Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 18 глава
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

  • К нам пребывают святыни
  • 03 Декабрь 2017
  • Добрым попечением митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина, заботами и трудами епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия с 12 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года в Бузулукской епархии будут находиться для поклонения верующих частица Ризы Пресвятой Богородицы и ковчег с частицей святых мощей блаженной Матроны Московской.

  • Молебен 19 ноября
  • 19 Ноябрь 2017
  • Ежегодно во всем мире вспоминают жертв дорожно-транспортных происшествий. Цель Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 19 ноября 2017 года, заключается в том, чтобы почтить память погибших и выразить соболезнования членам их семей, а также еще раз обратить внимание всех людей на необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Все новости

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 18 глава

Глава 18

 

  1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. В славянском тексте добавляется: ищет причины мужчина желающий отлучиться от друзей на всякое же время будет поносим. Здесь говорится о том, что есть люди своенравные, которым нравиться поступать не по истине, а по-своему. Может быть одна из самых главных проблем современного человечества то, что люди ищут не подлинной   истины, а ищут своего собственного желания, ищут того, чтобы было бы по моему, а не по истине, не по правде. Некоторые люди считают, что главное: я так сказал, я сказал значит это правда, я сказал значит это хорошо, потому что мне так удобно. На самом деле многие люди только так и живут, очень многие люди даже не догадываются, что можно иначе. Помню, я как- то раз выступал в одном клубе, там для многих было откровение, что на политику можно смотреть глазами Бога, что на культуру можно смотреть глазами Творца. Всегда считалось, что на политику нужно смотреть исходя из интересов России или еще из каких интересов, но не из интересов Господа Бога. Все это происходит именно из-за того, что люди забыли  о том, что истина должна править мирами, истина должна править всем человечеством. Гораздо важнее не то, что мне кажется, не то, что мне хочется или хочется народу, или хочется обществу, или хочется группе единомышленников, а то, что есть истина, то,  что есть на самом деле, то, что есть от Бога. Господь Бог есть наша истина. Христос говорит «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). И Дух Святой называется Духом Истины. Таким образом, истина коренится в самом Творце. Человек, который уклоняется от истины,  он ищет свои прихоти, он в результате восстает против всего умного. Человек, который желает всегда поступать только по своему, он никогда ничего хорошего  не сможет добиться.

   Как сказано, когда человек хочет разругаться с друзьями, он начинает себе искать повод, и в результате он на всякое время будет ругаем. Если человек хочет поскандалить, повод найдется, было бы желание. Происходит все это потому, что людям интересна не истина, а какие-то земные вещи, земные желания. Все эти земные желания убивают и умерщвляют человека. Поэтому и сказано, Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного, а славянский текст говорит на всякое же время будет поносим, т.е. его будут преследовать ругательства, потому что Господь такому человеку противится. Человек, который восстал против истины, он восстал против самого себя, он восстал против разума и такой человек, конечно, ничего хорошего от Бога не получит.

   Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. В славянском тексте «Не требует премудрости муж скудоумен, потому что больше водится безумием». Глупый не любит знания, а только бы показать свой ум. Скудоумный, глупый человек, он не ищет премудрости, ему не интересна премудрость, он везде пытается сам себя показать, он пытается выставить самого себя, а не истину.  Главный критерий  человека, что он не по Божьи поступает, то что он старается выставить, взять славу себе,  а не Богу, он говорит о себе, а не о Господе, он говорит об своих заслугах, а не о Творце, не о правде, которая в этом мире есть, такой человек больше водится безумием, как это говорит славянский текст, т.е. сумасшествие ведет им. Человек, который выставляет себя на первое место, обязательно свалится, разобьется на своих путях.

     С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение. Когда приходит нечестивый человек, он начинает настраивать вокруг себя определенным образом все общество. Бывают, например, и в приходах и в семьях и на работе, люди которым нравиться создавать партии и  скандалы. Бывает человек просто только пришел, а вокруг сразу партийная борьба пошла,  почему? Как говорит Писание «С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение». Когда один человек начинает другого бесславить, то начинаются скандалы, и ругани, и ненависть такая селиться. Поэтому Царь Соломон говорит правителю, ты смотри кто к тебе приходит чтобы удалять от себя, из своего общества смутьяна. Это важно очень и нам, мы должны жестко контролировать то общество с которым мы общаемся, мы должны жестко ставить на место нечестивцев, смутьянов, которые пытаются разодрать и уничтожить всё на своем пути. Если мы не изолируем злодеев, злодеи изолируют нас. Вот такое общее правило, нет ничего более наивного и глупого и не противоречащего Библии.

   Я не очень понимаю, откуда взялась такая теория, у нас представления о спасении души почему-то регулируются не Словом Божиим, а какой- то отсебятиной, а потом люди удивляются, почему у нас ничего хорошего не получается. Вот, например, представление о том, что все люди хорошие, вот с чего оно взялось?  

- Всех надо любить.

