Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - Беседы о страстях. Уныние.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

Все новости

Объявления

  • 19 Апрель 2020
  • АДРЕС МОНАСТЫРЯ

    461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.

    телефон:

    8(35342)2-33-15

     

    эл.почта:(по вопросам пожертвований):

     buzulukjenmonastyr@yandex.ru

     

     

     

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

Беседы о страстях. Уныние.

Уныние, или как в миру его называют депрессия - это один из самых распространенных грехов, который является главным подспорьем фармацевтической промышленности. Говорят, что в Америке ежедневно съедается несколько сотен тонн антидепрессантов, и, при этом уныние в обществе никаким образом не уменьшается. И более того, Господь наш Иисус Христос сказал, что в конце мира люди будут издыхать от ожидания бедствий, грядущих на вселенную. Один из признаков конца времен с точки зрения Господа – усиление именно этой пагубной страсти. И перед тем как читать и обсуждать вопрос я, как обычно, хочу предварить его Словом Божиим, говорящем об унынии. Я прочитаю в русском переводе семьдесят второй псалом, потому что в нем как раз заложена одна из причин уныния, которая есть и живет в сердце человеческом, и как на неё нужно отвечать, и как нам нужно отвечать на некие вызовы, которые даёт нам жизнь. «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, [как] наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всеми издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока, поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полной чашей, говоря: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?" И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем,  умножают богатство; и я сказал: «так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям каждое утро?» [Но] если бы я сказал: "буду рассуждать так", — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение после пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их. Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою. Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои. [Во вратах дщери Сионовой]».
 Здесь мы видим два типа уныния. Первый тип - это уныние псалмопевца, когда он видит, что грешники здесь преуспевают, возникает у человека сомнение в благости Бога. Второй - это уныние отступников, которых Бог бросает во тьму, уныние тех людей, которые сначала ходили жирные (помните хорошее выражение, от жира выкатились глаза их). Эти разжиревшие, растолстевшие, обнаглевшие люди, которые считают, что они делают все, что им ни захочется, что ни заблагорассудится. Вот эти наглые, высокомерные люди оказываются ничем перед Создателем. Они оказываются выброшенными во тьму, и их тоже постигает уныние. Это два вида уныния, но корень у этих обоих видов один и тот же - человек не видит Бога, не доверяет Богу до конца, не видит Его замыслов и потому повергает себя в уныние. Поэтому, Господь наш дал нам заповедь, что должно молиться и не унывать. Чтоб не унывать нам Господь дал пример, как нужно доверять Богу. Он рассказал историю о неправедном судье. В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «Защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел, лень ему было. Ну, как вы знаете, наши чиновники «у нас там обед, дела у нас , некогда этим заниматься». А после - сказал сам в себе: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдовица все время ставит мне синяки под глазами (я цитирую в подлиннике, как написано в Евангелии) , то я рассужу её с соперником,  чтобы она не докучала больше ». Так говорит судья неправедный, тем более не поможет ли Господь тем, кто  вопиет к Нему день и ночь, хотя и медлит помогать им»- говорит Господь. Часто уныние возникает из-за того, что человек думает что Бог ему должен сразу помогать, немедленно, по факту просьбы. Господь так делает не всегда. Господу угодно, чтобы человек немножечко потрудился ради Него, чтобы человек хоть немножечко вспомнил о Нем Самом, а то слишком часто люди к Богу обращаются по принципу скорой помощи. Он нам помог и всё – до свидания. Именно поэтому Бог часто сразу не помогает, а помогает после того как ему постучат. Заметьте, Господь не сказал, стукните – открою… постучите. Он не сказал, просьбу сказали – ответит, не сказал, да?! А сказал – просите.
 Но теперь мы с вами перейдём уже к самому греху уныния, и связанной с ним лени, что у нас часто забывают, а между тем, для отцов церкви уныние и лень – близнецы - братья, потому что уныние порождает с одной стороны отчаяние, а с другой стороны главным его признаком является лень. Унылый человек говорит, что у меня из рук всё сыпется, делать ничего не могу, я такой бальной или чаще женщины – я такая бальная, немощная, вот куда мне?! Поэтому ты уж извини муженёк, что бардак дома, я такая заболевшая, такая несчастная. Вот, оцени я тебе яичницу приготовила, это столько трудов мне стоило. А так, знакомая картинка, да?! Это всё дети уныния. Может быть даже диагностика уныния, сутью которой является проявление не надежды на Бога. И так, начнём со святого Лествичника, я думаю у всех у нас это есть. Это энциклопедия православного выживания, по которой мы с вами себя должны проверять. Очень часто люди говорят, ой не знаю что мне делать? И начинают думать, бегать к психологам, психиатрам, к кому-то ещё бегут вместо того чтобы просто взять и открыть Лествичника, чтобы найти выход. Святой Лествичник говорит: «… уныние часто бывает одной из отраслей, одним из первых порождений многословия, …потому, сей порок мы поставили здесь как на месте приличном ему «в лукавой цепи страстей». Первое о чем говорит здесь Лествичник, это то, что уныние часто происходит от многословия. Что это значит? То и значит. Бывают люди, которые всё время болтают, болтают, болтают, болтают, трепятся, трепятся, а потом унывают. Знаете, что например депрессия, уныние, отчаяние- это профессиональное заболевание клоунов? Это между тем именно так, у клоунов профессиональное заболевание – уныние, именно потому, что они непрерывно смехотворствуют,непрерывно себя накручивают, что называется, и опустошают себя. Они лишаются духовной теплоты. Как-то однажды Иоанн Кассиан Римлянин говорил так: « Разве можно натопить баню с открытой дверью?»  Нельзя так? Так и невозможно сохранить Дух Христов душе, которая непрерывно  придается многословию, непрерывно трепется и именно поэтому и говорит, что одной из первых причин многословия является уныние. Связь многие не замечают. Обратите внимание: как только избыточно поговорили, сразу же потом тоска и печаль наступают. А в чем тут дело? Дело в том, что уныние (мы об этом сейчас будем говорить) это смерть души. Смерть обессиленной души, если угодно уныние – это когда из души вытекают жизненные силы. А почему вытекают? Потому, что когда человек, непрерывно трепясь, не говорит перед Богом, (например слова проповеди, кротости, утешения, миротворчества усиливают человека), а просто болтает (хорошо сказано), он разбалтывает сам себя, у него внутренние душевные силы разбалтываются, и отсюда начинается уныние. Христос Спаситель что сказал?!