Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - Григорий Богослов. О Боге Сыне
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

Григорий Богослов. О Боге Сыне

Григорий Богослов. Отрывок из труда «О Боге Сыне. Второе.»

 

   Но перейдем к именованиям Сына, о которых и предположено говорить в слове. Мне кажется, что Он именуется:

  Сыном, потому что он тождествен с Отцом по сущности, и не только тождествен, но и от Отца.

   Единородным (Ин.1,18), потому что Он не только Единый из Единого и единственно Единый, но и единственным образом, а не как тела.

   Словом (Ин.1,1), потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом и потому, что изьявляет Его. А иной сказал бы, может быть, что относится к Отцу, как определение к определяемому, потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший (таково значение слова видевший, Сына познал Отца, и Сын есть сокращенное и удобное выражение Отчего естества, так как и всякое порождение есть безмолвное слово родившего. Но не погрешит в слове, кто скажет, что Сын именуется Словом, как соприсущий всему сущему. Ибо что стоит не Словом?

   Премудростью (1Кор.1,25), как ведение Божественных и человеческих дел. Ибо Сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного им?

   Силой (1Кор.1,25), как Охранитель тварей и Податель сил к продолжению бытия.

   Истиной (Ин. 14, 6), как единое , а не множественное по естеству (ибо истинное единственно, а ложь многообразна), как чистая печать и нелживейший образ Отца.

   Образом (2Кор.4,4), как Единосущный, и потому что Он от Отца, а не Отец от Него, ибо сама природа образа состоит в том, чтоб быть подражанием первообразу и тому, чьим называется он образом. Впрочем, здесь болнн обыкновенного образа. Ибо там и недвижимое бывает образом движимого, а здесь живого Бога – живой Образ, более имеющий с ним сходства, нежели Сиф с Адамом и всякое порождение – с родившим. Ибо такова природа существ простых, что они не могут в одном быть сходными, а в другом – нет, напротив, целое бывает изображением целого, и притом более похожим, нежели слепок.

   Светом (Ин.8,12), как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех – тьма, то ведение и жизнь Божественная –свет.

   Жизнью (Ин.14,6), потому что Он свет, опора и осуществление всякой разумной природы. Ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян.17,28), по двоякой силе одухотворения – и по дыханию жизни, которое вдохнул Он во всех, и по Духу Святому, Которого дает вмещающим и по мере того, как отверзаем уста разумения.

   Правдой (1 Кор.1,30), потому что разделяет по достоинству, правдиво судит и тех, которые под законом, и тех, которые под благодатью, и душу и тело, чтоб одна начальствовала, а другое состояло под начальством, чтоб лучшее владычествовало над худшим, а худшее не восставало против лучшего.

   Освящением (1Кор.1,30), как чистота, чтобы Чистое вмещаемо было чистотой.

   Искуплением (1Кор.1,30), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший себя за нас в искупление, в очистительную жертву за Вселенную.

   Воскресением (Ин.11,25), как переселяющий нас отсюда и умерщвленных грехом вводящий в жизнь.

Эти имена принадлежат еще вообще и Сущему выше нас и Сущему ради нас, собственно же нам свойственные и принадлежащие воспринятому им человечеству суть следующие:

   Человек (1Тим.2,5), чтоб Невместимый иначе для телесного, по причине необъемлимости естества, не только сделался вместимым через тело; но и освятил Собой человека, сделавшись как бы закваской для целого смешения, всего  человека освободил от осуждения, соединив с Собой осужденное, став за всех всем, что составляет нас, кроме греха, - телом, душою, умом, - всем, во что проникла смерть. А общее из всего этого есть человек, по умосозерцаемому видимый Бог.

   Сын Человеческий (Ин.3,18) и через Адама, и через Деву, от которых родился (от одного, как от Праотца, от другой, как от Матери) и по закону и сверх законов рождения.

   Христос, по Божкству, ибо само помазание освящает человечество не действием своим, как в других помазанниках, но всецелым присутствием Помазующего. И следствием этого помазания то, что Помазующий именуется человеком, а помазуемое делается Богом.

   Путь (Ин.14,6), как через Себя ведущий нас.

   Дверь (Ин.10,9), как вводитель.

   Пастырь (Ин.10,11), как вселяющий на пажити злачные, воспитывающий на воде тихой (Пс.22,2), путеводствующий отсюда, защищающий от зверей, обращающий заблудшего, отыскивающий погибшего, обвязывающий сокрушившегося. Оберегающий крепкого (Ин.34,4) и вещаниями пастырского искусства собирающий в тамошнюю ограду.

   Овца (Ис.53,7), как заклание.

   Агнец (1 Пет.1,19), как совершенный.

  Архиерей (Евр.4,14), как дарующий нам доступ.

   Мелхиседек (Евр.7,3), как рожденный без матери по естеству высшему нашего, и без отца –по естеству нашему, как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано:род Его кто изъяснит? (Ис.53,8); как царь Салима, то есть мира, как царь правды и как приемлющий десятину от патриархов, которые мужественно подвизались против лукавых сил. Имеешь перед собой наименование Сына. Шествуй по ним; и если они высоки, то шествуй – божественно, а если телесны, то – подобострастно, лучше же сказать, -совершенно божественно, чтоб и тебе стать богом, восшедшим от земли через Снисшедшего ради нас свыше. А более всего и прежде всего наблюдай сказанное, и не погрешишь в высоких и низких наименованиях. Иисус Христос вчера и сегодня телесно, тот же духовно и во веки (Евр.13,8) веков. Аминь.


Назад к списку