- Да, но всех ли надо одинаково любить? Вряд ли, и  Господь не всех одинаково любит. Господь любит праведников и не любит грешников, если они не хотят каяться, в том смысле, что Он не одобряет греха, и никаким образом не поддерживает. Наша современная светская этика во многом построена на том, что мы должны закрыть глаза на реальный мир. Если Слово Божие принимает реальный мир таким, какой он есть и предлагает человеку в нем вести себя по Божьи, учитывая реальность истины. А нынешняя светская этика, светская нравственность предлагает жить в иллюзорном мире, среди выдуманных людей и считать что это истинное христианство. Например, очень многие люди до сих пор считают, что применение силы это зло. Так ли это? Как вы считаете применять силу это зло или добро? Это безразличные вещи, это может быть зло, может добро, смотря какая сила.

   Дикая совершенно вещь, приходит мама или папа и говорит, что выпорол ребенка, ну и что, что выпорол, правильно сделал. Если вы срывали на нем свое зло, то вы сделали зло , но если выпороли за проступок, то сделали правильно.

   Кто сказал,  что например, казнить бандита это грех? У нас есть основы социальной концепции принятые Собором в 2000 году, где говорится, что смертная казнь Церковью не осуждается. Да это и невозможно осудить, это Библия, та библейская норма, которая была введена Богом … Но это касается  не убийц конкретно, Церковь категорически осуждает казнь не по причине убийства

- А если покается он?

- Ну покается, его казнят за дело.

Причин нет казнить за воровство, жизнь человека не соизмерима с деньгами.

Я к чему все это говорю, просто у нас сейчас представления какие-то, вместо христианских … В результате получается, что люди пытаясь такое псевдо христианство реализовать в жизни получают огромное количество шишек, ну это понятно. К примеру, человек говорит: все люди хорошие, давайте будем считать, что все люди хорошие. А на практике?  Не все люди хорошие, есть скандалисты, есть смутьяны, есть жулики. Мы будем говорить все люди хорошие, а тебя ограбят, тебя предадут, в том обществе, где постоянные своры и склоки тебя элементарно подставят, это реальность.  Многие говорят, главное  вот духовность, духовность это конечно хорошая штука, но если она не соответствует реальности то что получается? Мы начнем говорить какие-то внешние, красивы вещи, но если эти вещи не соответствуют реальности, то получится что следование такой этики тебя же и поломает. Поэтому и говорят, что выгоднее быть злодеем, чем добрым человеком. Да нет, лучше быть добрым, но умным.  Все очень просто, нужно быть добрым и умным одновременно.

- А как это проявить, если в коллективе есть скандалист, грубиян.

 - Их изолировать надо, просто с ними не общаться, а если человек еще подставляет, обращайтесь к начальнику.

- А разве не надо видеть в нём хорошее, с любовью обращаться?

- Надо с любовью обращаться и доложить начальнику.

- Ну а в личном общении разве не надо с ними…

- Нет, вы себя загубите. Об этом и в Ветхом Завете и в Новом Завете одинаково сказано: Не обличай безумного, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя (Притчи 9:8).

Еще сказано: “Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы”    (1 Коринфянам 15.33).

  -  С ними не надо дружеские отношения налаживать?

- А вот это категорически нельзя, это вообще запрещено. Доброжелательно, но на расстоянии. Чтобы не заразиться.

   Надо к людям хорошо относиться, но кто вам сказал, что хорошо это обязательно в теплых объятиях. Это к вопросу об испорченной этике, испорченная нравственности это очень хорошая, очень духовная, замечательная, но она оканчивается развалом. Сколько существует мужчин и женщин, которые влюбились или пожалели подлецов, создали семьи, а потом мучились до конца жизни своей, исключительно потому что повелись на псевдо доброту. Если честно оценку ставить, они уговорили себя такими  вещами, этическими. Этика их поломала и поломала настолько, что эти люди спиваются или до самоубийства себя доводят. Такие люди ломают жизнь себе и своим детям, сколько мы таких примеров знаем, огромное количество. Почему? Из-за фальшивых представлений о добре и зле, не Божьих, Бог, заметьте, к этому никакого отношения не имеет. Бог предлагает честную оценку.

- А как же терпение?

- Терпение не должно быть безумным, как и всё остальное. Господь что сказал: если вас бьют в одном городе, что делать? терпите? нет, бегите в другой.

   Христианство очень трезвая религия, откровения Библии – это очень трезвые откровения. В чем наша проблема? В том, что само Слово Божие воспринимается как недуховное, грубое и т.д. Оно конечно не духовно и грубое, но оно то и работает.        А все эти псевдо высоты оканчиваются крахом. Именно эти псевдо высоты приводят к  чему? В коллективе, в семье, в обществе, в государстве, во власти, попадаются подонки.   

   Где в Слове Божием сказано, что плохо докладывать на злодея? Нигде не написано. А, например, в обществе принято:  «Ой, как ты посмел доложить на такого человека, который, например, грабит соседа, ты стукач, это подло докладывать властям». Откуда это взялось? В Библии этого нет. Клеветать нельзя, это тяжелый грех, а обуздывать при помощи властей можно.