Он сказал: «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», а ещё что Господь сказал?! «За всякое праздное слово, которое сказали люди, дадут они ответ в день Судный». Это очень важно помнить, потому что мы слишком часто забываем о Судном дне и об ответе Богу за каждое слово. Отсюда у нас возникает уныние. Поэтому и возникает такой странный продукт. Люди удивляются почему это так? Я тут вроде такой весёлый был, так хорошо вечер прошел, а ночью или утром такая тоска накатила. Это причинно-следственная связь. Потому что хорошо прошёл вечер, потому тоска и накатила. Что такое многословие?! Это не просто, когда человек много слов изо рта сказал, а когда много сказал лишних слов, когда человек не думает что говорит. Понимаете? Человек может говорить долго и много, занимаясь проповедью христианства, но эти слова скорее укрепят сердце. Миссионеры знают, что после того как ты хорошо помессионерствуешь, на душе легко становится. Замечали миссионеры?! Потому что Дух Святой укрепляет человека. Потому и призываю всех, кто желает получить благодать Святого Духа заниматься православной проповедью. Именно потому, что человек укрепляется сердцем. Есть такое правило чтобы понять как человек говорить. Всегда знай
 что говоришь,
 когда говоришь,
 кому говоришь,
 при ком говоришь
 и какими будут последствия.
 « Уныние есть расслабление души- говорит Лествичник,- изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатели мирских, оболгатель Бога, будто Он не милосерден и не человеколюбив. В псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии безленностно, в послушании лицемерно.»  Давайте определение, которое дал Лествичник немножечко разберем. Уныние есть расслабление души. Что это такое? Что значит расслабление души? Это очень интересный момент. Человек говорит, что я сделать ничего доброго не могу - сил не хватает. Устал я по жизни. Есть такой синдром хронической усталости, когда человек говорит, что он устал ужасно, невозможно, душа надорвалась и т.д… Это проявление уныния то есть малое доверие Богу, когда человек привык силы свои из себя черпать, а не из Бога. Действительно, поговорка, которая точно описывает, к сожалению, жизнь очень многих людей, звучит так: «Пока жареный петух в темечко не клюнет»... Это состояние возникает тогда, когда человек пытается много дел делать, но все своими силами, понимаете?! В результате этого начинается расслабление души. А многие говорят: «на Бога надейся, а сам не плошай, поэтому сначала сделай все, что можешь, а потом Бога попросишь. В результате, когда ты сделаешь половину из того, что ты можешь сделать, у тебя уже твои силы закончатся, душа надорвется, и у тебя даже сил попросит у Бога не будет. Понимаете, в чем коварство дьявола, догадались?! Он заставляет вас выкладывать свои силы, вместо того, чтобы действовать вместе с Богом, в результате [он] ваши силы скушает. Сегодня слышали слова: « Не буду стяжание, не ясти чуждому; Спасе, Сам мя ущедри» то есть чтобы я не был, Господи, собственностью и пищей для чужого,(для этого дьявола, который чужой, пожирает у нас душу) Ты Сам меня помилуй. Именно без молитвенного действия мы надрываем свою душу в прямом смысле этого слова. Уныние – это изнеможение ума. Вот что это означает?! Унылый говорит: «тупой я, ничего в голову не лезет». Есть такое понятие, человек говорит, вроде читаешь, читаешь книгу, а видишь комбинацию пяти пальцев. Это действительно результат уныния. Результат того, что человек, не доверяя Богу, отделяет свой ум от Бога, пытается всё сделать своим умом и надрывается. Это как раз то состояние о котором здесь говорит Лествичник. Пренебрежение иноческого подвига. Уныние заставляет иноков, монахов пренебрегать и обещанием, которое они дали и подвигом, который они должны нести. Уныние заставляет человека бросить те обещания, которые он дал. Иноков – иноческие обеты, а мирян даже крещальные обеты заставляет нарушать. Уныние - это ненависть к обету, о чём я и говорю. Человек, даже, не только бросает то, что он обещал Богу: не слушаться дьявола, не творить злых дел дьявольских, а наоборот творить Богу угождение. Он наоборот начинает ненавидеть эти обеты. Интересно, да?! У человека вроде нет сил на то, чтобы служить Богу, а вот на ненависть силы есть. Интересно как, да?! И человеку становится ненавистен вид молитвы, Святого Евангелия. Унылые люди могут даже вид иконы ненавидеть. Мне рассказывали про одного дьякона, которому, когда он служил литургию, хотелось сапогом в икону бросить потому, что он в таком унынии находился. Это как раз результат того, что человек, опирающийся на свои силы, надрывается, и надрыв будет в форме ненависти проявляться. Представляете как страшно?
     «Ублажатель мирских». Что это значит?! Уныние говорит, что ой, вот те-то счастливые люди – это мирские люди счастливые. Кто счастлив?! Кто Бога не знает, у них все хорошо. Слышали, как Царь Давид сам жаловался. Как раз та же самая ситуация, когда Давид показал как он эти болел. Чем хороша книга псалмов?! Она очень честная, как раз наиболее честное описание реальности. Человек надрывается, начинает ублажать мирских. Давид говорит: «Я ублажал грешников, я считаю, что нечестивые блаженнее чем я , они счастливее чем я». Унылый говорит: «Ой, что это я там христианин, то ли дело  был бы нехристем. Как у них, нехристей, все хорошо, замечательно, -знаете, да?! Видели таких, кто так говорит?! - потому что все замечательно у них, все хорошо ладится, не то что у нас. И толку-то что я в храм хожу». Знаете такую логику?! Вот, это как раз грех уныние в этом проявляется. Уныние - оболгатель Бога, будто бы он не милосерд и не человеколюбив. Уныние заставляет человека лгать на Бога , клеветать на Бога, будто Он не прощает грехи: «Куда уж мне?! Я человек грешный, куда уж меня простить?! Я согрешил непрощенно. Меня невозможно простить», - хотя помните, сейчас мы слышали молитву Манассии, царя Иудейского, когда он находился в медном быке. Он молил Бога о прощении, и Бог его простил, хотя грех его был настолько невыносим, что даже земля его не выносила. Манассия, будучи сыном праведника, сыном праведного царя, отрекся от Истинного Бога, стал кланяться дьяволу, убил Божьего пророка Исаию (перепили его деревянной пилой), убил вообще всех пророков, которые были в Иерусалиме; убивал невинных так, что, как говорит Писание, наполнил Иерусалим кровью от края до края, устроил публичный дом в храме. Представляете, до чего дошел человек?! Причем, будучи не незнающим, а знающим. Даже такой человек, попросив прощения у Бога, получил его. Представляете, насколько немыслима милость Божия?! А уныние говорит: «Да куда уж меня прощать. Да я грешник, меня невозможно простить. Я человек такой-то, недостойный». И в результате это ложь на Бога. Такой человек становится лжесвидетелем против Бога. Представляете, какая страшная вещь?! При этом не считает это самым страшным. Я могу сказать из опыта священнического. Люди искренне считают, что они на это имеют право. Даже когда они каются, не каются в тех страшных словах, которые они против Бога говорили. Представляете, какое безумие?! Действительно, ослабление ума. Правильно говорит Писание. Такой человек, хуля Бога, ругаясь против Бога, не считает это за грех или считает это мелочью. Как мне один сказал: «Ну, батюшка, бывало когда уныние было, Бога ругал нехорошими словами, ну, и такое бывало». Ничего себе, «и такое бывало». Плакать надо, плакать