Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 26 глава.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 26 глава.

Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому.

Если снег летом выпадает, это же ненормально совершенно и если дождь во время жатвы выпадает, это совершенно ненормально. Так же ненормально, когда глупому выпадает честь – это нарушает мировой порядок. Глупец не должен иметь чести – это принцип, который дает Бог. Глупец в каком смысле? Это тот, кто глупо поступает в жизни, тот, кто по глупости своей нарушает волю Бога. Потому что нарушение воли Бога – это и есть проявление глупости и безумия. Законы творца, мудрее чем человеческие. Человек, который желает найти честь и славу, он не должен быть глупым. Если слава и честь приходят к глупцу – это так же ненормально, как снег летом и как дождь во время жатвы. Это губит все окружающее. Представьте себе дождь во время жатвы – что получиться? Все зерно погибнет и сгниет на корню. Точно так же и честь, воздаваемая глупому. Принцип очень важный: надо смотреть кого славишь. Потому что кого мы славим, с того и пример берем. Когда нас учили дедушку Ленина славить в качестве идеала (да?) вряд ли можно было рассчитывать на вырастании умного поколения, потому что на лжи и на ложных ориентирах вряд ли что хорошее вырастит – понимаете сами. Нельзя было славить глупца, а с точки зрения Библии Ленин был абсолютный глупец. Понятно почему? Потому что он не верил в Бога. Для Библии нет такого понятия как а кью, или уровень а кью, насколько умный человек. Для слова Божия все очень просто. Если ты заповеди Божии не исполняешь, а тем паче в Бога не веришь – д… ты и есть... Глупец ты и безумец, причем опасный для окружающих. Если мы посмотрим на историю, то оказалось что в споре между людьми которые утверждают что есть просто мудрость,  отдельная от Бога и Словом Божиим, которое утверждает что нет такой мудрости. Когда эти «мудрецы» безбожные пришли к власти, наступил кошмар. Как говорит Солоневич: «Лучшим доказательством бытия Божия стало доказательство XX в., доказательство «от противного» – что происходит в том случае, если приходят к власти те, кто в Бога не верит». И мы увидели к чему это привело – страшное кровопролитие и безумие. Именно этим людям не подобает честь совершенно, как говорит Писание. Поэтому всякие разговоры – давайте уважать Че Гевара, или Цзэдуна – какие умные люди были! –Или Сталин какой мудрый человек был… Эти разговоры не уместны, как снег летом и дождь во время жатвы. Именно потому, что это гноит сознание людей, потому что люди начинают прославлять то, что достойно только порицания. Нас призывают  сейчас какими – то заоблачными, ультразвуковыми  добродетелями заниматься. Например – нельзя никого осуждать. Теоретически тут се верно, но поступки – то надо осуждать – злые поступки, чтобы по ним не поступать. Понимаете? А у нас некоторые говорят – высшая добродетель не осуждать поступки. Хотя господь так не делает, у Господа эта «высшая» добродетель под добродетель не выпадает. Мы с вами знаем, что он осуждает поступки людей.

Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.

   Это очень важный стих касательно порчи и сглаза. Многие люди сейчас бояться порчи и сглаза, бояться что на них колдун наведет страшные какие-то чары, или кто-то плохо подумает, косо посмотрит и все будет страшно и ужасно. «Проклянут меня и ничего у меня не выйдет.» Но Писание говорит: « Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется». И примеры такие мы знаем. Например Варлаам, сын Веоров известнейший провидец, маг, чародей, был приглашен, чтобы заколдовать Израильский народ. А Бог ему сказал: «А Я его не проклинаю» и Варлаам сказал: - Вы пригласили меня, но я не вижу на нем проклятия. С какой бы стороны я не подходил, проклятия на нем нет.»