   Главное уйти от фальшивых выдумок, фальшивых высот, они не настоящие, это вообще не высоты, это иллюзорное, то что кажется хорошим, мнимые добрые вещи, они к реальности не имеют никакого отношения. Все эти разговоры, что мы превзошли этику Библии, эти разговоры означают, что на самом деле мы ушли в фантастический мир. А реальный мир тех, кто живет в фантастическом мире, очень больно бьет по голове, сами знаете.

В славянском тексте сказано: «когда придет нечестивый в глубину зол, небрежет: находит же на него бесчестие и поношение». Нечестивиц, когда доходит до самого низа зол, ему кажется все нормальным, в результате ему приходит поношение и бесчестие.  На самом деле очень важный принцип, чем больше человек грешит, тем кажется он себе лучше.  Вот почему Церковь говорит что нужно каяться.  

   4 Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток. Не надо никогда, говорит Соломон, пренебрегать словами.

   В славянском тексте: Вода глубока слово в сердце мужа: река же изскачущая и источник жизни. Слова человека одно из самых важных вещей, которые у него есть.  

Назовите мне главное отличие человека от животного? Речь. Недаром Иоанн Дамаскин говорит:  речь – это отпечаток образа Божия в нас, потому что образ Божий это Иисус Христос, который является Словом Бога Отца. Словесная способность главное отличие человека от животных. Вот часто говорят так: ну я же просто сказал, ничего страшного, я ничего не сделал. Но вы понимаете, что «просто сказал» иногда важнее бывает, чем «сделал». Если человека ударили по лицу, не так бывает плохо или вообще не бывает плохо, чем сказать. Ударить по лицу можно случайно, если идешь в толпе, тебя случайно задели, никакой обиды не будет, а словами можно сказать такое, что человек потом исчезнет, погибнет. Поэтому и говорит Царь Соломон, что слова, которые в сердце человека это глубокие воды, в них очень много чего скрыто. Сами знаете, как много бывает скрыто в словах людей, сколько уровней в обычной речи.

   «…источник мудрости - струящийся поток». Когда в человеке есть источник мудрости, он как струящийся поток истекает из человека. Здесь Соломон намекает на некую настоящую, подлинную мудрость, мудрость Иисуса Христа, это и есть мудрость Отца. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Иоан.7:38). Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие во Имя Его, просто не было в них Духа Святого. Христос говорит, из верующего в Него из чрева истекут источники воды живой. Потому что Бог Святой, Он действует как некая прохладная вода, вода жизни, которая оживляет, оживотворяет человека, делает его таким существом, которое  может исцелиться само силою Божию и может дать исцеление другим людям. Человек, овладевший своей речью, в ком речь соединится со Словом Божиим, тот, кто имеет в себе источник Божественной премудрости, в нем как-бы течет вода, живой поток, который льется и очищается. Поэтому нужно, что бы   во всех именно такой поток лился из сердца человека.

   Что сделать, чтобы речь была живой, животворящей? Говорить по Слову Божию, проверяйте свою речь словами Священного Писания, Святых Отцов. Речь должна быть контролируемая Словом Божиим, говорить нужно от Бога, никогда не позволять себе ничего говорить вопреки воле Божией. Очень часто то, что ты повторяешь своими устами, то потом и становится реальностью. Сначала человек говорит             «я только пошутил», потом это вошло в привычку, а потом уже стало реальностью.

       Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. Соломон предупреждает, что недопустимо нечестивого оправдывать, таким образом, праведного осуждать на суде, здесь Соломон подчеркивает уже значение для суда нашего, закона правосудия. Человек, который занимается лицеприятием, он делает грех, т.е. если на суде человек оправдывает нечестивца, он делает тяжелый грех, точно так же как и тот, кто осуждает праведных.

    Здесь очень важный момент такой, который важно запомнить, он касается не только судов, но и обычных жизненных ситуаций.  Представьте себе, у нас есть представление такое, что никто не прав перед Богом, и следовательно не важна человеческая правота так ли это или нет? Нет. Да конечно не оправдается перед Богом никто из живых, это безусловная правда, об этом говорит Слово Божие, но из этого не следует, что в данной ситуации все неправы. Есть такая поговорка, что в разводе неправы обе стороны, она очень часто действительно является правдой, но не всегда. Это касается в том числе, и еще  больше всего касается детей, есть отвратительнейшая практика, псевдо православная, псевдо духовная, которая говорит, что если у тебя есть старший ребенок и младший ребенок, то нужно учить старшего, уступать младшему. Старший отобрал у младшего или младший отобрал у старшего, карандаш или краски, и к невиновному родители говорят «вот как ты умный человек, возьми, уступи, будь хорошим мальчиком, будь хорошей девочкой и т.д.» И при этом многие говорят, даже есть такие обоснования псевдо христианские, говорят: ой, таким образом человек учится смирению и т.д. Это не смирению он учится, он учится, что справедливость хороша для подлецов, другому он не учится. Получается, что быть добрым, хорошим, означает что тебя оберут, тебя обидят, оскорбят, именно это вкладывают таким образом родители в сердце своего ребенка. Показывают, что быть добрым, значит тебя заведомо обидят. Поэтому абсолютно не допустимо лицеприятие на суде, государственном, на суде даже обычном, родительском. Еще более недопустима такая практика в учреждениях, вы начальник и нельзя заниматься попустительством каким–то, нехорошо делать, Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде, это не хорошо, это Богу не угодно.