о таком беззаконии, рыдать, что ты так Бога оскорбил, Любящего. А человек говорит: «Ну и что, бывает». Понимаете?! Действительно, страшное помрачение ума, чудовищное. «В псалмопении оно слабо», - то есть, если видит псалмы, уныние говорит: «Ой, куда, ой, не могу псалмы читать, да какой кошмар!» Почему?! Потому что псалмы лучшее лекарство от уныния, лучший антидепрессант, особенно если читаешь псалмы с пониманием. А я советую тем, кто не понимает, читать лучше по-русски, чем никак не читать. Потому что лучше по-русски понимать, чтобы избавиться от уныния, чем никак не читать или, прочитав две строчки по-славянски, бросить и сказать: «Ой, не могу я это понимать». Конечно, если лучше знаете славянский, то лучше читать по-славянски. Понимаете почему?! Потому что в ладу со всей церковью молитесь. Ну, а если не знаете – по-русски читайте. Зачем?! Чтобы понять, псалтырью вычистить от уныния своё сердце. Самый лучший текст, который читается от уныния – сто первый псалом. Запомните пожалуйста. Псалом 101. Есть разные псалмы от разных страстей. Например, от страсти гнева и зависти - тридцать шестой псалом. Вот, от уныния сто первый. А в молитве уныние немощно. Знаете признак уныния?! Человек не может правило прочитать. «Ой, такая суета заела. Куда правило уж. Утром спать хочется. Встать не могу, а встал, какое правило?! Тут уже на работу надо бежать. Тут никак собраться не могу. Все из рук валится. Еле добрался, тут ещё и правило ваше…». Видите, как взаимосвязано?! «В телесном же служении крепко, как железо», - то есть, когда возникает выбор между работой и трудом, вдруг силушка появляется… Сил унынию не хватает тогда, когда нужно просто добрые дела делать. А вот когда нужно выбирать, делать добрые дела или молиться, вдруг сразу на добрые дела такая тяга возникает, дела добрые делать хочется, кому-то помочь хочется. Лествичник говорит, что унылых очень часто тянет помогать ближним. А почему, знаете?! Не догадываетесь?! Подпитаться, конечно же, подпитаться от ближнего. Придет человек такой с постной физиономией, как говорят, начнет помогать. «Я тебе пришел помочь». Пришел помог. Действительно, «твердость железа» появилась, помог всё здорово, уходит, а ближнему что-то хуже от этой помощи стало. С чего бы это?! Как вы думаете почему?! А подкрепился. Унылый подкрепился его душенькой, понимает?! В прямом смысле этого слова. Потому что унылый убирается, говорит: «бедный я несчастный знаешь какая беда у меня. Я тебе помогаю конечно. А ты имей ввиду, что раз я помогаю ты обязан меня слушать. Как мне плохо, как ужасно какой кошмар. Я тебе помог, смотри, какой хороший. Бедный ты человек, какие мы бедные с тобой. Мы друг друга пожалеем». Уходит. Унылому полегче стало, а другой заболел унынием, понимаете?! Именно поэтому вокруг нытиков постепенно образуется зона безопасности, когда человек всегда не доволен, люди вокруг них разбегаются, замечали, догадываетесь почему?! Потому что людям не хочется  чтобы ими подкреплялись. Обычное здоровое чувство самосохранения, замечу, здоровое чувство. Кстати говоря, замечу, что в отличие от зависти, Бог не говорит, что с унылыми не надо общаться, но ограждать их от поползновения надо. Видите, как интересно?! Зависть беспрекословно обрывает связи, а унылого нужно подвигнуть к бодрости. Унылому можно помочь, в отличие от завистника. Помочь ему можно как?! Жестко, максимально жестко пресекая его стоны, а лучше вместе с ним молиться. Действительно, мой личный опыт показал, что пока я на своей шкуре не убедился в этом… Меня просто изматывали частые службы потому, что очень часто приходят люди самых разных типов, которые пытаются на священника, особенно на исповеди, повесить всех своих собак, знаете как это бывает. «Батюшка, согрешил тем-то, тем-то, тем-то, потому-то, потому-то, потому-то, потому что вокруг все такие сволочи, нехорошие люди, и вообще, батюшка, вы должны меня пожалеть», - мне прямо так и говорили много раз. Это ещё ничего, «вы обязаны меня пожалеть». «Вы вообще жестокий батюшка! Почему меня не жалеете?» Это как раз проявление беса уныния, который пытается даже исповедь превратить в подделку. Человек даже на исповеди вместо того, чтобы покаяться в грехах, пытается найти себе облегчение от своей страсти и заразить ею другого. Такой интересный момент. Поэтому самый лучший способ, который выработали священники давным-давно это (оказывается, я был далеко не первый, я об этом у древних отцов прочитал и вам советую) при личном общении, начинает унылый жаловаться, а вы: «Какая у тебя проблема? Давай вместе помолимся Богу». И тут два варианта. Или человек помолиться Богу, и уныние от него отступит, и вы не будите заражены или человек сбежит от вас. Пятьдесят на пятьдесят. И, действительно, получится, что вы таким образом себя убережете от объедания. Святой Исаак Сирин говорит так: «Когда ты видишь тонущего, не протягивай ему руки твоей, а протяни ему конец жезла твоего, чтобы он не утащил тебя в воду с собою». Поэтому нужно помогать реальной помощью – молитвой, а не сочувствием. Сочувствие что означает?! Совместное чувствование. Представьте вы посочувствуете унылому, какое у вас чувство будет?! Унылое. Явно, от унылого вы бодрости духа не наберётесь, а наоборот наберетесь тоски и печали. «В рукоделии оно безленностно, в послушании же оно лицемерно». Вот что еще говорит интересно Лествичник. В послушании что говорит?! Когда идет речь о послушании уныние в нас говорит так: «Да я конечно же выполню но только не сейчас…» Понятно?! Это золотые слова. Или второй вариант: «Я понимаю, что батюшка так хочет, но, понимаете, батюшка конечно не Господь Бог, его слова не идеальны, поэтому чего его слушаться? Он еще не зрелый. Вот был бы там старец чудотворный другое дело, может быть его бы и послушали. А старец чудотворный был бы, что бы сказали?! «Вот какой-то старикан дурацкий, толи вон там древние были, а этот...» Такая хорошая технология описана у аввы Дорофея. Он хорошо там говорит. Один говорит: «Что там Зосима, надо Макария». Потом: «Что там Макарий, надо Антония». Потом: «Что там Антоний, нужно чтобы был, как Петр и Павел». Ему говорит Авва Дорофей: «Ты прости, тогда скоро и их будешь отвергать». Так  и получилось: «Что там Петр и Павел, главное что Господь Бог говорит». А потом сказал так: «А кто такой Господь Бог, самое главное, что я хочу». А следующий этап был, что он сошел с ума. Естественно логически. Почему рукоделием уныние занимается?! Лишь бы не молиться. Рукоделие должно быть сопровождено молитвой, но у унылых не сопровождается. Оно как замещение молитвы. У унылых бывают волны активности, интересный такой момент. Волны сначала уныния, потом безделия, потом вдруг начинается бешенная активность. Бывает, унылый унывает, унывает, дети валяются заброшенные, грязные, потом вдруг такая мама бросается. Говорит: «Ой, бедные мои деточки, как мне вас жалко», - и начинает их чистить они от нею пытаются вырваться, она хватает их отмывать пытается. Хватает на некоторое время, потом опять: «как я устала». У пап то же самое происходит, только в другой форме. У пап наших российских существует устойчивый антидепрессант в таких случаях, знаете какой, да?! Папа приходит, говорит: «Все замучили, жизнь замучила, кошмар какой». Футбол. Наш вариант рукоделия. Второй  вариант: папа