На самом деле, когда люди бояться порчи сглаза они чего бояться? Они бояться заболеваний, бедствий земных. Но здесь надо помнить одну вещь – все эти заболевания, беды они от чего происходят? Они происходят по грехам нашим. И если человек делает злые дела – будет там колдун, не будет, все равно Божие наказание к нему придет. Если же человек не делает зла, то проклятие посланное на него не сбывается. А есть ли такие примеры, когда проклятие падало на людей? Да, в Священном Писании есть такие примеры. Богом было отвергнуто целое колено Израилево – Рувимово. Оно было в результате слабейшим. Мы знаем, что Рувим лишился первородства… Таким образом мы видим, что некое воздействие слова на человека есть. Особенно слово человека облеченного властью – священника или отца с матерью. Известен случай 1893 году делали раскопки угла храма – хотели сделать пристрой. Потревожили гроб совершенно нетленный в нем лежал совершенно нетленный, совершенно черного цвета мертвец. У него в руке была женская коса. Стали выяснять, в чем дело. Оказалось в этой деревне живет древняя старуха, а это её сын. Очень давно лет 40 назад он свою мать избил, вырвал косу, она его прокляла. Он немедленно упал и умер. Косу не смогли вытащить из рук и так его и похоронили. И теперь оказалось, что земля его не принимает, он не распадается. Мать привели, она его простила, поцеловала в лоб и труп рассыпался в прах, так земля приняла этого грешника. Здесь мы видим, что в случае греха проклятие на человека может упасть. Человек сам себя вводит под это проклятие. В молитве к исповеди сказано: «иже под свою анафему падоша» или (дословно) под клятву ввели себя. «Ты будучи  незлобивым Святый Владыко, сам таких людей избавь». То есть если человек злодействует, делает мерзости, нагло нарушает закон Божий, вызывает ярость и ненависть других людей, то на такого человека проклятие может сработать. Он может заболеть, умереть и т.д. И связано это с тем, что человек раскрыл свою душу для темных сил злыми делами, нераскаянной, нехристианской жизнью. При этом и на проклинающем будет грех, потому что он подобен дьяволу, который хочет гибели, а не спасения людей.  Именно с этим связано предостережение: «Благословляйте, а не проклинайте» - говорит Господь. Бывают случаи, даже ко мне приходят матери и отцы и говорят: «Что делать я своего ребенка в гневе проклял!?» Что сделать? Надо простить, примириться с ним и во-вторых на исповеди благословить его, потому что в такой ситуации и благословение Божие, вмешательство Бога, оно может снять это проклятие. И ребенок тоже должен обязательно прийти на исповедь, потому что в молитвах исповеди есть молитва о снятии проклятия. Это вторая молитва таинства исповеди, она полностью и посвящена этому вопросу, о том, как снять проклятие с людей.

   Что же касается проклятия, которые наводят колдуны и экстрасенсы, мы с вами должны знать, что люди, которые живут без покрова Церкви, без покрова Святого Духа, они открыты для действия темных сил. Помните мы пели с вами на Крещении слова: «Где бы имел свет Твой просияти? Токмо на седящия во тьме, Человеколюбче, слава тебе» Помните?. То есть люди, которые живут вне Церкви, они живут во тьме, он находятся уже под областью гнева Божия и потому на них уже действуют заклятия колдунов, магов, экстрасенсов, об этом мы знаем из сообщений и миссионеров и даже обычных ученых- этнографов... Люди незащищенные Божий благодатию беззащитны перед лицом этого зла. Здесь очень важно помнить, что спасти от их действия может только Бог, а не может человек. Поэтому когда начинают бегать  от одного чародея к другому, это значит просто менять одно бесовское воздействие на другое. Дьявол дьявола не выгоняет, они могут бартер сделать, одно на другое поменять, но не больше. Поэтому когда думают, что проклятие может снять какая-то целительница, или «ауру поправить» или «карму поправить», как сейчас такую ложь говорят, на самом деле все это полная глупость. Для того чтобы на тебя ничего не подействовало, требуется, чтобы ты находился под покровом Господа. Бывало, что по попущению Божию дьявол действует даже на святых – на Иова навел болезнь, лишил детей, или как Антония Великого бил дьявол, но здесь идет речь уже о сражении с врагом, которое ничего общего с проклятием не имеет. И такой человек не боится никакого дьявольского коварства, потому что у него есть великое и чудное знамение  Животворящего Креста Господня. Само по себе не заслуженное проклятие не сбудется.