   6 Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Здесь опять Соломон подчеркивает, что уста глупого приводят к ссоре, т.е. ссоры происходят из за того что ты не обдумал своих слов. Поэтому и раньше говорилось: глупец если промолчит то за умного сойдет. Есть такая поговорка  «Молчи — за умного сойдешь». Но здесь же говорится о чем? Уста глупых вызывают ссору. Опять к чему это говориться? Следите за обществом, глупцов надо изолировать, именно по той причине, что глупый человек, который поступает вопреки воле Божией. Напоминаю, что для Библии глупый человек не просто  Даун, а это человек который не верит в Бога и не хочет его слушать принципиально,  такого человека нужно изолировать от общества.

   «…и слова его вызывают побои» в результате люди бьют глупцов, до сих пор, несмотря на все права человека никто проблему побоев и глупцов не решил и не решит, просто люди не выдерживают глупостей.

   Славянский текст жестче: уста его дерзкие призывают смерть. Уста глупца, дерзкие, они вызывают на себя смерть вообще.

   Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его. Так и получается, язык глупого губит человека и губы его – сеть для души. Некоторые говорят : ой, я же ничего не делал, я только ему сказал, а он как там … Вот именно, только сказал, достаточно, твои слова тебя погубили. Сеть, имеется в виду капкан. Слова глупца его же и погубят, известно же, что когда человек вопреки Бога поступает, его слова против него же и выступают.

     Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать. Ленивый человек говорит: все страшно, ужасно, это нельзя сделать, надо подумать, это нужно как-то согласовать, это невозможно, это же так опасно. Дальше Соломон скажет, и он будет повторять эту мысль неоднократно, Ленивец говорит: "лев на улице! он съест меня!" Выйдешь на улицу там опасно, лучше уж дома посижу.

«…а души женоподобные будут голодать». «Души женам подобных» — расслабленных, изнеженных. Женоподобные души,  это когда человек живет эмоциями. Есть такой тип людей, женоподобные, которые ничего решить не могут, которые готовы перевалить всю ответственность на другого человека. Соломон говорит, они голодать будут в наказание, потому что женоподобные души для Библии это грех. Более того, Библия говорит, что у женщин должны быть мужественные души, т.е. мужество это проявление  любой добродетели в экстремальной ситуации.              А человек, который не может, труслив, женоподобен, который живет за счет эмоций, такой человек будет голодать, тем более, если это касается мужчин.

   Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева. Слова наушника они приятны, они входят во внутренность чрева, человеку как-бы нравиться слушать. Бывают люди, которые сплетни комментируют, ведь так приятно другому человеку «косточки перемыть». Они будто из чрева выходят, насыщаются, а  потом отравятся.

В славянском тексте: неисцеляющий себя в своих делах брат погубляет сам себя, тот, кто не старается вылечить сам себя, тот губит сам себя. Ты должен сам себя лечить, ограничить, это к чему говорится? Дело в том, что есть такая штука, многие люди думают: как-бы мне сделать, чтобы за меня все решили, чтобы мне не думать, голову на полочку положить, чтобы за меня меня вылечили, батюшка что мне сделать чтобы мне бросить пить  чтобы меня только не трогали? Не получится, ничего не сделаешь, если ты сам не бросишь, никто тебя не вылечит. Никакие таблеточки не вылечат алкоголизм без воли алкоголика. Невозможно человеку научится справляться с грехом, если он сам с ними бороться не будет, он погубит сам себя. Надо бороться, надо воевать, надо исцелять самого себя силой воли. Без своей силы воли мы ничего не получим, поэтому христианство требует усиления силы воли, а не ослабления воли. Поэтому мысль найти старца, чтобы он за тебя все думал, она противоречит  Библии. Слово Божие говорит, что человек должен сам заботиться о преодолении зла при помощи Божией, при совете мудрых, но сам, а иначе ничего не сделаешь. Да, кстати, послушания, которые были у старцев, они зачем были нужны?  Для того чтобы отсечь посторонние вещи, чтобы человек мог заняться самым главным, сердцевиной которую старец не может сменить, он не может вылечить душу.

   10 Нерадивый в работе своей - брат расточителю. Человек который нерадит о своей работе он брат расточителю, т.е. такой человек делает тоже самое, расточительный растранжиривает все, а нерадивый в работе который не любит работать, кто плохо работает, он тоже потеряет абсолютно все. У нас, к сожалению, есть такая особенность, люди считают, что работать хорошо не надо, в том числе и православные. Есть знакомые бизнесмены, которые говорят, что никогда больше на работу православных брать не будут, ни за что, говорят, что на работу теперь принимать будут только баптистов. Баптисты работают честно, а православные нет, православному скажешь, православный сначала начнет делать, а потом плюнет и все, или скажет, ой пойду у батюшки благословение возьму. Здорово, да!? Происходит это все, потому что люди забыли, что нерадивость на работе это грех. Напоминаю, что человек, который получает деньги за работу, а делает ее плохо, является вором в прямом смысле этого слова. Он грешит против заповеди не укради, он ворует у своего начальника, в прямом смысле слова. И за этот грех отвечать на Суде придется.     