приходит там унылый, смотрит - жена косая, дети не уродились, не дом, а халупа какая-то, просто кошмарно. Что делать догадываетесь?! Стаканчик на грудь с тем же самым эффектом. Потом стаканчик принял, и что начинается?! Приступ бешенного энтузиазма. Видите, Лествичник именно об этом и пишет. Сразу начинается «в рукоделии безленностно», правда  Лествичник не говорит, что рукоделие неудачное. Это никто не обещал, но безленностно. Многие думают, что это он от уныния избавляются, да нет, просто в рамках этого же беса и крутится. Это разные этапы развития одной и  той же болезни, видите как интересно?! Почему это происходит, почему бес разрешает вот такое?! Он не разрешает, а провоцирует, чтобы как можно больше сил вытянуть из человека. Он расшатывает, разбалтывает душу. Ему нужно разболтать на амплитуде и кушать. Очень просто. Получается, и на верхней амплитуде и на нижней. В процессе движения он и пожирает. Известно, что у людей с депрессией скачки настроения постоянные. То у нее все хорошо, то лежит трупчиком, потом вдруг раз - резкий приступ нездорового веселья. Людям кажется это выздоровления а нас самом деле это одно и тоже – прыжки в рамках одной и той же болезни. «Муж послушный не знает уныния, через чувственные дела исправляя мысленные и духовные деяния». Видите какой момент. Хотите не унывать будьте послушны. Чем больше вы послушны, тем меньше уныние к вам подойдет. Прямая взаимосвязь. Потому что «муж послушный» не опирается на себя, он не пытается сам все сделать. Из-за чего уныние рождается, мы об этом будем позже говорить, но я и сейчас, предваряя, скажу. Уныние рождается от самонадеянности напрямую или от того, что человек разболтался от многословия. Чаще бывает, человек верит  в себя, надеется на себя, полагается на свои силы и надрывается, как мы об этом уже и говорили. Естественно, послушный на себя не надеется, себе не верит. Послушание и предполагает неверие самому себе, а доверие Богу и поставленному от Него духовнику. Именно поэтому «муж послушный» не знает уныния, так как через чувственные дела он исправляет мысленное и духовное делание. Что это значит?! Что такое настоящее послушание?! Послушание предполагает обязательно две стороны, не одну, а две. Предполагает отсутствие собственного рассуждения по поводу внешних дел. Идет речь о монахах и тех, кто находится в тесном послушании у духовника, которые живут при храме например. Когда человек на внешние дела испрашивает благословение. Причем беспрекословно что ему говорят делает при этом оно предполагает слушание и обучение внутренним делам. Догадываетесь почему?! Зачем нужно освобождение от внешней суеты?! Чтобы духовные и душевные силы высвободились. Они должны не в пустоту высвободиться, а куда?! В узнавание духовных технологий. Для этого нужны душевные силы. Представьте, вы учитесь обычной  химической технологии. Для этого вам нужно внимание выделить, которое нужно убрать от чего-то другого. Поэтому, чтобы выучиться самым глубоким технологиям, для этого требуется послушание, умение слушать. Когда послушание – это просто копать на огороде и все, больше ничего не делай, это не послушание в нормальном смысле этого слова. Потому что не происходи обучение. Духовные силы высвобождаются, а девать их некуда. Когда одно соединяется с другим - это и есть настоящее духовное послушание. Есть великолепные книги, которые написаны за послушанием. Лествица одна из них, написанная Лествичником, при послушании своему духовному другу. Общежитие противно унынию. Сообщение с людьми в общежитии, монастыре противно унынию, а мужу, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель. Оно прежде смерти от него не отступит, каждый день будет бороть его. Увидев келью отшельника, уныние улыбается и, приблизившись к нему, селится рядом с ним. Интересный момент. Уныние - это параллельное сосуществование, привязанное к одиночеству. Одиночеству любому. Если человек экстраверт, который постоянно со всеми общается, такой человек не унывает. Когда человек замкнут в себе, он очень легко унывает. Это не только о внешнем общежитии, о внешнем, частом общении с людьми. Бывает, говорят, есть такой термин: «одиночество большого города». Бывает едешь в метро битком забитым, совершенно одинокий – совершенно другие люди вокруг тебя. Речь идет о внутреннем одиночестве. Внутренне одиноким людям всегда будет сопутствовать уныние до самой смерти. Это не значит что если оно будет рядом, значит будет в них…сказано «рядом». Потому что одинокий может найти выход, какой?! Я, да с Богом, никогда не бываю одиноким. Отшельник, зачем он отшельник?! Чтобы быть вместе с Богом, если он забыл об этой цели, его сразу слопает уныние. Если он с Богом, то уныние его не тронет. Это выход для тех, кто во внутреннем одиночестве живет. Если вас не понимают близкие или близкие вас забыли, далеко живут, помните, что единственный выход из вашего одиночество - это в Бога. Сбежать к Создателю, понятно?! Когда вы к нему сбежали, вас уныние не тронет никогда. Если вы к Нему не сбежите, то, конечно же, уныние будет всегда с вами. Ест два типа людей. Церковь никогда не требовала, чтобы все в монахи шли и чтобы все монахи жили в общежитии потому, что церковь говорит, что есть в монашестве три типа монастырей: общежительные, скиты, где два-три человека живут рядом, и ,наконец, есть отшельники. Просто есть разные типы людей с разными складами характера. И здесь не говорится, что хуже или лучше. У каждого типа духовного сражения есть разные личные враги. Например, в общежитии страшная проблема- это, например, гнев. Часто бывает блуд с общежитием связан. Это понятно. Часто бывает пьянство связано с общежитием. Такие грехи бывают часто с этим связаны, поэтому здесь нужно понимать, что в каждом типе людей есть свои плюсы и минусы. Что лучше интроверт или экстраверс, человек, во вне направленный или во внутрь направленный?! Ни то и не другое. Это разные вещи. У каждого своя болячка. У каждого свой плюс огромный. Человек, который находится в отшельниках, может достигнуть таких вершин, которых в общежитии никто никогда не достигнет. Никогда. Это касается, в том числе, и одиночества нашего здешнего. Когда человек здесь одинок, он может, уйдя в глубину сердца, найти там Царство Божие, достигнуть таких высот, которых человек компанейский не достигнет никогда. Это просто разные дары, с разными проблемами. А человек компанейский чего может достигнуть?! Компанейский может, с другой стороны, стать мастером в доброделании внешнем, понимаете?! Поэтому нельзя сказать одно нужно, а другое нет. У Бога много обителей. Он дал каждому свои дары. Наша задача найти каждому для себя дары. А найдя свой дар, знать, какое к дару прилагается «злое обеспечение». Какой враг нападает на носителя данного дара. Можно даже обратное сделать. Можно по действия сатаны определить, какой у тебя есть дар. Парадокс, да?! Если на тебя нападает уныние, значит ты внутренне одинокий человек, значит у тебя есть дар внутренней глубокой жизни, значит тебе его нужно разрабатывать. Видите, даже от врага можем это знать. Дьявол великолепный психолог, знаете, да? Ни Фрейд, ни Юнг, ни Фром до таких высот психологии не поднимались, до которых поднимается дьявол. Он же семь с половиной тысяч лет тренируется в гибели людей. Он хорошо людей изучил.
 

