Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - 15. О ХРИСТОЛОГИИ, БОГОВОПЛОЩЕНИИ.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

Все новости

Объявления

  • 19 Апрель 2020
  • АДРЕС МОНАСТЫРЯ

    461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.

    телефон:

    8(35342)2-33-15

     

    эл.почта:(по вопросам пожертвований):

     buzulukjenmonastyr@yandex.ru

     

     

     

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

15. О ХРИСТОЛОГИИ, БОГОВОПЛОЩЕНИИ.

Кто такой ХристосВоскресение – ключевое событие мировой истории.

Тождество Иисуса и ИеговыХристос не АнгелЧто сделал ХристосЗачем нужно воплощениеДостоин ли человек воплощения БогаКак Бог может вместиться в человеческое телоРождениеХристос – посредник между Богом и людьмиХристос – идеальный человек для подражания.

 

Эта тема обсуждалась на VI и VII Вселенских Соборах. Мы верим в Единого Сына, Господа Иисуса Христа в двух природах, или естествах, соединенных неслитно, неразлучно, неизменно, нераздельно. Эта формула Халкидонского Собора (451), дополненная формулой VI Вселенского Собора (во Христе две воли, две природных энергии, но они не противоречат друг другу, а человеческая воля следует во всем божественной). Это ключевая формула для православного догматического богословия и для жизни любого христианина, так как главный вопрос, который задает нам Евангелие, не что сделал Христос, а кто Он такой, так как явление Бога во плоти есть высшее Божие Откровение. «Богмногократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророкахв последние дни сии говорил нам в СынеКоторого поставил наследником всегочрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1, 1–2). Факт Богоявления есть сердцевина человеческой

истории. Это нечто большее, чем даже сотворение мира, как говорит святитель Иоанн Златоуст, потому что при сотворении мира Бог сотворил нечто чуждое Себе, а при воплощении Бог сделал это чуждое (человека) частью Себя.

Кто такой Христос?

Этим вопросом задается множество людей. Даже некоторые христиане считают,

что Христос был Богом, а стал человеком. Это мнение предполагает, что природа Христа каким-то образом изменилась. Данное мнение похоже на ересь Свидетелей Иеговы, только, по их мнению, Христос был до воплощения архангелом Михаилом, а стал человеком, по воскресении же превратился в некое божественное существо.

 Очень распространенное мнение, что Христос – это просто идеальный человек, учитель нравственности, не нужно считать его Богом. Но Христос говорит о Себе, что Он Бог.

Таких мест в Новом Завете очень много: «Я и Отец – одно» (Ин. 10, 30); «Иисус сказал емустолько времени Я с вамии ты не знаешь МеняФилиппВидевший Меня видел Отцакак же ты говоришьпокажи нам Отца?» (Ин. 14, 9); «Все предано Мне Отцем Моими никто не знает Сынакроме Отцаи Отца не знает никтокроме Сынаи кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27).

Есть мнение, что первые христиане по глупости обожествили Иисуса, что Иисус

этого не говорил, но Библия – исторический документ и свидетельств, что Иисус не говорил эти слова, нет. Божественность Мессии, его предсуществование известно также из Кумранских текстов (о. Дмитрий Юркевич «Образ Мессии в Кумранских документах»).

Иисус не был просто человеком – об этом говорят все документы той эпохи, даже

апокрифы. В Талмуде есть обвинение, что Христос присваивал Себе несообщимое имя «Яхве».

Воскресение – ключевое событие мировой истории.

 

«О Сыне СвоемКоторый родился от семени Давидова по плоти и открылся

Сыном Божиим в силепо духу святыничерез воскресение из мертвыхо Иисусе Христе Господе нашем» (Рим 1, 3). Личность Иисуса – это Личность Единого от Троицы, поэтому при описании воплощения используются такие слова: «И Слово стало плотиюи обитало с намиполное благодати и истиныи мы видели славу Егославукак Единородного от Отца» (Ин. 1, 14), т. е. вошло в теснейшее единение.

 Есть много сотворенных личностей (люди) и среди них Одна несотворенная – во плоти и крови. «Ибо в вас должны быть те же чувствованиякакие и во Христе ИисусеОнбудучи образом Божиимне почитал хищением быть равным Богуно уничижил Себя Самогоприняв образ рабасделавшись подобным человекам и по виду став как человексмирил Себябыв послушным даже до смертии смерти крестнойПосему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого именидабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесныхземных и преисподнихи всякий язык исповедалчто Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 5–11).

Русский перевод не отражает всей точности подлинника. Христос  говорит: делай

так, как Я. Это нравственность христиан. Боговопощение делает для нас доступной силу Божию. Человек иначе не смог бы ее усвоить.

