Новости
- Пасхальный праздник
- 06 Май 2024
- Канон прп. Андрея Критского
- 21 Март 2024
Объявления
- 19 Апрель 2020
АДРЕС МОНАСТЫРЯ
461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.
телефон:
8(35342)2-33-15
эл.почта:(по вопросам пожертвований):
- Просьба о помощи
- 24 Октябрь 2016
Карта Сбербанка 4276460013808097
11. ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА
Грех начался с поражения ума человека. Все некрещеные и нераскаявшиеся
еретики идут в ад. Откуда берутся лжеучения? Как возникает лжеучение? Грех
продолжился поражением воли человека. Механизм утраты добра и зарождения зла.
Болезни и смерть – следствие первородного греха. Подчинение жены мужу –
следствие первородного греха. То, что труд не приносит человеку радости, –
следствие первородного греха. Почти все формы общественных связей – следствие
первородного греха. Умножение греха и введение Богом новых ограничений для
сдерживания греха. Какие язычники погибнут, а какие – спасутся?
Тема очень важная. Среди современных людей, в том числе и христиан,
распространено огромное количество лжеучений о состоянии человеческой природы.
Порча, которая передается человеку по наследству после грехопадения Адама, приводит к ряду тяжелых последствий. Прежде всего, к поражению души (ума, воли, чувств) и
тлению тела.
Грех начался с поражения ума человека
Грех начался с ума человека, и в результате возникло такое состояние, которое
апостол Павел описывает так: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для
нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум
разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли
Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в
премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти
верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем
Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных,
Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое
Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Посмотрите, братия,
кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много
благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира
избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не
значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не
хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1, 18–31). Апостол Павел показывает, что мудрость, которая есть в этом мире, зачастую не признает Бога: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1 Кор. 3, 18–20). То, что называется человеческой мудростью, человеческим умом, в глазах Бога – безумие. Мудрость не от Бога – это плод больного, ослабленного человеческого разума. Разум человека после грехопадения становится больным, ослабленным, неспособным понять замысел Бога.
Главный лозунг человеческого ума – «мне так хочется, потому я так думаю» или «мне так
чувствуется, поэтому я так думаю». Мир, рассматривая Вселенную, не захотел увидеть
премудрость Бога в ней. Разум человека болен, так как подвергся воздействию князя
тьмы: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с
мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость,
то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но
земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все
худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна,
послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же
правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3, 13–18). Апостол Иаков
говорит, что подлинная мудрость проявляется в добром поведении и кротости, земная же
мудрость – бесовская (сварливая, завистливая). Но зло не обладает сущностью, поэтому
чисто злых явлений быть не может.
Все некрещеные и нераскаявшиеся еретики идут в ад.
Почему Церковь считает ересь смертным грехом? Православный христианин,
исповедающий ложное учение, неизбежно идет в ад, потому что принимает бесовскую
мудрость и отвергает Божественную. Мы знаем, что все некрещеные идут в ад: «Иисус
отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может
войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Это не понятно людям, которые опираются на
душевность. Как же такие хорошие люди могут погибнуть? Душевная мудрость, как
говорит апостол Иаков, является бесовской. Человек душевный подвержен влиянию злых
и нечистых духов.
Если мы будем читать не современные книги по истории Церкви, а первоисточники
(древних авторов, святых отцов), то мы увидим, что сами лжеучителя отличались теми
или иными страшными пороками. Например, «Талия» – знаменитая книга лжеучителя
Ария – была написана на манер известной порнографической поэмы (портовой
порнопесни). Когда на Вселенском Соборе хотели зачитать это произведение, святые отцы стали затыкать уши.
А в «Житии протопопа Аввакума, написанном им самим» часто встречается грубая
и просторечная лексика.
Бесовская мудрость приводит к тому, что человек начинает заражаться завистью и
сварливостью, как говорит апостол. Греховная мудрость свойственна всем людям, не
очищенным церковными таинствами и не живущими в них. Ложная мудрость порождает
ложную жизнь, а ложная жизнь – ложную мудрость. Лечится все это исключительно
покаянием.
Откуда берутся лжеучения?
Многие ошибочно думают, что если всех людей хорошо научить, то всестанет
замечательно, все пойдет на лад. Провести всеобщую катехизацию – и все будет
замечательно. Нет, не будет. Есть свободный выбор. Человек может отказаться от Слова
Божия. Мы обязаны донести Слово Божие до всех, но мы не должны быть уверены, что
все сразу его примут. Разум человека после грехопадения поврежден и болезнь
усиливается, поэтому человек, зная, предпочитает не знать. Так возникает язычество:
человек имеет знания, но начинает их искажать. Все древние и современные ереси имеют
одну природу. Как возникают учение почитания тварей? Да, есть Бог Творец, но мы Ему
не кланяемся. Почему? Мотивы разные.