 

Бывает, человек от одиночества с усилием переходит к общительности. Бывает, человек в принципе склонен к общению, но у него так жизнь сложилась, что он не может общаться некоторое время. Ему бывает тяжело. Потом возникает некоторая привычка. Человек вроде одного таланта не разрабатывает и внутрь не уходит, тогда ему нужно некоторое усилие. А бывают люди внутренние ,которым не нужно много общаться так как у них душа по-другому устроена. Здесь просто нужно разобраться, какой случай у вас. Даже в психологии известны разные типы людей. Астеник например. Астеник - это человек, которому мало нужно общаться, которые быстро устают от общения. «Врач посещает больных по утру, а уныние находит на подвижников около полудня». Подчеркивается – «на подвижников». Что такое полдень?! Это не двенадцать часов дня, как сейчас принято, а около трех часов. На нас уныние приходит чуть-чуть позже. Практика показывает, что на москвичей уныние нападает после полчетвертого и до пяти, до шести часов вечера. Наверное замечали, это время. После того как день перевалил через серединку, начинает тянуть в сон, начинает тоска нападать; делать ничего не хочется, и начинаешь понимать, почему трудолюбивые итальянцы и греки устраивают себе трехчасовые сиесты в это время, по причине своего «природного трудолюбия» . Здесь нет ничего особенного, выдающегося. «Как же так?» -люди спрашивают. Надо понимать, что у уныния есть свое время, оно привязано к временам. Особенно оно бывает связанно с темнотой. Таким образом дьявол пользуется некоторыми естественными вещами – склонности к свету, и поэтому наводит депрессию на человека. Чем больше времени вы проводите в темноте, тем сильнее становится уныние. Очень часто бывает, что уныние связано с временем, перед зажиганием фонарей, вечером, когда темнеет, а фонари еще не зажгли - сумерки такие. Сейчас бывает сумеречное такое уныние, потом бодрствование начинается. «Уныние подучает к странноприимству, увещает подавать милостыню от рукоделия, усердно побуждает посещать больных, напоминает о Том Который сказал: «Болен был и пришли ко Мне», увещает посещать скорбящих и малодушествующих и, будучи само малодушно, внушает утешать малодушных, - но мы об этом говорили. С чем это связано вы догадались уже. - Ставшим на молитву этот лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякие ухищрения, чтобы отвлечь нас от собеседование с Господом, как оборотень, под каким-нибудь благовидным предлогом». Если человек унывает у него что возникает?! Во время молитвы куча дел всплывает. Как помолишься, все –куча дел. Сейчас  там все сгорит…То же самый злой дух заставляет человека забыть перед молитвой выключит плиту. Тот же злой дух, например, подучает наших знакомых, начинает на мобильный названивать или на городской телефон. Здесь, конечно, вывод, какой?! Когда становитесь на молитвенное правило – отключаете мобильные телефоны и бытовые приборы, потому что таким образом вы не дадите злому духу на вас напасть. Помните, что вы можете потом спросить человека, а он скажет: «Мне просто захотелось позвонить». Почему?! Потому что против человека идет облава, а мы этого недооцениваем. Мы – христиане - находимся на передовой духовной битвы, и на нас идет просто облава, нас обкладывают. Бывает, бес использует «многоходовки» даже. Они работают не только лично с вами, но они работают еще с разными людьми вокруг вас, чтобы вас таким образом погубить. Надо это просто знать и учитывать. Почему уныние так бывает?! Потому что молитва - это самое главное средство, чтобы уничтожить  дух уныния. Молитва помогает довериться Богу, а доверие Богу рождает надежду. Помните апостол Павел говорит: «Мы хвастаемся скорбями, зная что скорби производят терпение, терпение же производит опытность, опытность рождает надежду, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия изливает сердца наши Духом Святым, данным нам». Надежда именно так и возникает, а она противоположна унынию.  Бывает, когда стоишь на молитве, начинаешь уголь разжигать, кадить – это тоже все отвлекает. Это делается перед молитвой. Все это нужно для настройки. И возжигание фимиама, и зажигание свечей - все это нужно для настройки. Вы знаете, что не принято передавать свечи во время богослужения?! Их надо ставить до богослужения, чтобы не отвлекаться от молитвы. У человека должна быть личная молитва. Знает из-за чего часто бывает в православных семьях дух уныния проявляется?! Потому что православная семья заболевает такой глупостью - говорят, что нужно молиться только вместе. Это глупость. Есть личное правило для человека - он и Бог, а есть молитва, которая укрепляет саму семью. Это два разных вида молитв, и их не надо путать.  Дальше говорит святой Лествичник: «Бес уныния производит трехчасовое дрожание, боль в голове, жар, боль в животе. Когда настает девятый час, дает немного воздохнуть. Когда уже и трапезы предложены, понуждает соскочить с постели, но потом в час молитвы снова отягощает тело. Стоящих на молитве оно погружает в сон. В безвременном зевании похищает стихи из уст». Когда у человек приходит время читать часы у нее(уныния) начинается дрожание . Дело в том, что церковь с древнейших, еще библейских времен, установила семикратную молитву Богу. Мы с вами знаем об обязательных утренней и вечерней молитвах, но есть такая рекомендация - полезно читать молитвы в девять утра, когда Дух Святой сошел на апостолов, в полдень, когда тьма наступила по всей земле, когда Господь был распят, в три часа дня, когда Господь умер на кресте, а также молитва на рассвете и на закате солнца.  