 При помощи разных средств (строительство замка – Ваал, при помощи воинской операции Мардук) в язычестве божества достигали своего «обожествления». Но нет ни одного языческого божества, которое не нуждалось бы в усовершенствовании. «Боги», которые свергают своих конкурентов, вырастают.

Намаз существует для обожествления Аллаха (согласно ваххабитам, а вот в суфизме иначе – безликая сила не может обожествиться). Христос в этом не нуждается. Он и так является Богом, равен Богу Отцу. Не нуждается в хищении, чтобы быть равным Отцу.

 

Христос сошел с неба, а дьявол оттуда сброшен.

«Иисус же говорил имОтец Мой доныне делаети Я делаю» (Ин. 5, 17). Он

опустошил, сделал нищим Себя Самого, приняв форму раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек. Человеческая природа Христа совершенна и безгрешна. Христос не являет той Славы на земле, которую Он имеет у Отца на Небе.

Христос воспринимает Себя как Бога и как Человека: «А теперь ищете убить МеняЧеловекасказавшего вам истинукоторую слышал от БогаАвраам этого не делал»(Ин. 8, 40); «Иисус сказал имистинноистинно говорю вампрежде нежели был АвраамЯ есмь» (Ин. 8, 58)Он воспринимает человеческую природу как свою собственную природу: «Мною клянусьиз уст Моих исходит правдаслово неизменноечто предо Мною преклонится всякое коленоМною будет клясться всякий язык» (Ис. 45, 23).

 

Тождество Иисуса и Иеговы.

Какую природу человека воспринял Христос – ту, что была до грехопадения или

после? Церковь отказывается отвечать на этот вопрос. Если это та природа, которая была до грехопадения, то Христос не мог бы страдать, а если после, то его тянуло бы делать зло. Христос воспринял человеческую природу – такую, какую Он сотворил всякое растениекоторое не Отец Мой Небесный насадилискоренится», Мф. 15, 13). Он добровольно принимает на Себя все последствия грехопадения (чувствует боль, плачет над Лазарем, чувствует тоску, печаль), но остается не подвластным греху.

Совершилось непорочное зачатие. Иисус не мог слышать в Себе голос дьявола

(как утверждал А. Мень), так как это есть следствие первородного греха. Власть над стихиями возвращена христианам. В наше время довольно сильно распространена в обществе и в богословии несторианская идея, в частности среди сектантов (адвентистов, баптистов, харизматов) о том, что Христос мог бы согрешить, но Он боролся, сдерживал Себя и поэтому не согрешил. Опираются сторонники этой идеи (совершенно беспочвенно) на послание апостола Павла к Евреям (Евр. 2, 5–18).

 

Христос – не ангел.

Ряд иудейских сект утверждали, что Мессия будет ангелом – Метатроном, но

Иисус Христос – не ангел: «ГосподиБоже нашкак величественно имя Твое по всей землеСлава Твоя простирается превыше небесИз уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалуради врагов Твоихдабы сделать безмолвным врага и мстителяКогда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстовна луну и звездыкоторые Ты поставилто что [естьчеловекчто Ты помнишь егои сын человеческийчто Ты посещаешь егоНе много Ты умалил его пред Ангеламиславою и честью увенчал егопоставил его владыкою над делами рук Твоихвсе положил под ноги егоовец и волов всехи также полевых зверейптиц небесных и рыб морскихвсепреходящее морскими стезямиГосподиБоже нашКак величественно имя Твое по всей земле!» (Пс. 8, 2–10).

 

Что сделал Христос?

1. Христос – глава Церкви.

2. Дал власть перерождать человека в таинствах. Величайший дар Бога – это смерть Христа.

«Вот я и детикоторых дал мне Господькак указания и предзнаменования в

Израиле от Господа Саваофаживущего на горе Сионе» (Ис. 8, 18).

3. Мы – усыновленные дети Божии, а Христос – единородный Сын Божий.

«Иисус говорит ейне прикасайся ко Мнеибо Я еще не восшел к Отцу Моемуа

иди к братьям Моим и скажи имвосхожу к Отцу Моему и Отцу вашемуи к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17), т. е. восхожу к Отцу Моему (по Божеству), Отцу вашему (по усыновлению), Богу Моему (по человечеству), Богу вашему (по природе). Не сказал: восхожу к Отцу нашему. Господь принимает плоть и кровь для того, чтобы умереть, чтобы лишить силы того, кто имеет власть смерти.

 

Зачем нужно воплощение?

«Не ходатайни Ангелно Сам Господь спасет ихпотому что любит их и

пощадит ихОн Сам избавит их!» (Ис. 63, 9) – так звучит греческий вариант перевода.

 

Достоин ли человек воплощения Бога?

