излечения сребролюбия. Первое – непоколебимая вера. Полное, абсолютное, непоколебимое доверие Богу. Что раз Бог планетами управляет, он может и мной заняться. Как вы считаете – хватит сил у Бога или не хватит нас накормить? Так вот это и есть основа веры. Он Всесильный и Всемогущий. Поэтому при сребролюбии помогает Символ веры.

« Верую во Единого Бога Отца Вседержителя...» В том числе и меня. О чем тут еще говорить? «Верую в Духа Святаго, Господа Животворящего...» Раз Он дает жизнь, неужели Он меня не поддержит дальше? Поэтому как раз и сказано: непоколебимая вера. Она отсекает земные попечения.

  А вот память о смерти научает отвергаться и тела. Память о смерти хорошо вразумляет. Ты говоришь: «Вот я сделаю то-то и то-то и то-то». А потом сам себе говоришь: «Ага сделаешь. Точную дату смерти пожалуйста назови. Любопытно, однако».  Это действует как холодный душ.

И человек сразу в себя приходит. Ведь еще не факт, что до старости дотянешь. Сколько раз мне приходилось слышать такие жалобы: « Как же так, мне за ипотеку расплатиться надо, меня могут с работы выгнать». Я говорю: « Я тебя утешу – ты, может сегодня даже дорогу не успеешь перейти по дороге домой!» А что? Так оно и есть. Может быть спокойно. Вот недавно же погиб человек на пешеходном переходе... Вот поэтому надо про смерть помнить. О том как перед Богом встанем, тогда и речи не пойдет про сребролюбие. Как Тутанхамон сделал себе гроб из золота, украшения несколько тонн. Ну и что от этого толку? Помогло ему это золото?

  «В Иове не было и следа сребролюбия; потому-то он, и всего лишившись, пребыл без смущения». Кто читал книгу Иова, наверное помнит, что он сказал, когда все потерял. «Бог дал, Бог и взял. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века». Когда мы слышим с вами каждый раз эти слова на литургии, вспоминайте, что это сказал праведный Иов, который, когда у него все отнято было остался без смущения, потому что он знал, что все имеет от Бога.

  «Сребролюбие есть и называется корень всем злым( 1 Тим.6,10); и оно действительно таково, ибо производит ненависть...» Производит? Сколько приходилось мне видеть людей, которые приходили и говорили: « Хоть она и сестра, убил бы ее за квартиру...!» « Соседку прирезать, метр отняла от огорода, как бы рванул бы её или в колодец бы ей сыпанул...» И сыпят гадость всякую. Да? Какие античные трагедии у нас в огородном масштабе развертываются, сами знаете. Дальше оно производит « хищение, воровство». Почему у него есть, а у меня нету? -Надо поправить дело, - говорит сребролюбие. « Зависть, разлучения»... страшно разделяет людей между собой. Помните у Булгакова в «Белой гвардии» есть – там Егорка рассуждает: Василий когда у него деньги были такой злой был, как не стало денег, такой добрый стал. Видимо деньги портят людей!» Действительно так. Не от количества денег, а от сребролюбия.  Оно производит «вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства». Чистая правда. Смотрите криминальные сводки, называется.

 «Малым огнем сожгли некоторые много вещества; одною добродетелию избежали многие всех вышеописанных страстей: Эта добродетель называется беспристрастием. Она рождается в нас от опытного ведения и вкушения божественного разума. И от попечения о страшном ответе во время исхода из этого мира». Как малым огнем можно сжечь очень много, так одним беспристрастием к этому миру можно много чего сжечь.

  Проверить очень просто. Самый простой и самый шумный уровень. Тебе важно ли какой курс доллара будет через год? Заботишься ли ты, какие цены будут через год? Если не заботишься, уже один уровень свободный есть. Дальше, второй уровень, попроще: Ты готов, чтобы у тебя, чтобы что-то перенести отрезали кусочек от твоего участка? J Ты должен к этому спокойно относиться. Как достигнуть этого беспристрастия? Рождается от ведения Бога. Когда ты знаешь Бога, знаешь Его лично. Когда ты попробовал Его сладости красоты, Его силы, вот тогда тебе становиться безразлично. Понятно? Если ты не попробовал, то тебе трудно будет от этого избавиться, но все-таки и тут возможно, если ты вспомнишь о смерти, о том что ты перед Богом отвечать будешь. И может быть уже сегодня. А то представьте себе -  идет человек с рынка. Злой как бес. Как же злым не быть . Он такой мерзавец меня обсчитал. Вот смотри  - сейчас ты пойдешь, упадешь, шею сломаешь и в таком положении к Богу пойдешь. И что? Из за 15 руб., за огурцы в ад пойдешь? Хочется? «Везде обманывают». Ну и что?  ВЫ не обманывайте и вам будет хорошо. Бог вам больше даст. Есть один интересный совет. Один парень стащил 10 руб. у своей тети. Она ему говорит: - Тебе как 10 руб. не мало? Может тебе еще добавить? Ему жутко стыдно стало. ( «А если не стыдно?» « Ну не стыдно и не стыдно – что с бессовестного взять?») Мы себе сердце портим из-за гнилых помидоров. Вот обманули вас - «Надо пойти разобраться!» А вам времени на это не жалко? Вам нервов не жалко? Вам этот кусок, который вы обменяли потом в горло не полезет. Ну и что толку? Зачем вы боритесь? Вы конечно обогатитесь познаниями в русском разговорном языке. Вы узнаете разные формы ругательств, которые вы так бы некогда  и не узнали. И вам это надо? Какой в этом толк? Вы не помолитесь. А если умрете в это время – куда пойдете? « В чем застану, в том и сужу» ; и с этой руганью куда вы пойдете? ...

 « Степень семнадцатая. Кто на неё взошел, тот шествует на небо, совлекшись вещества». Поэтому я желаю всем вам помнить, что мы здесь странники и пришельцы.

« Тебя обидели, обсчитали?- говорит Иоанн Златоуст: « если тебя бы обидели на Родине, было бы обидно, но так как ты здесь пришелец, чего волноваться?» Мало ли что бывает. Чужая страна. Варвары, дикари вокруг. Здесь же не Родина. Родина в небе. Если мы будем помнить, что мы здесь пришельцы и странники, какое сребролюбие, какое имущество? Имущество в небе. Там и дом надо строить. Вот там надо смотреть, чтобы все было на месте. А здесь что? Здесь хибарка. Скоро съезжать. Да поможет нам Бог.

Иерей Даниил Сысоев


Назад к списку