   11 Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен. 

Имя Господа - крепкая башня, говорит Царь Соломон. Что такое Башня? Мы с вами знаем, что Святая Земля это земля непрерывных войн, ну как вот в России не было ни одного века, когда у нас  не было хотя бы одной из крупных войн, так вот и в Святой Земле, там войны были непрерывные. Между Азией и Африкой, там всё время завоеватели ходили, там и сейчас войны, это было всегда на самом деле, кроме некоторых периодов, когда люди Богу угождали. Поэтому жители деревень имели всегда башни, как у нас на Кавказе, высокие башни с входом куда можно убежать и спрятаться, как раз и говорится   Имя Господа - крепкая башня, т.е. место куда можно сбежать и спрятаться при нападении врага. «…убегает в нее праведник - и безопасен», т.е. надо уметь, говорит Царь Соломон, сбегать к Богу, к призыванию имя Господа. Имя Господне, когда мы призываем, защищает человека.  Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. (Пс. 114, 3). Когда я получил скорбь и болезнь я призвал имя Господне, господь услышал меня. На основании этих слов Соломона и других мест Священного Писания, очень многих, существует практика, что человек должен всегда иметь в уме и на устах имя Господа Бога, Его воля действительно крепкая башня, куда сбегая, ты безопасен. Некоторые говорят, что бы мне сделать, чтобы защититься от колдовства - имя Господне призвать, что бы мне сделать, чтобы избежать бед - имя Господне призвать, стараться нужно всегда и во всех обстоятельствах призывать имя Господне, в нем, в этом имени мы достигаем безопасности, в этом имени мы защищаемся от всех наших бед. Именно поэтому христиане не стараются прятаться от нападения бесов и от нападения людей, потому что во всех случаях  имя Господне защищает человека, во всех случаях, поэтому и умирают христиане с именем Господа на устах, чтобы защититься этим именем в движении по воздуху от темного князя воздушного.

    12 Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. Здесь противопоставление. Если реальная крепкая башня для праведника - это имя Господне, причем для праведника,  если человек творит зло и потом призывает Бога не желая избавляться от зла, и желая продолжать делать те дела, которые он делал раньше, Господь не спасет. А если говорить про грешника, то он думает прельститься имением своим, поэтому имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении, т.е. человеку кажется, он воображает, что я за деньги всех купил, я весь мир скупил своими деньгами. Но это воображение, фантазии, в результате приходит время испытаний и все пусто, все эти деньги, фантазии как дым разлетаются в разные стороны и все. Такой человек оказывается совершенно неспособным себя защитить.

  13 Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. Очень важный признак, если вы начали много думать о себе, какой вы однако хороший, какой замечательный, знайте что вы упадете и впадете в грех, гарантировано, Господь от вас отступит, поэтому и сказано падению предшествует возношение, а смирение предшествует славе. Когда человек забывает о себе, когда думает что он нечто совершенно ничтожное, не пытается о себе думать никак, не циклится на себе, то Господь его прославляет. Так всегда и происходит, так и Богородица  Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем (Лк 1:52;53).

   14 Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. Тоже очень важный принцип уважения к людям. Как часто у нас люди говорят, не выслушав, бывает люди, недослушивают никогда, а потом удивляются, почему с ними не хотят разговаривать. Просто есть люди, которые непрерывно говорят, говорят, а сами ничего не слушают. Вот мне одна барышня звонила

- Батюшка у меня много к вам вопросов.

- Хорошо, задавайте. Она мне говорила минут сорок, наверное, я за эти сорок минут смог высказать фразы четыре, наверное. А потом вам еще говорят:  

- Батюшка, вы почему мне ничего не сказали?  

- Так вы мне слово вставить не даете.

Сказано, кто дает ответ не выслушав, тот глупо поступил, стыд ему. Такой человек, действительно, стыд ему,  который не умеет слушать, не умеет дослушивать человека до конца. Все случаи недопонимания происходят у нас из-за того, что люди не дослушивают до конца другого человека. 

   15 Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его? 

   «Дух человека переносит его немощи», действительно мы болезни переносим из-за крепости духа, если дух мужественный, крепкий, то даже болезнь не страшна человеку, может перенести, перетерпеть и болезнь только на пользу человеку пойдет. Но если у человека сломан дух, то кто может его исцелить? Только Господь, а сам себя человек никогда не исцелит, поэтому когда говорят, что главное в здоровом теле здоровый дух, это глупость, обратная связь здесь, человек если у него дух сломлен никакое здоровое тело ему не поможет, наоборот расстроится.

   В славянском тексте: гнев мужа укрощает раб разумный: малодушна же человека кто стерпит. Здесь сказано, что даже раб может гнев своего хозяина укротить, потому что разум его способен это сделать, а мало кто может вытерпеть малодушного человека. Люди, которые все время стонут и ничем недовольны, такого человека вынести практически невозможно, вещь такая невыносимая. Ежели вы ноете и люди от вас разбежались, не удивляйтесь.