Как молиться?! Ну хотя бы «Отче наш» читать. Прочитать «Отче наш» несложно. Есть особые «часы», которые не все могут прочитать, а вот отметить эти «часы» было бы хорошо.  Вдобавок это будет такой внутренний ритм нашей жизни. И, при этом, запомните, что во время «часов» у вас могут начаться дрожания, в девять, в двенадцать, в пятнадцать часов, а также на рассвете и закате. Утром проснулись - прославили Бога. В девять, двенадцать, пятнадцать часов. Но «часы» не все могут читать. Кто может читать  – я одобряю такой выбор. Здесь нужно конечно стараться хотя бы небольшими молитвами отмечать время, но, при этом помнить, что во время молитвенного правила у человека вдруг начинается дрожь. Трясти начинает человека. Судорога. «Когда я молюсь меня так трясет», - некоторые говорят. Бес наводит такую вещь, предупреждает Иоанн Лествичник. Бывает, во время молитвы вдруг так голова болит. Как дело до молитвы такая головная боль. Жар. Человека начинает в жар бросать во время молитвы. Боль в животе - одно из распространеннейших искушений дьявола. Иногда бывает смотришь – важный момент службы, а к туалету очередь. Это не случайно. Это действует бес уныния. Этот злой дух таким образом изгоняет человека. Нужно понимать, что все это просто бесовская вещь. Нужно стараться все это до службы сделать. Это физическое воздействие. Когда наступает время еды, человеку вдруг становится легче. Вдруг такое облегчение на душе становится. А когда уже поставлено на стол, накрыто, у человека вдруг силы появляются - с кровати соскакивает, бежит: «Ой, еда!». Неслучайно у нас депрессия приводит к массовому ожирению народа, замечали?! Человек бежит к холодильничку и начинает лопать. Как раз происходит воздействие беса. Но потом, когда наступает время снова помолиться - тяжело становится человеку. «Такая тяжесть, слабость. Невозможно молиться». А потом, я замечу, бес говорит: «Ну как же так, ты же стоять не можешь.  А сидя лучше не молиться - это же грех. Лучше приляг, - а ляжешь, - тем более молиться грех».  Вот и все! И ничего не надо. Так и начинает враг нас обманывать, лишь бы человек не молился. Стоящих же на молитве бес уныния погружает в сон. Я давно заметил, что есть замечательное правило, если у вас бессонница – откройте псалтырь, и крепкий сон вам гарантирован! Это давно известно. Злой дух вас гарантированно загонит в сон. И наводит безвременную зевоту, раздирающую рот, чтобы похищать стихи из уст. «Каждая из прочих страстей упраздняется одной какой-нибудь противоположной добродетелью. Уныние же для инока есть всепоглощающая смерть». Так и есть – уныние убивает все, потому что человеку не дается ничего доброго делать. «Мужественная душа воскрешает и умерший ум. Уныние же и леность расхищает все богатство». Понятно?! Унынию противоположно мужество. «Мужайтесь и да крепиться сердце ваше, все уповающие на Господа», - говорит Священное Писание. Когда нападает уныние, нужно быть к себе беспощадным - беспощадно понуждать себя на молитву и, уже после этого, на физический труд. Поэтому и говорит святой преподобный Венедикт Нурсийский: «Ора эт лабора» - молитва и труд. Не труд и молитва, а молитва и труд. Унынию противоположна такая штука как радостотворный плач. Это плач о том, что ты настолько оскорбил Бога(прогневал своими грехами), настолько оскорбил это чистейшее Лицо(себя испачкал перед Его Лицом), что ты оплакиваешь себя, что ты так перед Ним опозорился, что ты так Бога обидел. Когда человек начинает плакать и сражаться со своими грехами, ему унывать просто некогда. Уныние происходит из-за того, что человек думает, что у него особых грехов нету. Или второй вариант – уныние говорит: «Он уже там приходит в отчаяние, нет тебе прощения». Или нет у тебя особых грехов, или нет тебе прощения. А бывает и то и другое сразу(миксом идет, на выбор). Бес кидается то так, то так. То «прощения мне нет, о ужас! Ладно поборюсь с этим». То «ой, а что эти грехи - у всех так бывает». И так, и так. И кидает бес одну душу двумя лапами. Поэтому помните, что уныние и лень расточает все богатство. «Но как из восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший, - более тяжелый для души, - то поступим с ним по тому же порядку, как и с другими. Однако, прибавим еще и следующие – когда нет псалмопения, тогда и уныние не является. Глаза, которые закрывались от дремоты, во время правила, открываются, когда оно кончилось. Во время уныния обнаруживаются подвижники. Ничто столько венцов не доставляет иноку как уныние». Понятно?! Помните, унывающие, что если вы победите, то ваша награда будет больше, чем у любого другого подвижника, потому что вы победили всепожирающую смерть. Поэтому нам нужно быть бодрыми. Наша задача сражаться и побеждать.