   Что касается действия таких злых сил на маленьких детей. В некрещенном ребенке как известно живет демон (вы знаете наверное – это следствие первородного греха и грехопадения), он уже находится под властью врага, поэтому в первый день родов читают специальную молитву. Очень жалко, что у нас к ней не прибегают. Молитва первого дня. Если у кого-то родился ребенок, приходите в первый же день и просите, чтобы прочитали эту молитву. Священник в храме может прочитать и там , в частности сказано: «избавь …от очес презора», т.е от болезни связанной со злым (завистливым) взглядом. Злой взгляд у ребенка может вызвать истерику. Такая ситуация может возникнуть и с крещенными детьми, за которыми плохо смотрят. Вот такой пример: моя дочь еще будучи маленькой баловалась на службе. И там была одна злая старуха из категории людей, которых в народе называют православными ведьмами, которые стоят около подсвечников и всех кусают. Она погладила ребенка по голове и дала конфетку. Когда мы вышли на улицу дочь начала бешено орать и у неё подскочила температура до 40 градусов. Дома я напоил её крещенской водой и все прошло. Здесь мы видим пример что надо делать, и пример как зависть заразила ребенка психогенный синдром. Крещенская вода все обеззараживает, почему у нас раньше крестные ходы были с обязательным кроплением святой водой. И раньше даже Святейший правительствующий Синод обязывал женщин во время месячных пить крещенскую воду. Это сейчас у нас какие то странные представления, что женщина во время месячных скверная, ей нельзя прикладываться к иконам, даже Евангелие нельзя читать, это настоящее суеверие …Женщина в этот период не имеет права принять Таинство Крещения и Таинство Причастия (за исключением смертельной опасности).

Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. Каждому, что хорошо и  подобает, то ему и дается.

Когда глупого бьют, умный лучше становится – об этом говорит русская поговорка. Таким образом, здесь просто показывает писание, что когда через голову не доходит, доходит через другие места. Даже иногда говорят: «Ты что, совсем не понимаешь? Мне что тебе для понимания в глаз дать?» Это конечно грубо, но есть такой момент, что того у кого голова плохо работает от безбожия, Бог применяет палку, чтобы их побили как следует. Понятно почему? «Когда к сердцу путь закрытый, через почки постучу».

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему, но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.

   Принцип каков? Когда ты говоришь с глупцом, не пытайся под него подладиться, подстроиться под его уровень,  не пытайся себя сделать таким же как он сам. Нельзя голову свою допускать до мышления, подобного глупцу. Нельзя входить в положение глупца. «Мы должны подумать как он, стать на его точку зрения, чтобы её оценить…» - знаете - вот так говорят. На самом деле так делать не надо, тогда ты будешь такой же как он.

Но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих. То есть ответь, доведи его мысль до абсурда, попробуй привести пример. Вот вам говорят: «Все в наше время воруют, ты же со мной согласен? Нельзя стать на его точку зрения, но лучше сказать : «Да, да, все в наше время воруют, поэтому поберегу я от тебя кошелек, ведь ты видимо ворюга», чтобы показать ему глупость его позиции.  Это вот как знаете есть такое эпиминитовское выражение : «Критянин сказал все критяне лжецы»(критянин – живущий на острове Крит –ред.) Понимаете? Если все критяне лжецы, значит он сам лжец, и то, что он сказал является ложью.

Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу.

 Вот знаете ноги себе подрезать. Так что если ты какое-то поручение даешь кому-то, ты сначала подумай, кому его дать. Здесь чистая практика. Вот бывает, дают поручения, а потом общее дело не получается. А потому что глупцу велели сделать поручение. «Заставь дурака Богу молиться, он себе и лоб расшибет».

Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча в устах глупцов.

   Если глупый захочет сказать притчу, она будет такое же хромое, косое, кривое как походка у хромого. И речь порченная, и голова порченая – все от невежества, от не ведения Бога.

В славянском тексте – «кто в путях своих делает, чтобы его ругали, тот послал своего безумного вестника». То есть тот, кто передает свое слово через безумного, тот обеспечил себя, чтобы его самого ругали. « Нашел кого посылать!» Притчи – практичная книга, как нормальным людям, христианам жить спокойно, и в глупые дырки не попадать. Вот по ней хорошо детей учить, согласитесь! Жалко, что у нас в школах её не учат, начиная с пятого класса. И ошибок бы люди в жизни поменьше бы делали!

Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь. Праща знаете что такое? Боевое оружие. Берется веревка, в ней крепится камень, раскручивается и летит в цель. Если например взять брильянт, вложить его в пращу, раскрутить и бросить, тоже самое воздавать глупцу честь. Глупцу никакой чести не положено, и уважения ему не положено. Так же как разбрасывать драгоценные камни. А то у нас сейчас говорят: «Взгляд каждого заслуживает уважения», «Любая точка зрения заслуживает уважения». Например, у нас на телевидении так говорят .

Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.

   Представьте себе пьяного с колючей палкой! Он себя поранит, да и других поранит. Так же и глупый. Если ему что-то мудрое передать, будет хуже и для него, и для того, кто его слушает. Поэтому здесь предупреждение – если вы знаете глупого – сведите общение к минимуму. А то он начнет вам «мудрые» вещи излагать – как палкой терновой постукает. Потом будете из себя колючки выдергивать : ), поэтому очень важно выбирать с кем вы общаетесь. С глупцами лучше не надо, зачем?

Сильный делает все произвольно: и глупого награждает и всякого проходящего награждает.

 Здесь как раз говориться, что сильному можно делать все что хочется – и глупца наградить и всякого проходящего наградить – по принципу сила есть - ума не надо. Но ежели ты не очень сильный человек, не могущественный правитель, тебе с глупцами нужно быть осторожней.

В славянском тексте этот стих звучит по-другому: «многим волнуется всякая плоть безумных,  сокрушается же во исступлении их». Здесь добавляет славянский текст что? У безумных плоть волнуется самыми разными волнениями. Догадываетесь какими? То он блудит, то он гомосексуализмом занимается, то пьет и так он в разные стороны волочиться и какой конец у него будет? А конец такой, что он себя ломает и доходит до исступления. Именно так и происходит, как результат глупости.

Как пес возвращается на свою блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.

Действительно, как пса не остановишь, так же глупый повторяет глупость свою. «Наступать на те же самые грабли» - русское выражение.

Почему глупый так делает? Он говорит: «А у меня права есть! И я имею право так делать!»

Есть стыд, который приводит к греху, а есть стыд, который приводит к славе и благодати.

Какой стыд приводит ко греху? Когда стыдно хорошим показаться, стыдно оказаться благородным, стыдно по-честному поступить( «что обо мне подумают?») – «да ты что, самый святой что - ли?» - знаете часто так говорят.

А есть стыд, который приводит к славе и благодати. Когда стыдно грех делать, стыдно злобиться. Приводит к Божией славе.

Видел ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.

 Если человек говорит: «Я умный, мудрец!» - лучше найти дурака! Очень точно на самом деле. Человек, который живет пиаром и хвастовством, на него полагаться невозможно.

Ленивец говорит: «лев на дороге! Лев на площадях!»

   Ленивец говорит: «мне выходить нельзя, там на улице львы ходят» Как американцы думают, что у нас на улице медведи ходят. « Там же опасность, я никуда не пойду».

Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец н постели своей. Нужно встать, «а я на правом боку еще не лежал, вот теперь на правом боку полежу». И так то на одном боку, то на другом как дверь на крючьях. А потом говорит: «У меня то болит, у меня се болит, у меня такая слабость!» Ипохондрия началась. Как говорим Джером: «как-то видел я рекламу, какое-то там лекарство от болезни печени, когда не хочется работать и я понял, что это болезнь моя, но в наше время её лечили розгами и замечу действовало лучше, чем патентованное лекарство» : )

Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести её до рта своего.

Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно.

   Здесь Соломон уже просто издевается над ленью. «Умнее семерых человек» Почему? «Они еще говорят, и не лень им говорить. Лучше бы лежали, отдыхали»

Дальше Соломон переходит к вмешательству в чужую жизнь. Как некоторые люди считают себя умными и очень правильными и вмешиваются в чужие конфликты.

Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору. Как вы думаете – какой результат будет? Покусают!  В славянском возможно точнее, там сказано: «тот, кто хватает пса за хвост».

-А если мира желаешь?

-Вот, вот, именно про это и сказано! Да нет, можно, можно, никто не говорит что нельзя! Но укусят, причем с обоих сторон. Когда муж и жена ссорятся, и их начинает третий мирить, знаете к чему это приводит? Они его вдвоем побьют!  : ) Давно известно.

Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «я только пошутил».

 Такие сейчас тоже встречаются, да? Человек, когда помешанный, он поджигает, камни кидает притворяется сумасшедшим, на самом деле он полностью здоров, просто так губит, чтобы на него ответственность не упала. Так же и человек, который сначала коварно навредит другу своему, а потом говорит – а я пошутил, -а потом говорит:- а ты юмора не понимаешь. Вот такие люди противнее всего. И таких много. «Ты юмора не понял, сам виноват». 

Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает.

   Чтобы не было раздора, уберите наушника. Сами знаете кто такие наушники. Который говорит: «А ты знаешь, что он про тебя сказал?» и другому: «А вот ты знаешь, что он про тебя сказал?». Вот уберите его. Вот, например, идет ссора, конфликт на предприятии. Что мудрый начальник должен сделать? Он должен внимательно посмотреть кто наушничает. И доносчику первый кнут. Тогда и ссора утихнет.

Уголь – для жара и дрова – для огня, а человек сварливый – для разжжения  ссоры.

Тут тоже опять чисто практический момент: представте себе у вас собирается компания. Если вы пригласите сварливого человека, который ничем не доволен и все время бурчит, знаете - у вас будет скандал. Что называется «драку заказывали?- получите!» : ) Видите, как мудро Соломон говорит? Выбирайте людей, не надо всех подряд хватать в объятия. Нет, Соломон говорит: - всех не исправишь. Учитесь пользоваться тем, что есть.

Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

Когда человек наушничает, ему так это интересно, сплетни слушать, когда «косточки перемывают». Как лакомство они входят в чрево и человек как бы подсаживается на наушничество. Как я раньше говорил – ссора, скандал, ненависть, злоба. У нас сейчас наушничество даже не обязательно личное, да? Для этого есть замечательное произведение называемое телефоном. Когда можно по телефону, или (в соцсетях) или по электронной почте спокойно наушничать. И с таким это удовольствием делается! А потом скандалы, ссоры, свары. Друзей нет, никого нет. Кто виноват? А вы и виноваты.

Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное.

Здесь говорится о том, что также как серебряный сосуд, а внутри глина, так и когда у человека пламенные уста, а внутри злоба. «Глаголом жжет сердца людей», - как помните Пушкин говорил, а внутри злоба. Надо остерегаться.

Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании.

   Какие семь мерзостей? Семь смертных грехов конечно-же. Вот эти семь смертных грехов, они лежат у него в сердце. Смотри на поведение, а не как человек говорит. Будь осторожен с людьми. Если человек тебе делал мерзости раньше, если он даже начинает подлизываться, начинаешь его жалеть: «он же исправился». А он кует тебе такой удар, чтобы тебе мало не показалось. «Прикрывается наедине, откроется в народном собрании». Когда ты с ним один, он скрывает, чтобы когда ты в народное собрание попал, вот тогда то все на тебя и обрушить, чтобы тебя перед всеми опозорить, чтобы тебя сломать перед глазами как можно большего количества людей. Поэтому смотри, берегись, говорит Соломон.

Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он и воротится.

Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.

«Лживый язык ненавидит тех, кого он уязвляет». Это очень важный принцип на самом деле и многие этого не знают. Я со многими разговаривал и люди  думают, что больше всего гневаются, когда их обижают. Это неправда. Самая тяжелая обида знаете какая? Когда ты кого-то обидел. Вот на него обида самая тяжелая. Об этом говорит Соломон.  «И льстивые уста готовят падение» - когда человек вам льстит, знайте, что человек хочет тебя погубить.

Поэтому берегитесь злых дел, от которых предостерегает нас царь Соломон. Бог да поможет нам.

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ

 

Назад к списку