     16 Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.        Умный всегда недоволен своими знаниями, ему нужно больше, он всегда старается искать знания. Как говорит один из древних: мудрому свойственного всегда изумляться. Платон так говорил. Мудрый, он всегда удивляется, всегда ищет, непременно узнает новые и новые знания, он никогда не говорит, что я узнал все, он ищет всегда  все больше и больше. Когда человек говорит, что я все уже узнал, просто он глуп. Стремление к большему знанию, узнаванию духовных реальностей, оно конечно нормально и естественное. Плохо делают те люди, которые говорят, что все уже выучили,  верный путь к падению и глупости.

    17 Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. Здесь Соломон говорит, не будьте излишне жадны, умейте пользоваться своим имуществом. Грех давать взятки за неправое дело, но давать подарки вельможам для того чтобы добиться праведного дела, ничего плохого в этом нет. Вот опять здесь мы сталкиваемся с кризисом  нравственности, нам говорят если человек дарит подарки начальнику то это ужасно, он подхалим, да как он смеет, он такой плохой человек. А я не понимаю, почему начальнику нельзя делать подарки? Даже по корысти, хочу подняться выше, почему нет. Хочу человеку приятное сделать. Элементарно сказано, подарок человека дает простор ему, хочешь быть выше умей угождать людям. Это проявление смирения. Конечно, можно угождать так, что бы потом отрываться на нижестоящих, но это одного другого не стоит. Из-за того, что я делаю приятное начальнику, это не значит, что я должен  унижать того, кто ниже меня стоит, это никак не связано. Совершенно разные вещи. Здесь надо помнить, что одно с другим не связано.

 Человек мудрый умеет пользоваться своим имуществом, он не сидит на деньгах и не думает, что ему все обязаны. Заметьте чисто практические вещи. Библия опять более практична, чем этика. Слово Божие - это совершенно практичная книга, это книга для людей. Новое Слово Божие важнее, чем придумала моя фантазия, чем мои высокие представления.

- …

- Иаков так делал, так делал Давид, так делали все, не только в Ветхом Завете. Апостол Павел давал взятки, я вам рассказывал как-то, в русском переводе сказано: Галлиона убедили, а  в славянском переводе сказано: давшие довольно, получили их. Там один правитель взял двух христиан, чтобы  судить, пришли к нему христиане и сказали: дали ему достаточно; он их отпустил с миром. Просто элементарно на лапу дали, ну и все, ладно дело закроем. Так христиане делали всегда на самом деле. Есть даже канон, который разрешает священные сосуды продавать. Можно даже чашу продать, чтобы дать взятку, чтобы выкупить христиан.

Здесь речь идет о том, что человек должен добиваться своего, в том числе и при помощи подарка, подарок дает простор.  Есть такая поговорка «закон — что дышло: куда повернёшь — туда и вышло». Надо знать, кому дать, нужно подбирать подарок под человека. Есть такой тип людей, которые дают всем одинаково, одинаковые подарки на все случаи жизни, нет, нужно подбирать подарок под человека, что ему приятно. Подчеркиваю, плохо давать взятку на злое дело.

Советская нравственность и христианская, это совершенно разные вещи. 

   18 Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. 

   Часто бывает так, приходит человек и говорит такая-то ситуация у меня, тот человек меня так обидел, он такой мерзавец, знаете что он со мной сделал? И причем рассказывает так хорошо, что кажется, что он абсолютно прав, но потом приходит соперник его и исследывает его. Умный человек никогда не судит о ситуации исходя из только одной точки зрения, помните как Римляне  говорили, дайте выслушать вторую сторону ,так и должно быть, это обязательна норма. Мы должны услышать две стороны, не одну только, принципиально недопустимо, чтобы на суде слушали только одну из сторон.  

   Не забывайте, что книга написана для Царя Ровоама, сына Царя Соломона, который должен был по ней судить,  практическая инструкция для царя, судьи и вообще для умного человека.

   Славянский текст имеет особенность: «Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же приложит супостат, обличается». Праведный, он сам себя обвиняет, грешника другие обличают, а праведник сам себя обличает, он никогда не будет дожидаться, чтобы его обличил кто-то другой.

   19 Жребий прекращает споры и решает между сильными. Здесь Соломон подчеркивает очень важный момент, существует такой момент,   когда невозможно ничего решить, до тупика доходит дело, в таких случаях спор решает жребий, это Богу угодная форма узнавания воли Божией.  В Писании говорилось что, человеческая рука бросает жребий в полу одежды, а решение от Господа. Таким образом можно узнавать ситуацию, но при условии, что два варианта не противоречат воле Божией. Бросать жребий можно, но только с молитвою.

    Бросать жребий, чтобы узнать «грабануть банк или не грабануть» это гневить Бога.