 

«Наблюдай и увидишь, что уныние  борет  тех, которые стоят на ногах, чтобы склонить их к тому, чтобы они сели, а сидящих увещает приклониться к стене. Оно заставляет смотреть в окошко кельи». Во время молитвы или просто когда тяжело. Представляете, в окошко бессмысленно смотрят, так?! Помню, я был в психиатрической больнице - причащал людей. Как раз в депрессивном отделении. Они там все сидят, тупо уставившись в серое небо. «Побуждает производить стук и топот ногами». Человек начинает бессмысленно ногой размахивать, насвистывать, делать бессмысленные движения такие. Это как раз проявление духа уныния. «Плачущий о себе не знает уныния». Что значит «плачущий о себе», как вы думаете?! Конечно о грехах своих плачущий. Кто реальные грехи видит и их оплакивает, к тому уныние никогда не подойдет - оно боится, как огня такого человека. «Свяжем теперь и этого мучителя памятью о наших согрешениях». Видите как его связывать можно?! Вспомните реальное преступление против Бога, о котором плакать нам надлежит. «Станем бить его рукоделием». То есть трудами физическими. Не вместо молитвы, а попеременно. Вот тогда сил не будет, а надо заставлять себя. Что делать нужно?! Не хочется, а надо делать. Встал – сделаешь без разговоров, не щадя себя совсем. «Повлечем его размышлением о будущих благах». Вот одна из причин того, что люди у нас часто унывают. Люди о будущем Царствии не думают. Поговори сейчас с обычными людьми - много ли (даже православные) знают что нас ждет в будущем?! Потому уныние - постоянный бич православных. Люди должны стремиться к будущим благам, размышлять о Царствии Божием, о Рае и сладости, которым предназначены, а не заниматься бесконечным  самокопанием. В каком смысле самокопанием?! «Бедный я нечастный. Никто меня не любит, никто меня не ценит и так далее». И когда оно предстанет нам, предложим ему подобающий вопрос: «И так, скажи нам, ты, нерадивый и расслабленный, кто есть зло родившее тебя и какие твои исчадия? Кто воюет против тебя и кто убийца твой?» - спрашиваем мы уныние. Дух уныния отвечает: «У истинных послушников я не имею где и главы преклонить, а имею для себя место в безмолвниках, и с ними я живу. Родительницы у меня многие, - теперь запоминаем какие. - Иногда бесчувствие души…». Бесчувствие – это когда человек не умеет сопереживать другому человеку, понимает?! Немилосердие порождает уныние, заметьте как интересно. Не внешнее милосердие, когда внешне человек приходит пожалеть другого человека, не жалея его на самом деле, а пытаясь свои комплексы реализовать через него, а именно реальное сопереживание человеку. Когда человек перестанет жалеть других людей, становится беспощадным, уныние сразу же нападает, наваливается на него. Это даже психологически понятно, как это получается. Человек становится безжалостным, сердце каменеет, люди от него отворачиваются, и он начинает вопить: «Почему же так ко мне все относятся? Я бедная, несчастная, а ко мне все так неблагодарны». «…иногда забвение Небесных благ…». Когда человек забывает о Небесах, тогда он начинает впадать в уныние. Не зря говорят: «Отчаяние лечится чаянием». Отчаяние - потеря надежды. Чаяние - ожидание с надеждой. Чего мы чаем?! «Воскресения мертвых и жизни будущего века». Когда начинается отчаяние, что ничего хорошего меня не ждет, надо сказать: «Как это не ждет?! Что это воскресения мертвых не будет ?! Будет. Что вечной жизни не будет?! Будет. А что может быть лучше этого?!» Ничего не может быть лучше так ведь?! Бесконечная жизнь, общение с Богом, дружество с праведниками, царствование во вселенной, понимаете?! Это нас ждет. Поэтому нам надо торопится, чтобы успеть, а не сидеть, разленившись, как будто впереди все в беспросветном мраке находится. «…иногда бывает и чрезмерность трудов». Человек просто надрывается и через это впадает в уныние. Действительно, я видел людей, которые чрезмерно много трудились, брали на себя слишком много, хватались, хватались, делал, делали, в каждой бочке были затычкой, а потом «пуф» и падали, как загнанные лошади. Такие вещи я видел среди монахов в монастырях, когда настоятели и настоятельницы не умели накладывать послушание, думая таким образом избавится… Такие вещи я видел в семинарии, такие вещи я знаю и у нас, среди трудоголиков  встречаются. Знаете, бывают люди трудоголики. Все время на работе, на работе, на работе, а потом «бум» и в уныние впал, депрессуха страшная. Видели наверное таких?! «Исчадия мои, со мной пребывающие – это перемена места пребывания…» То есть, человеку все время в одном месте тяжело. Его все время носит в разные места. Причем интересно, заметьте,  это не противоречие. Человек сидит, в одно место уставившись, потом раз - его несет. Дома он не может сидеть его крутит все время. «Как же так я останусь на одном месте?! Тяжело будет!» Перемена места пребывания получается. Человек не может сидеть на месте. Помните в «Онегине»: «Им овладело беспокойство, охота к перемене мест». Помните?! Прямой результат уныния. «…пренебрежение повелений от духовно отца…». То есть, такой человек находит себе предлог, чтобы не слушаться своего духовника. Часто, от уныния он начинает менять не только место пребывания, но и духовников меняет себе. Есть такие люди –коллекционеры духовников. Они коллекционируют их как перчатки. «Столько у меня духовников было!» Очевидно, что духовников у него не было вообще. «…не памятование о последнем Суде…». То есть, такой человек забывает о последнем Суде. Заметьте как интересно - человек вроде думает о всем печальном в будущем, но при этом из этого печального списка Суд исключается. Догадываетесь почему?! Одно дело печальная, когда тебя должны пожалеть за эту печаль, а другое дело, когда тебе ответ держать придется. Немножечко другая разница, согласитесь. «…иногда и оставление монашеского обета». То есть, человек из