1. Бизнес-логика (помешает – не помешает) – «Бог добрый и так, зачем Ему
кланяться, Он вреда не принесет». Это слова из песни народности государства Мьянма
(Юго-Восточная Азия). Логика: Бог – добрый дедушка, а злых духов нужно задобрить.
2. Как будто бы Бога нет – «до Бога высоко, да царя далеко». Это языческий лозунг,
декларирующий, что Бог – у себя на небе, люди – на земле, каждому хорошо в своей
области. Бог устранен, как будто Его нет. Так начинается поклонение твари вместо
Творца, человек знает Бога Создателя, но Ему не поклоняется.
Святители Филарет Амфитеатров и Феофан Затворник дают одинаковый совет:
обязательно каждый год перечитывать катехизис, чтобы проверить себя – не уклонился ли Ты от чистоты православия.
Как возникает лжеучение?
Сначала Откровение Божие отодвигается в сторону как ненужное (мешающее быть
завистливым и сварливым), вытесняется при помощи демонов и затем забывается. Вот
механизм возникновения всех лжеучений – как древних, так и новых. Поэтому честных
атеистов не бывает. Это все равно, что раскаленный снег, целомудренная блудница –
сознательный обман. Человек, который оторвал себя от истины, перестал относиться к
разряду людей («антропос» значит «устремленный ввысь»). Писание называет атеистов
буйно помешанными.
Грех поражает волю человека.
Другим последствием первородного греха стало повреждение воли человекакоторое апостол Павел в послании к Римлянам называет греховным законом: «Итак,
неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом
потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится
крайне грешен посредством заповеди» (Рим. 7, 13). Это значит, что грех знает, что есть
заповедь, которая говорит «не делай», но отвечает ей: «Сделаю все равно». От этого грех
становится крайне грешным. Одно дело, когда человек по незнанию сделал грех, а другое, когда он сознательно пошел против Бога.
«Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что
делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то,
чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но
живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе;
потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то,
чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что,
когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу
удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий
закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону
Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7, 14–25).
Апостол Павел пишет, что по внутреннему человеку находит удовольствие в
законе Божием, а в членах видит некий другой закон. Именно так в крещеном человеке
действует зло. А в некрещеном и внутренний человек поражен. В чем разница? В
глубинах сердца у некрещеного живет демон, и закон греха выходит из сердца. Все это
оскверняет человека. А у христианина (у крещеного) закон действует в теле, злой дух
выгоняется из сердца (при крещении), но действует в теле и тех частях души, которые с
телом связаны. Воля человека повреждена, он доброго, которого хочет, не делает, а злое,
которого не хочет, делает. Человек понимает, что есть добро, но сил идти к нему у него
нет. Воля остается у человека свободной, но она находится в парализованном состоянии.
Желание добра вложено в сердце человека Творцом (это не заслуга человека, а дар
Творца), но сил исполнить нет. Из этого видно, что благочестивых, хороших язычников
быть не может. Человек утрачивает понятия добра и зла.
Механизм утраты добра и зарождения зла.
Человек из-за ложной философии соглашается, что нужно жить по заповедям, но
утверждает, что для достижения некой благой цели на некоторое время от этого нужно
отойти. Цель оправдывает средства.
Болезни и смерть – следствие первородного греха.
«Ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). Болезни и смерть – прямое
следствие первородного греха. Завистью дьявола в мир вошла смерть. «Посему, как одним
человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков,
[потому что] в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). Смерть – через человека, она является
следствием первородного греха, но не самим грехом. Смерть и болезнь являются
первейшим наказанием за грех. Страсти, выявляющие порчу чувств и возникающие из-за
искажения разума, неразрывно связаны с грехом – в отличие от наказания за грех, которое
направлено ко благу. Болезни и смерть – наказание, которое учит человека. Бессмертие
человека во плоти, творящего зло, превратило бы его в демона. Смерть заставляет каяться.
Болезнь имеет три причины:
1. Наказание за грехи. «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты
выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).
2. Свидетельство могущества Господа. «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто
согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он,
ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 2–3);
«Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или
слепым? не Я ли Господь?» (Исх. 4, 11).
3. Спасение человека. Об этом рассказывает Книга Иова многострадального. Бог
учит человека как тренер: не жестоко, так как кратковременно и для нашего блага и
спасения.