   20 Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. Люди, которые озлобились, бывают совершенно неприступны, к нему никак не подойдешь, бывает, люди говорят «а я не прощу», правильно сказано: озлобившийся брат неприступнее крепкого города и сама эта ссора подобна запорам замка. Запоры замка, чем отличаются? Кто его может отпереть? Кто запер. Здесь очень важный момент, чем страшна ссора, когда человек в эту ссору пошел он может стать неподвластным никакому изменению хорошему, поэтому этого надо беречься, это очень страшная ситуация. Может такое возникнуть, что примирение будет невозможно из-за озлобления второго брата, да конечно же вина будет на нем, да конечно мы знаем, что в одном таком случае иеродиакон Лаврентий, который не хотел простить своего друга бывшего, иеромонаха Тита был убит ангелом за непрощение. Знаете этот случай?

   Поспорили между собой иеромонах Тит и иеродиакон Лаврентий, который не хотел примириться. Так, когда один кадил братию, в церкви стоящую, то другой уходил с того места, где надлежало проходить с кадилом; так продолжалось довольно много времени. Наконец иеромонах Тит заболел и приблизился к смерти. Он просил братию привести к нему иеродиакона Лаврентия, чтобы с ним проститься перед смертью, но Лаврентий отвечал, что не желает видеть иеромонаха Тита, не только в этой жизни, но и в будущей. Тогда братия силой привели Лаврентия к умирающему иеромонаху Титу. Но и тут Лаврентий повторил те же слова, что и прежде, не желая простить нанесенную ему отцом Титом обиду. И как только Лаврентий повторил прежние слова в присутствии умирающего и братии, в ту же минуту явился Архангел Михаил и копьем заколол иеродиакона Лаврентия, который тут же упал и моментально скончался, а умирающий иеромонах Тит в ту же минуту встал с одра своего совершенно здоровым и видел, как Архангел пронзил копьем грудь Лаврентию, у которого бесы душу вынули из тела трезубцами и повлекли на дно адово!

   «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14;15).

   Доводить до ссоры нельзя, чтобы такого не возникало.

   Я знаю кучу людей, которые будучи православными христианами, считают, что они вправе ненавидеть и злобиться, и при этом считают, что их можно допускать до причастия.

   С  другой стороны славянский текс добавляет: Брат от брата помогаем, яко град тверд и высок, укрепляется же яко основаное царство. С другой стороны, не конфликт, а наоборот, если брат брату будет помогать, они станут как город крепкий и высокий, который нельзя штурмом взять, и как укрепленное царство крепкое, могущественное, они устоят даже в самую смуту. Настоящая дружба может людей провести даже сквозь смуту этого мира, здесь каждому выбор выдается,  или ты будешь озлобляться, в одиночестве пребывать,  и только там сможешь отпереть замочек злобы и ненависти, либо ты будешь наоборот поддерживать другого человека.

     21 От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Человек должен понимать, что слова, которые у него есть, они его кормят, в прямом смысле. Если человек поступает и говорит не по воле Божией, то он умрет. Что посеешь, то и пожнешь; что он будет говорить, то он и есть будет. Если человек ругается, то он и насытится скандалами и руганью, если он любит людей поддерживать, утешать, то Господь ему этим же и воздаст.

    Апостол Иаков говорит:  язык — небольшой член, но много делает. Действительно, одним языком можно и хвалить Бога, и благословление брать, и можно ненавидеть Бога и ближних, поэтому и сказано здесь: язык человека определяет его. Апостол Иаков говорит: язык, как кормило на корабле; как руль, в автомобиле, управляет  всей жизнью человека, что человек говорит, так он и живет. Если человек говорит ложь, зло и ненависть, в такой ситауции ничего хорошего его не ждет.

  22 Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. Таким образом,  в руке языка находятся жизнь и смерть человека, ты можешь сказать слова оживляющие и можно сказать слова убивающие, но при этом помните, что все вернется, кто убил языком ближнего себя убьет, ты оживил языком ближнего Бог тебя оживит. И удерживающий его говорит Соломон, любящий его съест его плод.   Что посеет то и пожнет, что ты языком посеял, то ты и пожнешь делами. Поэтому и говорит Писание, внимательно следи за языком, не думай что это пустая какая- то вещь, нет, слово человеческое оно является образом Слова Божьего, именно поэтому оно бывает страшной силой совершенно.

   23 Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив.] Здесь Соломон подчеркивает, что найти добрую жену это великий подарок Господа. Почему, потому что дальше Соломон будет много говорить о злых женах, здесь же он подчеркивает, что добрая жена – это благословение от Бога, которое дарится, поэтому и сказано: нашел благо и получил благодать от Господа. Добрая жена поддерживает мужа, она сможет его укрепить, когда ему плохо, она станет ему надежным тылом, на нее можно опереться и Господь через нее будет хранить человека, поэтому кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, такой человек погубит себя. Кто содержит прелюбодейку тот безумен и нечестив. Тот ,кто ищет человека по соображению с одной пожил, потом с другой поживу или сманил чужую жену, потому что она красивше была, тот человек безумен и нечестив, счастья такому не будет.

   24 С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. 