монахов уходит. И действительно так. Бывает, что люди из христианства уходят из-за уныния. Это действительно часто случается. Люди навсегда от Бога отходят из-за уныния. Бывает, и ручки на себя накладывают - в отчаяние впадают. «…а противники мои, которые связывают меня сейчас, суть псалмопение с рукоделием». Связать уныние можно двойным делом,  двойным ударом . Двойным, а не одинарным. Псалмопение, перемежающееся с рукоделием. Перемежающееся. Однажды Антоний Великий спрашивал Бога: «Как мне спастись?» И он увидел вдруг такого же человека, который был его Ангелом-хранителем, который стоял молился, потом сел - стал плести корзину, потом опять стал молиться. Бог ему сказал: «Поступай так и спасешься». Понятно?! Молитва, физический труд, молитва, физический труд. А не так, как некоторые: пытаются молится все время, а потом надрываются и вообще не молятся. Или закапываются, как бульдозеры в грядку и, в результате, ничего у них не получается. Должно быть вот так, попеременно. Но это только связывает. «Враг мой – это помышление о смерти». Заметьте, не о болезни, а то что умрешь сегодня и на Суд к Богу пойдешь. Унывать-то когда?! Согласитесь, так ведь?! Сейчас на Суд пойдешь, тебе там унывать некогда будет, потому что тебе там получать получится по полной. Меняться надо, согласитесь, не до уныния бывает. Хорошо говорят: «Как ты будешь унывать, когда тебе завтра к величайшему ответу готовиться надо?»  Уныния, как известно, во время сессии у студентов не бывает. У них бывает отчаяние, что экзамен не сдашь, а вот уныния не бывает. Как говорят: «Студенты учатся во время сессии». Давно известно. Поэтому, здесь тоже самое. Когда человек борется, готовит свое сердце к Суду, к величайшему Экзамену, ему просто некогда унывать – не до этого. «Убивает же меня молитва, с твердой надеждой сподобиться вечных благ. А кто родил молитву о том ее и спросите», - отвечает дух уныния. Убийца для уныния – это молитва, соединенная с твердой надеждой на вечные блага. О, как интересно, заметьте. Какая у нас есть замечательная лексика, у православных: «Ну какие уж мы грешные. Куда уж нам в Рай. Нам бы лишь бы в ад не попасть, - слышали такие разговорчики?! –Куда уж нам?!». И подразумевается: «Ой, какой я смеренный, ну похвалите меня пожалуйста. Какого я невысокого мнения о себе», -а потом он к смирению приходит, говорит: «Батюшка, у меня все из рук валится, ничего не получается». Вот потому у тебя и ничего не получается, что ты такой смеренный! Понятно?! Надо сказать так: «Надо молиться и твердо надеяться на получение вышних благ». Понятно?! Как говорил Святой Никодим Сятогорец: «Когда к тебе приходит дух уныния, что надо говорить?!», - «Я погибну?! Как?!Да за меня Господь умер, Свою Кровь Животворящую на кресте пролил. Он воскрес из мертвых. Неужели он меня не оживит?! Я с ним связан в крещении. Он мне Святого Духа Своего дал. Он мне все грехи простил. Он мне свое Тело и Кровь в причастии дает. Он обо мне заботится. Он надо мной  «трясется». Как же я погибну?! Гони вон эту мысль». Поэтому и говорится, что против уныния не память нужна о геенне, а память о вечных благах! Нужно думать, перебирать вечные блага. Есть такие модницы, которые любят перебирать разные бусинки, жемчужины какие-то. Берет: «Вот какие у меня есть». Так и надо сидеть и перебирать. А вот такое тело у меня будет. Знаете, какое тело воскресшее будет?! Оно будет святиться, без болезней, недостатков, без очков, без пломб в зубах. Да?! Летать смогу, так?! Болезней не будет, так?! Волосы вываливаться не будут. Я Бога увижу лично, лицом к лицу. Я буду жить на новой земле. А какая новая Земля будет?! Она будет вся заросшая цветами. На ней будут цвести анемоны, фиалки, лилии и нарциссы. Представляете?! Земля, покрытая цветами. Вечно цветущая. А на ней будут какой город?! Золотой, из прозрачного золота (золото и прозрачное, представляете?!), с двенадцатью драгоценными камнями. Знаете какие камни?! Прочитайте Апокалипсис. Там будет хрустальная река. Какая, вдумались, да?! Что это за река Святого Духа?! Как она будет проявляться?! Там будут расти деревья жизни (не одно дерево жизни, а двенадцать, на каждый месяц) и листья для исцеления народов. Там люди смогут летать и будут друзьями Ангелов, вечно будут с праведниками общаться, с каким хотели. Если задумываешься, мысли занимаешь и уныние проходит. Вот видите, молитва, совмещенная (опять таки не просто фантазия, просто фантазия не поможет) с твердой надеждой на вечные блага избавляет от уныния навсегда. А как же?! А вы хотите без труда?! Без труда ничего не получится, милые, что же вы хотите?! Господь сказал: «От дней Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е». По славянски, если буквально перевести с греческого: «Со времен Иоанна Крестителя и до ныне Царство Небесное берется штурмом. И те, кто употребляет усилие по штурму (лестницы приставляют, забирают наверх) те и воруют его». А раньше никак Царствия Божия не достигали. Никто не достигал. Вот в чем разница. Некоторые говорят: «Почему в Ветхом Зачете легче было спастись?» Да никак в Ветхом Завете нельзя было спастись . После смерти все в ад шли и всё. А сейчас спастись можно. Поэтому, как говорит Лествичник: «Кто одержал тринадцатую победу, тот и во всем будет искусен». Поняли?! Кто победил уныние, тот будет искусен абсолютно во всем. Технологию поняли?! Разобрались?! В ловушки не попадайтесь. Уныние разрушает организм человека - у него лицо мрачно, унылое выражение лица, падает иммунитет, падает сопротивляемость организма инфекциям. Такой человек вечно больной, разваливается. «Печальное лицо сушит кости», -как говорит Царь Соломон. Мигрень и уныние - близнецы-братья, поэтому, когда мигрень лечат, то используют антидепрессанты, знаете?! Поэтому понуждайте себя к радостным лицам!

 

 

 

 
Иерей Даниил Сысоев.

Назад к списку