Подчинение жены мужу – следствие первородного греха.
«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни
будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над
тобою» (Быт. 3, 16).
То, что труд не приносит человеку радости, – следствие первородного греха.
«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, изкоторой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19).
Почти все формы общественных связей – следствие первородного греха.
Могла ли быть борьба за существование в раю? Нет. Богатство и бедность могли
быть в раю? Нет. Разделение на классы, на родовитых – неродовитых, аристократию –
плебеев, образованных – необразованных. Все эти понятия в раю невозможны. Все
научены Богом, поэтому образования нет, все имеют перед своими очами прародителя
Адама, поэтому разницы в происхождении нет. Нет болезни, потому что нет наказаний.
Нет труда. Вся наша система общественных взаимоотношений восходит к грехопадению.
Умножение греха и введение Богом новых ограничений для сдерживания
греха.
Грех – это паразит, который растет и умножается.
Каин: происходит убийство. Каиновская противобожественная цивилизация:
создается град земной. Великий грех всеобщего разврата перед Потопом. Бог создает
государства после потопа (Рим. 13, 1–7), вводится смертная казнь за убийство (Быт. 9, 6).
Вавилонская башня: возникает идолослужение, создаются народы (Быт. 11, 1–10),
назначаются предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян. 17, 24–30).
Появляется язычество: «Народам ходить своими путями» (Деян. 14, 16–17).
Какие язычники погибнут, а какие – спасутся?
Об этом подробно говорится в первых трех главах послания апостола Павла к
Римлянам (Рим 1, 16 – 3, 26). Этот текст очень большой, но он ключевой в вопросе о том,
кто спасется, а кто погибнет: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому
что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом]
и Еллину» (Рим. 1, 16). Спасение – всякому поверившему: во-первых, иудею, потому что
иудеям было обещано спасение (через закон), а под еллином подразумеваются не греки, а все язычники. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправдучеловеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1, 18). Апостол Павел начинает свою проповедь не со слов о Боге или великой любви. Он не говорит, что мы должны проповедовать высокую терпимость Господа, он говорит, что открывается гнев Божий.
Для апостола Павла не существует людей, которые не знают истину. Грешник – это тот
человек, который задавил в себе Истину.
«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим. 1,
19). Любому человеку явно существование Бога, «потому что Бог явил им». «Ибо
невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание
творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1, 20). Святитель Феофан Затворник
так толкует эти слова: первое известно из Предания, второе – из творения, третье – из
совести. Сила славы Божией видна через творения Божии. «Но как они, познав Бога, не
прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и
омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1, 21–22).
Язычники не поставили Бога на первое место, не стали искать Его воли, не прославили и
не возблагодарили Его как Бога. Приняли Его дары как нечто, само собой разумеющееся.
Обезумели – стали выдумывать оправдания своего отступления от Бога (разные
философии, мудрствования). Все это применимо не только к народам, но и к отдельно
взятому человеку. У каждого есть возможность познать Бога, но не каждый хочет. Даже у
папуаса, живущего на острове Новая Гвинея, есть такая возможность. У всех людей есть
возможность познать Бога, и если они кланяются демонам, то они безответны. Народная
традиция и национальная культура – это одно из самых страшных явлений, которые
мешают благовестию, блокируют для людей Слово Божие.
«И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и
птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их
нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1, 23–24). И богами стали
называть творения. В 13-й главе Книги премудрости Соломона рассказывается, как__возникло идолопоклонство – через почитание надгробных памятников. «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который
благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их
заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины,
оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга,
мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое
заблуждение» (Рим. 1, 25–27). Гомосексуализм апостол Павел оценивает как прямое
следствие идолослужения. В наше время высшей ценностью объявлена «свобода
личности» – это тоже идолослужение.
«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму
– делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства,
корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны
на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы,
немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны
смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1, 28–32). Вот
так, по-доброму, апостол Павел относится к язычникам. Он призывает никого не
осуждать. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, язычнику было легко спастись раньше
(до Христа) – он должен был только верить в единого истинного Бога (Творца) и
исполнять веления совести; именно таких язычников Бог ввел в Царство. Некоторые из
язычников до Христа спаслись: Иов, Мелхиседек, Руфь и др. После рождества Христова
язычнику, чтобы спастись, нужно обязательно креститься. Далее апостол Павел пишет, за
что будут судимы язычники (Рим. 2, 12–16), – не за то, что некрещеные, а за то, что «не
слушали свою совесть», и совесть на Страшном Суде все о них откроет.
Назад к списку