 25 Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

   Здесь опять Соломон возвращается к языку, нищий умоляет,  а богатый грубо и жестоко отвечает, это в этом мире часто случается, Соломон говорит, не удивляйся этому,  сам так не поступай, сам смотри за собой. Лицемерие у нас в крови по первородному греху  оно сидит внутри человека, человеку легче, уже автоматически  лицемерствовать и так поступать, но это не хорошо, потому что сказано: кто хочет  иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным. Есть люди, которые говорят,  почему у меня друзей нет, почему со мной никто не общается? Принимайте меня таким,  какой я есть, даже поговорка есть такая:  полюбите меня страшненьким, а красивым меня каждый полюбит. Но Соломон говорит: нет, нет, не выйдет, хочешь иметь друзей, будь сам дружелюбным. Будешь с людьми плохо обращаться, никто с тобой общаться не будет, и это справедливо. А с какой такой радости с тобой хорошо общаться? если ты со всеми гавкаешься, никого не любишь, ни о ком не заботишься, никого не поддерживаешь и поступаешь всегда по подлому.

   Есть такие люди, которые все время говорят: давайте, давайте мне такое, ты мне это дай, ты мне то дай; а потом удивляются, почему от них люди шугаются. Происходит это потому что дружелюбие порождает дружелюбие, нет здесь ничего особенного, да, конечно, Господь нас любит по- другому, но про людей Соломон прямо говорит, так и получится: хочешь иметь друзей, будь сам дружелюбным.  Как ты себя ведешь, так и к тебе вернется. Некоторые говорят, что пускай сначала он докажет, что он хороший друг, потом я буду дружелюбным. Значит друзей у тебя не будет никогда, а с какой радости людям нужно тебе что-то доказывать, кто ты такой? Есть даже поговорка такая: «Я не думаю, что всем нравлюсь». Это гордыня, помните как гордыню определял преподобный Никодим Святогорец, он говорил что гордый человек говорит: я нечто  и нечто немаловажное. Это из-за гордыни, отсюда вытекает, что я человек хороший и все со мной должны дружить, а они говорят, да не должны мы тебе ничего. Люди всё это прекрасно понимают, и они правы на самом деле.

   Дружить с человеком, который сам недружелюбен совершенно мертвое дело. Знаю людей, которым нравиться чтобы с ними дружили, но сами ведут себя по-свински, и с ними сначала как-то пытаются общаться, а потом завязывают за ненадобностью, и в этом причина того что с возрастом у многих людей друзья пропадают, а у других наоборот битком друзей. 

   В школе вообще кажется много друзей, да и в школе бывают нелюдимые люди, но все-таки все мы там в одной каше варимся, а дальше люди постарше становятся, особенно после института, на работе кажется, что друзей осталось совсем немного или вообще нет, бывает время, когда вообще полное одиночество, некоторые жалуются, что месяцами никто не звонит. Помню один человек мне говорил: а я на месяц пропали мне никто не позвонил. Ты и виноват, так себя вел, понимаете, так себя вел, вот тебе никто и не позвонил. Дружелюбного человека на самом деле просто раздирают звонками, разговорами, у него и дома толпа народа бывает всегда, и со всеми он общается, и всегда его поддержат все, человек дружелюбный. Вы таких людей наверняка встречали, у которых чем больше живешь,  тем больше друзей у них получается.

   Есть очень важный такой принцип, Соломон дальше скажет о нем, но я сейчас скажу: если ты хочешь иметь много друзей, ты должен быть не только дружелюбным, ты должен уметь снисходить. Если ты покрываешь грех, ты ищешь дружбы, а если ты всё время о нем напоминаешь, ты потеряешь любовь.  

   А у нас часто об этом забывают, потому люди теряют  все контакты дружбы. Умный человек, даже когда другой человек делает ему нехорошо, он промолчит, он от него отойдет, чтобы не трогали, это мудро на самом деле. Он дает возможность человеку  другому покаяться, он его не добивает, не идет на конфликт и в результате  у него потом получится хорошая дружба. Это принцип, по которому можно набрать себе огромное количество людей 

   « … и бывает друг, более привязанный, нежели брат». Это действительно правда, бывает дружба куда более сильная, чем какие-то  родственные отношения, это тоже очень важно, поэтому Соломон говорит: ищи друзей, подбирай себе друзей, будь сам дружелюбным и тебе друзья будут более верны, чем даже родственники, чем родные.

 Если вам не нравятся друзья,  не ищите, есть ряд людей, которым дружба не нравиться, но это их личные выводы, Господу Христу дружба нравиться. Чтобы подбирать друзей, нужно чтобы было из кого подбирать, а если ты не дружелюбен, то тебе выбирать просто не из кого будет. Почему  у нас берут кого ни попадя в друзья? Знаете? Просто хватаются за первого попавшегося. Дружелюбные люди могут подбирать себе компанию. Те люди, которые не любят ни с кем общаться, которые не любят дружественно относится к другому человеку, то им и выбирать-то просто не из кого.  Поэтому и хватаются за первого человека, которого увидел, чтобы в него вцепиться и от своего одиночества хоть как-то спастись. Или попадется злодей, который будет его использовать, от которого бежать быстрее нужно,  и тот снова останется в одиночестве.  

   Поэтому и сказано выбирайте, а для этого нужно быть дружелюбным. Дружелюбие на самом деле крайне важная вещь, без нее человек не приучится к любви, к настоящей.  

 

 


Назад к списку