Только Создатель может это решить. В Библии подобные мысли встречаются.

«И вотко мне тайно принеслось словои ухо мое приняло нечто от негоСреди

размышлений о ночных виденияхкогда сон находит на людейобъял меня ужас и трепет и потряс все кости моиИ дух прошел надо мноюдыбом стали волосы на мнеОн стал, – но я не распознал вида его, – только облик был пред глазами моимитихое веяние, – и я слышу голосчеловек праведнее ли Богаи муж чище ли Творца своегоВотОн и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостаткитем более – в обитающих в храминах из брениякоторых основание прахкоторые истребляются скорее молиМежду утром и вечером они распадаютсяне увидишькак они вовсе исчезнутНе погибают ли с ними и достоинства ихОни умираютне достигнув мудрости» (Иов. 4, 12–21) – «потряс кости», т. е. случились судороги. Кто прячет свое

лицо? Когда Мухаммеду явился дух, то он тоже не представился, а Бог и ангелы всегда называют себя. Логика Сатаны такова: причина греха в том, что человек обладает телом (материален). С точки зрения Сатаны, вина лежит на Творце.

 

Как Бог может вместиться в человеческое тело?

Бог нематериален. Бог наполняет Небо и землю. «Разве Я – Бог [тольковблизи,

говорит Господьа не Бог и вдалиМожет ли человек скрыться в тайное местогде Я не видел бы егоговорит ГосподьНе наполняю ли Я небо и землюговорит Господь» (Иер. 23, 23–24).

Ограничился ли Христос телом человека? «Никто не восходил на небокак только

сошедший с небес Сын Человеческийсущий на небесах» (Ин. 3, 13). Христос оставался вездесущим, будучи человеком. Он Сущий на небесах. Кто же управлял миром, когда Христос был на земле? Протестанты отвечают: две другие части Бога были на Небе. Как адвентисты говорят: Христос потерял Свое вездесущие, став человеком. Протестанты и адвентисты имеют абсолютно ложные, ни на чем не основанные теории.

Подтверждение вездесущия Христа: «Итак Иисус опять пришел в Кану

Галилейскуюгде претворил воду в виноВ Капернауме был некоторый царедворецу которого сын был боленОнуслышавчто Иисус пришел из Иудеи в Галилеюпришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына егокоторый был при смертиИисус сказал емувы не уверуетеесли не увидите знамений и чудесЦаредворец говорит Ему: Господипридипока не умер сын мойИисус говорит емупойдисын твой здоровОн поверил словукоторое сказал ему Иисуси пошелНа дороге встретили его слуги его и сказалисын твой здоровОн спросил у нихв котором часу стало ему легчеЕму сказаливчера в седьмом часу горячка оставила егоИз этого отец узналчто это был тот часв который Иисус сказал емусын твой здорови уверовал сам и весь дом его.

Это второе чудо сотворил Иисусвозвратившись из Иудеи в Галилею» (Ин. 4, 46–54). Не сказано, что Он послал ангела, но что Он помолился. Расстояние – 30 километров.

 

 

Рождение.

Христос был рожден непорочным зачатием от Святого Духа и Девы Марии. Для

Бога нет скверных членов тела. «Ибо в вас должны быть те же чувствованиякакие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). Если Бог при рождении изменился, значит, Бог может и умереть? Вот опровержение этих слов: «Ибо Я – ГосподьЯ не изменяюсьпосему высыны Иаковане уничтожились» (Мал. 3, 6). Если Христос не был настоящим человеком, то никакого смысла для нас в Его страданиях нет. Христос неизменяем по Божеству, изменяем по человечеству.

 

Христос – посредник между Богом и людьми.

«Ибо един Богедин и посредник между Богом и человекамичеловек Христос

Иисус» (1 Тим. 2, 5). Ходатай просит, посредник сводит. «Итакбратияимея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христапутем новым и живымкоторый Он вновь открыл нам через завесуто есть плоть Свою» (Евр. 10, 19–20); «Ибо закон дан чрез Моисеяблагодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17) – благодать и сила в доступной для нас форме.

Христос – идеальный человек для подражания.

«Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багряницеИ сказал им [Пилат]: се,

Человек!» (Ин. 19, 5). «Се, человек» – слова Пилата. Чем ум Христов отличается от нашего ума? В нем нет помыслов греховных, нет фантазий. Воля полностью покорна Богу. Пример Гефсимании – две воли. Когда воля становится сильной? Когда поступаешь не по своей, а по Божьей воле. Берешь свою слабую волю и вкладываешь в волю Божью.

Человеческая воля в Христе полностью покорна Божьей, поэтому Христос всемогущий. У вас должны быть те же чувства, что и во Христе Иисусе.


Назад к списку